Есть сатанизм ритуальный, основанный на чёрных мессах, заклинаниях, демонологии и спиритуализме. Суть такого сатанизма заключается в получении мистической власти с целью обретения таких благ цивилизации как деньги, власть и, как это не прискорбно – любовь.
Есть сатанизм филосовский, основанный на рассуждениях и предположениях. Суть такого сатанизма в оправдании этого мира и своей жизни. Сводится он к противопоставлению двух сил Бога-Добра и Сатаны-Зла.
Но есть сатанизм тайный, оккультный. Цель его – избавить человека от страданий ущербного мира и дать жизнь вечную.
Теологическую основу оккультному сатанизму дал ересиарх Василид. Краткое описание можно прочитать у Хорхе Луиса Борхеса.
В основании своей космогонии Василид полагает некоего Бога. Это божество блистательно лишено как имени, так и происхождения; отсюда его неточное обозначение через «pater innatus». Его среда — «плерома», или же «полнота»: невиданный музей платоновских архетипов, умопостигаемых сущностей, универсалий. Бог этот неподвижен, однако из его покоя эманируют семь ему подчиненных божеств и, унижаясь до движения, создают и возглавляют первое небо. От этой первой творящей короны происходит вторая, с теми же ангелами, властителями и престолом, которые основывают еще одно нижестоящее небо, полностью симметричное первоначальному. Этот второй конклав воспроизводится в третьем, тот — в нижеследующем, и так вплоть до 365-го. Божество самого нижнего неба — это Господь из Писания, причем содержание божественности стремится в нем к нулю.
Тат появляется гностическая концепция, что жизнь есть болезнь духа. Сатана -Люцефер противился Творенью, а когда несмотря на это оно свершилось, стремится разрушить этот ущербный мир, освободить Дух из темницы плоти.
Но вернемся к Василиду. Порожденное степенными ангелами бога иудеев, низменное человечество удостоилось снисхождения Бога вечности, и он назначил ему спасителя. Этот спаситель должен принять условное воплощение, ибо плоть унижает. Его бесчувственный призрак прилюдно распинают на кресте, а подлинный Христос проходит сквозь небесные слои и сливается с «плеромой». При этом он остается невредим, ибо ему известны тайные имена божеств. "Знающийся с доподлинной правдой истории, — подытоживает религиозный обет, данный Иринеем, — освободится от власти первоначал, сотворивших наш мир. На каждое небо — свое имя, и на каждого ангела, и божество, и каждого властелина, живущего на нем. Ведающий их несравненные имена вознесется незримо и свободно, точно спаситель. И как Сын Божий никем узнан не был, так же и гностик никем узнан не будет. И тайны эти не разглашать следует, но хранить в молчании. Знай всех, но живи незаметно".
По учению гностиков Христос пройдя все Небеса вернулся что бы указать своим последователем путь к вечной жизни.
Среди оккультных сатанистов нет единого мнения по всем вопросам и во многих вещах они расходятся. Но основной доктриной сатанизма является вера в то, что создание демиургом мира обрекло Дух на страдания и смерть.
Есть версия, что Бафомет это тайное имя ангела-хранителя, один из паролей, который необходим для перехода на следующее небо. Сатанисты верят, что жизнь человеку даётся на то, что бы найти все имена и в момент смерти иметь возможность предъявить их ангелу-стражу и обрести, вернуть себе жизнь вечную.