Сексуальные домогательства на работе
13-03-2007 23:37
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Лариса Понарина Сексуальные домогательства на работе:
Служебный роман или торжество мужского "беспредела"?
СЕКСУАЛЬНЫЕ ДОМОГАТЕЛЬСТВА НА РАБОТЕ:
СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН ИЛИ ТОРЖЕСТВО МУЖСКОГО "БЕСПРЕДЕЛА"?
Лариса Понарина
Как все начиналось: из истории проблемы
Сексуальные домогательства на работе существовали всегда. Однако в современной западной истории впервые проблема сексуальных домогательств была заявлена в 1974 году в Итака, штат Нью-Йорк, когда Кармита Вуд, 41-летняя мать четверых детей, уволилась с работы из-за нежелательного внимания сексуального характера со стороны начальника. Вуд подала заявление на получение пособия по безработице, указав при этом причину, которая вынудила ее уволиться. Именно тогда группа феминисток выступила в защиту Кармиты Вуд, и именно тогда родился термин "сексуальные домогательства".
Хотя жалоба Вуд и была отклонена, но этот случай вызвал настолько мощный резонанс в обществе, что стало невозможным замалчивать проблему как прежде. Комиссия по равноправию при найме на работу (ЕЕОС) тогда получила огромное количество жалоб от женщин, ставших объектами сексуальных домогательств на работе. Проблема была обозначена, и отношение к ней стало постепенно меняться.
В 1986 году в Верховном Суде США впервые слушалось дело по сексуальному домогательству. Консультантом истицы Мишель Винсон была Кэтрин МакКиннон, автор первой книги о сексуальных домогательствах, написанной в 1979 году. Верховный Суд пришел к единогласному решению о принятии аргумента МакКиннон о том, что сексуальное домогательство есть нарушение Титула 7 Акта о Гражданских правах, цель которого - обеспечение равных возможностей на рабочем месте.
Осенью 1991 года президент Буш назначил на должность судьи в Верховного суд США некого Кларенса Томаса, обвиненного его бывшей подчиненной Анитой Хилл в сексуальных домогательствах. В течение восьми лет до этого Томас был председателем Комиссии по равноправию при найме на работу (ЕЕОС)(!), где являлся непосредственным начальником Аниты Хилл с 1981 года.
История домогательств Кларенса Томаса началась с того, что предложил своей подчиненной проводить свободное время вместе. Анита отказалась, сославшись на то, что это помешает их служебным отношениям. Однако ее отказ не был принят во внимание и подобные предложения со стороны Томаса продолжали поступать. Встретив сопротивление и получив еще раз твердый отказ со стороны Хилл, он, тем не менее, продолжил свои домогательства, прибегнув к другому методу - пересказу содержания порнографических фильмов. При этом его рассказы изобиловали анатомическими и физиологическими подробностями. Анита пыталась остановить подобные приступы красноречия высокопоставленного рассказчика, надеясь на его здравый смысл, но это удавалось далеко не всегда. Когда судья Томас был назначен председателем Комиссии, он прекратил домогательства на какое-то время. Но вскоре они опять возобновились. Хилл начала поиски другой работы, при этом она уже жила в состоянии страха. Анита панически боялась, что начальник узнает о ее поисках новой работы и помешает ей, или просто уволит.
В феврале 1983 года она провела пять дней на больничной койке из-за серьезных проблем с желудком, которые были непосредственным результатом стресса на работе. После этого Хилл стала еще активнее искать работу, и в 1983 году начала преподавать в университете.
В своем судебном заявлении Анита Хилл призналась, насколько трудно ей было решиться на такой шаг:
"Только после мучительных раздумий я решилась рассказать об этой истории кому-то, кроме моих ближайших друзей... Обнародование этой истории - самый трудный опыт в моей жизни..." (Schneir, 1994, с.477)
Несомненно, что это был шаг, потребовавший от Аниты Хилл огромного личного и гражданского мужества.
История Аниты Хилл стала своеобразным открытым уроком по проблеме сексуального домогательства на национальном уровне. Заседание комитета Сената, на котором рассматривалось ее заявление, транслировалось по национальному телевидению. Многие газеты внимательно следили за ходом процесса.
