Новое интервью от tektonika. Оригинал здесь -
http://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=1201
В последнее время встречи с «Пикником» приобрели регулярность дня рождения – каждый год. Правда, на этот раз корабль «Пикник» зашёл в наш город всего лишь на несколько часов. Команде пришлось обойтись даже без гостиницы. В связи с этим «доступ к телу» Капитана был ограничен двадцатью минутами. Несмотря на многочасовое путешествие из Подольска, Эдмунд Шклярский был бодр и благодушно настроен.
- Первый вопрос о последнем альбоме «Пикника» «Железные мантры». Я посмотрел сайт, там выложено начало песен. Показалось, что этот альбом углубленно-философский, и основная нагрузка лежит на тексте. Одна песня особенно запомнилась. «Существо», по-моему, называется:
И вот без причины,
Опять без причины,
Исчезнешь, на свет появившись едва,
Ведь только песчинка,
Ты только песчинка
В руке божества…
- Есть такая.
- И она навеяла вот что. У Блеза Паскаля, философа французского, есть мысль о том, что человек подобен тростнику, мыслящему тростнику. Он очень слабенький, его легко обидеть и убить можно каплей дождя...
- Красиво сказал.
- Я уловил настроение альбома или что-то другое здесь подразумевается?
- Как понимаешь, мне сложно говорить изнутри, тем более Паскаль приукрасил человека, по-моему (улыбается). Слишком хорошие эпитеты дал. А впечатления… Эта песня как эхо. Скажем, была такая группа «Jefferson Airplane», и был альбом с сюрреалистическим названием. Там была такая песня, где мне мерещились облака... И хотелось что-то в этом духе сочинить. А насколько там глубоко или не глубоко, это сам понимаешь: одному кажется так, другому – так.
- А был какой-то начальный импульс создания альбома? Или была просто программа: каждый год записывать альбом?
- Нет, прошло два года, такой программы, собственно, и не было. Есть у меня, как правило, наброски, которые потом лежат. Альбомы собираются как мозаика… Например, подходит вот это к этому или не подходит. Некоторые наброски ждут долго-долго, а какие-то рождаются в этот период и совмещаются с теми песнями. «Существо» была давным-давно.
- А «Лунатики»?
- «Лунатики» недавно.
- Они по настроению сходны…
- Я и говорю, что хочется по настроению сделать альбом. Понятно, чтобы не в каждой песне были «лунатики»… (улыбается)
- В твоём новом альбоме есть и «лунатики», и «романтики». В отличие от предыдущего альбома «Мракобесие и джаз», который запомнился яркими мелодиями. Мне всегда мелодичные песни как-то особо трогают душу. Хорошая мелодия на дороге не валяется…
- Да, всё так. Но если брать не совсем песенную музыку, где есть барабаны и всё прочее, иногда песня бывает построена не на мелодии, на каком-то риффе, который и мелодией-то не назовёшь. Но есть изюминка, на которой всё и строится, на каких-то технических приёмах. Но если есть мелодия, она никогда не мешает.
- Мы выросли на мелодичных «Hey, Jude» «The Beatles», «Paint it black» «The Rolling Stones», «Беладоннe» «UFO»… И твои песни в этом же ряду: «Ночь», «Великан»... В «Мракобесии и джазе» тоже отличные мелодии: «Заратустра», «На луче», «Ихтиандр».
- Знаешь, «Ихтиандр» выбивается из общего контекста, потому что редко кто называет его мелодичным…
- Она показалась мне ключевой или переходной к новому альбому. Это субъективно, конечно…
- Я бы не сказал так. Я стараюсь не перегружать альбом. В каждом альбоме есть песни, так скажем, «на любителя». Взять альбом «Родом ниоткуда» – там есть песня «Это Он». Если кому-то нужна мелодия, он её там вряд ли найдёт. Это как сыр «рокфор» с чем-то, не с душком, но, по крайней мере, не на любой вкус. Я стараюсь в каждый альбом что-то вставлять, но не полностью делать его из «ихтиандров».
- А если говорить о последнем альбоме, какие песни ты бы выделил?
- Мы представляем примерно, что будет играться на концертах, а что останется – это другой вопрос.
- Что будет играться?
- Сейчас уже играем «Недобитый романтик», потом будем играть «Гиперболоид», «Колдыри да колдобины», «Мантры», потом попробуем «Существо» сыграть.
- По заявкам трудящихся…
- Да, а там – пойдет, не пойдёт... Концерт предполагает свой закон, определенный подбор песен.
- Я недавно прочитал книгу «Мой сын БГ», которая написана мамой Бориса. Достаточно интересная книжка. Плюс её в том, что после прочтения представляешь, в какой атмосфере он рос. Оказывается, к примеру, когда он шёл в первый класс, подошёл к двери, приносят телеграмму от Капитана Немо (!). Поздравляет, желает… То есть родители создавали особую атмосферу. Бореньку потом спросили: «Ты сказал об этом одноклассникам? - Да сказал, но никто не знает, кто такой Капитан Немо». И так до сих пор: он поёт, но многие не понимают о чём. А у тебя были в семье какие-то моменты, которые создавали особую атмосферу?
- У нас тоже, например, в классе никто не знал, кто такие «Битлз». Во дворе единственная пластинка битлов была у человека, который
Читать далее...