Центральной фигурой художественно-этнического парка "Легенда" стала деревянная скульптура Белого марала, выполненная мастером-резчиком Артемом Михайловичем Игнатенко. Да-да, нашим шаманом, у которого мы побывали в гостях. Для скульптуры был специально создан холм, а внизу устроено маленькое озеро. Легенда о Белом марале сулит богатство его обладателю.

Легенда. Давным-давно сотворил Ульгень землю, бескрайние моря и высокие горы, широкие степи и чистые реки. И сотворил он зверей, и создал людей по образу своему. Хорошо стало на земле, потому что светлыми были души людей. Жили они в согласии с природой и друг с другом, и не было между ними зависти и вражды, ни тяжелых недугов. Со спокойной душой уснул Ульгень крепким сном.
Художественно-этнический парк "Легенда" – художественно-этнографическая территория, расположенная за селом Полеводка, совсем недалеко от владений шамана, у которого мы были в гостях. Идейный автор этого проекта – известный на Алтае скульптор Сергей Александрович Зайцев.
История создания парка.
После выставки "Улица мастеров" в Сростках в 2012 году Зайцев дерзнул выставить некоторые свои работы прямо на трассе. Резные фигуры сразу привлекли внимание проезжающих, возле них стали часто останавливаться машины.
Теперь рассмотрим сувениры, которые здесь продаются.
Их огромное количество. Амулеты, талисманы, обереги, тотемы, украшения.
моя рыжая осень, с цветными глазами своими, со жгучим на солнце дыханием, с яростно-тихой прохладой, дрожа, забираешься в тёплые вены, чтоб вечером мне показать одиночества космос, целуя мне пальцы немою мольбой - ты держи меня, милый - и я в твоём бархате кожи не чувствую смерть, что таится за каждым, кто кроме, прекрасная, в пепельно-снежные капли исходишь, что пальцами я по губам твоим так осторожно касаясь, рисую, бескрайнее звёздное падает с каждым дыханием глубже в бездонные наши зрачки, где зеркал череда, бесконечность животно-
Главный экспонат музея – растянувшаяся на 23 метра картина.
Она изображает исторический момент: зайсаны, старейшины алтайских народов пишут письмо-прошение императрице Елизавете Петровне о принятии их в состав Российской империи.
Шаман Артем Игнатенко привел нас к самой важной достопримечательности комплекса – Золотой бабе.
По преданию, она мать всего живого, покровительница новорожденных, богиня плодородия, богатства и судьбы. Считается, что именно она – старейшая женщина племени кумандинцев Алтынай. Когда-то она помогла спастись от всемирного потопа своему племени, а сейчас помогает многим семьям обрести счастье.
С развитием так называемого "сакрального" туризма на Алтай и в другие сибирские регионы потянулись толпы граждан, мечтающих о встрече с настоящим шаманом.

В 28 километрах от Бийска находится поселок Полеводка.
Среди городов многонациональной России Горно-Алтайск выделяется особенной чистотой и красотой природных ландшафтов. За свою недолгую историю столица Республики претерпела серьезные изменения и различные потрясения. История Горно-Алтайска – это не просто история небольшого поселения, это история Республики Алтай в целом.

Современный город Горно-Алтайск расположен в долине, окруженной невысокими горами. Климат в этой местности довольно мягкий в сравнении с климатом Сибири. Совершим легкую прогулку по городу. Что увидим, то будем фотографировать.
На границе между Алтайским краем и Республикой Алтай высится красивая стела. Она была установлена в 1996 году.

Сам монумент выполнен в виде трех столбов, с резными краями. Именно они символизируют горы, красотой которых так славится республика.
Встреча с Камышлинским водопадом оставляет незабываемое впечатление. Он завораживает не только искрящимися струями воды, брызгами, грохотом и шумом, но больше своей необычностью, первозданностью.
Особенно удивительная картина предстает в ясный солнечный день, когда переливающаяся всеми цветами радуги, сверкающая водяная пыль относится ветром к ближайшим склонам. Кажется, скалы, деревья, трава – все подчинено ритму водной стихии.