Судья Томас был признан невиновным. Этот постыдное решение, принятое Сенатом, было воспринято с негодованием. Многие женщины смогли еще раз убедиться в том, что в правительстве доминируют мужчины: заседание Комитета можно было сравнить разве что с мужским клубом, где женские проблемы обычно не обсуждаются. В результате процент женщин, поддерживающих судью Томаса, сократился до 43%. Дело Аниты Хилл привело к позитивным переменам в политической и общественной жизни страны: возросла политическая активность женщин. Так, в 1992 году 150 женщин выдвинули свои кандидатуры в Палату представителей, a ll женщин баллотировались в Сенат. Комиссия по равноправию при найме на работу (ЕЕОС) получила на 50% больше жалоб по поводу сексуальных домогательств на работе, чем в предыдущем году. В Вашингтоне состоялась демонстрация в защиту репродуктивных прав женщин, крупнейшая демонстрация в истории столицы США. В ней приняло участие около 750 тысяч человек.
Анита Хилл осмелилась открыть глаза целой нации на проблему сексуальных домогательств. Это привело к коренному изменению отношения к данной проблеме в Соединенных Штатах.
С одним из альтернативных мнений по делу Аниты Хилл можно ознакомится в одном из номеров журнала "Итоги", посвященном теме сексуальных домогательств. Статья Михаила Ямпольского начинается с его воспоминаний о приезде в США в 1991 году, во время слушания дела Аниты Хилл, которое показалось ему "просто гротескным". Ведь Томас, по мнению автора, не позволил себе ничего особенного - всего лишь пересказывал коллеге содержание порнографических фильмов. Правда, это происходило на рабочем месте и против ее воли, но до физического насилия дело не дошло, а значит, и говорить не о чем. После этого М. Ямпольский прожил в США несколько лет, по его словам, но в проблеме так и не разобрался. Рассуждения о сексуальных домогательствах сводятся к умозрительным обобщениям о пуританстве и инфантилизме, якобы свойственным американской нации. И ни слова о нарушении прав человека, дискриминации женщин! Налицо непоколебимая верность установкам, приобретенным на родине. Ведь, как уверяет Ямпольский, "американцам кажется насилием то, что россиянин считает полюбовным согласием".
Однако и в Соединенных Штатах у господина Ямпольского нашлась единомышленница, Камилла Палья, автор статьи "Странное дело Кларенса Томаса и Аниты Хилл". Автор вовсе не считает Аниту Хилл "феминистской героиней". Что ж, очевидно, ею является сама госпожа Палья, "дитя сексуальной революции шестидесятых", сетующая на то, что "Америка все еще находится под бременем пуританского прошлого". Вот только непонятно, какое отношение сексуальная свобода имеет к ситуации, в которой женщина-подчиненная безуспешно пыталась остановить посягательства разнузданного начальника, злоупотребляющего своей властью непосредственно на рабочем месте. Палья утверждает, что Анита Хилл просто была втянута в безобидные "шутливые беседы" (!) на сексуальные темы, и если уж она в свои 26 лет не смогла остановить инициатора этих шуток, то это ее проблема. В заключение Камилла Палья восхищается самообладанием судьи Томаса, речь которого, произнесенная после показаний Аниты Хилл, стала для автора "одним из самых ярких телевизионных эпизодов, которые ей когда-либо приходилось видеть". Очевидно, неслучайно в предисловии к своей книге Палья сравнивает себя с Оскаром Уайльдом, гениальным мастером парадоксов. Вот только по части парадоксов даже сам Уайльд вряд ли мог бы соперничать с автором данной статьи.
Неудивительно, что в России Камиллу Палья считают феминисткой - впрочем, как и Машу Арбатову. Вот только после прочтения публицистических опусов Палья Маша Арбатова может показаться чуть ли не российской Симоной де Бовуар.
Сексуальные домогательства сегодня
Сексуальные домогательства на работе и сегодня остаются повсеместным явлением, и мы продолжаем узнавать о вопиющих фактах нарушения прав женщин на рабочем месте. По данным обзора, проведенного в Германии в 1991 году, 93% женщин на протяжении своей трудовой жизни подвергались сексуальным домогательствам (Трудовой мир, №4,1998). Поданным МОТ (Международной Организации Труда), от 15 до 20% работающих женщин в индустриальных странах являются жертвами сексуального домогательства, но только треть таких жалоб попадает в суд. В 1981 и в 1988 гг. Управление США по Охране Достижений Труда провело исследование и пришло к заключению, что 42% женщин пострадали от сексуального домогательства на работе. Обзор среди персонала военных ведомств в 1990 г. доказал, что от этого пострадало 66% (Сексуальные домогательства на работе, 1999).
