Я говорил уже много раз, что проблема нашего современного кино в том, что режиссеры не умеют внятно рассказывать историю. И вторая главная проблема нашего кино — это его тотальная аморальность, точнее — цинизм. Поколение молодых режиссеров, которое выросло в 90-ые годы, ни во что не верит. Не то что в бога или дьявола, а вообще ни в какую идею. У них совершенно непонятные цели в творчестве, и поэтому когда они снимают кино, им нечего сказать. Они могут снимать красиво, могут наворотить спецэффектов, могут даже сочинить увлекательный сюжет, но совершенно непонятно, хотят ли они выразить какую-нибудь идею.
Проблема такого не-идеологизированного (то есть, безыдейного) кино в том, что даже если авторы не закладывают в него чётко считываемую идею, то она все равно проявляется сама собой. Зритель все равно поймёт кино как-то по-своему, сложит целую картину из кусков того, что ему показали. И может оказаться, что то, что увидел в фильме зритель, автор туда и не думал закладывать. Более того, вдруг это что-то окажется «вредным» по мнению каких-нибудь депутатов, и сыграет с авторами злую шутку (и их отправят в Азкабан за растрату госсредств)? Вот они удивятся-то!
То, что показано в фильме «Аванпост», почти что невозможно представить в кинематографе ни в одной другой страны. Это российское кино, в котором российские солдаты с российским флагом на рукаве убивают российских граждан, причём валят их пачками, направо и налево, и у режиссеров явно не возникает ни малейшего сомнения по поводу того, что это вообще стоило бы показывать. Более того, герои в кадре вообще никак по этому поводу не реагируют, не то, что рефлексируют. (Серьезно, я весь фильм ждал, что хоть кто-нибудь из героев скажет «Да это же пиздец какой-то!» Никто так и не сказал...) До сих пор подобное месиво показывали только в фильме «Война миров Z», и там это было оправдано тем, что это были зомби, толпа злобных бешеных зомби. А здесь только говорится, что это люди якобы под влиянием злых инопланетян, но экранным действием это никак не подтверждается. Это просто люди, вооруженные, бегущие прямо под пули, бросающиеся на танки. Когда такое показывают в иностранном кино или видеоиграх, у нас их вполне логично запрещают и не допускают к прокату, а тут на государственные деньги снято российское кино про то, что жизнь осталась только в Москве и области, а за МКАДом (и от тайги до британских морей, видимо) только сплошные зомби, управляемые иноагентами, которых надо давить танками. Афигеть. Режиссеру должно быть стыдно за такое.
Можно было бы списать этот вопиющий антигуманизм на острую сатиру милитаризированного правительства РФ, но нет тут сатиры. Тут совсем не смешно. Смешно бывает от контраста плохого по сравнению с хорошим. А тут хорошего нет. Расейская жизень глазами либералов, прям (причем, опять же — на государственные деньги!).
Иностранные кинематографисты знают, что кино — это прежде всего проводник идей, основное орудие пропаганды, об этом какой-то американский продюсер (уточнил — это Д.Занук) говорил ещё в 50-е годы, что их «посланцы в жестяных коробках» (киноленты) — это самое мощное оружие пропаганды «американского образа жизни», сильнее любых послов и политиков. А наши постсоветские «творцы» до сих пор не умеют (или не хотят?) использовать кино в качестве информационной силы (а только в качестве демонстрации своей творческой импотенции), не в последнюю очередь именно из-за отсутствия официальной государственной идеологии и внятного общепринятого «российского образа жизни», который не стыдно было бы пропагандировать. А если же они и пытаются использовать его по этому прямому назначению, то идеи, которые они таким образом продвигают, аморальны, отвратительны, и при всем этом не стоят выеденного яйца (достаточно посмотреть на «выдающиеся» фильмы последних лет). Если они хотели показать, как ужасна наша действительность, их глазами увиденная, — то спасибо, поблевал. Лучше бы показали, к чему стоит стремиться и как этого достичь.
Этому мешает ещё одна проблема — отсутствие героев, которым бы хотелось сопереживать («А что, такое бывает?» какбе спрашивает режиссер в этом месте). Пусть даже антигерои, типа Данилы Багрова, обаятельного киллера из дилогии «Брат». Сволочь, но ведь по-своему благородный. А в данном произведении (как и во многих других современных) все персонажи отталкивающие. И солдаты (машины убийства, прямиком из хохло-пропаганды), и офицеры (не знают, что делать, но командуют — тактика без стратегии), и медичка (шлюха тупая), и даже несчастная журналистка («жертва она и есть жертва») — все вызывают разную гамму неприязненных эмоций, от лёгкого недоумения до резкого отвращения. А насильно приданные каждому персонажу «жалостливые истории» (как правило, это «родственники в трудном положении») настолько искусственны, что вызывают не сочувствие, а строго обратную реакцию («у всех мама болеет, а в очереди вас не стояло!»). Интересно, это
В целом же фильм безусловно стоит просмотра («Вот это поворот!» — подумали читатели). Со всеми своими огрехами, нелогичностями, заимствованиями и несуразностями он всё равно достаточно интересен, в меру динамичен, хоть и оставляет довольно неуютное ощущение после просмотра. Он определенно не хуже всего того псевдо-научно-фантастического кино-шлака, котором пичкает нас западный кинематограф. Тут потрясающие (для своего бюджета) спецэффекты, вполне современная игра актёров (почти что никакая), и в целом довольно оригинальный фантастический сюжет (пусть и довольно вяло рассказанный). Ещё у меня сложилось острое ощущение, что это кино снималось под последующую сериализацию — слишком тут вялое общее действие, часто разваливающееся на отдельные куски («сильные моменты», которые хорошо бы смотрелись как кульминации в отдельных сериях), обилие ненужных длиннот, странно распределённые акценты. Но общую смотрибельность поддерживает множество эффектных сцен.