Активный отдых на воде – лучшее средство от стрессов и усталости.
От прохождения порогов реки Катунь на больших надувных лодках (рафтах) ждем получить массу адреналина. Сама прогулка по Катуни – это что-то поистине невероятное!
В пяти километрах от всесоюзного курорта Манжерок на Чуйском тракте возвышается памятник Шишкову Вячеславу Яковлевичу, известному писателю и исследователю Алтая, русскому инженеру и краеведу (1873 – 1945).
Он установлен в 1973 году к 100-летию со дня его рождения. Скульптор – заслуженный художник РСФСР П. Л. Миронов. Высота памятника около трех метров. Напряженная поверхность бетонной доски напоминает развернутый ветром лист бумаги.
Ни умереть, ни существовать мне,
Ни рассказать себя, кроме как никому.
Подберёшь ракушку, будто море в ней,
А она отплакалась и молчит теперь.
Что ни утро - то нежной пыткой ты,
Сам себе ни угла, ни ноты выпытать.
Солнце всем лучей вдоволь даст, но ты
Тень свою лелеешь, эхо пустоты.
Каждый раз встаёшь - и целуешь, да?
Утро ведь такое, что "не плачь, пройдёт".
Если нет меня - это навсегда.
Если тебя нет - значит, не любовь.
Местом для своего обитания в нашем путешествии мы выбрали большую благоустроенную турбазу "Финская дача".
Она расположилась в самом сердце Горного Алтая на берегу реки Катунь.
Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина включает несколько объектов. На некоторых мы уже побывали. Бывшая Сростинская школа, в которой учился, а потом немного преподавал Василий Шукшин, является центром музейного комплекса.
Одноэтажное здание школы выстроено в виде буквы "Н". Потемневшие бревна наверняка помнят молодого сорванца Ваську Попова. Именно под такой фамилией числился в школе Василий Макарович Шукшин.
- Привет! Ты дома?
- ... Привет; в ахуе, но дома.
- Открывай.
Сердце выдаёт экстрасистолу.
- Звони уже.
...
Я хотел бы раздеть её в дверях, но с неё нечего снять такого, кроме обуви. Преклоняю колено и -
- А можно помыть в ведре? У тебя есть ведро?
- У меня... с щёткой если. - ответил, сделав паузу, взглянув в неё. Совсем будто и не было времени. Хэл вытянула носок:
- Будьте так любезны.
Мы оба улыбаемся. Я - чуть меньше, она же - до ушей. Кажется, что до моих, иначе почему они горят, словно её волосы.
...
Сидим в кухне, кофе чуть дышит в турке.
- Я по теб...
- Трахался. Ты точно трахался.
- Хэл!
- Хуехэл. И как оно? Не понравилось?
- Я безумно рад, что ты пришла.
- Ты не мог потерпеть? А?
- Да с чего ты...
- Вик! Зачем. Заметь - не с кем, а зачем.
Врать не хочу. Ей - вообще себе дороже.
- Так получилось.
Она облокачивается на холодильник и кладёт ноги на стол. Ну, такие кеды почти до колен, ёптваюмать. Я честно их мыл, не страшно, но она сама..
- Я тоже хотела. Думала о тебе. Неужели ты считаешь, что у меня не было возможности? Желания? Почему. Ты. Трахался. Не со мной.
Молчу и смотрю в неё. Чувствую гвоздичную горечь, но и вкупе интерес, и вот это "ну скажи, чтобы я поняла". Набираю вдох. Пошутить не получится.
- Я не думал, что ты придёшь. Не думал, что у тебя вот так. Мне это...
- Блять, да ты совсем чокнулся! - скидывает ноги со стола. - Мне бы тебя целовать с разбегу, а ты - ооо, ну ты будто уже трахал кого-то! Я что, куколдиха?
- Нет такого сл...
- Да есть уже, блять! Вик! Какого хрена!
- Хэл, подожди. Я даже не сказал ничего.
- О нет, ты всё сказал. Дурак ты. Мудак и дурак. И кобель. И... сука, не знаю, кто ещё...