Только в 2000 году было несколько крупных дел, связанных с сексуальными домогательствами. Так, например, 23-летняя девушка обвинила министра транспорта Израиля Ицхака Мордехай, своего непосредственного начальника, в сексуальных домогательствах. Скандал разразился после публикации в газете "Едиот ахронот". В статье рассказывалось, что пострадавшая от сексуальных домогательств девушка пожаловалась на Мордехая в полицию. По ее словам, министр вызвал ее в свой кабинет, запер дверь и попытался ее раздеть. Он прекратил свои домогательства только после того, как девушка начала звать на помощь. В результате Ицхак Мордехай подал в отставку. Министерство юстиции Израиля объявило о том, что намерено выдвинуть против него обвинения.
Похожая история произошла в Японии, где бывший губернатор города Осака, в прошлом один из известнейших политиков Японии, 68-летний Нок Йокояма, был приговорен судом к 18 месяцам лишения свободы за сексуальные домогательства. Он был признан виновным в оскорблении поведением 23-летней студентки, которая помогала ему во время избирательной кампании прошлого года. Она обвинила губернатора в том, что он настойчиво домогался ее в служебном автобусе. Из-за разразившегося скандала губернатор ушел в отставку. Кроме того, он выплатил студентке компенсацию в размере почти 102 тысяч долларов. Суд приговорил бывшего губернатора к 18 месяцам тюрьмы с отсрочкой приговора на три года.
В бывших республиках СССР, однако, ситуация совсем другая. Так, например, весной 2000 года в студенческом общежитии Ужгородского госуниверситета (Украина) было найдено тело 25-летней аспирантки кафедры биохимии и фармакологии медицинского факультета. Результаты судмедэкспертизы показали, что девушка совершила самоубийство, приняв большую дозу снотворного. О причине самоубийства рассказывало ее предсмертное письмо, в котором погибшая говорит о том, что настойчивые домогательства ее научного руководителя подтолкнули ее к самоубийству. Однако прокурор Ужгорода так и не принял решение по возбуждению уголовного дела по ст. 99 УК Украины (доведение до самоубийства) и ст. 115 УК Украины (принуждение женщины к половой связи лицом, относительно которого женщина является материально зависимой), как он выразился, "в связи с отсутствием всех необходимых документов".
Положение дел в России
Закон против сексуальных домогательств был принят в России еще в 30-е годы. Это статья, карающая за "понуждение женщины к вступлению в половую связь... лицом, в отношении которого женщина являлась материально или по службе зависимой" (статья 118 действующего Уголовного Кодекса). Однако до сих пор в российском обществе эта проблема не принимается всерьез; напротив, она может послужить поводом для анекдота в мужской, а иногда и в женской компании. В этом нет совершенно ничего удивительного, ведь даже бывший президент страны любил продемонстрировать "здоровую" мужскую удаль перед телекамерами, игриво пощипывая стенографистку. А чего стоят женоненавистнические высказывания Владимира Вольфовича Жириновского, декларируемые на всю страну с пугающей регулярностью!
Тема сексуальных домогательств является излюбленным поводом для фривольных развлекательных публикаций в средствах массовой информации. Порой достаточно взглянуть лишь на заглавие, чтобы ужаснуться степени невежества иных пишущих: например, статья в одном из номеров "Комсомольской правды" (1994 год) называлась "Что делать ягодке, если к ней пристает начальник?"... Как говорится, комментарии излишни.
Одно из весьма немногих прогрессивных исключений - статья Маши Гессен "Без комплексов или без интима?" в журнале "Итоги" (26 ноября 1996 года), в которой проблема сексуальных домогательств представлена с феминисткой точки зрения. Важно, что в статье приведены примеры конкретных случаев, о которых рассказывали женщины, обратившиеся в кризисные центры. Психологические последствия таких "служебных романов", как правило, крайне серьезны для женщин, вплоть до суицидальных попыток. Многие из пострадавших от сексуальных домогательств, являются клиентками кризисных центров для женщин. Иногда домогательства несут в себе и серьезную угрозу физическому здоровью женщины. Так, например,
"преподаватель юридического факультета Саратовского университета на глазах у студентов нанес многократные ножевые ранения женщине-коллеге, которая отвергла его как мужчину" (Аргументы и Факты, 1998, февраль, №9).
