• Авторизация
Лента друзей млечная_дорога Дневник млечная_дорога / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»


Тотемы из Аляски и Канады. Алла_Латулина / ГАЙАВАТА : 12-02-2009 20:45


Тотемы из Аляски и Канады



[326x476]
[576x393]
Тотеми́зм — некогда почти универсальная и ныне ещё весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема.
Термин этот заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.
В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, племя, а иногда и индивид — оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными и, по видимому, древними тотемами были животные.
Тотемы

Цитата сообщения Перуанка
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
«Синие мундиры» на битве при Литтл-Бигхорн ПараЛеЛьные_Миры / ГАЙАВАТА : 25-01-2009 19:55


[362x480]
До 1865 г., когда по окончании Гражданской войны регулярная армия смогла вернуться к исполнемию своих обязанностей на Западе, граница по большей части находилась под охраной полков, сформированных на местах. Кроме них бнло создано еще пять полков так называемых «волонтеров Соединенных Штатов», которых набирали среди пленных конфедератов, которые предпочли сражаться с индейцами, а не томиться в лагерях военнопленных. Взамен им гарантировали, что не будут использовать их в операциях против южан. С завершением войны волонтеры были демобилизованы и в прерии вновь вернулись регулярные войска.

Американская армия имела самый пестрый и разнородный личный состав Многие приобрели вкус к армейской службе за время Гражданской войны; немалое число просто сменило серый мундир на синий; иные прибыли из европейских армий; немало было и беглых преступников, скрывавшихся от правосудия - бандитов из больших городов и злостных банкротов. А рота «С» 8-го Кавалерийского полка имела в своих рядах солдат, получивших учёную степень в Гарвардском университета.

Каждый кавалерийский полк состоял из 12 рот, разделённых между тремя эскадронами, по 4 роты в каждом. Рота разделялась на два взвода, каждый из которых состоял из отделений по 4 человека каждое. Роты редко проходили службу все вместе. Чаще роты разных полков сводили по мере необходимости в отдельные соединения. В соответствии со специальным распоряжением президента штатный состав одной роты соответствовал минимально 50, а максимально - 100 солдат при капитане и двух лейтенантах. Однако реально редкая рота, как в кавалерии, так и в других родах войск, достигала этого числа. Так офицер 5-го Пехотного полка, сражавшийся против сиу и северных шайеннов в 1878г., сообщает, что рота его полка насчитывала в строю едва 16 человек. В случаях подобного некомплекта они состояли фактически из большого единого взвода.

Командовал полком полковник с помощью подполковника. Во главе каждого эскадрона стоял майор. Эскадроны были пронумерованы цифрами, роты имели буквенные обозначения. Каждой ротой командовал капитан с помощью первого и второго лейтенантов. Унтер-офицерский состав включал в себя: старшего сержанта (сержант-майор), сержанта-квартирмейстера, старшего оркестранта и старшего горниста. Каждая рота имела в своем составе одного 1-го сержанта, пять сержантов, четырёх капраллв, двух горнистов, а также кузнецов, шорника и возницу. В среднем против индейцев армия официально развернула силы до 10 970 кавалеристов. Дезертиры, умершие и откомандированные делали, разумеется, эту цифру гораздо меньшей.

Роты были не только разрозненны и немногочисленны, но и личный состав в них был, в большинстве своём, весьма плохо обучен. Предполагалось, вероятно, что ветераны Гражданской войны не нуждаются в муштре, а потому занятиями с личным составом попросту пренебрегали. Гарнизонный маркитант клерк Петер Кох вспоминал, что при инспекции форта Эллис в 1871 г. в Монтане «офицеры ограничились тем, что проинспектировали несколько бутылок с шампанским». Положение начало меняться к лучшему в 1872 г., когда официально были введены учебные стрельбы и каждый солдат должен был ежегодно расстрелять на стрельбище 90 патронов с различных дистанций. Но серьёзные учения начали практиковаться в армии только после битвы при Литтл Бигхорн, результаты которой просто шокировали военное ведомство.

