• Авторизация


Группа "Модест" 26-01-2013 13:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ИСТОРИЯ ОТ "СТУПЕНЕЙ" ДО "МОДЕСТА"


Кишинев - зародыш. "СТУПЕНИ".

Все началось в славном г. Кишингтоне , как нынче мило именуют молдавскую столицу российские рокеры , где-то в конце 70-х, начале 80-х прошлого века. Тогда выпускники столичного муз. училища по классу контрабаса Владимир Непоту (бас), Владимир Капша (гитара) и Юрий Бердя (ударные) еще подыгрывали своему более маститому товарищу Юрию Мунтяну, который был вокалистом и автором большинства композиций, в духе молдавского фолк – рока, типа «Норок». Однако, у них уже созревали идеи собственных композиций и на русском языке. Плодом таких поисков стал пробный кассетный альбом «Начало». Это была попытка сориентироваться, так сказать на «волне моей памяти», с одной стороны среди корифеев западного арт-рока, а с другой среди зарождавшихся тогда прогрессивных групп советского периода, типа «Машины Времени», «Воскресения» и того же Тухманова. Тем не менее, он настолько вдохновил ребят, что вскоре созрел материал для нового кассетного альбома. «Времена Года» был спет на русские тексты, и не только свои.
Композиция «Вот и лето прошло» на стихи А.Тарковского, с новым вокалистом и скрипачом Александром Симоновым, стала впоследствии первым шедевром российского арт-рока. Так и образовалась группа "Ступени".
В итоге: гонение от местного КГБ и бегство в Питер, под крышу новоявленного Ленинградского Рок Клуба (ЛРК). По совету его первого президента, Коли Михайлова, пришлось сменить и название. А поскольку он окрестил первых беженцев, как эмигрантов из Молдавии, то рабочим названием группы стало «Провинция». В то же время группа знакомится с Никитой Блиновым - неизвестным классиком русской поэзии, ставший впоследствии автором слов для очень многих песен.



Ленинград - рождение. "ПРОВИНЦИЯ"

________________________________________________________

Группу "Провинция" создали музыканты из Кишинева, игравшие в местной группе "Ступени" в конце 70-х. В восьмидесятые они перебрались в Ленинград, где к ним присоединились Евгений Павлов из "Нокаута" и вокалистка Анна Добровлянская из малоизвестной команды "Нейлон". В марте 1985 года группа вступила в рок-клуб, а в 1986 году удачно выступила на 4 рок-фестивале. "Провинция" играла арт-рок со сложными ассоциативными текстами. Жюри оценило эту группу, дав ей приз "Надежды". Член жюри фестиваля Александр Житинский так писал об этом выступлении в "Записках рок-дилетанта": "Провинцию" - группу, где часть музыкантов является выходцами из Молдавии, - я впервые услышал за месяц до фестиваля и мне показалось симпатичным в их музыке стремление увязать рок с молдавским музыкальным фольклором. Правда, на том концерте не с чем было сравнивать. Н а фестивале же "Провинция" потерялась среди "корифеев", хотя и получила приз надежды от жюри. В памяти остался лидер-гитарист группы, чем-то напомнивший внешне Жору Ордановского". Группа играла и на следующем фестивале, но уже лавров не получила. Тот же Житинский писал: "Группа "Провинция", открывшая фестиваль (обладатель прошлогоднего "приза надежды"), порадовала изысканностью музыки и наличием в составе двух девушек - одна на клавишных, другая поет и играет на скрипке. Однако текстов было почти не разобрать, а при чтении с листа они оказались настолько перенасыщены символами, метафорами и прочими чисто поэтическими штучками, что их просто не было надобности петь. Такие тексты надо читать (или не читать) на бумаге. Есть все же некое глубинное различие между "обычными" стихами, предназначенными для чтения и произнесения, и стихами, ложащимися на музыку. В целом было скучновато..." Вскоре после этого "Провинция" распалась и возродилась в 1989 году уже под названием "Модест".

Состав на то время:

В. Капша - гитара, "Ступени"
В. Непоту - бас, "Ступени"
П. Пироган - клавиши, "Ступени"
Е. Павлов - ударные, "Нокаут"
А. Добровлянская - вокал, "Нейлон"
Т. Симонова (ныне Капша) - альт, вокал
Э. Яворская - клавишные, вокал
Ю. Бердя - ударные
Никита Блинов - автор текстов песен

Материал подготовлен на основе статьи Андрея Бурлаки и взят с сайта www.rockclub.ru

________________________________________________________

1986
Официальное переименование нового названия «Провинция» в «Модест» после выступления на рок фестивале в рамках Ленинградского Рок – клуба (ЛРК), по настойчивому совету А.Троицкого, писавшего тогда свою первую энциклопедию Русского Рока, и утверждавшего, что такое название уже есть у какой-то уральской команды. По его же оценке, а так же его собрата по перу А. Гуницкого и других членов жюри клуба, после выступления на очередном фестивале, группа получает приз «Надежды Русского Рока». М. Борзыкин не может отойти от "Равелина"...