Тем не менее, как замечает М. Гессен, при существующей судебной системе защитить себя и наказать обидчика практически невозможно; даже юристам-специалистам по правам женщин неизвестны случаи подобных исков. Статистические данные, которые приведены в данной статье, отражают динамику применения статьи 118. Так, до 1990 года советские суды слушали от 20 до 25 дел в год; в 1990 году таких дел было 11, из них пять - в России; в 1991 году российские суды слушали четыре таких дела, в 1992 году - одно дело, а с 1993 года статья не применяется.
Именно в 1993 году в газетах и различных рекламных изданиях стали появляться объявления, приглашающие на работу девушек "без комплексов, с модельной европейской внешностью". Работодатели не скупились на расписывание требуемых внешних данных потенциальных работниц, но при этом даже не упоминали о том, какие профессиональные навыки им будут необходимы. Одновременно с этими объявлениями в этих изданиях до сих пор можно видеть объявление от женщин, ищущих работу, с ключевой фразой "Интим не предлагать". По верному замечанию Зои Хоткиной, эти объявления -
"...вопль вопиющего в пустыне о том, что девушки ищут работу, они просят работу, они не просят ничего, кроме работы" ("Сексуальные домогательства на работе", 1996, с. 15).
В России ситуация с сексуальными домогательствами осложняется еще и тем, что в условиях безработицы, многие женщины согласны на любую работы, чем и пользуются некоторые работодатели:
"Заведующая центром занятости в одном из городов в Ленинградской области поведала недавнюю историю о домогательствах в масштабе всего города, где для женщин совсем нет рабочих мест. Один предприниматель построил фабрику по производству американских бутербродов и начал "торговать" вакансиями, требуя за должности сексуальные услуги. "Об этом знали все в городе, включая Администрацию, но наказать сластолюбца не могли - никто не рискнул написать заявления. Женщины боялись, что потом не отмоют подобное пятно на репутации." (Сексуальные домогательства, 1999).
Стоит добавить, что согласно опросам, каждая третья женщина в России подвергалась тем или иным видам сексуальных домогательств (Аргументы и Факты, 1998, февраль, №9).
Что такое сексуальные домогательства в США?
Сексуальные домогательства в США определены в Титуле 7 Акта о Гражданских правах. Цель Титула 7 - обеспечить равные возможности на рабочем месте: равные возможности получения работы и равные возможности продвижения по работе. В случаях сексуальных домогательств главным правовым аргументом является то, что работодатель лишает работника равных возможностей на рабочем месте, то есть не предоставляет этому работнику те же условия, что и другим. Таким образом, сексуальные домогательства отрицательно влияют на производительность и качество труда. Это дискриминация, основанная на половых различиях, и ограничивающая возможности работника, связанные с профессиональной деятельностью.
В понятие "сексуальные домогательства" в Соединенных Штатах включается не только половой акт, но и шутки и намеки сексуального характера, а также прикосновения.
Комиссия по равноправию при найме на работу (ЕЕОС), американское федеральное агентство, рассматривающее дела о дискриминации, определяет это явление как:
> "нежеланные сексуальные попытки, просьбы о сексуальных услугах, и иные словесные или физические действия сексуального характера, когда:
> согласие с таким поведением является очевидным или подразумеваемым условием трудоустройства лица;
> согласие или несогласие женщин на такое поведение используется как основа принятия решений о трудоустройстве в отношении этих женщин;
> такое поведение имеет целью или результатом безосновательное влияние на исполнение своих трудовых обязанностей женщиной, или создание устрашающей, враждебной или оскорбительной обстановки на рабочем месте".
Домогательство является угрозой, при которой жертве предлагается либо подчиниться сексуальным требованиям, либо пострадать от последствий. В других ситуациях подобная угроза может принять форму постоянного преследования, которое мешает жертве работать, путем создания враждебной или оскорбительной обстановки. В судебной практике первую разновидность домогательств принято называть компенсационное домогательство (qui pro quo harassment). Это означает "что-то ради чего-то": для того, чтобы получить повышение по работе, надо благоприятно реагировать на домогательства начальника. Другой вид этого преступления называется преследование путем создания враждебной обстановки (hostile environment harassment):
Определение обстановки насилия на рабочем месте должно рассматриваться с позиции жертвы сексуального домогательства, т.е. "разумной женщины", поскольку мужчины и женщины имеют различные представления о сексуально направленном поведении. То, что женщины считают просто доброжелательным или вежливым поведением, мужчины воспринимают как приглашение к ухаживанию. Когда женщины говорят "нет" в форме, которую они считают уважительной и приемлемой для коллег, мужчины считают это кокетством.
