Протограмма (или менее точно акростих) - поэтическая форма, разновидность краестишия - стихотворение или его часть, первые буквы строк в которой складываются в слово или фразу, связанную с содержанием стихотворения как заголовок, эпиграф или имя человека/существа, кому посвящено стихотворение. Выбранное слово может как упоминаться в тексте, так и быть необходимым дополнением к написанному, проясняющим задумку автора, что, на мой взгляд, придает протограмме большую художественную ценность. Количество строк чаще всего равно количеству букв, но иногда поэты "вкрапляют" после каждого слова или заканчивают всё стихотворение строкой (кодой), начинающейся с многоточия и не учитывающейся в тексте протограммы. Также существуют отдельные виды протограмм, использующих не все строчки или особые правила прочтения (подробнее ниже).
Метр, рифмовка, форма в пределах выбранного для протограммы текста могут быть совершенно любыми. На строфику же протограмма иногда влияет тем, что ее слова становятся строфами стихотворения в случае, когда поэт хочет проявить форму произведения.
Существует несколько поэтических забав, одним из условий которых является составление протограммы.
Надо упомянуть и про вкрапления-направляющие - строчки, начинающиеся с многоточий, в зависимости от количества слогов/стоп в них, обозначают в стихотворении переход прочтения от протограммы к другому виду акростиха: цезурограмме, мезограмме или телограмме.
Также интересной задачей является использование в качестве основы для протограммы классической строфической поэтической формы (сонет, газель), а особенно, рефренных (триолет, рондель).
Словарь поэтических форм | Оглавление
Прятки - поэтическая забава, заключающаяся в написании стихотворения, в котором внутри слов, на их стыках и с помощью краестиший "прячутся" определенные заданием слова. Это может быть список слов или некая обобщенная категория.
Читала лежа - не спасло ничуть
От стен, от слов, легко за книгой спрятать
Лицо, а думы шьют, уронишь ядом
Слезу, бросаешь буквы драме чувств...
В глаза я целый час: "Особа Кати
Его тянула, скажем, как кровать..."
Пыталась сунуть. Тщетно. Хватит! Хватит!
Забыла малость. Сяду вышивать...
Василиса_Иванова,
Поэтические_игры. 12 зверюшек.
Неба раны лечил вихорь неукротимый -
На виски туч сединами тлен
Отвалившихся клочьев бросал тумана.
Рвались души рос, ели качались странно,
Котомки оврагов царица заняла Тень,
А меж складок серого покрывала сказка светила -
Маялся месяц справа, а Солнце - слева ярило!
Немойберег,
Поэтические_игры. 15 зверюшек.
Словарь поэтических форм | Оглавление
Пиррихий (дибрахий, дибрах) - стопа, состоящая из двух безударных слогов _ _. Дибрахий в умелых руках - выразительный звуковой инструмент, поскольку есть явное ускорение при прочтении его слогов. С его помощью можно включить в плавноритмичное стихотворение надрывные или "спешащие" фразы, поставить необходимый акцент, выделив важное слово.
Пиррихий встречается в размерах, кратных двум - двудольных (в хорее и ямбе) во всех стопах, кроме последней, в четырехдольных (хориямб, ямбохорей и др.) - во всех полустопах, кроме последней и т.д.
Вот в этом увеличенном сонете, написанном пятистопным ямбом, пиррихии выделены подчеркиванием:
На кончике твоем дрожит роса...
Ржавей! Тебя оставлю, нож-убийца,
С тобой меня покинут эти лица,
Безумием горящие глаза...
Пусть лезвие грань Неба отразит
И Солнце одарит тебя лучами -
Ты потеряешь блеск, а с ним и птиц,
Не знающих, что делать с палачами.
Пусть прах бумажный, брошенный огнём,
Впитает рукоять твоя витая,
В ней скоро позабудется моё
Тепло, пусть с каждым днём сочится, тает...
Земля всё принимает - добрых, злых,
Ларцы сердец, и цепи сожалений,
И ржу сомнений, и золу хулы...
Ты ж - помни боль потраченных мгновений -
Что, состраданье потеряв, привык
Впиваться в плоть моих стихотворений.
