[488x700]
1909
Михаил Леонтьевич Миль
советский конструктор вертолётов, один из основателей отечественного вертолётостроения, генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. Родился в городе Иркутск, в семье служащих. Еврей. С юных лет увлекся авиамоделированием. Участвовал в конкурсах, где его авиамодели занимали призовые места. В 1925 году после окончания коммерческого училища поступил в Сибирский технологический институт (ныне - Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий «ТПУ») в Томске. Принимал активное участие в работе планерной секции. С товарищами построил легкий одноместный планер и сделал на нём первый полёт. В 1927 году из-за происхождения и доносов был вынужден оставить учёбу. Переехал в Новосибирск. Около года был рабочим кожевенной лаборатории. В 1928 году поступил на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске (ныне - Южно-Российский Государственный Технический Университет (Новочеркасский Политехнический Институт) на авиационную специальность. Все своё свободное время посвящал авиамоделизму. В 1929 году стал начальником бригады аэродинамиков в институте. В 1931 году после окончания института по рекомендации Н.И.Камова (конструктора вертолётов, будущего Героя Социалистического Труда) принят на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени Н.Е.Жуковского. Работал в должности инженера, начальника бригады аэродинамики и экспериментальных расчётов отдела особых конструкций. Участвовал в разработке автожиров «А-7», «А-12» и «А-15». В период с 1936 по 1943 годы последовательно занимал должности инженера, заместителя главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам. В период с 1941 по 1943 год находился в эвакуации в посёлке Билимбай (городской округ Первоуральск Свердловской области). Занимался вопросами усовершенствования боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Для проведения испытаний выезжал на фронтовые аэродромы. Во время испытательных полётов лично находился в самолёте. Член ВКП(б) / КПСС с 1943 года. В 1943 году вернулся вместе с семьёй в Москву. В период с 1943 по 1947 годы занимал должность научного сотрудника, начальника лаборатории № 5 в ЦАГИ. Занимался вопросами устойчивости самолётов, штопорной и вертолётной тематикой, усовершенствованием боевых свойств самолётов для более точного поражения наземных целей. Модернизировал отечественные и самолёты, поставляемые союзниками. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Руководил проектированием и созданием геликоптера «ГМ-1» (прототип первого отечественного вертолета «Ми-1»). Работы проходили очень тяжело. Геликоптер потерпел ряд аварий, а в одной из них погиб лётчик-испытатель. Тем не менее, М.Л.Миль нашёл в себе силы продолжить работу. Недостатки были устранены, воплощены в жизнь оригинальные идеи, которые используются в вертолётостроении до сих пор. С 1947 года М.Л.Миль - главный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 году под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт «Ми-1».
[699x526]
С 1964 года - Генеральный конструктор опытного КБ по вертолётостроению. Его коллективом были созданы вертолёты «Ми-2», «Ми-4» (удостоен золотой медали Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году), «Ми-6», «Ми-8», «Ми-10», «Ми-12» (самый большой в мире транспортный вертолёт), «Ми-14», «Ми-24», «В-12» и другие. На вертолётах его конструкции установлено 60 мировых рекордов. В 1962 году М.Л.Миль награждён призом «За достижения в области вертолётного искусства» знаменитого авиаконструктора И.В.Сикорского за достижение самым грузоподъёмным в мире вертолётом «Ми-6» рекорда скорости. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. Был очень одарённым человеком. Блестяще разговаривал на нескольких языках. Увлекался музыкой и живописью. В последние годы жизни отдавал много сил и энергии на доработку и проведение испытаний вертолётов для армии, в частности «Ми-24», первый полёт которого состоялся осенью 1969 года, незадолго до смерти конструктора. Умер в Москве после тяжёлой продолжительной болезни 31 января 1970 года.
[525x]Читать далее...