Однако следует отметить, что оружие в армии всегда поддерживалось на современном уровне с момента внедрения в 1866 г. винтовок, заряжающихся с казенной части. Старые мушкеты Спрингфилда калибра 0,58 были быстро и без труда переделаны на новый манер и приспособлены под использование унитарного металлического патрона. Кавалерист имел при себе несколько видов оружия. Во-первых, это была легкая кавалерийская сабля образца 1860 г. с медным эфесом, носимая на черном кожаном поясном ремне с прямоугольной медной пряжкой, на которой был изображен орел в серебряном венке. На походе, однако, сабли зачастую снимались и сдавались на хранение. В бою использовались они крайне редко. Единственный известный случай массированной сабельной атаки в индейских войнах на Равнинах относится к 1857 г., когда таким образом были рассеяны крупные силы шайеннов (кстати, практически без прямого столкновения). К обычному вооружению кавалериста относился также тесак, носившийся на поясном ремне.

Сабля у кавалериста висела на левом боку, а на правом ее уравновешивал револьвер в черной кожаной кобуре. Первоначально это был «кольт» или «ремингтон» калибра 0,44. Это были капсюльные револьверы, где использовались бумажные патроны, а выстрел происходил от удара курка по медному капсюлю с ртутным наполнителем. Заряжались они довольно медленно. В 1872 г. в армии была принята на вооружение новая модель «кольта» калибра 0,45 - так называемый «миротворец». Тут уже применялся унитарный
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии

Бумажные индейцы. Алла_Латулина / ГАЙАВАТА : 17-12-2008 00:16




[311x450]
Mas
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Новые и старые бизоны. Алла_Латулина / ГАЙАВАТА : 07-12-2008 00:28


[520x400]
Чудные здесь названия! Вот мелькнуло озеро с финским именем Хейккилла. Территория, по которой мы ехали, зовется Бойс-Форт, что на самом деле французское Буа-Форт. А направлялись мы к племени чиппева.
Такова северная Миннесота. Первыми на земли коренных обитателей этих мест пришли французы, оставившие здесь следы в виде географических названий. В конце прошлого века появились финские горняки и фермеры. Ну а индейцы оказались в резервациях, которые обычно представляют собой небольшие изолированные друг от друга территории. Мы же ехали в часть резервации чиппева Бойс-Форт, названной по озеру Нетт-Лейк.
Дикий рис
На встречу с журналистами в здание администрации, точнее правительства, племени пришли многие здешние активисты, старейшины и молодежь!..
Я разглядывал юношей и девушек, севших тесной группой у одного из концов стола. Смотрелись они вполне обычно и даже обыденно: шорты, футболки... Мало что выдавало в них краснокожих. Только у некоторых были заметны признаки вырождения: алкоголизм, бич большинства резерваций, оставляет свои следы.

Вошла пожилая индеанка. «У нее девять детей и тридцать пять внуков», — прошептал мне на ухо Тэдд Джонсон, главный юрист племени, который вел встречу.

Я, памятуя об индейской почтительности к старшим, знакомой всем по кинофильмам, ждал, что молодежь вскочит, начнет предлагать старушке место. Никто из них, к моему удивлению, даже не пошевелился. Вот как ломаются стереотипы! — подумал было я, и в этот самый момент директор по экономическому планированию резервации Девид Дэнз внес стул и усадил многодетную мать.

Киношные стереотипы в отношении индейцев все-таки живучи, и многие из них вполне соответствуют действительности. Помню, мой знакомый из Миннеаполиса, имеющий дом в многорасовом квартале, где живет и немало индейцев, рассказывал: как-то в преддверии Рождества собрались местные «общественники» и решили устроить для бедняков на праздник бесплатную кухню с обедами. Белые, вспоминает знакомый, стали тут же создавать какой-то оргкомитет, черные — шуметь, кричать. Индейцы, не проронив ни слова, ушли. И пропали до самого сочельника. Появились молча с палатками для раздачи обедов, молча поставили их и снова разошлись. «Где вы были, куда исчезли?» — «А что? Мы ведь обо всем уже договорились».

