• Авторизация


Рецензия на фильм "Край" Prostoserega : 01-10-2010 20:50


[280x400]
Что русскому хорошо, то и немцу хорошо...

Российский режиссер Алексей Учитель снял фильм "Край", который недавно появился в широком прокате. Картина была неоднозначно воспринята критиками, хотя и представлена от России в номинации "Лучший иностранный фильм" самой престижной кинопремии "Оскар".

Во-первых, хочется заметить, что исторических сведений о поселке Край, по-видимому, нет, а значит, это вымышленный населенный пункт. Название его не случайно, ведь авторам нужно было как-то обозначить отдаленность данного места. "Дальше ничего нет", - неоднократно говорят герои фильма. Интересны также два факта: дед актера, сыгравшего главную роль - Владимира Машкова - был машинистом паровоза, а при подготовке картины существовало 109 вариантов сценария.

Итоговый вариант картины, на первый взгляд, получился очень даже неплохой кинолентой. Но обо всем по порядку. Вначале складывается неоднозначное впечатление о том, что сюжет будет скучным и непонятным. Тем не менее, когда проходит "раскачка", становится ясным, что фильм перед нами серьезный и непростой.

Не стоит подробно останавливаться на сценарии, чтобы читателям было интересно посмотреть картину самим, поэтому ограничимся лишь тем, что укажем место действия, условия и исходные действия. Игнат (герой Владимира Машкова) приезжает в сибирский поселок Край, где трудятся в послевоенные годы предатели Родины. Игнат - бывший фронтовик и испытывает страсть к паровозам. В Сибири контуженного машиниста ждет целая вереница приключений.

Рассматривая игру актеров, стоит отдельно остановиться на главной роли. Владимир Машков прекрасно вжился в этот образ отчаянного машиниста. по словам самого актера, он в буквальном смысле слова прожил год в паровозе. Картину снимали долгое время, поэтому неудивительно, что Машков изучил все тонкости, и это видно на экране. Одному из лучших российских актеров удалось передать не только профессиональные тонкости, но и человеческие черты, жизненные переживания фронтовика, соскучившегося по мирной жизни, и отчаянного человеколюба.

Напротив, признаками мизантропии наделен герой Сергея Гармаша - представителя власти, который приезжает в Край, и, узнав, что в поселке есть немка и мальчик, отцом которого является немец, решает увезти их с собой, дабы затем, видимо, избавиться от них. Этот беспощадный представитель власти даже убивает мать, отчаянно бросившуюся спасать свое дитя.

Что касается местного руководителя господина Колыванова, то этот однорукий начальник отличается нерешительностью и беспомощностью. Он то и дело уповает на некого Фишмана, который должен приехать и разобраться со всеми по-настоящему. На самом же деле оказывается, что "Фишман" - это название паровоза.

Две основные женские роли в фильме сыграли в общем-то неизвестные актрисы Аньорка Штрехель (Эльза) и Юлия Пересильд (Софья). Надо сказать, что передать характеры девушкам удалось, а это является главным показателем в фильме такого жанра. Удивительно, но по ходу фильма возникает больше противопоставлений Игнат - Софья, нежели Софья - Эльза. И это неспроста.

Главная идея фильма - это то, что вне зависимости от национальности каждый человек является Человеком, личностью. Фильм Алексея Учителя нивелирует и опровергает пословицу "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Моралью фильма, пожалуй, является фраза "Что русскому хорошо, то и немцу хорошо". Когда Игнат, починив немецкий паровоз, просит рабочих выпить за новую машину, все только негодуют и отказываются поддержать его. С ним рядом оказывается лишь "немчура" (как ее неоднократно называют в фильме) Эльза. Игнату неважно, что паровоз немецкий. Если он выжимает 75 км/ч, то неважно, в какой стране он был произведен.

На фоне неплохой геополитической дружбы между немецким и российским государствами в современном мире данная картина выглядит хорошим жестом в направлении укрепления взаимоотношений этих двух стран.

В фильме много трогательных и сентименатльных моментов, которые, по большому счету, хоть и возникают на ровном месте, но все же обусловлены мрачноватой атмосферой происходящего и серьезностью затронутой режиссером темы.

Не совсем понятным осталось, почему в картине так много внимания уделено медведю. Да, он является неким символом благополучия Края, но все-таки видимо режиссер переборщил с этим образом.

Среди недочетов можно также отметить встречающиеся нецензурные выражения, хотя по большому счету без них не обходится серьезное кино. Много в фильме и мордобоя. Не в привычном образе, а в несколько смешном. Дело в том, что герой Машкова при первой возможности применяет силу кулака к несогласным с ним. Это выглядит довольно юмористично.

С улыбкой на лице приходится наблюдать сцены гонок на паровозах. Такой элемент экшна едва увидишь в другом кино. Особенно нелепо выглядит одна из финальных сцен, когда вслед за двумя соревнующимися
Читать далее...
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии