Билла Эванса называют «королем современных джазовых пианистов». Его считают своим учителем Херби Хенкок, Кит Джарретт, Джон Маклафлин, Пэт Метени, Брэд Мелдау.
BILL EVANS TRIO - SUMMERTIME (19 марта 1965 г.)
Билл Эванс родился в пригороде Нью-Йорка в 1929 году. Он получил классическое музыкальное образование: учился флейте, скрипке, пианино, в итоге выбрав пианино. В 13 лет он вместе с братом Харри уже играл в группе. Вскоре он начал играть и сам по себе, подрабатывая на танцах и свадьбах, играя буги-вуги и польки за доллар в час. И одновременно с этим он начал увлекаться джазом.
Любому человеку, воспитанному в классической системе, где музыка - это только то, что написано в нотах, не так просто перейти в другой мир - мир джазовой импровизации. «Однажды я пустился в приключения, играя мелодию Глена Миллера «Tuxedo Junction», и вставил маленькое «пинг», которого не было в нотах. Это было такое переживание! Играть то, что не написано в нотах. С этого момента я начал думать о том, как играть музыку.
Я прошел через огромное количество боли и отчаяния, выбирая между джазом и классической музыкой. Я осознал, что там, где у меня получается - это и есть то место, где я должен быть. А получается у меня в джазе, так что так тому и быть».
Музыка Билла Эванса - не самая простая музыка на Земле. Если слушать её с непривычки, она может показаться однообразной, но постепенно она будет раскрывать свою глубинную красоту. «Всегда существует популярная музыка. Но мне кажется, что некоторым молодым людям требуются более глубокие переживания. Некоторых людей устраивает, когда их бьют по голове, и если ударят достаточно сильно, они даже могут что-то почувствовать. Но другим этого мало: они хотят войти внутрь музыки и обнаружить там, ну, не знаю, сокровища. И я думаю, так всегда и будет: процент искателей сокровищ всегда будет небольшим. Большая часть людей не хочет меняться. Они хотят, чтобы с ними что-то сделали, а сами участвовать не хотят. Но всегда будут другие - их немного, их может быть 15 %, но этим 15 % всегда будет хотеться чего-то большего, и они будут искать это большее. Может быть, так и находится искусство».
Леонард Коэн сказал однажды: «Поэт» - термин очень возвышенный, и его следует применять к человеку в конце его труда. Когда люди рассматривают написанное им, и это - поэзия, тогда пусть вердикт гласит, что он поэт». Для меня эти слова относятся и к удивительной, очень нужной и ни на кого не похожей музыке Билла Эванса.
~ Борис ГРЕБЕНЩИКОВ