Поселок на берегах Нетт-Лейк мало чем отличался по виду от остальных американских поселений. Единственное, что бросалось в глаза, — мусорные свалки, тут и там старые брошенные машины и обилие без дела слоняющихся людей. Но как же иначе? — 60 процентов жителей резервации безработные.
Сегодня племя насчитывает 2600 человек, на родном языке оджибве говорят 38 процентов человек, понимают — еще 12.

На майке у одной из девочек-индеанок читаю надпись: «Моя сестра — в ВМФ». Критическое отношение большинства индейцев к правительству хорошо известно, но при этом они самые лояльные граждане США. Именно они дали больше всего добровольцев во всех войнах, что вела Америка, и среди них самые большие людские потери по сравнению с другими группами населения.

...Под столом вижу коробку с наклейкой: «Оджибве инкорпорейтед, Мурхэд, Миннесота». Вот так: индейцы то ли производят, то ли упаковывают расходные материалы для компьютеров. За окном синеет гладь озера Нетт-Лейк. А посреди него словно плавает островок Спирит-Айленд, остров Духов...

На столе — вездесущая кока-кола, а к ней вместо поп-корна — такая же воздушная закуска из дикого риса.
Дикий рис, по-чиппевски «маномин», традиционно был главным источником жизни индейцев в Бойс-Форте. Водное растение zizania aquatiса, близкое дикому овсу, в естественных условиях растет только в Миннесоте, Висконсине и Онтарио. На озере Нетт-Лейк его собирают с каноэ с августа по ранний октябрь. Сегодня дикий рис считается деликатесом, он полезен для здоровья и готовится быстрее риса обычного. Его можно встретить в меню многих ресторанов Америки, но только здесь, в Нетт-Лейк, крупнейшей его популяции в мире, произрастает лучший по качеству «маномин». Отсюда, из северной Миннесоты, он разошелся и по другим мелководным озерам Северной Америки. Не без помощи индейцев.

Дикий рис — лишь одна из культур, которыми обогатили мир коренные американцы. А их не счесть. Профессор из Макалестер-колледжа в Сент-Поле, крупнейший специалист по индейцам Джек Уэзерфорд написал пару книг только о вкладе краснокожих в мировую цивилизацию.

Как знания и навыки индейцев укладываются в копилку современных достижений я сам смог познакомиться несколькими днями ранее. На окраине Сент-Пола мне показывали мощнейшую ретрансляционную станцию, принимающую телевизионный сигнал со спутников и обслуживающую всю Миннесоту. Я восхищался высокотехнологичным точнейшим электронным оборудованием станции, а когда мы вышли на улицу, вдруг увидел на коньке здания не то деревянную, не то пластиковую фигурку совы. «А это для чего?» — спросил я. «У
Читать далее...
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Индейцы by Wendelin Алла_Латулина / ГАЙАВАТА : 06-12-2008 23:28


Индейцы by Wendelin



Галерея: Wendelin
Рисунки-интерпретации черно-белых фотографий, сделанных Эдвардом Кертисом и другими фотографами в начале 20-го века.
Потреты, потрясающие детализацией и прорисовкой!!!
Все рисунки увеличиваются.

HE DOG - Oglala
[показать]
смотреть дальше
комментарии: 5 понравилось! вверх^ к полной версии
Томагавки. Алла_Латулина / ГАЙАВАТА : 03-12-2008 00:48