Василиса_Иванова, 1998 г.
В стихотворении выше пиррихии-ускорения расставлены только по смыслу - их появление не имеет структурной закономерности.
Существует несколько ритмических фигур, объединенных одним названием: "Ход пиррихия" - когда безударная пара перемещается по стопам (парам слогов) в определенной последовательности. Например, вот поступь пиррихия в четырехстопном хорее:
_ _ / _ / _ / _
/ _ _ _ / _ / _
/ _ / _ _ _ / _
/ _ / _ / _ / _
Никогда в клещах железных
Сном не забывалась птица -
Виться! биться! надрываться!
Деве-Ветру, в тучах смятой.
Отпусти, позволь остаться:
Или навсегда влюбиться
Или в сумраке исчезнуть -
Для нее свобода - свята!
Немойберег.
Подробно о ходе пиррихия расскажу в отдельной статье.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Хорей;
Хориямб;
Сонет;
Стихотворные метры;
Ямб;
Ямбохорей.
Словарь поэтических форм | Оглавление
Экспромт (от лат. expromtus — готовый) - стихотворение небольшого объема, за короткое время написанное или сочиненное в голове. Поводом для сотворения экспромта может послужить что угодно - от пролетевшей по небу птицы, посетившей мысли или нахлынувшего воспоминания до стихотворения или записи в дневнике другого человека.
Вот два экспромта, написанные на одну тему и по одному поводу:
Случалось и у курицы родиться
Цыпленку, что готов был век трудиться
И научиться низко, но летать.
Но всё ж поныне курица - не птица.
Орел ли, Лебедь из яйца лупится
Иль мудрый Ворон, если кура мать?
Василиса_Иванова.
Да, Новый год - рождение Христа,
Но Водогона день - не день крещенья.
Суть извращенья - ложь для обращенья!
Наружность схожа - внутренность не та!
Немойберег.
Если расценивать экспромт, как поэтическую забаву, то это стих на тему, подбрасываемую самой жизнью.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Стих на тему.
Словарь поэтических форм | Оглавление
Пентет - твердая поэтическая форма поэзии, состоящая из пяти строк (также пятистрочник). В отличие от терцета и катрена, у пентета масса вариантов рифмовки.
Видов полной (каждая строка рифмуется хотя бы с одной другой) рифмовки пентета 11: aaaaa, aaabb, aabab, abaab, baaab, aabba, ababa, baaba, abbaa, babaa, bbaaa.
Для пентета (а также терцета, септета, нонета и др. форм с нечетным количеством строк) актуальны виды рифмовки с врифмованной строкой, которая расширяет рифмическое разнозвучие. В пентетах почти не используют врифмовки в более чем одной строке, но и их - 93 разновидности (по 15 для врифмовки верхней и нижней строк и по 21 для каждой из трех между ними, внимательные читатели сами могут их расписать). Итого вместе с полными - 104 рифмических рисунка.
Я могу привести примеры для всех видов рифмовки (что возможно, впоследствие хотя бы частично сделаю, когда буду рассказывать об изобразительных свойствах рифмических линий), но пока приведу три пентета, чтобы не перегружать статью:
Кружится белый снег знаками по земле -
"Вечность" сложить ветрам, словно гранить хрусталь.
"Память", "Любовь", "Печаль"... Знаки меняют блеск.
Сложится лик - и в пыль! Брызнет в глаза - и в даль!
Давней Любви полёт... шрамами на крыле...
Василиса_Иванова, 2004 г.
Сердце не бьёт, сердце поёт -
Встреча!
Мимо... и пусть! Я развернусь -
Шаг тебе вслед - и будет грусть
Легче!..
Василиса_Иванова, 1998 г.
На жертвенном столе безлунной ночи
Пронзенные ладони двух озёр -
Блеск падающих слёз в сумаре тонет...
Берёзой тяжко стонет косогор
Под наветром... Чего ты, Буря, хочешь?
Немойберег.
