к завтрашней проповеди
О фарисеях опасно рассуждать. Отвлеченно – менторство, приближённо к объективной действительности – сам в фарисейство скатиться можешь.
Но все же есть два вида фарисейства, о которых грех не поговорить, и которые всегда «популярны».
Первое – политическое.
Мы в обществе живем, и сколь о горнем не думай, в горисполкоме или муниципалитете, а также в пенсионном фонде без нас не обойдутся, как и мы без них. Сформированы же данные «организации» по политическим предпочтениям дня нынешнего.
Чем больше у государственного человека пафоса в громогласных рассуждениях, чем чаще спрягается и склоняется в его речи слова «народу нужно», «народ требует» и прочее с «народом», тем яснее фарисейская тога.
Данную категорию фарисеев Леонид Филатов во всей полноте показал: «Утром мажу бутерброд – Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льётся в рот»! Хотя народ видит, что лезет в рот бутерброд, и хорошо лезет.
Церковное (обычное, приходское) фарисейство - это, прежде всего, «вычисление» грехов иных, рядом с тобой молящихся. Это набор личных правил, которые, как выясняется, всем поголовно необходимо исполнять. Фарисей и тот, кто, подымая указательный палец вверх, обличает в храмах неправильно одетых, густо накрашенных, «не так» крестящихся, не любящих царя или читающих не те книги…
Бесконечное слово «должен» в проповедях некоторых священников, тоже зачастую с фарисейской закваской. Вообще нашей поповской братии, как по мне, надобно поменьше эту глагольную форму «должен» употреблять. Чем чаще ее повторяешь, тем меньше тебя слушают.
Церковное фарисейство имеет своё последовательное финальное завершение:
- «обличаем» рядом молящихся грешников;
- указываем на ошибки священников;
- поправляем «неправильности» архиерейские;
- подсказываем Патриарху и Синоду, как надобно поступать.
Положим руку на сердце и признаемся: фарисейством пронизано все. Мы хотим не быть, а выглядеть.
Эта притча фундаментальна, так как она о нас самех...
Так что попробуем в скоро грядущий сорокадневный праздник Поста добиться синергии собственной души с внешними поступками. И даже если хорошенькая дрянь выйдет, то и это будет положительный результат.
Еще хотелось бы слова архимандрита Мелхиседека (Артюхина) добавить к сказанному: "Весь парадокс нашей жизни заключается в том, что все мы, включая и меня,— мы хуже фарисея и хуже мытаря, потому что мы не то и не другое. Это было бы для нас слишком похвально: фарисей или мытарь. Фарисей исполнял заповеди Божьи, но при этом он гордился. А мы заповеди не исполняем, пальцем о палец не ударяем, но фарисейская гордыня есть в каждом из нас! Мытарь был сборщиком налогов. Он бессовестно и бесчестно обирал людей и выжимал из них последние соки, то есть пользовался другими людьми. Но когда до него это дошло, он образумился и осудил всю свою жизнь. Мы же, как мытарь, пользуемся другими людьми, но при этом отнюдь не восходим в покаяние мытаря..."- И чего делать то? – спросите вы.
Отвечу:
- Это не коронавирус. Есть микстура.
Вот она: Боже, милостивъ буди мнѣ́ грѣ́шнику.
Слишком часто утверждают ныне, что Христос был равнодушен к неправде общественных отношений, безразличен к существовавшей при Нем власти. Аргумент один «Кесарю – кесарево, Богу – Богово». И на этом аргументе пытаются аксиому выдумать, мол «Церковь вне политики».
Не проходит данный аргумент.
Вспомните патриарха Алексия II и его отношения и позицию, хотя бы в югославских событиях или во время августовского путча...
Вот, что писал по этому поводу свят. Лука (Войно-Ясенецкий):
«Никто с такой огромной глубиной, как Он, не чувствовал этой неправды, никто так горячо не хотел искоренить ее. Но знал Он, что есть для этого одно средство – исправление человеческого сердца».
Завтрашнее Евангелие о иерихонском слепце Лк.18:35-43, на первый взгляд, ничего о общественной «неправде» не говорит, но четко рассказывает, что услышать могут, когда не будешь обращать внимание на тех, кто «заставляли его молчать» но «еще громче кричать: Сын Давидов! помилуй меня».