Когда речь идет об оскорбительной враждебной обстановке, то это определяется как дискриминация, запугивание, принимающие угрожающие масштабы. Ключевым словом здесь является слово "нежелательный": нежелательные физические контакты, нежелательные ухаживания, нежелательные слова и шутки. Если женщина хочет иметь на работе какие-либо отношения, она имеет на это право. Но в случае, если они нежелательны, закон должен ее защищать.
Теория справедливости и стандарт разумной женщины
Традиционный взгляд на сексуальные домогательства со стороны мужчин связан с убеждением, что такое поведение основано на биологических особенностях мужчины. Именно по этой причине сексуальные домогательства зачастую считаются "нормальным явлением". Однако это явление вообще не имеет отношения к сфере сексуального. Оно относится к области власти и контроля. Общество диктует мужчине и женщине роли, которые дают больше власти мужчине, чем женщине. Сексуальное домогательство на работе - это неправомерное расширение этих стереотипных социальных ролей.
Сегодня существует множество исследований по проблеме сексуальных домогательств, авторы которых пытаются анализировать корни этого явления. В этой связи безусловный интерес представляет статья Друциллы Корнелл, профессор права и политологии университета Ратгерс (Rutgers), США. В своей книге "Воображаемая сфера" ("The Imaginary Domain") Корнелл анализирует проблему сексуальных домогательств через призму различных теорий. Так, например, она обращается к теории Кэти Ройф (Katie Roiphe), которая провозглашает себя "феминисткой молодого поколения". Ройф считает, что законодательство о сексуальных домогательствах основано на утверждении слабости и хрупкости женщин, вследствие чего они нуждаются в защите от мужчин. Это - явный упрек в адрес феминисток "старшего поколения", добившихся принятия данного законодательства. Корнелл возражает Ройф, прибегая к аргументу об ответственности. Ройф упускает из вида тот факт, что женщины взяли на себя ответственность за проявление мужской сексуальности: если мужчина возбужден, виновата женщина. Это является посягательством на свободу женщины, проявляющимся в требованиях общества к ее внешнему виду и поведению. Если же женщина не соответствует общественным стереотипам, продолжает Корнелл, общество возмущенно вопрошает: "Как такие женщины смеют просить о защите?"
Женщины должны иметь возможность на то, чтобы вести себя так, как они считают нужным, и при этом восприниматься как личности, обладающие самоуважением. Исторически женщины были лишены такого важного права как право на самоуважение. По мнению Корнелл, ситуация и сегодня мало изменилась, и это происходит потому, что даже в сфере законодательства много внимания уделяется роли сексуальных фантазий мужчин.
Что касается понятия "самоуважения", здесь Друцилла Корнелл обращается к аргументу Джона Ролза о необходимости гарантировать право на самоуважение как "первичное благо" каждому члену общества. В ситуации сексуальных домогательств женщина не может воспринимать себя как полноценную личность, которая обладает теми же правами, что и все члены общества. В рамках "теории справедливости" Ролз утверждает, что самоуважение не может существовать без соответствующей социальной основы. В ситуации сексуальных домогательств на работе женщина лишена такой основы, она не может испытывать уважения к себе, а значит, не может считать себя полноценным и равным членом общества. Факт принадлежности к женскому полу является препятствием к реализации жизненного плана "по принципу Аристотеля", считает Ролз. Согласно этому принципу, люди хотят заниматься теми видами деятельности, в которых они могут наиболее полно выразить себя. В ситуации сексуальных домогательств женщина воспринимает себя как личность, лишившуюся своей ценности, вследствие чего потерявшую способность реализации своего жизненного плана по принципу Аристотеля. Согласно же теории общественной справедливости Ролза, все женщины без исключения заслуживают того, чтобы с ними обращались с равным уважением; все они заслуживают того, чтобы на рабочих местах им обеспечивалась социальная база/основа для самоуважения.
Для иллюстрации теории Джона Ролза профессор Корнелл рассматривает дело Терезы Хэррис (Teresa Harris), которое является показательным.