Пентет-строфа. Пятистрочник используют и как строфу. Из уже описанных в словаре твердых форм пентет - неотъемлимая часть рондо и ронделя, восходника и закатника; из еще неупомянутых - является основой пентакля, пяти строф с движущимся ключом, пентетной двойки, а также встречается в чертовой дюжине, разновидностях сонета и ронделя. Если что-то забыл, вспомню - впишу.
ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ С ПЕНТЕТОМ:
Восходник;
Закатник;
Рондель;
Рондо.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Врифмовка;
Катрен;
Терцет.
Словарь поэтических форм | Оглавление
ВСЕ ИГРЫ | РЕЙТИНГИ | ЛУЧШИЕ СТИХИ | НОВЫЕ СТИХИ
________________________________________
Триолет с кодой
________________________________________
ПРАВИЛА СООБЩЕСТВА | ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
СЛОВАРЬ ПОЭТИЧЕСКИХ ФОРМ
Восходник - твердая поэтическая форма, состоящая из произвольного количества строф (но больше двух), каждая последующая из которых на одну строку больше, чем предыдущая.
Распространенные виды рифмовок: ab abс abcd abcde... (поступательная), aa aba abca abcda... (опоясывающая), ab bac cabd dbace... (волнообразная).
Вслед дождям вылилась полуночь звездная
Тишь воколь черная дрёмит лес ласково...
Ветер пал замертво в луг, ему постланный, -
Сном избыть сердца боль, сильным встать засветло
И отказ принятый извести бурею...
Сон нейдёт - язвою точит мысль поздняя:
"С ним-другим милая в сей ночной час, ведь я,
День яснив неба высь, сам вечор схмурился...
А устал - в вихорь-пляс-круговерть нужен ли?"
... и уснул с тяжестью на душе... Возле бы
Сесть, объять нежностью, прошептать: я твоя...
Улететь утром бы - пить росу-сурицу,
Возводить радуги выше гор... мужем звать...
Не судьба жить тебе, Майский ветр, с Вьюгою...
Немойберег.
Этот сонет-восходник (дистих-терцет-катрен-пентет) написан поступательной рифмовкой и двустопным несимметричным дуолем "амфимакр-дактиль":
/_ / /_ _ /_ / /_ _
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Дистих;
Закатник;
Катрен;
Пентет;
Сонет;
Стихотворные метры;
Терцет.
Словарь поэтических форм | Оглавление
Цепочка (цепь, гирлянда, строчка за строчку) - поэтическая забава для произвольного числа участников, заключающаяся в написании ряда стихотворений, каждое следующее из которых начинается со строчки из предыдущего. Заранее для цепочки могут быть определены тема, метр, размер, форма и другие направляющие перья поэтов условия.
Есть две разновидности этой забавы: "по очереди" и "наперегонки". В цепочке по очереди поэт, написавший стих, передает лист с ним (посылает по почте/выкладывает в интернете и сообщает) следующему, тот пишет, передает третьему и так далее. В цепочке наперегонки поэт зачитывает (дает копии/посылает по почте/выкладывает в интернете и сообщает) всем, и кто первый напишет дальше, тот и молодец - с последней строчки его стихотворения продолжится цепочка.
В сообществе Поэтические_игры сейчас объявлена как раз "Цепочка наперегонки" на свободную тему. Вот два стихотворения из нее:
Словно я в детстве... Минутное
Счастье от снега в руке...
Сколько, снежинки, вас спутано,
Скомкано в этом снежке....
В снежной груди дырка малая -
Нет, не небрежность - тайник.
Вот два снежка вместе, жалую
Сердце тебе, Снеговик!
Василиса_Иванова.
Сердце тебе, Снеговик,
В дар - как упрек иль проклятие.
Будет неслышно стучать оно -
Дни отравляя твои.
Тот, кто тебя создал-вылепил,
Вряд ли вернется. Не верь!
Стал ты потехой теперь
Детям, собакам на выгуле.
Мять будут, снегом бросать
Иль раскатают на части.
Выстоишь? Это ли счастье -
Жизнь одному простоять?
Оттепель, ветер... Не деться
С места... Влюбиться! Влюбиться!