Томагавки



[500x375]
Слово «томагавк», как и большинство остальных названий «индейских предметов», происходит из алгонкинских языков.
На делаварском языке это «томахикен», на массачусетском — «томехоган», на могиканском — «туммахакан» и так далее.
В мировой словарь томагавк попал явно через посредство первых английских колонистов в Вирджинии, которым он доставил немало бед. Предшественницей настоящего томагавка, каким его узнали первые европейцы, даже в послеколумбову эпоху была деревянная дубина с каменной головкой. Однако вскоре, после первых же контактов с белыми, это каменное оружие сменили настоящие «томагавки», имевшие бронзовую или чаще железную шляпку.
В отдельных областях Северной Америки индейские томагавки нередко бывали весьма различны по форме. Например, в Вирджинии они походили на немного загнутый серп, в других местах больше напоминали саблю.
Foto mas
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Музей цивилизации в Канаде. Алла_Латулина / ГАЙАВАТА : 24-11-2008 00:19


[250x249]
Несмотря на общепризнанную цивилизованность, Канада — страна далекая, неисхоженная и даже загадочная. Неудивительно поэтому, что прогулка по Канадскому музею цивилизации сопровождается «глубоким погружением» в местные легенды и мифы, а также в житейскую правду как о древних, так и о современных нам людях.

В центре города, на берегу реки Оттавы, возвышается холм, увенчанный знаменитым неоготическим зданием канадского парламента. А как раз напротив него, на другом берегу, разместился Канадский музей цивилизации.
Радует глаз и облик самого музея, виднеющегося уже с моста. Суперсовременное здание причудливо «растекается» вдоль реки, своими зооморфными формами напоминая лениво разлегшееся крупное животное. «Или нет, скорее, — индейский тотем», — подумала я, подойдя поближе, чтобы разглядеть фасад. И оказалась недалека от истины.

Три «кита».

Выставочный комплекс выстроен на том самом месте, где несколько веков прямо в чаще девственного леса располагалось индейское святилище, украшенное столбами с резными изображениями божеств. Парламентский холм тогда еще пустовал, по Оттаве скользили каноэ, а о белых людях никто слыхом не слыхивал.

С тех пор прошло очень много времени. Теперь самый богатый экспонатами, самый компьютеризированный, набитый всяческой техникой и просто наиболее посещаемый музей Канады имеет уже солидный возраст и в то же время очень юн. Ему одновременно 150 и 15 лет — это как посмотреть. Первая коллекция, посвященная канадским истории и культуре, была представлена на всеобщее обозрение местным Геологическим обществом в 1856 году. К 1927-му она разрослась до Национального музея Канады, позже переименованного в Национальный же музей человека (Museum of man). Но двадцать лет назад набиравшие силу феминистки обратили внимание общественности на обидную двусмысленность названия (оно могло толковаться и как некий «Музей мужчины»). Тогда, ко всеобщему удовлетворению, нашлось нейтральное и в то же время более масштабное название: «Музей цивилизации». Наконец, в 1989 году разросшееся за полтора века собрание переехало в специально спроектированный «дворец» и тем самым обрело новую жизнь.

Величественная картина предстает глазам посетителя, когда он попадает вовнутрь. Здесь его встречают и гигантские коридоры с прозрачными стенами, откуда открывается чудесный вид на Парламентский холм, и лабиринты залов, ведущие буквально «в глубь» истории, и лестницы-эскалаторы, увлекающие в подкупольные пространства с росписями на темы индейской мифологии…

Миф о боге-вороне, творце всего сущего.
(большой зал индейской культуры)

Зал действительно велик. Одна из его стен образует сплошное огромное окно с видом на реку. Стеклянные плоскости разделены столбами, подозрительно напоминающими весла. Взгляд наверх проясняет идею архитектора: потолок похож на перевернутое днище каноэ. Все внутри зала — и экспонаты, и люди — оказывается как бы «в одной лодке». Можно смело плыть навстречу тайнам индейского леса, приобщить нас к которым взялся симпатичный франкоканадец Ришар. Правда, признался он, непосредственно снаружи, в ближайшей округе, леса больше нет. Однако тайга начинается уже в нескольких километрах к северу от Гатино, а стоит углубиться в нее еще километров на десять, и появляется реальный шанс встретить настоящего медведя, даже теперь, в XXI веке! Как бы в доказательство этого факта гид широким жестом указал на самую большую в мире фотографию, занимающую всю вторую продольную стену зала (то есть противоположный окну «борт каноэ»). Длина снимка, изображающего канадскую чащу, соответственно равняется длине зала — более сотни метров. Она, в свою очередь, служит задником для экспонатов — нескольких выстроенных в ряд хижин.