Тереза Хэррис строила свою жизнь согласно принципу Аристотеля: она была единственной женщиной из шести менеджеров компании Форклиффт (Forklift). Она очень любила свою работу, поскольку имела возможность полностью реализовывать свои способности. Однако ей пришлось уволиться. В своих показаниях Хэррис говорила о том, как Чарльз Харди, ее директор, неоднократно оскорблял ее, и эти оскорбления имели непосредственное отношение к ее принадлежности к женскому полу. Например, однажды он назвал ее "тупой бабой". Он постоянно выражал сожаление по поводу того, что на должности Хэррис не работает мужчина. Хэррис, безусловно, не являлась единственной жертвой домогательств начальника. Так, его излюбленный трюк состоял в том, чтобы он заставлять женщин-подчиненных искать мелочь в кармане его брюк. Кроме того, он постоянно отпускал грязные замечания об их манере одеваться, причем чаще всего останавливал свое внимание на блузках, которые подчеркивали грудь. Однако для Терезы Хэррис самым оскорбительным со стороны Харди было его абсолютное игнорирование ее успехов и деловых качеств. Все ее достижения сводились лишь к ее сексуальности, к ее полу. Например, после одной из удачных ее сделок, начальник, поздравляя ее, высказал следующее предположение о причине ее успеха: "Ну что, Тереза, пообещала этому парню встретиться с ним в субботу вечером?"
Поскольку Хэррис очень дорожила своей работой, она решила вначале обсудить эту вопиющую ситуацию с самим Харди, который крайне удивился тому, что она обижена его поведением. Он пообещал прекратить домогательства. Позже он обвинит ее в том, что Хэррис заключала удачные сделки благодаря отнюдь не своему профессионализму, а тем сексуальным услугам, которые она якобы оказывала клиентам.
Через некоторое время у Терезы Хэррис появились психосоматические проблемы: она стала часть плакать, испытывала трудности с дыханием. Кроме того, она стала злоупотреблять алкоголем. Районный суд, куда Тереза подала жалобу на начальника, признал, что поведение Харди "унижает женщин на рабочем месте". Однако при этом суд отметил, что его поведение не может иметь никакого отношения к "поведению разумной женщины на рабочем месте". Суд решил, что Хэррис не является разумной женщиной, поскольку к тому времени она находилась в состоянии крайнего дистресса. Кроме того, как и следовало ожидать, было высказано предположение о том, что она либо отличалась чрезмерной чувствительностью, либо лгала. Согласно свидетельским показаниям, Тереза Хэррис была замечена "пьющей пиво в компании мужчин", из чего был сделан вывод, что атмосфера на рабочем месте, по поводу которой она подала жалобу, вряд ли могла быть для нее оскорбительной.
Как верно отмечает Корнелл, на примере данной ситуации можно увидеть, как трудно соотнести слово "нежелательный" (в контексте нежелательного сексуального внимания) с враждебной/оскорбительной атмосферой на рабочем месте, и насколько опасно оперировать так называемым "стандартом разумной женщины". Если рассматривать ситуацию через призму данного подхода, то Тереза Хэррис, продолжает Корнелл, воспринимается, как женщина, которая добивается профессиональных успехов исключительно благодаря своей принадлежности к женскому полу, так как она якобы имела возможность оказывать сексуальные услуги клиентам-мужчинам. Таким образом, спроецированный сексуальный стереотип приводит к обесцениванию личности женщины и ее профессиональных качеств.
Обращаясь вновь к теории справедливости Ролза, мы вполне можем определить поведение Терезы Хэррис как поведение человека, который был лишен самоуважения. По Ролзу, самоуважение состоит из двух составляющих: во-первых, осознание личностью своей ценности; во-вторых, уверенность личности в собственной способности реализовать свои намерения. Корнелл замечает, что в данном случае Тереза Хэррис была абсолютно лишена права на самоуважение.
Здесь Корнелл вновь возвращается к теории Кэти Ройф, а именно к ее аргументу о том, что женщины, обращающиеся в суд по поводу сексуальных домогательств, не умеют контролировать свою собственную сексуальность. На самом деле, как верно замечает автор, дело здесь совсем в другом: эти женщины хотят вернуть себе первичное благо самоуважения, а также вернуть право на свободу от патриархатных фантазий, которые навязывают им ответственность за поведение мужчин. Именно мужчины в ситуации сексуальных домогательств не умеют контролировать свою сексуальность, в связи с чем женщины вынуждены брать на себя двойную ответственность. А это противоречит принципам равенства и разделения ответственности.
