Выдержки из книги Волкова "Теория литературоведения". Глава "Идейно-эмоциональная направленность литературы. Пафос, художественная правда и вымысел."
Мне показалось,что материал достаточно интересный. Само понятие "пафос" мы часто употребляем в речи, и его семантика уже давно приобрела несколько иной смысл,иногда это звучит,как насмешка. Я часто слышала,что,например, те же стихи Туомаса - это пафосно. Как мне кажется,будет полезно прочесть мнение эксперта на этот счет и узнать,что же такое "пафос в литературе".
Художественные произведения заключают в себе идеи уже потому, что они отражают существенные свойства жизни и выражают к ней общественно-значимое отношение. Художественные идеи имеют и особую общественно заинтересованную, соответственно идеологическую направленность, так как они являются всякий раз специфической художественной разновидностью определенного исторически развивающегося типа общественного сознания и деятельности, выражающей интересы определенных общественных сил.
Первоисточником художественных идей в реальной деятельности являются только те идеи,которые вошли в плоть и кровь художника, стали смыслом его существования, его идейно-эмоциональным отношением к жизни. Белинский назвал такие идеи пафосом.
Но и такая идея, которая стала пафосом творческого отношения художника к жизни, сама по себе еще не является художественной идеей. Художественной она становится только тогда, когда в процессе расширенного конкретно-чувственного освоения мира органически сливается в творческом воображении художника с типизированной им реальной характерностью жизни, придавая ей определенную общественно значимую, идеологическую направленность.
Пафос, по Тейно, - это содержание той или иной значительной, существенной для людей стороны общественной и личной жизни, представленное художником в жизнеподобной человеческой индивидуальности.
Подлинно художественный пафос - это свойство собственно художественного содержания как своеобразного результата субъективного освоения объективного мира, каким является художественно типизированная характерность жизни. В этом смысле каждый тип художественной реальности обладает своим пафосом, то есть своей внутренней общественной значимой направленностью.
Мировоззрение одни определяют только как философские взгляды, другие - как систему взглядов: идеологических и научных.
В принципе особые идеологические и научные взгляды писателя могут приобрести художественную ценность, если они становятся пафосом его творческой жизни и входят в творческий синтез с конкретно-чувственным содержанием воспроизводимой им действительности. В целом мировоззрение писателя шире его художественных идей.
С идеологической функцией искусства непосредственно связаны такие понятия, как художественная правда и художественная иллюзия.
Понятие правдивости, как оно издавна сложилось в сознании людей, не совсем то же самое, что понятие истины. Истина - это объективные знания о том, что уже существует в мире.
Художественная правда - это осуществленная в сфере воображения конкретно-чувственная реализация творческих возможностей людей.
В художественной иллюзии реальная жизненная характерность, с которой сливается духовный мир писателя, вырывается из конкретно-исторических связей и переводится в художественном произведении в такую конкретную связь, в какой она в действительности никак оказаться не может.