Каждая из них представляет культуру одной из индейских народностей, живших за несколько тысяч километров от Оттавы, вдоль Тихоокеанского побережья Канады (некоторые из племен, впрочем, процветают и поныне). Перед каждым домом — тотемные столбы с резьбой, внутри — все, что может хоть как-то свидетельствовать о культуре того или иного племени: мебель, одежда, предметы быта, украшения, игрушки и просто старые гравюры европейцев с видами индейских поселений. А чтобы усилить «эффект присутствия», все жилища оснащены видеомониторами и интерактивными экранами, с помощью которых любопытный визитер может задать любой вопрос «по теме».

Каждая из таких хижин в отдельности вполне могла бы претендовать на роль самостоятельного этнографического музея, а в Большом зале их целых шесть: чтобы обойти и подробно рассмотреть все, требуется не один час. На прочтение одних только названий племен сколько времени уйдет: подскажу, по секрету, что Nuu-Chah-Nulth по-русски известно как «нутка», Kwakwala'wakw — «квакиютль».

За этими экзотическими именами — столько своеобразного, что можно подумать, речь идет не о соседях, а о народах, отделенных друг от
Читать далее...
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Атрибуты индейского шаманизма Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 16-09-2008 07:41


[528x319]
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Ребёнок в сумке Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 25-08-2008 14:11


[363x591]
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Мексиканская индианка Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 23-08-2008 17:23


[700x455]
комментарии: 0 понравилось! вверх^ к полной версии
Индеец Маленькое Белое Облако ? Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 22-08-2008 12:53


Снова ничего не нашёл о нём. [312x472]
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Ashishishe Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 21-08-2008 02:43


К сожалению кроме того, что этот индеец из племени Кроу (1856?-1923) ничего не нашёл. Может кто-нибудь знает ещё что-нибудь? В американской векипедии он Curley.

[499x699]
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Исчезание племени краснокожих в Соединенных Штатах ПараЛеЛьные_Миры / ГАЙАВАТА : 18-08-2008 13:24


[348x480]
Публикация в журнале "Вокруг света" 1861 года .

Два века тому назад, в Соединенных Штатах было краснокожих индейцев от 16 до 17 миллионов, в настоящее же едва-едва насчитывают их до двух миллионов. «Таким образом,» - говорит очевидец, почтенный аббат Доменек, у которого мы заимствуем эти сведения, (Sept annees dans des deserts de l`Amerique du Nord, par l`abbe Domenech. Londres, 1860) «таким образом, в продолжение трех поколений спиртные напитки, оспа, холера, и огнестрельное оружие, занесенное сюда цивилизацией, успели истребить в этой части света до 14 миллионов людей. В ряду всех этих причин такой страшной смертности, конечно, самая действительная, оспа; в течение одного лишь месяца она похитила у биккаров, ассибуанов, воронов, маодалов, минетаров и черных-ног, до двенадцати тысяч человек. И страшно было смотреть на этих страдальцев: одни, в предсмертных страданиях, поражали себя ножом в грудь, другие бросались в мерзлые озера и реки, чтобы там или погасить страшный огонь горячки, или найти себе смерть; ещё иные бросались в пропасти, или со стоном катались по песку.