Не нужно быть «как все» и поступать «как все» и, тем паче, преступно сложить молитвенно ручки, посыпать голову пеплом и мямлить «ангельским» голосочком, что я вне политики…
ЗВЕЗДА МАГОВ КУЛОН С ГЛАЗОМ ПАНТЕРЫ В СЕМИКОНЕЧНОЙ ЗВЕЗДЕ
Двухсторонний кулон семиконечная звезда или септаграмма известна также как Звезда магов, Эльфийская звезда и Звезда фей.
На кулоне изображены семь лучей звезды и символы планет, три элемента вверху (Марс, Солнце, Венера) и четыре внизу (Юпитер, Сатурн, Луна, Меркурий), которые представляют мага и следование магическому пути.
Семь - это традиционное «счастливое число». Есть семь чакр, семь планет (Солнце, Луна и 5 видимых планет), семь дней недели и семь этапов восхождения души. Так что число 7 имеет магические аспекты.
Пантера охраняет знак зодиака "Близнецы". В некоторых ситуациях Близнецы могут доминировать — это проявление сущности пантеры. Она элегантна, спокойна и не поддаётся негативу. Амулет с глазом пантеры усилит положительные качества близнеца, а таковых у данного знака не мало. Близнецы сумели перенять у пантер качество - смелость. Как и пантеры, этот Знак Зодиака, всегда готов дать отпор тому, кто будет представлять для него серьезную угрозу.
Ювелирные украшения ручной работы Мастерской JOKER
Завтра праздник удивительного святого: святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца. Житие этого подвижника не только источник веры и пример святости, это реальное участие святителя в нашей повседневной жизни. Молитвы к нему, ходатайства и обращения приносят помощь и поддержку, они воистину благодатны.
Много написано о чудотворце, но я бы порекомендовал прочесть небольшую повесть Олеси Николаевой "Корфу", то есть названа именем того острова, где покоятся мощи святителя. По сути, это произведение - вневременное соединение давних третьего и четвертого веков и дня нынешнего, соединение горнего и дольнего.
О святителе написано много, но мне лично нравится вот этот пример из его жизни. Слишком же он актуален:
- Согласно увещаниям Спиридона, император Констанций освободил от податей священников, диаконов и всех клириков и служителей церковных, рассудив, что неприлично служителям Царя Бессмертного платить дань царю смертному.
Именно поэтому можно (и нужно!) взывать к святителю о вразумлении некоторых наших власть предержащих, страдающих от неуемного желания видеть налоговую инспекцию под куполами наших храмов.
Святителю Спиридоне, моли Бога о нас!
PS. И не будем забывать, что завтрашний день на Руси прозвали Спиридоновым поворотом, или просто Солнцеворотом: с этого времени ночь начинала убывать, а день — прибывать. Крестьяне говорили, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. По поверью, Спиридон сам поворачивает светило и следит, чтобы оно не скрылось от людей. «После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек», — говорят в народе.
Завтра зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Была у меня давняя зарисовка, как раз к этому дню подходящая…
Звонок о беде иную тональность имеет, его как то чувствуешь. И в тот раз не ошибся. Молодой женский голос попросил о встрече.
- Вы нас венчали, батюшка. Три года назад. Помните?
- Вот увижу вас, может и вспомню. Приходите сейчас.
Они пришли вдвоем. Дождались окончания панихиды на скамеечке, возле храма. Сидели, держа друг друга за руки.
Молча.
Подошел и встретил два взгляда. Удрученных и боязливых.
Я их вспомнил. На ней была, в тот свадебный день, очень длинная фата и ее держали сзади две девочки-близняшки.
- Что случилось?
- Батюшка, мы ругаемся постоянно, - сказал муж, - Вот так доругаемся и разведемся, наверное.
«Разведемся» он уже полушепотом произнес, пугливо и с придыханием.
- И почему ругаетесь, то? – спрашиваю у молодой женщины.
- Просто так, даже непонятно почему, из-за каждой мелочи…
Смотрю на них. Ладненькие такие, стройные, красивые, одеты прилично и на лицах отсутствие ума не просматривается.
