Здравствуйте друзья.Сегодня мы продолжим разговор о масках. Честно говоря, кручу и переписываю этот обзор уже в который раз. Не хочется загружать полимерное сообщество информацие уж совсем не относящейся к полимерной глине. Но говорить о масках и обойти внманием магию, которой, не сговариваясь, наделяли маску множество народов в разных уголках земли было бы неправильно.Ну, что получится - то получится. Поехали.Древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячилетий, существовавшей, в той или иной форме, у всех народов Земли был шаманизм. Суть шаманизма - прямой контакт человека с миром духов. В далекие шаманские времена подавляющее большинство людей на земле жило в маленьких общинах. Прятаться под маской от людей в такой общине - пустое дело, соседи и родичи все равно узнают по фигуре, росту, движениям. Да и ради чего прятаться? Другое дело - мир духов. Духи не соседи, под маской могут и не узнать. Впрочем, маску надевали не только для того, чтоб пробраться в мир духов неузнанными. Часто маска служила для концентрации, для единения с миром духов. Надевая маску шаман как бы переставал быть собой, перевоплощался в существо нечеловеческой природы и получал доступ к тем силам души/ психики/ воображения которые требовались для магического путешествия.Вот несколько масок сибирских шманов
А это полное шаманское облачение
Среди оседлых племен Африки маски - предмет первой необходимости. Их используют на свадьбах, похоронах, обрядах инициацй, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая, при лечении больных.. Вобщем, в каждом, сколько-нибудь значимом, моменте жизни. (Кочевые племена в тех же самых ситуациях просто наносят на лицо красочный узор. Это и понятно, кочуя тяжелую маску за собой не очень-то потаскаешь). Африканские маски бывают мужскими, женскимии и детскими, по ним можно определить возраст и социальный статус владельца, зачастую им даже придается портретное сходство. Кроме масок с человеческим чертами африканские маски часто изображают разнообразных животных. Зооморфные маски обыцхно используются для общения с миром духов. Встречаются маски сочетающие человеческие и животные четры, двуликие маски, маски с многофигурными орнаментами, с человеческими фигурками на голове животных и наоборот. Бывают даже абстрактные маски в виде раскрашенных орнаментом плоских досок.Примеры африканских масок






Абстрактная африканская маска
И колдуны в абстрактных масках
Жители Папуа Новой Гвинеи используют маски во всех тех же случаях, что и африканцы. Конечно, при создании масок используются местныые материалы - пальмовая древесина, глина, раковины.
Наиболее известны из папуаских масок, наверно, маски племени Асаро. Легенда гласит, что Асаро не повезло с соседями: племя, жившее по соседству, было жестоким и воинственным, грабежи и нападения не прекращались, но как-то вождю Асаро пришла во сне отличная идея. Вождь отвел все племя к реке и велел вымазать тела глиной, а на головы соорудить страшные глиняные маски. Когда все было готово Асаро вернулись в деревню, а соседи тут как тут, как раз набег устроить решили. Только в этот раз не вышло. Увидели беспокойные соседи в предрассветной темноте белесые фигуры со страшными лицами, решили что это злые духи и в ужасе убежали. Люди Асаро обрадовались, но смывать глину и снимать маски не стали. Дождались следующего налета и снова напугали непрошенных гостей. С тех пор соседи ведут себя тише воды, ниже травы. Но маски у Асаро до сих пор в ходу. На всякий случай.Глинянные маски Асаро
Характеристика "на лицо ужасные, добрые внутри" неплохо подходит маскам из Тибета и Непала.До принятия буддизма основной религией в Тибете был бон. Об этой религии известно мало, до нашего времени сохранилась одна единственная достоверная древняяя хроника, но даже по ней ясно, что "религией добра и милосердия" бон не был. Видимо, это была форма шаманизма, вера в толпу демонов с очень плохим характером. Чтобы умилостивить демонов проводились разнообразные обряды и приносились обильные жертвы, в том числе человеческие. После знакомства тибетцев с буддизмом произошла очень интересная вещь. Демоны религии бон не был забты или запрещены. Буддистские проповедники обьявили, что демоны приняли учение Будды и из хулиганов и дебоширов превратились в рьяных защитников и хранителей новой веры. Соответствено, образы и обряды боно плавно влились в тибетский буддизм. В каждом тибетском доме можно найти маску демона - хранителя. А в монастырях регулярно проводится "церемония цам" - зрелищный танец масок. Маски выглядят страшно, изображают древних богов войны, смерти и прочих ужасов, но, повторюсь, на самом деле они - защитники и хранители. Тибетские маски "на лицо ужасные, добрые внутри"



В Непале, стране множества народов и религий, маски кого только не изображают: буддистских героев, индуистских богов и демонов, местных, для каждой деревни своих, героев и хранителей. Маски используют во всю: в религозных церемониях, для охраны дома от злых духов, в театральных представлениях. Ну и туристам продают, конечно. Маски из Непала

Кроме того, в Непале распространены своеобразные шаманские маски. В отличие от ярких церемониальных и охранных масок, на непальских шаманских масках нет и следа краски. Делают их мастера из особой касты, передавая искусство от отца к сыну. Непальская шаманская маска
Пожалуй пока остановимся :)Продолжение следует :)Удачи и творческого настроения всем нам! https://polymerclayfimo.livejournal.com/5365307.html