Но если оспа в месяц похищает тысячи, то спиртные напитки поглощают в 10 раз больше. С появлением англосаксонского племени в Америке, водка начала входить в привычку у индейцев и пьянство перешло наконец в сильную отравляющую страсть. Грангулакопак, великий воитель из племени криков, несколько раз вставал в народном собрании против губительных последствий огненной воды и говорил с патетическим красноречием: «Отцы, братья и земляки, говорил он, мы собрались здесь, чтобы рассуждать о наших делах, но о чем рассуждать будем? Я встал уже, чтобы говорить собранию, но я не предложу ни нового плана войны, ни совета, которым бы можно было приискать нам союзников новых, или более и более упрочить привязанность друзей старых. Подобные советы теперь нам не надобны. Нет, я хочу говорить вам, отцы и братья, о деле, которое должно решить: составлять ли нам отдельный самобытный народ, или исчезнуть совершенно; быть нам, или не быть! Враг наш, о крики, которого я разумею ныне, это проклятая губительная жидкость, это – огненная вода, которой наши друзья-предатели, бледнолицые, потчуют нас всегда и везде, подливают нам с такой тароватой щедростью и спаивают нас вконец. Предупреждаю вас, соплеменники, об этом предательстве, потому что эта адская жидкость отнимет нашу силу, обезумит рассудок, расслабит руки наших воинов, мудрое слово советника переменит в лепет ребенка и – настанет день, когда мы совершенно исчезнем!»

Одна из значительных причин исчезновения племени краснокожих, это также – насильственные выселения индейцев. При захватывании земли белыми, Соединенные Штаты почти всегда прибегают к самым варварским мерам. Какому-нибудь краснокожему племени дается приказание очистить землю для белых и выселиться; несчастных тотчас же вталкивают и набрасывают в вагоны, женщин, мужчин, детей, больных натаскивают, как стадо животных, сюда же садится и войско, или волонтеры, которые должны конвоировать краснокожих и с которыми они обращаются самым злейшим образом. После тысячи бедствий в пути, их пригоняют в какую-нибудь страну, в которой, за совершенным отсутствием дичи и охоты, они, на первых порах, вымирают с голода, а оставшиеся в живых, не имея наклонности и навыка к возделыванию земли, также мало-помалу совершенно исчезают.
комментарии: 5 понравилось! вверх^ к полной версии
Легендарный индеец Сидящий Бык Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 15-08-2008 13:24


[254x394]
комментарии: 4 понравилось! вверх^ к полной версии
Иллюстрация к Гайавате Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 13-08-2008 14:19


[442x698]
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Нападение Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 12-08-2008 17:02


[637x394]
комментарии: 3 понравилось! вверх^ к полной версии
Генри Лонгфелло : Песнь о Гайавате ( продолжение ) ПараЛеЛьные_Миры / ГАЙАВАТА : 09-08-2008 16:39


ПИРОГА ГАЙАВАТЫ ( Часть 2 )

«Дай мне, Ель, смолы тягучей,
Дай смолы своей и соку:
Засмолю я швы в пироге,
Чтоб вода не проникала,
Не сочилася в пирогу!»

Как шуршит песок прибрежный,
Зашуршали ветви ели,
И, в своем уборе черном,
Отвечала ель со стоном,
Отвечала со слезами:
«Собери, о Гайавата!»

И собрал он слезы ели,
Взял смолы ее тягучей,
Засмолил все швы в пироге,
Защитил от волн пирогу.

«Дай мне, Еж, колючих игол,
Все, о Еле, отдай мне иглы:
Я украшу ожерельем,
Уберу двумя звездами
Грудь красавицы пироги!»

Сонно глянул Еж угрюмый
Из дупла на Гайавату,
Словно блещущие стрелы,
Из дупла метнул он иглы,
Бормоча в усы лениво:
«Подбери их, Гайавата!»

По земле собрал он иглы,
Что блестели, точно стрелы;
Соком ягод их окрасил,
Соком желтым, красным, синим,
И пирогу в них оправил,
Сделал ей блестящий пояс,
Ожерелье дорогое,
Грудь убрал двумя звездами.

Так построил он пирогу
Над рекою, средь долины,
В глубине лесов дремучих,
И вся жизнь лесов была в ней,
Все их тайны, все их чары:
Гибкость мощных сучьев кедра
И березы стройной легкость;
На воде она качалась,
Словно желтый лист осенний,
Словно желтая кувшинка.

