• Авторизация


ВОТ! 05-11-2006 12:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[400x392]Вчера Катька вытащила меня на выставку Эрика Булатова. Вот вхожу я в зал - какие-то плакаты, причем советского времени, но есть и любопытные картины, от которых идет свет! Да-да, именно свет, такое свечение на картинах видела только у Рембрандта... Но это... это же авангард! Какой свет моет быть?.. Одни вопросы, вопросы, вопросы....
И тут приходит Галя (она проводила экскурсию), начинает говорить и сразу все встает на свои места. Теперь просто ходишь и смотришь, и самое интересное - понимаешь!
Н больше всего поражает то, что все это НАРИСОВАНО, даже скорее ПРОРИСОВАНО... никакой фотографии и даже, со слов Гали, не по линейке!!!

[473x658]Проведение столь грандиозной ретроспективной экспозиции стало возможно благодаря совестному сотрудничеству Государственной Третьяковской галереи и Фонда культуры "Екатерина". "Нашей главной и самой сложной задачей было собрать воедино разбросанные по всему миру произведения художника и представить творчество Эрика Булатова во всем его разнообразии – живопись, рисунок, книжная графика – пишут во вступительной статье к выставке главы Фонда Екатерина и Владимир Семенихины, – в выставке принимают участие крупные музеи, галереи, фонды, частные коллекции из многих стран мира, в том числе такие как Центр Помпиду, Музей Людвига, Музей Майоля – Фонд Дины Верни, Музей Зиммерли. Мы искренне благодарим всех тех, кто поддержал нашу инициативу и предоставил работы на выставку".

"Все больший круг наших соотечественников осознает, что творчество Эрика Булатова – национальное достояние, что Булатов – один из великих русских художников ХХ века, крупнейший живописец второй половины столетия" – сказал куратор выставки, заведующий отелом Новейших течений Андрей Ерофеев.

Экспозицию к выставке "Эрик Булатов. Вот." в Третьяковской галерее разработал сам автор, разбив ее на основные этапы творческого пути и снабдив подробными экспликациями. Структура выставки не имеет четкого деления по залам, многие работы являются связующими звеньями между окончанием одного периода и началом следующего.

Работы, расположенные в первой экспозиционной зоне созданы художником в конце 50-х – 60-х годах и относятся к периоду изучения "поверхности картины". Здесь представлены живописные полотна "Кактус", "Гитара", "Натюрморт со спичечной коробкой", "Ели и сосны" и другие. "В нашей жизни мы имеем дело только с поверхностями окружающих нас предметов – пишет Булатов, – мы можем прикоснуться только к поверхности, мы можем увидеть только поверхность. Если мы вскроем одну поверхность, то упремся в следующую. Даже небо мы воспринимаем как поверхность (купол, свод). Причем силы, формирующие этот мир поверхностей, находятся в глубине, за поверхностью. Они как бы скрыты от нас этой поверхностью".

Следующий раздел выставки раскрывает освоение художником "пространственных возможностей картины". В нем показаны работы: "Горизонталь" I и II, "Разрезы", "Диагональ" I и II, автопортреты 1968-ого и начала 70-х годов. И как кульминация, картина "Вход". "В этой картине впервые появляется слово. В дальнейшей моей работе слово будет играть очень важную роль" – пишет Булатов.

Центральная часть экспозиции представляет одни из самых известных работ Эрика Булатова, созданные в 70-е и 80-е годы. В них зрители увидят и знаменитую работу "ВХОД – ВХОДА НЕТ", "Опасно", "ИДУ", "Улица Красикова", "Советский космос", "Портрет Брежнева" и другие. Объясняя творчество этого периода, Эрик Булатов пишет: "Проблема, которую я старался выразить, и которая представлялась мне центральной – это взаимоотношение человеческого сознания и идеологической диктатуры. В советскую эпоху идеология не только полностью формировала все пространство нашей жизни, она старалась так же полностью сформировать и наше сознание. В результате фальшивое, изуродованное идеологией социальное пространство нашей жизни воспринималось нашим сознанием как привычное, обычное и, стало быть, естественное, нормальное. Вот эта нормальность ненормального и была проблемой, которую я считал центральной. Картина создавала дистанцию, возможность, посмотрев на эту привычную обыденность извне, увидеть, что она, действительно, из себя представляет".

[350x261]

Далее на выставке представлен раздел, посвященный работам, созданным во время Перестройки, которая символизировала, по мнению художника, конец "бесконечной эпохи". "В это время открылись границы, и стало видно то, что прежде было недоступно: "New-York", "La France", "Liberté" – пишет Булатов. В соседнем зале представлены картины "Красной серии" 1994 – 1995 годов.

12 картин "ВОТ" (слово в пространстве) выделены художником отдельной экспозиционной зоной. Почти во всех работах, показанных в едином пространстве, использованы слова поэта Всеволода Некрасова, чей портрет зрители могли уже увидеть в восьмом зале.

[306x400]
Во вступительной статье каталога Всеволод Некрасов пишет: "Эрик ходит напрямик / как привык / Эрик знает как. И я хочу так. / Хотеть хочу / И смотреть смотрю / И смотреть приятно и полезно / И хотеть как будто невредно/ только получается так/что-то/почему-то/так редко/Как-то/возмутительно редко...". В свою очередь Эрик Булатов считает Всеволода Некрасова "любимым поэтом" и говорит: "слово Всеволода Некрасова... это всегда живое, звучащее слово. Оно не хочет быть закрепленным на бумаге, оно хочет жить в пространстве. И, конечно, это всегда "мое" слово".



Работы последних лет, объединены в одном из завершающих разделов выставки. Здесь представлены картины: "НЕБО ЗА РЕШЕТКОЙ", "ДИАЛОГ С МОНДРИАНОМ", "NEW-YORK", 2005 года, "Между волком и собакой", "Туман". [432x650]

Две работы ("Окно" и "Зима"), созданные не красками, а цветными карандашами, объединены в отдельном зале, где авторам подчеркнут особый эмоциональный фон.

Еще один раздел выставки полностью посвящен подготовительной работе над картиной. Здесь собраны рисунки, которые в творчестве Эрика Булатова занимают очень важное место. "В этих рисунках я стараюсь наблюдать, как свет обтекает предмет, касаясь его то холодной, то теплой стороной своего спектра. Именно найденное в рисунках движение света я использую в картинах", – пишет художник.

Последняя часть экспозиции рассказывает об Эрике Булатове, как об иллюстраторе детских книг. [250x303] Работы этого раздела охватывают тридцатилетний период творчества художника, 1959 по 1989 годы. Большинство иллюстраций созданы совместно с Олегом Васильевым. "Наши иллюстрации не похожи ни на васильевскую, ни на мою живопись. Это работа художника по фамилии Э.Булатов и О.Васильев".

Очень советую всем ее посетить! Это действительно интересно и необыкновенно!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВОТ! | почти_конфета - Мысль — это всего только молния в ночи. Но в этой молнии — все. | Лента друзей почти_конфета / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»