В колонках играет - Enya - A Day Without Rain, The Memory Of Trees Настроение сейчас - положительноеНа прошлой неделе посмотрел на тех, в среду котрых я, постепенно, со временем, скорее всего, войду.
Побывал в доме Лосева, посмотрел на литературную элиту. Вот, что такое есть в этих людях, такое поразительное, забавное, что притягивает к ним? С ними интересно, они не такие люди, каких можно видеть везде и всегда. А главное, действует "презумпция ума". Каждый из них что-то думает, и так приятно общаться с ними, ведь они тебя поймут, и ты их поймешь. Есть какая-то действительная схема общения, при том не загоняющая в рамки общающихся. Когда тебя слушают, у тебя есть система мира и у него. А как важно, чтоб тебя не погасили в самом начале... Ведь так важно не устраивать человеку "философическую чистку", даже если он в чем-то, как нам кажется, заблуждается, а просто дать ему понять, что есть и альтернатива, которая тоже не есть заведомо правильная.
Наращивая количество известных вариантов, можно постепенно заниматься заимствованием и согласованием чужого опыта в собственном, тем самым постоянно возрастая духовно, самостоятельно. Главное, чтоб не получилось, что ты топчешься на месте, заимствуя лишь у какого-то определенного круга людей, общаясь с ними в одинаковых обстановках... Вот так уже гораздо сложнее даже пытаться развить в себе какое-то подобие личности. Хотя, опыт размышления каждого человека, делает из него в той или иной степени личность.
Хотя, тут получается некий парадокс. Считается, что человек является личностью в меру своего трансцендного опыта, развитости его социокультурной составляющей. При том, что философу совершенно необязательно общаться с людьми для совершенствования собственной философской концепции, ведь философия личностна. Более того, понять чужую концепцию просто невозможно, ее можно только принять, на очевидность той или иной глубины, подставив собственные основания, опять же, того или иного уровня и сложности.
Никто не отрицал общение с людьми, ведь без социума человек не является Человеком. И опять парадокс. Ведь трансцендирование, в меру которого человек - личность, ни в коей мере невозможно коллективно.
Получается некий сплав. Человек - личность, но, при том, в меру того, насколько он умееет преодолевать свою "естесственную человечность", жить духом. При этом он должен получать пищу для собственного духа из общего котла социальной жизни, культуры, религии. Культура и религия - то, что также зависит от социума. Они непонятным образом привязывают человека к тому или иному кружку в социуме, определяясь предпочтениями конкретного Человека.
Вот тут встает еще один интересный вопрос. А что, в таком случае, первично. Ведь получается, что Человек без социума не может существовать, при том, что социум - формируется и постоянно изменяется совокупностью других людей. Социум - схема обмена личностным опытом между людьми, необходимая для их дальнейшего личностного роста (или просто "изменения", так как оценки развития Человека неуместны).
Кстати, умелое рассуждение может тут найти еще одно доказательство божественного просихождения человеческого духа. Ведь, если социум не предшествует Человеку и Человек не предшествует социуму, то получается, что это единая система, в которой непонятно, как происходило становление. А ведь становление любой системы - то, что всегда имеет место быть. То есть. Если человек в какой-то момент "слез с ветки" и начал мыслить - это нормально и объяснимо. Но не совсем ясно, откуда у него взялся первичный опыт философствования, которое определяется культурой, в том смысле, что оно невозможно без культуры.
Иначе - просто невозможно. Как система придет к своему стабильному существованию? Если она не была сотворена в какой-то момент, и человек не был наделен неким доопытным знанием свыше, от Абсолюта (Бога), то значит, что она существовала вечно, что противоречит всем существующим ныне теориям происхождения не только человека, но и Вселенной.
Вот так забавно получается. Ведь, и впрямь, елси посмотреть на систему мира человеческих отношений, является неочевидным его становление.
Когда в Библии написали: "И создал Бог Человека, по образу и подобию Своему", своим дыханием вселив в него душу, никто не сказал, что он создал челолека из куска земли в том, понимании куска земли, какой он у нас есть сейчас. Просто он вдохнул в человека человечность и он
стал Человеком. Факт материального творения человека Богом - процесс эволюции. Бог создавал и создает человека. Социум - менятся и движется, не только благодаря тому, что сменяются поколения и, в силу качественного изменения, - совокупность личностного опыта, но и благодаря постоянному Божетсвенному творению. Потому нет надобности разрушать теории эволюционной антропологии, в один голос утверждающие о том, что человек произошел от обезьяны. Хотя, и смешно иногда слушать, что большой палец обсобился лишь потому, что так инструменты удобнее держать. А кто определил,
как он обособился? И тут присутствует элемент Божественного. Человек произошел от обезьяны, пускай тешатся антропологи, а вот тот "Человек", что с большой буквы - совсем нет. Божественный первотолчок, данный этой материальной субстанции, воплощенной в "трудящейся обезьяне" дал жизнь, как социуму, так и сугубо личностным смыслам Человека, его духу.
Понимание становления - весьма важный аспект во многих философских системах. Ведь вещи - они не всегда были таковыми, какими они сейчас являются. Хотя, можно и это допустить, не это предмет моей мысли. Но! Никогда не получится так, что самопроизвольно возникнет некая система, тем более способная себя самостоятельно поддерживать и воспроизводить. Общество - сложнейшая система взаимодействия и обмена. Об этом я говорил выше. Если индивид, потенциальная личность, в процессе коммуникации обменивается с кем-то своим личностным опытом, то он, вкупе с тем, с кем он общается, - уже единица общества. Тут меня хорошо поймут те, кто знаком с сетевой архитектурой Интернета. Общество - множество произвольно соединяющихся "хостов", которые составляют эдакую "сеть сетей". Хосты, в данном случае - люди, носители личностного опыта и любой другой информации.