Половина профильных СМИ обсуждает поставку немецких танков Украине.
Обсуждают, сколько будет стоить и какими силами будет производиться обучение экипажей, сколько это будет стоить для немецкой экономики, как это отразится на театре боевых действий, на русско-немецких и русско-американских отношениях (русско-украинские не рассматриваются, как несуществующие).
Так вот, Германия собирается поставить на Украину до роты танков. Рота в Бундесвере - это 12 танков. За последний почти год российскими войсками было уничтожено по разным подсчётам, от шести до девяти тысяч украинских танков и другой бронетехники.
Т.е. это даже не капля в море. Эти танки нужны только чтобы на их фоне сфотографироваться.
Начиная с этой недели, ЦБ начинает валютное регулирование и вводит бюджетное правило, которого у нас не было с марта прошлого года.
Напомню, одной из задач ЦБ является регулирование валютного рынка. Слишком большие скачки цен (волатильность) на валютной бирже плохо сказываются как на импорте, так и на экспорте. Покупатели и продавцы демонстрируют тенденцию к выжиданию, поскольку никто не знает момент, в который удачно и выгодно можно продать или купить.
И чтобы рынки не прыгали туда-сюда, ЦБ производит так называемые интервенции, скупая некоторых объёмы валюты или рублей, в случае, если курс улетел куда-то не туда.
Вместе с блокировкой активов ЦБ за рубежом исчезла возможность манипулировать биржей через куплю-продажу долларов. Теперь же ЦБ будет манипулировать биржей через куплю-продажу юаней.
На самом деле, рынку абсолютно не важно, через какую валюту ЦБ будет его регулировать. Избыток, скажем, юаней на фоне недостатка долларов рынок компенсирует на китайских биржах, продавая юани за доллары и тем стабилизируя курс. И наоборот.
Десятилетиями биржа регулировалась исключительно долларом, остальные валюты подстраивались. Настало время порегулировать юанем.
Почему сейчас? Во времена, когда экспортные товары стоили аномально дорого, ЦБ не нужны были запасы валюты для регулирования. ЦБ как раз в ноябре допечатал немного рублей, закупился юанями и теперь готов к труду и обороне.
А сейчас, когда цены на нефть упали из-за дисконта, связанного с логистическими проблемами, самое время затестить юаневый регулятор рынка.
Мой прогноз: скорее всего, дисконт со временем станет меньше, цены на нефть для РФ вернутся в комфортную зону «мировая стоимость — 10-15%», необходимость в сильных интервенциях по юаню исчезнет, доллар будет удерживаться в коридоре 70-80 р. за счёт юаней.
Объёмы торговли с Китаем существенно возрастут — надо будет постоянно то закупать доллары за излишки юаней, то юани за излишки долларов.
А не кажется ли вам, что эффект "российский креативный класс создаёт сплошную антисоветчину вместо нормального кино", и эффект "американский креативный класс создаёт сплошную гомосятину вместо нормального кино" - это один и тот же эффект?
Этот эффект называется "тусовочка, предоставленая сама себе и подпитываемая деньгами, за которые не надо отвечать - начинает толкать дичь".
Червь Морриса случился в 1988 году. До него о безопасности своих приложений от внешних данных как-то никто не задумывался. Пользователь пришлёт какие-то данные, которые сломают нашу систему? А зачем?
Каких-то двадцать лет назад о защите своих данных от своих же приложений тоже никто не задумывался. Помните, берём приложение, ставим, оно просто работает, прописывает себя в автозапуск (Windows, например, имеет десяток способов автозапуска, один нетривиальнее другого), перехватывает нажатия клавиш, смотрит список процессов, имеет доступ на чтение ко всем файлам. Пользователю надо только следить, чтобы не ставить приложения из сомнительных источников.
И это тоже поменялось. Сегодня официальные приложения от официальных источников, положенные в официальные магазины приложений и проверенные автоматическими сканерами — вполне могут содержать трекеры, сканеры, кейлогеры и даже майнеры.
