Всех единоверцев, а я знаю, что среди моих друзей и читателей такие есть, искренне хочу поздравить с Рождеством! Лично для меня с детских лет это самый светлый праздник.
Стиль барокко в искусстве я, если честно, не очень жалую, но в этом году у меня Рождество вот такое:
[520x661]
Мои дорогие Друзья и Пч, кто ходит на мои лекции. Спешу напомнить вам, что 11 декабря, как всегда в 19. 00, у нас с вами, страшно сказать, шестая лекция, в которой мы вернемся в Англию и поговорим о театре времен Шекспира. Оговорюсь сразу, что ни сама личность автора, т.е. крайне животрепещущий вопрос – а был ли мальчик, ни вопрос - а кто же тогда написал эти произведения, нас с вами не будет волновать ни в одном месте, у нас другие цели, и соответственно, другие задачи.
Если вы помните, я предупреждала, что все лекции данного цикла: «Жизнь королевского двора при Елизавете» в своей основе построена на блестящей монографии художника по костюму Аллы Черновой «…Все краски мира, кроме желтой», в которой основной интерес автора - пластический облик персонажа в классической драме.
Ричард Сэквилл, граф Дорсет. Исаак Оливер 1616 г.
Если говорить в двух словах, то все, что происходило на сцене Шекспировского театра, в той или иной степени являлось отражением того, что происходило в реальной жизни. Поэтому, мы с вами, вспомнив банальную, но такую вечно-правдивую фразу: «Весь мир театр, а люди в нем актеры», пойдем от обратного и наш с вами основной интерес – пластический образ тех, кто посещал эти представления. Ибо символический язык вещей, в том числе и основной нашей темы - костюма, как никогда богатый именно в конце 16 столетия, был понятен всем – от пахаря до королевы. Остальное – на лекции. Ждем, как всегда всех желающих хорошо и интересно провести время.
Все вопросы прошу либо в комменты, либо в личку, либо к капралу Фреду))))))
[518x699]
Виллиам Стенли, граф Дерби. Копия 19 века.
Самое приятное в исторических разысканиях – это неожиданные встречи и знакомства. Бегая по исторической Венеции, я наткнулась на так называемый Codex Capodilista. О рукописи не знаю почти ничего, только то, что написана она была в 1435 г. в городе Базеле неким венецианским господином по имени Джованни Франческо Каподилиста (Giovanni Francesco Capodilista).
Ганс Эворт. Портрет леди Мэри Фитц-Алан. 1555 г.
Один из моих самых любимых портретов, даже писать ничего не хочется, глядя на эту красоту. Положа руку на сердце, костюм Тюдоровского двора не всегда отличался вкусом и элегантностью, но глядя на этот портрет я готова простить англичанам все, даже эти ужасные фартингейлы в виде колеса лично мне напоминающие круглые столики для чаепития). На мой взгляд, костюм леди Мэри – образец безупречного вкуса.
Сестренка подарила вот такой чудный плакатик - висит у меня на работе на дверях и ооочень меня радует. Весь он, конечно, в сканер не влез, посему выкладываю только (главную) часть.)))
Выполняю просьбы тех, кто окончательно запутался в династических браках Габсбургов, Тюдоров и Валуа))) Так как многие говорят, что зрительная память на лица у них лучше, чем память на имена и даты, то посовещавшись, я решила выложить что-то вроде своеобразной поколенной росписи в сокращенном варианте, но зато в портретах))))) В общем, я как всегда, в своем репертуаре.
Начну я, пожалуй, с любимых испанских Габсбургов. Главным героем среди них я выбираю императора Священной Римской империи германской нации и одновременно короля Испании Карла (Карлос) I/V и от этой печки мы и будем плясать.)
- 2. Бабушка и Дедушка Карла Испанского.