- Ребенка родили уже?
- Нет.
- Почему?
- Да вот не получается как-то.
Пришлось переходить на индивидуальный вариант беседы. Взял парня под руку и пошли с ним по аллейке гулять, да причины выяснять. Затем с супругой его потолковали, пока муж в сторонке курил.
Все просто оказалось. Ребенок не зачинается и каждый друг в дружке вину видит, а обвинить боится…
Причем боится потому, что любит и огорчать не хочет.
Решили мы проблему эту семейную преодолеть. Без докторов, знахарей и «целителей» обойтись, к которым они уже, каждый в отдельности и в полной секретности друг от друга обращались.
Да и как не преодолеть, храм то у нас Богоотцов Иоакимы и Анны.
Вспомнил сегодня об этом случае по той хорошей причине, что не столь давно батюшка наш крестил младенца Максима, который в аккурат через неполный год, после беседы, у этого семейства родился. И еще, наверное, детки будут. Они же, счастливые и красивые, муж и жена опять в храме стояли и за руки друг дружку держали, как на том давнем уже венчании…
«Делать добро», «творить добро», «быть добрым человеком», «совершить добрый поступок»… еще много можно словосочетаний найти, где «добро» во главе стоит.
Поговорок же с пословицами, с добром связанных, не счесть у народа нашего. Каждая эпоха свои создает. И хотя времена меняются, знания прибавляются, технологии улучшаются — все так же живо и непоколебимо вечное понимание, что Добро побеждает зло, как и во все века народу нашему известно, что Добрые дела и по смерти живут.
Самое простое понятие «доброго дела» в Нагорной проповеди Христа раскрывается. Помните: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:42)?
Когда же возникает необходимость привести пример доброго делания из истории нашей Церкви, то здесь сомнений нет — святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец.
Есть множество свидетельств о реальном участии святителя Николая в жизни верующих, причем, не только из «преданий старины глубокой», но современных, сегодняшних. Необязательно искать примеры его удивительной помощи только в многочисленных сборниках, книжках и брошюрах о святителе, достаточно к прихожанам обратиться. Обязательно расскажут, как Никола помог, выручил или от горя и зла уберег.
Так почему же он столь почитаем и любим? Ответ один — святитель Николай есть воплощение добра. Не искал архиерей Мир Ликийских благодарности, защищая невинных и помогая обездоленным, не требовал почестей, наград и всеобщего признания, как и, наверное, не согласился бы он с поговоркой, что Добро — дело наживное, потому что творить добро, было и есть для него естественное состояние…
Каждому нравится доброе к нам отношение, но вот в собственном безоглядном творении добра особые успехи не всегда просматриваются, отсюда и иная поговорка, которую бы святитель Николай не одобрил: Бывает добро - да не всякому дано. Неверно, всем дано, поголовно. Отсутствует лишь там, где Бога нет или в тех сердцах не поселилось, которые лишь в себе источник жизни, успехов и счастья видит.
Есть еще присказка: Добро не лихо — ходит тихо. И действительно, там, где гул, гам, ликование, шумные радости и прочие веселья телесные, добро не приживается. Добрые дела тишины требуют и веры обязательной. Недаром наше повседневное вечернее богослужение, за день прошедший благодарение, с гимна «Свете Тихий» начинается.
И еще одна черта добра святителя Николая удивительна и во все века человеку полезна. Он не искал тех или того, кому помочь, Господь Сам ему указывал и подсказывал, видя его предрасположенное к милости сердце.
А у нас?
Помните фильм-сказку «Морозко»? Бегает Иван с мордой медвежьей по горам да лесам и ревет во всю глотку «Кому доброе дело сделать?» Недалеко мы, да и я тоже, ушли от Ивана. Выбираем все: этому помогу, этому не дам, а к тому вообще не подойду. Хотя ведь знаем, что говорится в народе: Делай добро и жди добра.
Может быть, я и не прав, но мне все же кажется, что знаменитое пригласительное «Добро пожаловать!» по-иному для православного звучать должно. Вот так: «Добро! Пожаловать!»
С праздником святителя Николая!