И опять надо менять всю архитектуру безопасности.
Два вопроса. Почему доллар так вырос за последние три недели и почему так быстро?
Первое. У нас каждый год в декабре растёт доллар. Импортёры закупаются, заёмщики отдают долларовые кредиты, население покупает подарки.
Второе. У нас впервые за 30 лет по-настоящему рыночный валютный рынок. ЦБ все последние 30 лет каждый день проводил интервенции в ту или иную сторону, балансируя рынок, чтобы его не мотало. Теперь у ЦБ такой возможности нет.
Вот его и мотает. Наслаждайтесь свободным рынком.
Интересный эффект настал в экономике с введением всех этих санкций и потолков цен на газ и другие товары. Тот же самый русский газ, который можно купить в Европе за одну цену, в Азии скупают с определённой скидкой. А это приводит к тому, что цены и других поставщиков в разных регионах становятся разными — ведь на азиатских рынках условному Катару надо конкурировать с более дешёвым русским газом, чем на европейских.
Мы как-то привыкли, что рынки глобальны. А сейчас получается, что в мире формируется два независимых рынка, при том что валюта этих рынков пока что одна и та же, только в западном рынке цены выше и инфляция больше.
Это будет приводить ко всё большему усложнению финансовых взаимодействий и как следствие — всё большему переходу восточного рынка на собственную валюту для расчётов.
Вот тут некоторые граждане сетуют, что государство в РФ не выделило в своё время много денег на развитие отечественной микроэлектроники, в связи с чем в стране нет собственного микроэлектронного производства. Микросхемы приходится завозить из-за бугра, заказывать у главных буржуинов — а там санкции, дважды санкции.
То же самое рассуждение, в принципе, касается всего — недостаточно поливали, например, автомобилестроение, медицину и даже производство метизов. Идея о том, что государство нам не додало — сегодня на столько популярна, что в принципе, любое рассуждение можно начинать со слов «недостаточно финансировали, разворовали финансирование по дороге, да что ж за государство-то у нас такое».
Но давайте всё-таки смотреть не туда, где не додали, а туда, где всё-таки додали. Вот сегодня мы параллельно импортируем из Казахстана автомобили, видеокарты, и даже кино. А представьте, что пришлось бы импортировать газ, бензин, удобрения, одежду и еду. Представьте себе серые схемы поставки колбасы в обход санкций. Да и зачем представлять, мы ещё помним, как клетчатосумчатые челноки оккупировали аэропорты каких-то 25 лет назад.
Вот поэтому у нас есть еда, одежда, газ, электричество и транспорт. А микросхемы и кино можно через параллельный импорт закупать.
Если вдруг вы пропустили — со вчерашнего дня Европа ввела потолок цен на поставки нефти из РФ. Как иронично — Европа вводит нерыночные ограничители, а Россия говорит о том, что это не рыночно.
Лучшее, что может сейчас сделать РФ — это прекратить поставки нефти всем странам, исповедующим ценовой потолок. И перестать принимать оплату за нефть в валютах этих стран.
А теперь о том, как обеспечить цифровое равноправие.
В прошлый раз я закончил на том, что если государство желает обеспечить цифровой суверенитет, оно должно обеспечить цифровое равноправие, чтобы пользователь, как гос, так и не гос, имел возможность выбирать любую ОС для взаимодействия с государством.
Сделать это можно, как мне видится с моей низенькой колокольни, двумя способами.
Первый — ничего не менять, но вместо термина «Microsoft Windows» в документах писать «из списка особо приближённых отечественных ОС» (ОПОС). Дальше требовать обеспечения работы госсервисов в ОПОС. Выпускать программы в форматах приложений для ОПОС. Упразднить унаследованные системы и требовать писать новые программы только для ОПОС. Рекламировать ОПОС. Проводить конференции по ОПОС. Закупать и внедрять, конечно, только ОПОС, а главное, везде обучать только работе с ОПОС и с приложениями под них.
