• Авторизация


Интервью с Татьяной Федяевой (Нур), 2001 год, но мудрое! :) 08-11-2009 19:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Интервью с Татьяной Федяевой (отрывки)

 


...Вообще невозможно на конкурсе расставлять танцовщиц на первое, второе, третье место... Я бы сегодня (речь идет о конкурсе 17 ноября 2001 года - М.), например, разделила первое место место среди трех участниц. Потому что в этом танце есть разные стили, нельзя их сталкивать и судить вместе. Как раз, когда сегодня судили, я говорила про стили: у самых известных во всем мире танцовщиц Suhair Zaki и Nagwa Fouad совершенно разные стили. И невозможно сказать, кто из них лучше: они обе прекрасно танцуют, но в разных манерах.
- А есть какая-то другая система судейства в этом виде танца?
- Я бы хотела, чтобы была. Судить арабский танец - это неблагодарное дело и необъективное. Я бы лично делала отборочный тур, выбирала самых сильных и делала фестиваль, просто показательное выступление.
- А вообще, Таня - общий уровень русских по сравнению с египтянками?
- Сейчас все говорят, что русские танцуют лучше, чем многие египтянки. Но в то же время все отмечают, что у иностранок, и у русских тоже в танце не хватает чувств. Это правда, это действительно так. Надо знать культуру, арабский менталитет, надо знать арабскую историю, арабский язык. Это очень важно, без этой основы нет арабского танца. У многих наших девочек все хорошо: техника, пластика, великолепно все и все равно чего-то не хватает. Это нутро танца, которого многие не чувствуют.
К тому же профессиональная танцовщица выступает минимум 45 минут, час в зависимости от уровня танцовщицы и программы, с оркестром. Все это длительное время внимание зрителей сосредоточено на ней одной. Надо иметь такой личный потенциал, чтобы час не просто держать аудиторию, но еще и вверх поднимать накал эмоций. Это очень сложно, для этого недостаточно просто уметь танцевать. Не только надо иметь хореографическую подготовку и очень хорошего постановщика, но нужно обязательно развиваться как личность, как человек. В танце очень видны и важны твои чувства, понимание того, что ты делаешь. Видно, живешь ты в танце или просто выходишь показывать себя. Перефразируя Станиславского, надо показывать не себя в искусстве, а искусство в себе. К сожалению, многие воспринимают арабский танец как себяпоказывание.
- Вы, наверное, глубоко знакомы с арабской культурой?
- Когда с девяти лет узбекскими танцами занимаешься, общаешься с узбеками, таджиками, индусами - привыкаешь понимать особенности восточной психологии.
- На финале конкурса возник небольшой конфликт, когда присуждали места. За одну из участниц стала яростно заступаться часть публики, свистеть и кричать о несправедливом судействе. Что вы скажете об этой девушке?
- Как вы понимаете, я ей не поставила ни первого, ни второго ни третьего места. Но я думаю, что она могла бы претендовать на четвертое-пятое место. У нее просто больше ливанская техника, с какими-то египетскими манерами, не такая, как у всех. К тому же я вижу, что у нее в танце больше подача "изнутри", чем у других девочек. Конечно, сказались нервы. Люди на конкурсе волнуются, это совершенно нормально. Когда я волнуюсь перед выходом на сцену, мне кажется, что я вообще ничего не умею, что сейчас хуже всех буду. Это нормально для любого человека, который волнуется за свое дело.....
.....
.....- Вы могли бы рассказать, чем отличается ливанский стиль от египетского?
- В ливанском стиле больше работы с ритмом. Египтянки больше работают с музыкальной темой, с голосом, с песней. В Ливане преобладает техника, а в Египте - пластика, отражение переживаний. Например, Дина может стоять и только трясти бедрами и играть лицом. Ее лицо может даже быть некрасивым, но оно будет ярко выражать чувства. Я, впрочем, считаю, на сцене чувства и мимика все равно должны быть красивы. Бывает, что стили перемешиваются: есть в Египте танцовщицы, работающие в ливанско-египетском стиле. Есть в Ливане, например, Амани - она сделала себе имя именно с помощью египетского стиля. В ее старых записях это видно: прекрасная техника, но вместе с тем такая пластика, такое ощущение музыки, слов...
- А именно в наборе движений есть различия между этими стилями?
- Да, конечно. Школа совершенно разная, не во всем, но во многом. Даже удары вбок отличаются. Тряска, которую называют шейм, разная - египтянки трясут, а ливанки делают бедрами быстрые покачивания. Я использую элементы всех стилей, что мне помогло в Египте. У меня смешанный стиль: ливанский, египетский, мой стиль, еще что-то... Конечно, зрители не вникают в подробности, но им интересно, они не устают, потому что танец смотрится разнообразно. Но все-таки одной техники недостаточно. В арабском танце, как и в любом другом, очень важны актерские данные.
......

- Есть ли отличия между стилями еще и в одежде?
- Да, конечно. В Египте сейчас раньше была она обязательной сетка на животе потому что пупок по тамошним понятиям - это haram, что значит - стыдно, позорно открывать. Но сейчас все египтянки, и звезды, и рядовые танцовщицы, начали открываться. В Ливане никогда никто не закрывал животов, ведь там там больше христианского населения, и на это смотрят нормально. Кстати, и к танцовщицам в Ливане относятся с большим уважением. Там некоторые танцовщицы делают прекрасную карьеру в обществе, и никто потом не говорит о них с пренебрежением, дескать, она бывшая танцовщица. А Египет - мусульманская страна...
- Тем не менее танцы там есть..
- Танцы в Египте обожают. Но одно дело обожать танцы, а другое дело уважать саму артистку. Поэтому очень важно, например, какой образ жизни ведет танцовщица, в каком костюме выступает. Например, я сейчас считаюсь самой закрытой танцовщицей в Египте. Конечно, я не могу полностью закрыться, но если делаю в юбке разрез, то максимум до колена. И никаких прозрачных юбок. В то же время надо умудриться сделать очень красивый и удобный костюм. Конечно, можно открыться, раздеться... А можно выступать в закрытом костюме и при этом быть и женственной, и сексуальной - это все зависит от тебя и твоей техники, твоей подачи.
- Турецкий костюм очень сильно отличается от арабских, правда?
- Турецкий беллиданс - это прежде всего совсем другая школа. У них больше спортивных элементов, больше европейских манер. И там открываются очень. Безбожно. Открывают глубоко спину, и в трусиках-стринг танцуют, и другие подобные вещи делают. В Египте вам такого не позволят. Там есть полиция нравов, которая следит за костюмами. Правда, к очень известной танцовщице уже не прицепятся, особенно к египтянке, особенно с сильными друзьями и связями. К европейской женщине могут прицепиться. Я всегда имею это в виду, когда подбираю костюм. К тому же мне нужно, чтобы люди смотрели на танец, а не на фигуру. Фигуру и так видно, если хорошо сшит костюм. Танец важнее.
- А правда, что в Египте запрещено танцевать в туфлях?
- Нет, не запрещено. Вы знаете, что в туфлях намного сложнее работать, чем босиком? Потому что основная школа - на носках, на высоких полупальцах. Когда вы одеваете каблуки, эта амплитуда, за счет которой вы двигаетесь вниз-вверх, сокращается. Этот танец вышел из древности. Естественно, в то время женщина танцевала без туфель. Но сейчас в Ливане, например, все танцуют в туфлях, потому что они более европейски развиты. Я работаю в туфлях потому, что я знаю, что это в любом случае смотрится эстетичнее. Тем более в Египте принято танцевать последний танец в программе не в костюме, а в платье.
- В закрытом платье? А почему так - это традиция?
- Да, это традиция. И платье без туфель смотрится некрасиво. Поэтому даже многие египтянки выходят на сцену в туфлях. А потом их скидывают, потому что просто не могут танцевать в них. Это очень сложно, тем более, когда у человека нет хореографической подготовки. Я в какой-то степени теряю из-за того, что на каблуках танцую. Ведь что босиком амплитуда движений гораздо крупнее. Зато стараюсь компенсировать амплитуду тонкостью техники.
- Но некоторые арабы говорят: вот, девушка позорится, в туфлях танцует...
- В какой-то степени я согласна. Но все зависит от того, как человек танцует. Хорошая танцовщица выйдет в тренировочном костюме и на ходулях, но она станцует так, что все ахнут. Придираются к таким вещам обычно тогда, когда в самом танце ничего не видят. Когда человек хорошо танцует, в чем бы он ни танцевал, его всегда примут. Меня в Египте, наоборот, хвалят за то, что я танцую в туфлях.
- Таня, скажите пожалуйста, а массовые танцы практикуются вообще в Египте, на востоке? У нас сегодня, вы видели, выступали группы восточного танца.
- Есть известнейшая египетская группа под руководством Махмуда Реда - это египетский Моисеев. Они танцуют стилизацию, сценический арабский танец, с элементами балета. Танцуют все направления египетского танца. На востоке ведь есть не только беллиданс, но и разные народные танцы. Ансамбль Махмуда Реда считается эталоном. Raqia Hassan, женщина-педагог номер один в арабском мире и в мире вообще, которая устраивает фестивали арабского танца в Египте, вышла из этого ансамбля, где была одной из солисток. Считается, если ты танцевал в этом ансамбле - к тебе не относятся как к танцовщице. К тебе относятся как к артистке, по-арабски это называется фанана. Обычная танцовщица называется раккаса. Раккаса - это немного пренебрежительное слово. Когда к тебе с уважением относятся, тебя называют фанана. Меня раккаса не называют, слава богу. Огромную роль играет то, как женщина себя ведет, стиль жизни. Если ты ведешь себя порядочно, в режиме дом-работа-работа-дом, у тебя один постоянный мужчина, муж или жених, к тебе относятся еще более уважительно. Вспомним Suhair Zaki, из старого поколения танцовщиц. Эта женщина пользуется огромным уважением. Она замужем, у нее нормальная домашняя и семейная жизнь, а танец для нее всегда был искусством. Даже когда она начинала работать в кабаре, она не разрешала никому бросать себе деньги, чаевые. Она говорила: "Я работаю не для денег".
.... 
 

С сайта www.idance.ru

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Fayrooz 08-11-2009-21:55 удалить
спасибо :) цитирю!
utilitka 09-11-2009-08:17 удалить
Оооо, Вика, это круто! Я на наш сайт утащщу))
Whisky 09-11-2009-08:23 удалить
здорово! а вот здесь полный вариант http://www.bellydance.ru/stars/fed.shtml


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Интервью с Татьяной Федяевой (Нур), 2001 год, но мудрое! :) | Whisky - Богиня в городе | Лента друзей Whisky / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»