Бабушкой и дедушкой Карла были знаменитые «Католические короли» Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, брак которых в 1469 году положил начало политическому объединению Испании, завершившемуся к концу XV в., и лишь Наварра была присоединена в 1512 г. Но слава этих королей, оставивших не побоюсь этого слова, огромный след в истории не только Испании, но и всей Европы, весьма двояка. С одной стороны – действительно земельное объединение Испании – Кастилии и Арагона, плюс завершение реконкисты взятием Гранады и присоединением к Испании Гранадского эмирата; открытие Америки Колумбом и основание там испанских колоний, золото которых послужило фундаментом «Золотого века» Испании. С другой – утверждение в 1478 году церковного суда – инквизиции, положившей начало гонению мусульман. Евреев и, позднее, протестантов, что привело экономику страны к катастрофической ситуации.
Изабелла I, королева Кастилии и Леона (22 апреля 1451- 26 ноября 1504)
Лично для
driver_85,
Вообще, историки очень любят в этом месте порассуждать, что основной причиной, по которой Джеймс Морей отправил Марию в Лохливен было то, что он прекрасно знал о ненависти, которую его мать, Маргарита Дуглас, питала к Марии де Гиз, как к женщине, отнявшей у нее возлюбленного, и ненависть эта перешла на Марию Стюарт. Все это безумно романтично, но тайны, которые не менее романтично связали Марию Стюарт с замком Лохливен говорят, скорее, об обратном.
Лохливен.Собственно тайн всего две – рождение Марией Стюарт ребенка от лорда Босуэла и бегство из неприступного Лохливена. Так как обе они достаточно хорошо освещены в литературе, включая художественную, то подробно останавливаться на них я не буду, думаю, что все в курсе. Остановлюсь только на тех фактах, которые важны для данного повествования.
Лично для
driver_85,
Драйв, солнышко, даже словосочетание «Спасибо огромное», не в состоянии выразить мои чувства по поводу всех тех сил и времени, которые Вы потратили, выполняя мою просьбу сделать посты про замки Шотландии, в которых содержалась в плену королева Мария Стюарт. И простите, что у меня только сейчас достало сил и времени написать комментарий, достойный поста.
Честно говоря, я была несколько ошарашена тем, что так мало по этим замкам вообще какой-либо информации, включая фотографии. Если я правильно поняла комментарии к посту о замке Лохливен (Лохлевен), то сведений о его владельцах, о том, почему Марию Стюарт после поражения армии Босуэла при Карберри-хилл поместили именно в этот замок, нет.
Франсуа Клуэ. Мария Стюарт в 13 лет.
Позвольте мне, в качестве благодарности дополнить Ваш пост своими данными, одновременно объяснив причины своей просьбы.))
Всем рыцарям моего замка Алькасар посвящается
Долго думала как же мне поздравить с праздником рыцарей, которые мужественно взяли на себя нелегкий труд читать мой дневник, даже если они делают это время от времени.. Ничего не придумала оригинального и потому останусь в своем репертуаре – поздравлю подборкой миниатюр известного французского живописца, первого мастера французского Возрождения, выдающего портретиста и миниатюриста, главы Турской школы Жана Фуке, которые он выполнил для Больших Французских Хроник
Война между Францией и Турцией. Битвы 1147 и 1148 гг.
[600x562]Не знаю, обрадую ли я кого-нибудь или нет и насколько обрадую, но революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась.. Наконец-то нас порадовали отдельной монографией, посвященной последнему Великому магистру тамплиеров – Жаку де Моле.
Итак Ален Демюрже «Жак де Моле. Великий магистр ордена тамплиеров». Санкт-Петербург: Евразия, 2009 г.
Эта третья монография французского медиевиста, издаваемая на русском языке. Профессор А. Демюрже преподавал в Парижском ун-те до выхода на пенсию в 2001 г. Темой его исследований является как собственно история Франции в период Позднего средневековья, так и история крестовых походов и военно-монашеских орденов. Правда, все три монографии, которые вышли в России так или иначе посвящены ордену тамплиеров.