Чтоб стало птицею биться
В клетке груди твоей сердце,
Чтобы разлиться ручьем
Жарких от радости слёз,
Чтобы и в страшный мороз
Литься по следу Её...
Немойберег.
Словарь поэтических форм | Оглавление
Вкрапление - поэтический прием, заключающийся в добавлении после каждой строфы стихотворения одной или нескольких строк, но меньше половины от количества строк строфы и всегда одинакового количества. Вкрапленные строки имеют свою собственную рифмовку. Стихотворение пишется так, что его можно прочесть и без вкраплений, но с ними вместе оно полнее раскрывает чувства героев стихотворения (во всяком случае, поэт должен добиваться этого).
Этот прием иногда используется желающими создать новую твердую форму из старой. Но вот оригинальный пример обратного подхода: мини-сонет (минист), достаточно редко используемая форма (два терцета и два дистиха), с помощью вкрапления моностихов дополняется до размера обычного сонета с необычной рифмовкой и звучанием:
Растворились ночи в сиянии глаз.
Не узнав меня, ты твердишь всё о нас.
Что ж, попробуй сердцу любовь навязать.
... снег издевкою вьется вкруг локона ...
Ты и взял бы крылья - измять да порвать,
На спине скрутить и держать-целовать -
Погубить губами, избыть мой отказ.
... вслед морозу улыбка холодная ...
Косы-плети, вьюга, не прячь - распусти!
То, что надо другу - устать и уйти.
... звезды падают с неба снежинками ...
Слов пустых и вздохов последний разлёт.
Как бы он любил меня - страсть не даёт...
... ночь - разлука, снегами расшитая ...
Василиса_Иванова.
Словарь поэтических форм | Оглавление
Катрин - твердая форма европейской лирической поэзии, состоящая из пяти катренов со строгой симметричной рифмовкой: aaBB aBaB BaaB BaBa BBaa, где a - мужская рифма, а B - женская. Рифмовку запомнить просто - сначала одна B двигается снизу вверх по катрену, потом другая, пока пары aa и BB не поменяются местами. Ограничения по метру и размеру есть, но небольшие - строчки с одной рифмой должны быть написаны одним размером.
У этой формы, описание которой не содержится ни в одном поэтическом словаре (специально искали), есть история, передающаяся из уст в уста: где-то в далеком Средневековье один поэт, имя которого уже безнадежно забыто, написал в этой форме четыре стихотворения о любви (летнее, осеннее, зимнее и весеннее), посвятив их некой Катрин, любовь к которой терзала и целила его сердце. И многие поэты после него писали пятью катренами со строгой рифмовкой стихи, адресованные или своим возлюбленным или, что гораздо чаще, той самой полумифической красавице, воспетой создателем формы. В девятнадцатом веке кто-то предложил назвать эту форму по имени девушки (хотя в русском языке название используют в мужском роде - "он собиратель катринов", "засыпал Катю катринами" и т.д.).
Вновь меня обрекаешь на муку, Катрин!
Ты танцуешь с другим, ты танцуешь с другим,
Он ведет тебя мягко, а ты... как игрушка -
Вся ты воле его равнодушно-послушна.
Я смотрю на тебя, как и все, о, Катрин...
Каждым взором, улыбкой - всем тем, что мне нужно -
Красотою своею! ты делишься с ним,
Лишь за то, лишь за то, что как паж он услужлив.
Твоим именем он что построил, разрушит,
Предпочтет тебя богу, друзьям и родным,
Он предаст и убьет, лишь бы быть тем одним,
Кто встает в твоем доме, рассветом разбужен.
Раз-два-три, раз-два-три - сердце бьется натужно.
Ваши тени скользят - раз-два-три, раз-два-три...
Нашей встречи на свете что может быть хуже,
Но способен ли я на разлуку, Катрин?
Или был обречен тот, кто стал твоим мужем,
Покупать свертки лент и подвязок, и кружев,
Чтобы слышать потом на балу: "Посмотри,
Как танцует Катрин! Как танцует Катрин!"
Немойберег.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Женская рифма;
Катрен;
Мужская рифма.
Словарь поэтических форм | Оглавление