Весел не было на лодке,
В веслах он и не нуждался;
Мысль ему веслом служила,
А рулем служила воля;
Обогнать он мог хоть ветер,
Путь держать - куда хотелось.

Кончив труд, он кликнул друга,
Кликнул Квазинда на помощь,
Говоря: «Очистим реку
От коряг и желтых мелей!»

Быстро прыгнул в реку Квазинд,
Словно выдра, прыгнул в реку,
Как бобер, нырять в ней начал,
Погружаясь то по пояс,
То до самых мышек в воду.
С криком стал нырять он в воду,
Поднимать со дна коряги,
Вверх кидать песок руками,
А ногами - ил и травы.

И поплыл мой Гайавата
Вниз по быстрой Таквамино,
По ее водоворотам,
Через омуты и мели,
Вслед за Квазиндом могучим.

Вверх и вниз они проплыли,
Всюду были, где лежали
Корни, мертвые деревья
И пески широких мелей,
И расчистили дорогу,
Путь прямой и безопасный
От истоков меж горами
И до самых вод Повэтин,
До залива Таквамино.
[640x481]
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Генри Лонгфелло : Песнь о Гайавате ( продолжение ) ПараЛеЛьные_Миры / ГАЙАВАТА : 09-08-2008 16:36


ПИРОГА ГАЙАВАТЫ ( Часть 1 )

"Дай коры мне, о Береза!
Желтой дай коры, Береза,
Ты, что высишься в долине
Стройным станом над потоком!
Я свяжу себе пирогу,
Легкий челн себе построю,
И в воде он будет плавать,
Словно желтый лист осенний,
Словно желтая кувшинка!

Скинь свой белый плащ, Береза!
Скинь свой плащ из белой кожи:
Скоро лето к нам вернется,
Жарко светит солнце в небе,
Белый плащ тебе не нужен!»

Так над быстрой Таквамино,
В глубине лесов дремучих,
Восклицал мой Гайавата
В час, когда все птицы пели,
Воспевали Месяц Листьев,
И, от сна восставши, солнце
Говорило: «Вот я - Гизис,
Я, великий Гизис, солнце!»

До корней затрепетала
Каждым листиком береза,
Говоря с покорным вздохом:
«Скинь мой плащ, о Гайавата!»

И ножом кору березы
Опоясал Гайавата
Ниже веток, выше корня,
Так, что брызнул сок наружу,
По стволу, с вершины к корню,
Он потом кору разрезал,
Деревянным клином поднял,
Осторожно снял с березы.

«Дай, о Кедр, ветвей зеленых,
Дай мне гибких, крепких сучьев,
Помоги пирогу сделать
И надежней и прочнее!»

По вершине кедра шумно
Ропот ужаса пронесся,
Стон и крик сопротивленья;
Но, склоняясь, прошептал он:
«На, руби, о Гайавата!»

И, срубивши сучья кедра,
Он связал из сучьев раму,
Как два лука, он согнул их,
Как два лука, он связал их.

«Дай корней своих, о Тэмрак,
Дай корней мне волокнистых:
Я свяжу свою пирогу,
Так свяжу ее корнями,
Чтоб вода не проникала,
Не сочилася в пирогу!»

В свежем воздухе до корня
Задрожал, затрясся Тэмрак,
Но, склоняясь к Гайавате,
Он одним печальным вздохом,
Долгим вздохом отозвался:
«Все возьми, о Гайавата!»

Из земли он вырвал корни,
Вырвал, вытянул волокна,
Плотно сшил кору березы,
Плотно к ней приладил раму.
[640x426]
комментарии: 2 понравилось! вверх^ к полной версии
Настоящий маленький индеец Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 07-08-2008 16:16



[176x276]
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии
Интересный костюм Ли_Шин_Го / ГАЙАВАТА : 06-08-2008 17:01



[264x394]
комментарии: 1 понравилось! вверх^ к полной версии



Лента друзей млечная_дорога Дневник млечная_дорога / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»