Так как сама я книгу только успела просмотреть за те полночи, которые мне не спалось, то ограничусь пока только таким представлением, сказав отдельное спасибо автору за публикацию некоторых документов, которые если я правильно поняла, впервые вводятся в научный оборот, и Рыцарю Альке, заказавшему эту книгу для меня в издательстве. Очень надеюсь, что монография сия привнесет хоть какую-то ясность в мою подзатуманенную эмоциями всех, кто про него писал, голову, так как я уже слегка устала читать, что де Моле был крайне недалек и меньше всего подходил на роль Великого Магистра. Но ведь за что-то его выбрали?
Когда прочитаю, поделюсь мнением. Очень надеюсь, что к тому времени ее прочитает еще кто-нибудь и поделиться своим.))))
Часть первая. история одной культуры.
4. Железо и соль.
[699x509]
Я думаю, что для всех, кто так или иначе увлекается кельтами, я не скажу ничего нового, упомянув небольшой город Гальштатт в Верхней Австрии. Тем не менее, давайте сегодня немного поговорим о нем как о ярком памятнике установления железного века в Европе (VIII в. до н.э.). Здесь было обнаружено и исследовано огромное доисторическое кладбище (более тысячи могильников), на которое всегда ссылаются археологи и историки, говоря о гальштаттской культуре. Вообще Гальштатт довольно затерянное в мире место, расположенное на труднодоступной альпийской возвышенности (высотой 1000 м), с неблагоприятными из-за долгих зим погодными условиями для земледелия и скотоводства. И довольно большое влияние этого места в эпоху кельтов объяснятся тем, что в Гальштатте были найдены древние и очень значительные соляные копи. Соль в экономике той эпохи играла важную роль, в особенности большое значение она имела для сохранения продуктов питания. Считается, что Гальштадт в железный век был значительным соледобывающим центром, где, если выражаться современным экономическим языком, горнодобывающая промышленность соседствовала с деревообрабатывающей (для изготовления опор для галерей); металлообрабатывающей (для изготовления инструментов); транспортной (для езды по труднодоступным дорогам через горы).
Это просто напасть какая-то..)))) Закидали меня Капрал Фред с Рыцарем фотографиями мимо которых я не могу пройти равнодушно...))) Ну не ровно я дышу к бегемотам..))) А фотография чудная...
Ну просто не смогла пройти мимо... чудное фото.... бегемотя, с только ему одной присущей грацией, которую в народе принято называть грацией гиппопотама, мчится по морскому дну....)))
[604x403]
Вторую часть рассказа про бальцо я хочу начать с шедевра Пармиджанино в жанре портрета, который из-за головного убора – бальцо, который
действительно напоминает мавританский тюрбан, в историю искусства вошел под названием «Турецкая невольница». Хотя портрет выполнен согласно идеалу женской красоты того времени, а элегантность и длинная шея типичны для стиля Пармиджанино, он, видимо искренне восхищался моделью – умными, чуть грустными глазами, изящными удлиненными руками, улыбкой кокетства на лице. Есть версия, что на портрете изображена Камилла де Росси, жена Джироламо Роллавичино. В 1542 году Камилла была выслана из Венеции. Ее упрекали во «вмешательстве в политику» и слишком близкую дружбу с послом Франции.
Давайте, дорогие мои ПЧ, прежде чем окончательно и бесповоротно уйти в дебри науки история, мы с вами немножко отдохнем, посмотрим просто красивый (надеюсь) пост. Так как пост рассказывает об особенностях костюма, то я посвящаю его
Эльф_в_капюшоне, так как знаю, что ей эта тема близка и интересна.
Сегодня мы поговорим об одной, на мой взгляд, очень красивой, детали костюма, а точнее - об одном головном уборе, который носили только в Италии, в основном в Венеции и только в 30-х гг. XVI в. В истории костюма он остался по название бальцо и представлял из себя жесткую разновидность тюрбана. Хотя описаний бальцо история практически не сохранила,попробуем собрать те крохи, которые есть. В начале своего восхождения на Олимп моды, мог быть выполнен и просто из полос красиво перевитой ткани. Позднее бальцо приобрел каркас, который делался из жесткой кожи и металла и обтягивался пестрой, обычно шелковой тканью.
