Монастырь Сумела / Панагия Сумела по открытым данным был основан в 386 году. По легенде, двум монахам Варнаве и Софронию, которые пришли в Афинский храм поклонится иконе Богородицы Панагии руки святого Луки явилась Богородица и велела следовать за иконой к горе Мела и основать там монастырь. Два ангела подняли икону и она им указала место; по другой версии, монахи нашли икону в пещере; по третьей - когда и как икона оказалась в монастыре точно не ясно, но то, что монастырь был основан в 386 году и в его храме была выставлена икона Богородицы Панагеи руки Святого Луки, доподлинно известно. Сейчас эта икона хранится в Греции в храме деревни Кастанья, недалеко от города Верия. Опять-таки, доказательств, что эта икона была написана Лукой, нет, но как говорится "по вере вашей, вам и воздастся".
Монастырь расположен в живописном месте горы Карадаг (ранее гора именовалась, как Мела) а главный храм является естественной пещерой. Водный источник, который по легенде так же открылся чудотворным образом снабжал монастырь водой, сейчас при входе на этом месте стоит большой акведук. Вначале, монастырь состоял лишь из маленькой церкви, где стояла икона, но вскоре были выстроены несколько храмов, жилые и хозяйственные помещения и даже гостиница для паломников. Монастырь подвергался изменениям и разорениям, особенно большой урон, он получил при набеге арабов в VI веке, но главная икона была спрятана и уцелела, а монастырь снова восстановили. Особый расцвет, он получил во времена Трапезундской Империи, когда эта территория входила в состав Грузинского Царства. Каждый правитель считал своей обязанностью покровительствовать монастырю и всячески способствовать укреплению и расширению территории. В монастыре построили библиотеку, где хранились редкие экземпляры рукописей античных авторов и другие выдающие труды.
В 1461 году на земли Трапезунда пришла Османская Империя, но и тогда монастырь остался в своём статусе и даже стал центром греческого образования. Султаны Османской Империи продолжили традицию покровительства монастырю и до начала Первой Мировой войны, он считался неприкосновенным.
Началом падения, послужило предписание Вселенского патриархата о лишении монастыря всех земель, и хотя он был вынужден отозвать это решение на четыре года из-за протестов, всё же в 1902 году, монастырь лишился всех своих владений. Первая мировая и пакт о греко-турецком обмене населения, окончательно уничтожали монастырь, он был полностью разграблен и разрушен, сохранился только пещерный храм, но все фрески подверглись поруганию.
Икона Богородицы Сумелы пережила эти времена, благодаря сокрытию её в земле, и в 1923 год отрыта монахом и с разрешения в турецких властей, вывезена из страны в 1931 году. Долгое время монастырь был в запустении, хотя паломники и верующие регулярно посещали его. В 2000 году монастырский комплекс Панагия Сумела был внесен в список наиболее охраняемых памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2010 году Министерство культуры и туризма Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого богослужения. 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы, была проведена литургия с паломниками из разных стран.
В 2015 году монастырь полностью закрылся на реставрацию и открылся в статусе музея в 2021 году. Сейчас в комплекс монастыря входит главный пещерный храм с фрескми, несколько часовен, кухни, комнаты для обучения, постоялый двор для паломников, библиотеку и источник, большое здание с балконом на передней части скалы, построенное в 1840 г., использовалось в прошлом как общежитие для монахов и для размещения паломников. Внутренние и внешние стены пещерной церкви, а также стены соседней часовни богато украшены фресками. Всего же за историю храма можно проследить три слоя настенных росписей, древнейшие из которых относятся к эпохе правления Трапезундского императора Алексея III Комнина, а последние - к реставрации 1740 г. Престол, более древний, чем основное пространство храма, некогда имел фрески 1160 и 1237 гг., которые позднее были закрыты. В ходе реставрационных работ был обнаружен потайной туннель. Он вёл часовню, помимо этого, ещё были обнаружены скрытые росписи, изображающие рай и ад, а также жизнь и смерть.
Продолжение следует, так все фото не входят в одную публикацию, будет отдельно пост с фото с фресками из внутренней части храма и часовен.