Из-за потери вокалиста (уехал в штаты), петь приходилось обоим Володям. По знаменитому рок кафе на Рубинштейна, где полукартонными сосисками давилась вся молодая тогда еще рок братия от ныне уж покойных В. Цоя и С. Курехина до Б.Г. и Ю.Шевчука, первому менеджеру группы Паше Пирогану пришлось прохаживаться с табличкой на груди: «Ищем гениального вокалиста!».

1987
После всех не подошедших «гениальных», пришлось воспитывать Анечку О. Теперь поет джаз где-то в Канаде. Второе выступление на очередном рок фестивале ЛРК на базе Дома Молодежи.
Модест открывал этот самый «пиковый», по мнению Володи Капши фестиваль, (ибо «собрались все самые, самые, а потом все пошло на спад») перед «Сезоном дождей» и «Кино».

1988
Выступление в качестве представителей ЛРК с «НЭПом» на Московском рок фестивале Рок лаборатории. Снова дается приз Надежды с комментариями организаторов, что в прошлом году он был дан «КИНО». После игры в гримерке радостные вопли НЭПманов: «явился наш Фрипп! Даешь русский Кинг Кримсон!» и т.д..

ЗАПАД - Берлин. "МОДЕСТ"

1989
Выбор представлять Россию на фестивале с двумя сценами «UdSSR Special» в клубе «Лофт», пал на Модеста. В это же время на второй сцене выступал гость фестиваля - слепой канадский ритм–и–блюз гитарист Jeff Healy.

Гамбург

1990
Серия концертов и фестивалей по Германии, в том числе радостная встреча на фестивале в Ганновере с одноклубниками, Мишей Борзыкиным и его «Телевизором».

Запись первого пробного западного англо-русского альбома с немецкими продюсерами в «Central Sound Studios» в Гамбурге. Дебильный контракт с EMI RECORDS. Группу покидает её поющий супер бассист, поэт, и со-композитор , Володя Непоту, записывая на последок в частной студии князя Рацевилля в Гамбурге, в качестве «лебединной песни» 15 аккустических рок романсов - подлинных шедевров, которые еще не получили его благословения на издание. Ибо теперь наш Вова настоящий иеромонах в одном их монастырей где-то под Питером.

Из-за упорного обращения большинства западных музыкантов к „этому cукиному сыну, непонятно как и какими аккордами так играющему на гитаре (МакКаферти / Назарет) как к Модесту, название группы, становится псевдонимом Владимира Капши, как композитора и гитариста.

Первый тур из 15 концертов по Норвегии. Шведский критик не находит лучшего определения стилю, чем Mussorgski Rock. По пути концерт в Архусе, Дания. Разлад с барабанщиком. Почил золотой первый состав.

1991
Интернациональный фестиваль поп и рок музыки в Брегенце, Австрия. Приз зрительских симпатий и официальное приглашение Модесту участвовать в жюри на следующий год.

1992
Последнее выступление на родине, на рок фестивале в Кишиневе. Модест становится культовой музыкой эстетов.

1993
Обоснование на постоянное жительство в легендарном городе на Эльбе. Затишье... Ностальгия. Песня «Дорога домой» дорабатывается до шедевра. В эстетствующих кругах молодого поколения русских рокеров от А. Васильева до Здубов, начинают снимать шляпы и пытаться вникать в загадочные гармонии и уникальный гитарный стиль. Проходит эйфория «Перестройки» и любопытство ко всему русскому. В это же время создаётся цикл песен на стихи Даниила Хармса.

1994
Разлад с последним членом золотого состава и первым менеджером группы. Погружение в пестрый мир Гамбургских музыкантов, всех мастей и народов. Множатся ученики…

1995
Студийная работа в различных проектах, серьезное осмысление всего наследия и школ западного рока, русской классики и фольклора. Восторг от подвига «Могучей Кучки». Тоска по родине.

1996
В этот период записан живой альбом «EFFZET live» c участием трех не русских музыкантов, в котором центр замысла «Ночь на лысой горе» - уникальная инструментальная рок интерпретация.