Хэл уткнулась в собственные колени. Кофе шумит так, что пора за ним уже смотреть, но я не хочу поворачиваться к ней спиной. Сажусь на столешницу.
- Можно задать?
- ... Попробуй.
- Ты уехала молча. Я всё понимаю, но даже не сказала. Не попрощалась. Мне казалось, что это навсегда.
- Да? - поднимает на меня влажные глаза с колен. - Навсегда? А тебе не казалось, что "навсегда" было со мной? Как и, блять, мне с тобой, нет?
Она почти кричит и почти плачет, но зла на меня. Хочется обнять, но понимаю, что она убьёт меня иглами на месте.
- Вик! Ты дурак совсем, что ли! Ты же говорил мне такое, что нельзя говорить! Мы оба, сука, это понимали, я же в тебя просто ёбнулась и... и, блять... вик... - она затихла и там слёзы, которые текут, но давишь в себе всхлипы. Кофе совсем готов, я отставляю турку. Безумно хочется содрать с себя кожу и обнять Хэл, но она не примет меня сейчас. Я не знаю, как мне быть.
- Ты ушла. Понимаешь, для меня это было как... как будто я фантик от конфеты.
- ... от хуеты.. - сдавленно говорит она в локти. Я любуюсь на мышцы ног, лежащие на столе, но полсекунды.
- Можно было просто попросить меня ждать тебя, Оль.
- Ненавижу Олю.
- Ну и я Илью.
- Илюша-хуюша... - всхлипывает.
- Моё обещание будет иметь вес?
- Какое? Что ты ни с кем не будешь трахаться?
- Если только ты.
Поднимает глаза. Курносая, злой и надеющийся взгляд, какая-то внутренняя дрожь, говорящая будто "заставь меня", и так хочется всё отдать своё... Обожаю чуть потёкшую тушь. Боже, она даже не знает, насколько красива бывает.
- Ты всё равно будешь. - и нотки каприза с обречённостью.
- Хэл. Я хочу с тобой. Просто не уходи. Может, у тебя были свои каки...
<бросается в меня, впиваясь когтями в спину, и скороговоркой>
- Обещай, больше никогда-никогда, прошу тебя, я не хочу такого чувствовать больше, я сама дурная, но только будь моим, прошу, умоляю, Вик, пожалуйста, я ебанутая, знаю, но не делай так никогда, это как торт надкусанный, как это вынести, как это вообще, я понимаю, мы все люююдииии, но бляяяя....
Она плачет и царапает меня. Прижимаю крепче, сам почти плачу. Я так не хотел. Никто из нас не хотел. Но мы договорились сейчас, после такого - да. Она тоже понимала, что, не узнав горечи, не узнаешь и...
- Мне без сахара.
- Давай в одну чашку.
<отпускает когти и нежно гладит, уткнувшись в плечо>
- В твою. Со скелетиком.
Православный храм святой великомученицы Екатерины – один из красивейших храмов Сибири. Он был построен по проекту архитектора Ольги Тятовой алтайскими мастерами. Открытие храма было приурочено к юбилею русского писателя, артиста и кинорежиссера Василия Макаровича Шукшина, так как село Сростки является его малой родиной, притягивающей к себе внимание многих россиян.
Раньше в селе Сростки стояла деревянная церковь, в которой крестили в 1929 году маленького Васю. В 1930 году сростинскую церковь закрыли. Она была уничтожена якобы решением большинства селян.
Привет. Мне в последнее время не по себе. То погода, то люди, то, кажется, нУтро. Говорят, что объятий количество всех бесконечно, но хочется тратить их мудро. Мне в последние дни не до сна и, поверь, я безумствую ночью не чтобы свихнуться, а затем, чтоб мои километры потерь не услышал никто, кто посмел прикоснуться.
На первый крупный гонорар за издание романа "Любавины" Василий Макарович Шукшин приобрел дом для своей матери Марии Сергеевны Куксиной.
В нем она прожила с 1965 по 1972 год. Здесь в 1978 году был открыт Дом-музей В. М. Шукшина.