Представляю вашему вниманию одну статью из цикла "О поэзии, за против и т.д."
Я бы хотел отметить в самом начале статьи тот факт, что все описанное - это только моя личная точка зрения, которая не претендует на абсолютную правильность.
Не можете писать концентрированных стихов? Пишите хокку.
С одного из семинаров
Современное развитие средств связи и общения дало стремительный скачок творчеству. Организовывались коллективы, которые могли, находясь в разных точках планеты, непринужденно обменивались опытом в чатах, на форумах, социальных сетях и т.д.
Это было положительной стороной такой глобализации. Но любой энтузиазм так или иначе перерастет в рутину. Сообществ не стало меньше, но они позволили людям замыкаться на себе. Возьмем проекты с поэзией. Кто-то публикует стихи, пишет рецензии на чужое творчество, работает в общем. Сначала рецензии большие, а в конце это уже так надоедает, что люди отмахиваются парой строк и на этом их мнение заканчивается.
На смену им приходят другие, менее искушенные в плане фантазии. Они видят короткие мнения и дают такие же. В результате формируется т.н. "
синдром плохого поэта", который набирает общую кучу положительных и отрицательных мнений и, суммируя их, решает как же он пишет, хорошо или плохо, подчас не зная где допускает промашки. Из этого следует простое правило:
В творчестве не может быть мнения "понравилось-не понравилось". Каждая точка зрения должна подкрепляться как минимум двумя аргументами.
Если быть откровенным, то "
понравилось-не понравилось" - это скорее для ремесла, чем для творчества.
С другой стороны, есть просто люди, далекие от творчества. Лично я считаю (не обязательно что я прав), что их мнение вообще можно не учитывать, ибо оно (если не имеет аргументации) похоже на те же самые "
короткие рецензии".
Конечно, умение высказывать свое мнение есть не у всех. Кто-то действует по принципу "
как листовка, так и я" (стесняясь своего мнения, если все остальные противоположны ему). Но это не значит, что не надо даже пытаться высказываться по этому поводу. Наоборот. Чем больше слов вы скажете, тем меньше банальной поэзии придется читать.
Я не буду расписывать мнение многих высокомерных людей по части своих творений, которые, как страусы, чуть что - сразу прячут голову в песок ("
Произведение моё, менять не буду!").
Пройдемся немного некоторым направлениям поэзии, чтобы подтвердить или опровергнуть главную тему статьи.
Любовная лирика
Сама по себе идея любовной лирики уже заезжена до дыр настолько, что писать о ней больше - как минимум вредно. В этой связи я хотел бы задать один вопрос читателю. Чувства достойны демонстрации публике?
Поясню. Классически возьмем любовную лирику, как признание в любви. Часто ли влюбленные говорят друг другу сокровенные слова впервые на глазах у всего мира (фильм "Управление гневом" не в счет)?
Другое дело - писать о неразделенной любви. Только пытаться найти жалость к себе.
Я не против того, чтобы люди говорили миру о своей любви в стихах, но, согласитесь, есть разница между "
я люблю тебя" и "
слышите? Я ЛЮБЛЮ ЕЁ!"
Темная поэзия
Мне не всегда нравилась темная поэзия с её постоянной луной и мыслями о вскрытых венах в ванной. Но это была "
стандартная темная поэзия", я люблю эксперименты в творчестве и мне по душе пришлись произведения
Sheller.
Помимо всего прочего, когда смерть навязывается единственным выходом из проблем - это не хорошо как минимум. Кто-то сейчас спрячет голову в шкаф и будет долго рассказывать о том, что поэт не несет ответственности за то, что он пишет. Ну да. Поэт не несет ответственности за свои стихи до тех пор, пока не найдут чью-то предсмертную записку со словами "
я решил уйти из жизни, как герой стиха ***". Проблема в том, что автор стиха жив. А впечатлительный парнишка-читатель уже нет.
Нет ничего плохого в том, чтобы воспевать смерть, пока это не является призывом к ней. Все мы уйдем из жизни, но только каждый в свое время.
Но я зациклился на смерти. Темная поэзия несет в себе отличное описание мира тьмы и ночи, который мы подчистую отвергаем. Описание темных героев - это темный романтизм, качество которого можно оценить только при прямом знакомстве с произведением.
Гражданская лирика (публицистика)
Тут все просто и хорошо. В основном протест против устоявшейся системы государства или жизни в условиях города (трущобы, бедные кварталы). Единственное, что вечно в данном виде поэзии - протест и противопоставление. Вот только городская поэзия умирает, когда состояние общества стабилизируется (хотя, конечно, это только преувеличение, т.к. стабилизировать все для каждого конкретного индивидуума невозможно).
Но и постоянный протест тоже утомляет, как и вечная война (вспомните песню Аквариума "
Поезд в огне").
Читать далее...