1997
Хождение по мукам дикого запада. Мечты о новом Стасове или Дягелевой для русского рока. Создание акустической программы русского классического романса под гитару и альт для женского голоса, и многочисленные выступления в немецких кирхах и театрах.

1998
Создание нового цикла песен на любимые стихи Иосифа Бродского.
Часовая программа на радио Дельта / Гамбург.

1999
Пробная запись нового альбома в Кишиневе на студии "P&P". Срочный вылет в Гамбург. Сведение альбома чужими руками стоит желать лучшего.

2000
Создание нового альбома «Внуки подземелья» с частью собственных текстов.

2001
Частичное возрождение старого состава группы. Первый барабанщик участвует на юбилейном концерте рок клуба «Черный Слон» в Кишингтоне. Сближение с первым менеджером, все эти годы не перестававшим твердить, что надо возвращаться в Россию, пока она еще есть. Ведь западу и т.п. «Душа моя, печальница!» к сожалению не понять…

Создание акустического альбома новых песен Модеста с новыми шедеврами типа «Реквием Русской Культуре», «Весна на Эльбе» или «Встреча».

2002
Поиск нового вокалиста и др. музыкантов для возрождения группы и записи нового альбома и концертов в России. Радость от появления всегерманского движения русского рока. Ай да молодежь! Дождались. Что мы не допели им допевать!

Второе дыхание…И может быть вторая "Могучая Кучка"

Павел Пироган
30.09.2002

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

______________________________________________________________________________

Далее, как очень интересные факты, предоставлены две газетные статьи о "МОДЕСТЕ":

Материал подготовлен на основе статей "Модест на западе и дома" из газеты "Молодёжь Молдовы" от 15.02.1990г. и "Всё только начинается" (предположительно 90-х годов).