Но была и еще одна разновидность бальцо – вернее ее имитация, которую модницы делали из собственных, или с добавлением чужих волос, такое изысканное ухищрение кокетства, чтобы подчеркнуть их пышность и красоту.
Но, конечно, наиболее полную информацию нам дает иконография того времени. Итак, бальцо:
Лично для
Максим_Жидко,
ASorel,
Эту часть моего опуса, я хочу посвятить не только Максиму, но и Леди Агнессе, так как в ней затрагиваются вопросы, которые мы с ней тоже обсуждали.
Итак, мы говорили о психологии восприятия, в частности о том, что искусство Ренессанса не только унаследовало семантику Средневековья, но еще и по ходу пьесы рождало свою систему символов и знаков, унаследованную частично и сегодняшним искусством, но вот читать эту книгу знаний сегодня умеют, к сожалению, немногие.
Я не буду здесь мудрствовать лукаво, а перейду сразу к конкретным примерам. Давайте рассмотрим два портрета.
[552x699]Лично для
Максим_Жидко,
Вообще, подводных камней, безусловно, больше, но зависят они еще и оттого, какую личность для анализа с точки зрения исторической психологии вы себе выбираете. Потому как если взять, например знать Флоренции расцвета Ренессанса (Вы же понимаете, я мимо Возрождения пройти не могу), то здесь историческая психология сливается буквально в любовном экстазе еще с одной вспомогательной дисциплиной – а именно – с психологией искусства. В основе психологии искусства, по крайней мере Ренессанса, стоит нежно мною любимый Аби Варбург, человек посвятивший жизнь изучению искусства Флорентийского Возрождения. Чтобы не быть голословной, но и не утяжелять и без того непростой пост, приведу только один пример.
Гирландайо "Рождество Марии"
[504x698]Лично для
Максим_Жидко
Максим, простите, что отвечаю вам в своем дневнике, но во-первых, мне уже не найти пост, в котором мы с вами обсуждали эту проблему, а во-вторых, ответ получился очень большим. Но это ваш пост, с которым вы вправе делать что угодно.)) И простите, что вот только сейчас, я собрала последние извилины, которые еще не распрямились от философии науки, чтобы сесть и достойно ответить.
Итак, Ваш вопрос был: Как понимают историки историческую психологию? Хороший вопрос. С точки зрения Вас, Максим, профессионального психолога, наверно очень своеобразно и по-исторически.)))
Проходит этот предмет всегда в форме семинарского занятия, ну, кроме вводной лекции, разумеется. На это семинарское занятие дается тема – одна на всех. Причем дается спорная тема. Например, какое-нибудь событие, по поводу которого историку не могут прийти к единому мнению. И назначается студент, который будет основным докладчиком. (Так как темы произвольные, то обычно все добровольно, выбирается период, который больше нравится, страна, личность, событие). Например, вот такая тема: «Оценка личности Ричарда Львиное Сердце как правителя Англии и рыцаря. Что главнее».
Православному Рождеству посвящается. Часть II.
Этот мастер, который так же остается неопознанным, работал в первой половине 16 века, искусствоведы условно принимают даты 1500-1550 гг. Известен, прежде всего своими женскими портретами в богатых костюмах того времени. Отдельной темой его творчества являются многочисленные изображения Марии Магдалины, как знатной дамы первой половины 16 в., и знатных дам того времени в образе Марии Магдалины. Глядя именно на эти работы, искусствоведы высказывают различные теории – например некоторые считают, что автором всех этих произведений является не один человек – а группа художников, специализирующихся на портретах аристократии Антверпена и Брабанта, которые работали в 1527-40 гг. и входили в изысканно-куртуазный культурный круг Маргариты Австрийской, дочери императора Максимилиана I и Марии Бургундской, штатгальтера Нидерландов в 1518-30 гг.
Еще одна гипотеза придерживается мнения, что это все-таки один мастер, который обучался в студии Бернарда ван Орли. Эти выводы были сделаны на основании изучения панорамных пейзажей, которые обычно присутствуют в картинах этого мастера на религиозные темы. Вот, пожалуй, и все.
Мадонны.