• Авторизация


Без заголовка 01-05-2008 11:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"Пассионарность. Это слово вместе с его внутренним смыслом и многообещающим содержанием в марте 1939 года проникло в мой мозг, как удар молнии. Я тогда находился в Крестах. Эта ленинградская тюрьма казалась мне после лагеря обетованной землей. Там можно было залезть под лавку и лежать. И у меня возникла мысль о мотивации человеческих поступков в истории. ... Откуда взялось это слово - неизвестно, но для чего оно, как им пользоваться и что оно может дать для исторических работ, было вполне понятно: история любого этноса укладывается в колыбель описанной схемы (толчок - подъем - перегрев - упадок - затухание), а отдельные зигзаги учитывались пропорционально их значению. Оказалось, что любая живая система, будь то этнос или организм, развивается единообразно. Внезапно в ней появляется некоторое количество людей, наделенных пассионарностью, - пассионариев. Историческое время от вспышки до затухания совпадало с фазами этногенеза и отвечало им полностью. Это были какбы "возрасты эпохи", определяемые процентом пассионариев в этнической папуляции. Растет их число до определенного предела - система усиливается, выше этого предела - пассионарность уничтожает сама себя и снижается, так как пассионаррии истребляют друг друга; ниже идет спад пассионарности с выбросом свободной энергии, порождающей искусство, роскошь, интриги и социальные идеи. После энергетического надлома наступает длинный период инерции, когда упорядочивается хозяйство, расширяется образованность и царит законность. Но этнос уже движется к распаду. Непонятнобыло лишь, как возникают сами пассионарии и чем они отличаются от своих соплеменников. Позднее друг-биолог подсказал слово:"мутация". А ведь и верно! Только это микромутация, меняющая что-то в гормональной системе организма и тем самым создающая новый поведенческий признак. Человек остается самим собой, но ведет себя по-другому. Мутация никогда не захватывает всей популяции. Мутируют отдельные особи и по-разному. Явные уроды быстро устраняются естественным отбором. А для устранения мутантов-пассионариев необходимо около 1200 лет, причем они ухитряются оставить после себя следы своих деяний: здания, поэмы, картины, рассказы о своих подвигах, технические изобретения и моральные нормы. Впрочем, моральные нормы забываются в первую очередь. ... Благодаря соединению биогеохимии и системологии с исторической географией становится понятной причинная связь между биохимической энергией живого вещества биосферы и отдельными системами - от микроорганизма до суперэтноса. Системы работают на боихимической энергии, поглощая ее из окружающей среды. Я не рассматриваю социальное лицо пассионариев, их цели, нормы этики. Это уже другая сторона вопроса, пассионарность может проявляться в самых разных формах, с равной легкостью порождая подвиги и преступления, созидание и разрушение, благо и зло. Не оставляя лишь места бездействию и спокойному равнодушию. Я говорю о пассионарности как о физиологическом природном признаке, который лучше всего определяется словом "страсть". Отдельные пассионарные личности могут появляться даже в инертный период жихни этноса. Но для начального, "пускового" периода характерно появление значительного числа таких людей: уже 3-5 процентов от общей массы достаточно, чтобы началось движение. Они становятся ядром этноса, формируют его, цементируют. Несомненно пассионарны юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Александр Македонский, Сулла. Но дело не в вождях. Испанские Габсбурги и французские Бурбоны были заурядными людьми, равно как большинство их придворных. Решающее значение приобретают не действия отдельных личностей, а тот общий настрой, которые можно назвать уровнем пассионарного напряжения." (Л. Гумилев)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Damone_Vincent 01-05-2008-11:39 удалить
Доказанная искуственность современной истории, к сожалению нивелирует ценность теории пассионарности. Увы.
Damone_Vincent 01-05-2008-12:02 удалить
Социальные мутации это изменени социальных институтов и связей через так называемый "социальные вирусы", которые также возможно передавать от поколения к поколению. Носителями таких "социальных вирусов" является индивидуум, носитель какой-либо радикальной идеи. Далее. по схеме происходит так называемый обмен идеями. Идет естественный отбор тех идей (мутаций), которые обеспечивают социуму монолитность, целеустремленность, выживание и развитие. Социальная мутация характеризуется тем, что пассионарность - это не только биологический феномен, но и социально-педагогический, то есть пассионарность можно развивать воспитанием. Это тезис. Некоторые иследователи феномена пассионарности пришли к выводу, что ее можно классифицировать. Этнографическая пассионарность - активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто - иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Пассионарии - особи энергоизбыточного типа, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. (как раз по Гумилеву, то традиционное понимание пассионариев) Социальная пассионарность – это яркое проявление положительной социальной активности социальных субъектов (обществ, классов, групп, личностей), направленной на изменение их условий жизни, ломающее прежние стереотипы и традиции, и устанавливающее новые, развивающие, более благоприятные условия жизни членов общества. Социальная пассионарность – явление как индивидуальное, так и коллективное. С помощью развития социальной пасионарности возможно решение следующих задач в процессе воспитания и социализации личности: воспитание лидерских способностей личности, воспитание пассионарного коллектива за счет рассеивания пассионарных личностей внутри группы, влияние пасионарной личности на субпасионарную личность (заражение пассионарностью, эмпатия, оказание помощи и т.п.), совершенствование социальной адаптации личности за счет развития пассионарных качеств (комплиментарности, адаптивности, активности и др.). ( это из исследований Зимина И. С.) Психологическая пассионарность – это развитый комплекс черт характера, имеющих энергетическую основу: активность, любознательность, страстность (как эмоциональная, так и познавательная, деловая), но при этом и конфликтность, доброкачественная агрессивность, которая выражается в целеустремленности, настойчивости, упорстве и т.п. При иследовании пассионарности именно как психологического феномена были выявлены взаимосвязи пассионарности с темпераментом и мотивацией личности. Кроме этого, по другому исследованию пассионарность представлялась как проявление сублимированных бессознательных влечений. Выделают еще биологическую пассионарность. Здесь выдвигается тезис, что пассионарность - инстинкт власти, инстинкт деятельности. И остается педагогическая пассионарность. Но лично меня она мало интересует. Здесь просто подразумевается комплекс мер по активизации потенциала у обучаемых. Педагогический аспект мне бы не хотелось рассматривать. Если помнишь, то Гумилев выделял несколько категорий людей. Так вот, социальная мутация, это когда из гармоничной личности мы можем путем социального воздействия (воспитание, обучение, социальные связи) мы можем "создать" пассионария. Кстати, выдвигается же мнение, что человек как физиологический объект прекратил мутации, потому и возможны только социальные. Аргументом же является то, что в течение 40 тыс. лет существенных морфологических изменений мозга и тела не наблюдается. Примерно так.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Damone_Vincent - Дневник Damone_Vincent | Лента друзей Damone_Vincent / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»