«Модест» на Западе и дома

ГРУППА «Модест» (в прошлом «Ступени», «Провинция») хорошо знакома любителям и музыкантам-рофессионалам арт-рока не только кишиневской аудитории, но и ленинградской. Труден был путь этой группы. Непонимание, да и, чего греха таить, прямое гонение музыкантов коллегами-журналистами, часто выбивали из колеи, Замены состава, переезды из Кишинева в Ленинград, споры, обвинения, непонимание — все вдруг это осталось позади перед открывшейся перспективой работы (I) на Западе. Именно работы, а не туристической поездки с судорожным прочёсыванием шикарных магазинов. Об этом мечтают многие музыканты, но, увы, не всем удается претворить мечты в реальность. Как же это удалось «Модесту»?
Эта группа не была посланницей ни филармонии, ни другого государственно-музыкально-официального учреждения. Боже упаси! Просто поехали по частным приглашениям западногерманских друзей, прихватив с собой музыкальные инструменты. Конечно, в какой-то степени это была авантюра, большой риск. Хоть менеджер группы Павел Пироган и «устроил» концерты, не было никакой гарантии успеха. Тем более, что на Западе уже не «выедешь» на спортивном интересе к советской группе. Сложившийся «молото-серпный» стереотип стал раздражать. Но опасения оказались напрасными. Западногерманские, норвежские, датские любители рок-музыки в большинстве своем тепло встретили «Модест». Выступали, в основном, в ночных клубах. Кстати, на Западе очень распространены такие концерты, В таких клубах любят выступать не только безвестные артисты, но и звезды поп- и рок-музыки. Причем последние ничуть не смущаются тем обстоятельством, что выступают на одной сцене с новичками. Клубные завсегдатаи, случайно зашедшие на огонек люди, да и сами музыканты чувствуют себя свободно и легко. Нет прибитых к полу стульев, дежурных с красными повязками, 8 уголке, за стойкой продается холодное пиво, горячий кофе. И люди могут свободно перемещаться, разговаривать и танцевать.
Четыре месяца колесил «Модест» на собственном «мерседесе» по Западной Европе. Чтобы не вводить читателя в заблуждение, поясню: этот «мерседес» — не шикарный автомобиль для развлечений, а бывший в употреблении Микроавтобус, купленный на заработанные от концертов деньги с целью экономии транспортных расходов и топлива. Кстати, для особо заинтересовавшихся: автобус в конце гастролей за ненадобностью был продан. Группа дала в ФРГ, Норвегии и Дании в общей сложности сорок концертов. Причем почти после каждого в газете появлялся отклик. Но гастроли закончились, «Модест» вернулся домой, и жизнь их круто изменилась.
Для начала... распалась группа. Не все сумели выдержать испытание на прочность по отношению к конвертируемой валюте. Это послужило поводом для многих скандалов и ссор, что привело в конечном счете к расколу группы. Сейчас от прежнего состава остались лишь Володя Капша (руководитель «Модеста», лидер-гитара, вокал) и его жена Тамара (альт, вокал). К ним присоединились Игорь Арсеньев (бас-гитара) и Виктор Черняков (ударные). Новый состав группы, как говорится, сыгрался. Они уже дали три концерта в Кишиневе и были приняты на «ура». Эту проблему «Модест» решил, но вот другие?
...Маленькая, уютная кухонька. Единственное место во всей квартире, где с удовольствием собираются все ее жильцы. На столе -— телефон; чашки с остывшим чаем, сигареты. Беседуя с Володей и Томой, постоянно ловлю себя на мысли, что прислушиваюсь, жду телефонных звонков, каких-то предложений.
Вот уже три месяца, как «Модест» приехал домой. Все это время он живет в своеобразном вакууме. Концерты редки, журналисты не обрывают телефон и не обивают пороги. Все, как говорился, вернулось на круги своя. Как было, А вот это особенно обидно Четыре месяца напряженнейшей, выматывающей, но горячо любимой работы дали хорошие результаты. На Западе профессиональные музыканты «Модеста» учились, и, действительно, как выразился журналист ленинградской газеты «Смена», Михаил Садчиков:, «...Сразу перепрыгнули через несколько ступенек и сумели сделать те, что им никак не удавалось а Союзе — вывести свей арт-рок из состояния музыки интересной не только музыкантам и специалистам, но и дилетантам». А дома они, как и до своей поездки, никому не нужны, кроме узкого круга постоянных почитателей. В такой ситуации даже тот факт, что скоро «Модест» опять уедет на гастроли на Запад, приносит горькое облегчение. Уж там их наверняка не обойдут вниманием, и жизнь засверкает новыми красками. Остается только добавить, что концерты будут проходить в ФРГ, Голландии, Бельгии и Англии.
От огненно-рыжей альтистки Томы невозможно оторвать глаз. Улыбка, жесты, взгляд — всё очаровывает. И вот уже невозможно справиться с ознобом, который пронизывает тело от звуков, заставляющих забывать все. И уже не замечаешь маленькой серой сцены, примитивной светоустановки, хождений по залу, ног соседа сзади, находящихся почему-то на уровне твоей головы — все унеслось неизвестно куда.
Последняя песня концерта. Уходят музыканты. На сцене остается Володя наедине со всеми. Тома, собирая вещи, находит случайно упавший колокольчик и тихонько подыгрывает мужу. Получается превосходно. Ей-богу, не хочется расставаться.

На фото Владимир Капша и Дэн Маккафертни ("Nazareth"). Фото из газеты.

Всё только начинается

В peдакцию пришло много omклuкoв на интервью с лидерами группы «Модест» и просьбы подробнее рассказать о коллективе.
«Модест» - новое поколение молдавски poк-музыки, первая молдaвckaя группа, прорубившая okno в Западную Европу... Боюсь, что даже добившись eвponeйcкoй известности, «Модест» maк и не будет нuкoмy нужен в Кишинёве".
(Энциклопедия: рок-музыка в СССР. Сост. Арт. Троицкий).