Такой метод приведёт к смене шила на мыло, но давайте будем честны, такой метод будет работать. И такой метод намного проще, чем второй путь. Начиная менять какие-то элементы ИТ в организациях, внедрять какие-то ОС или цифровые сервисы, наша компания никогда не начинает с трансформации бизнеса или документооборота. Хотя главный выигрыш всегда лежит именно от трансформации, существует железный закон — сначала новая система работает также как старая, только на новой базе, только затем начинаем менять систему.
Потому что одновременно внедрить электронный документооборот и поменять весь документооборот — это гарантировано провалить внедрение. Сначала мы бумажки меняем на электронные письма, потом электронные письма на документики внутри ЭДО. Менять бумажки сразу на ЭДО нельзя.
Инициатива Минкомсвязи с выделением трёх популярных дистрибутивов, а остальные как хотят — это очевидный шаг по первому пути.
Второй путь — объявить стандарты и форматы, чтобы конечные компании (в том числе не российские) могли реализовать эти стандарты на своей платформе. Хочет Microsoft поддерживать СМЭВ — пусть поддерживает. Хочет Базальт, Астра или Редсофт? Замечательно. Хочет какая-то левая контора, зарегистрированная 15 минут назад? Стандарт един.
Такой путь сложнее. Такой путь дольше. Впрочем, такой путь не отменяет другие. Но только такой путь гарантирует возможность появления новых игроков, страхует от завязки на одну технологию или тем более компанию и даёт нормальное цифровое равноправие. Такого пока нет ни в одной стране и мы могли бы стать первыми.
Если вы знаете ещё способ, напишите в комментариях.
После небольшого разговора о том, как делать не надо, поговорим про то, как сделать надо. Говорить будем в контексте внедрения отечественных ОС в отечественных гос и около-гос организациях, у коммерческих фирм другие заботы.
Когда я начинал нашу компанию, использование Linux в бизнесе было сродни использованию багора для ловли рыбы. Тяжело и неудобно, хотя при известной сноровке и в тепличных условиях можно что-то поймать. Так или иначе, у многих наших клиентов Windows оставалась как минимум на одном компьютере.
За 15 лет многое изменилось. Во-первых, это связано с огромной работой, проделанной со стороны разработчиков Linux. Linux сегодня автоматически просто работает, просто ставит софт, просто обновляется и поддерживает неимоверные форматы файлов. Под Linux есть неплохие офисные пакеты и поддержка 1С.
Во-вторых, выросла поддержка со стороны государства. Например, канули в лету разнообразные специализированные программы для сдачи отчётности работавшие в режиме Win-only. Да и не только программы. Кто помнит, например, как сдавать отчётность в ПФР на дискетке? Как сдавать отчётность по энергопотреблению через сайт, написанный на Silverlight? Кто помнит, что такое Silverlight? Единственное, что я про него помню, это то, что под Linux он не работал. Помню, заполняли какие-то xls файлы с макросами, которые работали только в Office 2000 и даже на 2003 уже не работали.
Всё это пропало, хвала цифровому богу и минкомсвязи.
Так вот: это — главное. Для успеха нашего самого безнадёжного дела по внедрению отечественной ОС в отечественных госпредприятиях необходимо, чтобы государство обеспечивало поддержку отечественной ОС как минимум наравне любых других. Финансовые вливания лишними не будут. Преференции лишними не будут. Но все эти вливания будет разбиваться о государственные информационные системы.
Ситуация «вот вам миллион долларов, сделайте мне красивый линукс, но отчётность вы всё равно будете сдавать под Windows, потому что на линуксе наша прекрасная ЭЦП не работает» — это одновременно и шизофренично, и трагично, и, что самое главное, совершенно неэффективно. Какой бы красивый линукс не сделать, если он несовместим с государством, пользоваться им будет нельзя, миллион долларов полетит в трубу.
И наоборот. Кривые, косые, вырвиглазные, сделанные на коленке программы, при этом решающие задачу взаимодействия — будут работать. Примеров такого море.
