[показать] “И НАС ПО-ИНОМУ УЖЕ НЕ ЗАСТАВИШЬ”: ПОРТРЕТ ОДНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ЮНОСТИ
1
В 1998 году И.С. Кон в очень содержательной, хотя временами и неизбежно поверхностной книге “Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви” в главе “В родных пенатах” называет несколько организаций и нескольких лидеров, занимающихся в основном правозащитной гейско-лесбийской деятельностью (именно так, через дефис). В главе “Наследницы Сафо”, посвященной современной лесбийской жизни и идеологии, он оперирует исключительно западным (в основном американским) материалом. Книга завершается фразой: “Сегодня [в России] сексуальные меньшинства только начинают требовать себе места под солнцем и чувствуют себя в его лучах не слишком уютно”3. Задача данного исследования — проанализировать, как, согласно восприятию российских лесбиянок, изменилась нарисованная Коном картина; как их видение современной лесбийской ситуации отличается от представления Кона девятилетней давности, которые до сих пор являются, в общем, общепринятыми. Вкратце эти представления можно охарактеризовать так: лесбийская община и культура в России находятся на самом зачаточном уровне; есть несколько правозащитниц, действующих в тандеме с геями-правозащитниками, и это все.
[показать] Говоря о творящих лесби-культуру фигурах из “большой” культуры, известных широкой аудитории (через неспециализированные клубы и сценические площадки, книжные или периодические издания и т.п.), надо отметить, что названы были почти исключительно деятели поп- и (в меньшей степени) рок-сцены. Вопреки пресловутой российской литературоцентричности, тружениц пера — а именно М. Шарапову и С. Адлер (а также Е. Дебрянскую, но ее, скорее, в другом качестве — не писателя, а общественного деятеля) — упомянули 3—4% респонденток; 23% назвали Яшку Казанову, известную многочисленными публикациями на тематических сайтах и текстами некоторых старых песен тогда еще не широко известных “Ночных снайперов”; очевидно, причина ее популярности — в адресном обращении к “целевой аудитории”.