Сексуальные домогательства через призму психоанализа
Продолжая анализировать подход к проблеме, связанный с поиском определенного типа женщины, для которой не может существовать "нежелательного" сексуального внимания, Друцилла Корнелл обращается к терминологии Жака Лакана.
По Лакану, после разрыва с матерью мужчина заполняет эту пустоту маскулинными фантазиями, в которых он боится и одновременно желает бессознательную фигуру фаллической матери. Эти фантазии проецируются на сексуальный объект женского пола - Женщину. Но в бессознательном, по Мелани Кляйн, всегда сосуществуют две женщины, две матери - "хорошая мать" и "плохая мать". По Лакану, замещение бессознательного образа происходит в процессе разрыва и приводит к ассоциации не с "хорошими" или "плохими" матерями, а с "хорошими" или "плохими" женщинами. Именно плохая мать, которую желают, требует сексуального внимания. Но сексуальному желанию сопутствует ужас перед мужской идентичностью, и стремление к нему несет в себе угрозу. Эта женщина - любовница, проститутка, объект фантазии вообще - всегда является "плохой девушкой". Она искушает мужчин, так как сексуальное внимание никогда не бывает для нее нежелательным. Далее Корнелл замечает, что в суде такую женщину, очевидно, узнают сразу же после того, как она появляется в дверях.
С другой стороны, при этой форме разрыва образуется и другая, противоположная фигура женщины: так называемая "хорошая девушка", и она безопасна, от нее не исходит никакое искушение. Мы находимся в безопасности от нее, поскольку мы ее не желаем. Но если такая женщина вдруг предъявит жалобу по поводу сексуального домогательства, ее показания покажутся несостоятельными, так как трудно будет поверить, что нашелся мужчина, который ее желал. Учитывая все это, предполагает Корнелл, не существует такой женщины, которой можно было бы поверить, что сексуальное внимание к ней было нежелательным. Таким образом, внимание, направленное на "плохую девушку", будет считаться желательным, поскольку мужчина желает ее: он бессознательно представляет, что и она должна хотеть того, что он желает дать ей. Именно она заставляет его желать себя. Напротив, если речь идет о "хорошей девушке", то ее жалобы по поводу сексуальных домогательств вообще покажутся неправдой.
Далее Корнелл делает вывод о том, что эта теория Лакана о психической фантазии о Женщине как символе барьера, отделяющего от матери, конечно, не имеет отношения к отдельным семьям и их драмам. Это, скорее, история о том, как наша культура воспринимает женщину, ее отличие. От патриархатной культуры можно ожидать только таких судебных процессов по делам о сексуальных домогательствах, которые обычно и имеют место. Можно ожидать, что флирт будет рассматриваться как обязательное приглашение к сексуальному контакту, и при этом не придавать никакого значения словам самой женщины о ее желании. Но, замечает Друцилла Корнелл, в суде не должны воспринимать всерьез подобные факты, поскольку они отражают не реальность, а проекцию мужских фантазий о Женщине, которая всегда ставит реальную женщину на уровень объекта фантазии, и, следовательно, сводит на нет ее личностную ценность.
По мнению Корнелл, анализ Лакана крайне важен для полного понимания неверного отношения к женщине в ситуации сексуальных домогательств, а также понимания причин домогательств со стороны мужчин. Фаллический референт отмечает принадлежность маленького мальчика к мужскому полу, и при этом он становится субъектом, который, в своей сексуальной идентичности, находится над матерью, а также противостоит ей. Значит, женщины "приобретают" пол для того, чтобы стать "униженным объектом", или, в терминологии Симоны де Бовуар, "вторым полом". Таким образом, сексуальные домогательства, по верному замечанию Корнелл, являются показателем мужского страха, а не власти.
Далее Корнелл выражает свое несогласие с мнением, которое часто можно услышать в США, а именно: исторический период Пуританизма привел к тому, что проблема сексуальных домогательств завоевала такое внимание в обществе. Причина здесь заключается в другом. Причина - в изменении социального положения женщины в современном западном обществе. Так, например, сегодня в Соединенных Штатах женщины заняли более высокое положение и получили власть, которая прежде была для них недоступна. Женщины выбрались из традиционных женских рамок, и именно это так пугает мужчин. Именно их враждебность является предупреждением любой женщине, которая отказывается примириться со своим униженным положением.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote