Виктор Папанек
Психологические тесты показывают, что мистическое качество, называемое "творческим воображением", свойственно всем людям, но стремительно уменьшается после достижения возраста шести лет. Школьная среда ("Ты не должен этого делать!", "Ты называешь это портретом твоей мамы? Но, почему, у твоей мамы всего только две ноги", "Хорошие девочки никогда такого не делают!") ставят в сознании ребенка целый бастион блоков, мешающих самостоятельному мышлению. Конечно, многие из этих запретов имеют социальную функцию. Однако, общество зашло удивительно далеко в своем стремлении добиться слаженности и обезопасить себя от того, что в основном русле культуры принято называть "отклонением от нормы" - (deviants). Излишнее количество культурных блоков успешно остановят мышление и решение проблемы. Мы живем в обществе, которое наказывает творческих людей за их не конформистскую позицию. Это делает процесс обучения решению проблем дизайна и трудным и унылым. Двадцатилетний студент приходит в школу дизайна с огромными блоками, направленными против новых способов мышления. Эти блоки сформировались в ходе его неверного школьного обучения и являются следствием его постоянной подгонки (adjusted) под принятую систему. Созданию свободных мысленных ассоциациям значительно помогают мультидисциплинарные способности. Количество знаний и качество памяти могут только обогатить этот процесс.