Мне кажется, что название награды, которую Капша и его группа получили на ленинградском рок-фестивале 1986г., очень символично - «Приз надежды». Действительно, последние годы люди, слышавшие «Модест», пророчат ему большое будущее. Да и сами музыканты надежды не теряют. Позволю себе еще одну цитату из вышеупомянутой рок-энциклопедии: «Впрочем, Володя Капша считает, что в его жизни «всё только начинается».
В более узком смысле началось все 10 лет назад со «Ступеней», с песен на стихи Арсения Тарковского, Начало 80-х в Молдове, прямо скажем, было не самым благоприятным для рокеров
временем. Изменив состав и название на «Провинцию», группа уехала в Питер, который тянул к себе, как магнит (какие люди - «Б. Г», «Пикник», «Кино», «Странные игры»). Петербургский поэт Никита Блинов, автор текстов «Модеста», придает группе заметный ленинградский стиль: «Элегантно-абсурдная манера поведения в сочетании с известной ленинградской мрачностью, туманной и болезненной неуютностью».
«...И сам не знаю, отчего бы мне не повеситься сейчас..." Да и типичный питерский «отстраненный» герой - вот он, в песнях «Модеста»:
«Он зовется Модест, он выходит в подъезд,
Он куда-то идет, жизнь к нему не идет,
Он не знает: зачем, он такой человек,
И такая тоска без причин..."
Кстати, сам Капша называет эту песню программной для «Модеста». Но было бы неверно говорить о группе, как о кишиневских ленинградцах. Если в Питере музыка сознательно отодвигается относительно текста на второй план, то Капша стремится к не принятой там сложности аранжировок, к такому подходу, который логически должен вытекать из определения слова «песня» - гармоническое сочетание стиха и музыки, их переплетение. Казалось бы, это несложно, и ничего революционного здесь нет. Но почему же почти никто этого не делал и не делает? Думается, не только из-за ориентации на слово, но и из-за недостатка профессионализма, мастерства,
Мы любим все классифицировать, расставлять по полочкам: «Вот это панк, а это фолк». Первым вопросом у журналистов, общающихся с «Модестом», всегда бывает: что вы играете?
«А я не знаю, мы играем музыку, неизменно отвечает Капша. - Хотите классифицировать - пожалуйста, но сами». Что, кстати, не раз делалось; И панк-роком обзывали, и артом. А немецкая газета выдала даже такое определение - «психоделический фолк-рок». Ну, это они загнули, пожалуй, фолк, наверное, потому, что тогда «Модестом» использовалась флейта. К слову сказать, отход от привычной схемы «гитара-бас-ударные» не случаен. Помимо альта и этой самой флейты, при записи альбомов звучала еще и акустическая гитара и даже фортепиано. Профессионализм позволяет.
Хотелось бы вернуться к «ленинградскому» периоду и вспомнить обстоятельства, сопутствовавшие получению «Приза надежды». Апрель 1986 г., ДК «Киевский» сильнейшая «обойма» выступающих - Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алиса». Это был IV фестиваль ленинградского рок-клуба, самый яркий и красивый. Перестройка еще едва-едва начиналась. Сразу после фестиваля начался сильный крен в сторону социальных, актуальных песен, стали делиться на левых, правых и центристов. «Модест» (вернее, тогда еще «Провинция») не стал петь о перестройке, да и житье-бытье на чердаках и в подвалах (прописку и ключи от квартиры никто, разумеется, не обещал) не могло длиться вечно. Группа вернулась домой. Но питерский поп-конформизм, ощущение рока, как стиля жизни, его нравственную позицию привезла с собой.
С весны 1989 года начался новый этап в творчестве - первый выезд в Европу и сразу в центр ее - Берлин для участия в фестивале советской рок-музыки. С той поры «Модест» не сидит подолгу дома, в Кишиневе. Турне по Норвегии - 17 концертов, международный фестиваль в Брегензе, Австрия (где стали сенсацией 1990 года и куда Капша был на следующий год приглашен в состав жюри), выступления в Швеции, Дании. Ну и в Германии - Гамбурге и Кельне, где их знают, пожалуй, лучше, чем в Москве.
Список «звезд», с которыми «Модест» общался или имел деловые контакты, впечатляет. Дэн Маккаферти ("Назарет"), Боб Дилан, Роджер Тейлор «Куин»), Би Би Кинг, ("Нэкэб Сити"), Гребенщиков, Кутиков, Троицкий, продюсеры Стиви Уандера, Дэвида Боуч. Режиссер, снимающий Питера Гэбриэла, сделал видеоклип на песню «Модеста». Верю, что и наша публика готова к восприятию качественной музыки. Творческий потенциал «Модеста» очень велик. Окончательно стабилизировался состав: к «ядру» группы Владимиру и Тамаре Капша присоединился бас Владимир Гаврись (Цитрус) и вторая гитара – Дима Артамонов, по мнению знатоков, лучший гитарист в Молдове. 3а барабаны сел Петр Бутнару (Пеца). Нашлись и люди, берущие на себя организационные вопросы. Режиссером В. Чеколтан (молодежная редакция НТВМ) недавно снят фильм о «Модесте». Капша повезёт его с собой в Германию на гастроли.
Проблема перед «Модестом» стоит одна - необходима поддержка спонсоров, скорее даже меценатов - только с их помощью группе удастся, что называется, раскрутиться. А таланта и желания, им, я уверен, не занимать.


статья взята с официального сайта группы "Модест" http://www.modest.ru/main.htm












вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Группа "Модест" | JAM_Music_Journal - Музыкальный журнал "ДЖЕМ" | Лента друзей JAM_Music_Journal / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»