Тут министерство опять высказалось на тему национального линукса и прочих систем. Традиционно забурлил интернет, потому что с разных колоколен задачи всегда видятся по-разному.
Что ж. Вот тут я, весь в белом, как человек, который внедрял и обучал, который видел некоторое дерьмо и некоторое даже повидло, хочу вам рассказать, какие виды открываются с моей, максимально низкой и приближенной к полям, колокольни. А виды таковы, что сводятся они к одной простой мысли: всякий раз, когда вы внедряете софт X вместо софта Y, софт X оказывается хуже софта Y.
Этот эффект наблюдается, даже если вы на своей домашней машинке вдруг решили поменять Internet Explorer на Mozilla Firefox, или Firefox сменить на Google. Или вместо Windows Media Player решили разжиться Clementine или там AIMP. Не имеет значения. Просто если вы 30 лет вкладывали в софт Y, то полная замена его на софт X возможна только в одном случае — после некоторого периода привыкания.
Вы мне скажете: ну я же менял Firefox на Chrome на своей машинке и хром действительно лучше! Может, и лучше. А вы, когда меняли, не потеряли ли случайно какое-то расширение, которое в FF было, а в хроме нет? Не сожалели ли потом о том, что хром в целом лучше, но вот конкретно itsalltext - жалко?
Возможно, вам повезло и вы нашли нужные аналоги быстро. Но поиск аналогов — это и есть период привыкания. Когда вы пользовались софтом Y — вы осознанно или неосознанно затачивали свои привычки под него, искали расширения, читали документацию, ставили другой зависимый от него софт, обрастали настройками, тонкими настройками, логинами на форумах, телефонами техподдержки и учились мыслить в рамках парадигмы этого софта.
А теперь вам нужно за пару дней всё это выкинуть и начать с нуля. Тяжко. Очень тяжко. Но нет разницы, что у нас вместо софта X, а что вместо софта Y. Линуксоиды, которые пишут, как им неудобно и непонятно под Windows — они не прикалываются. Честно-честно.
А раз так, у некоторых людей возникает желание попросить разработчиков максимально сгладить переход с Y на X, путём укладывания софта X в парадигму, вплоть до попиксельного копирования интерфейса. И по этому пути мы тоже ходили — и плохо кончили. Во-первых, пока вы делаете копию софта Y, разработчики софта Y уже делают новую версию — вы обречены на отставание. Во-вторых, что куда важнее, когда пользователь получает копию софта Y, он начинает ожидать от неё такого же поведения, как и от софта Y. Не обнаружив такого поведения, он классифицирует её как «глючную копию софта Y» и старается с ней не связываться. В-третьих, форматы файлов, протоколов и прочие вещи, делающие вашу копию ещё более глючной.
Поэтому я могу сделать смелое заявление, что переучить специалиста на использование нового софта гораздо, в разы проще, чем переписать старый софт под привычки специалиста. И это единственный путь. И он состоит из повторяющихся шагов:
1. Внедряем софт, какой есть. Смотрим что получилось, дорабатываем, внедряем ещё.
2. Обучаем специалистов, чтобы специалисты потом могли прийти в другие компании обучить специалистов. Смотрим, что получилось, обучаем ещё.
3. Внедряя новый софт на место старого, крепко стискиваем зубы и терпим. Через пару месяцев всё устаканится. Если не устаканивается — пишем в поддержку, чтобы решили проблему. Через пару лет обратно уже не захочется.
P.S. А по поводу национального линукса. Национальному линуксу не хватает стандартизации, чтобы разработчики приложений могли выпускать один продукт под одну платформу, а не прыгать с бубном вокруг каждого дистрибутива отдельно. Вот это проблема и вот её надо решать, возможно директивно со стороны государства, если вендоры не смогут договориться сами.
Ежу понятно, что микроэлектронная промышленность Ирана, как бы помягче сказать, даже не пыталась родиться. И что все компоненты, используемые для производства этих беспилотников, скорее всего, китайского производства. Простенький ДВС от Dongfeng, шаговики, микроконтроллер — всё это в прямом смысле слова можно заказать на али.
Да, иранцы всё это собрали и научили летать. Но всё ноу-хау только в этом. Собирать такие беспилотники наверняка можно в любом ангаре под Воронежем.
Поэтому заявления Ирана о том, что он не поставляет беспилотники в РФ вполне могут быть чистой правдой.
Если король Британии Карл III распустит парламент и сам начнёт управлять страной в кризисный момент, то это будет превращение монархии в первую галактическую империю.
Во всей этой истории с СВО мне лично непонятно одно: а зачем, собственно, СВО?
В марте вооружённые силы, состоящие из контрактников, зашли в пригороды Киева. Они, в принципе, с тем же успехом могли быть туристами из РФ, заехавшими в ЛДНР. Работающими за деньги ЛДНР, которые проспонсировала РФ. Юридически никаких войск РФ не присутствовало бы.
Под защитой всё тех же войск ЛДНР, набранных из контрактников и добровольцев, можно было и референдумы устроить, и ЗАЭС попридержать. В общем, сделать всё то же самое, что сейчас, только официального предлога у запада бы не было.
Даже мобилизацию. Если четыре бывших области Украины теперь вошли в состав РФ, то мобилизация для защиты этих областей вполне вписывается в юридическую систему.
У меня есть пока только одна версия. РФ действительно желает установить новые правила мирового общежития, и по этим правилам хочет запретить прокси-войну.
Вот горячие головы требуют немедленных кар для Украины за мост. Разбомбить Киев, желательно ядерно. Разбомбить железные дороги, энергоподстанции, города и сёла. Реакция горячих голов понятна. Обидна рождает злость. Злость рождает ярость.
Проблема только в том, что для государства, которое уже перешло в режим международного терроризма, это всё не будет иметь никаких последствий, кроме временного и очень поверхностного чувства удовлетворения горячих голов. Даже если уронить десяток ядерных бомб, террористические атаки это никак не остановит. Взрывать трубопроводы, мосты и дочерей политических деятелей можно и при отсутствии Киева на карте мира.
У нашей страны богатый опыт борьбы с международным терроризмом. У США богатый опыт спонсирования международного терроризма. С нашей стороны ничего не изменилось — борьба эта вдолгую, предполагает много тихой работы по внедрению агентов в террористические сети, по тихому устранению особо отмороженных полевых командиров, по аккуратному перерезанию цепей управления и финансирования.
Увы, горячим головам вся эта работа не видна.
Украина совершила акт международного терроризма.
Подумать только, ещё каких-то 10 лет назад весь мир™ с этим самым терроризмом боролся.
Если НАТО это военно-политический блок, то ОПЕК — военно-экономический. И, как показывают последние события, не слабее НАТО.
Сегодня известный блоггер Дмитрий Анатольевич Медведев прямым текстом подтвердил вчерашние мои выводы о том, что новые территории будут охраняться регулярной армией, цитирую:
Результаты решений Верховного главнокомандующего от 21.09.22
1. Референдумы состоятся, а донбасские республики и другие территории будут приняты в Россию.
2. Защита всех присоединившихся территорий будет существенно усилена Вооружёнными силами России.
3. Россия объявила, что для такой защиты могут быть использованы не только мобилизационные возможности, но и любое российское оружие, включая стратегическое ядерное и оружие на новых принципах.
Приятно побыть пророком на один день.
Мобилизация мобилизацией, но на фоне визга белок-истеричек, не отличающих мобилизацию от призыва, хотелось бы отметить, что у нас тут несколько новых субъектов Федерации наклёвывается.
СВО до сих пор выполнялась исключительно контрактными силами небольшого экспедиционного по сути корпуса. Признание освобождённых от Украины территорий частью РФ позволяет ввести регулярную армию.
Скорее всего, срочников в бой посылать никто не будет, нет смысла. Но контролировать огромные территории, поддерживать порядок — надо. Те люди, которые делают это сейчас, освободятся для фронта.