Ссылка:
http://bibliotekar.ru/encSekt/104.htm
Составитель: Макарова Наталья
Часть четвертая. Секты протестантского типа
Религиозное общество "Опус деи", что означает "Дело (а точнее, великое
дело, "опус" - слово, применяемое к тысячестраничным научным исследованиям,
великим произведениям искусства, музыки и т. д.) Господне", было основано
испанцем Эскрива де Балагера.
Будущий монсеньор родился 9 января 1902 г. в испанском городке
Барбастро. Его отец был совладельцем небольшой шоколадной фабрики. Одаренный
от природы умом и цепкой памятью, Эскрива рано проявил интерес к окружающим
событиям. Повзрослевшего Эскриву особенно волновало то, что многие
священнослужители теряли авторитет, а откровенное стремление некоторых из
них к обогащению подрывало доверие ко всей церкви. "Что же в этой ситуации
делать? - думал молодой человек.
И вот однажды, точнее 2 октября 1928 г. (эта дата считается днем
рождения "Опус деи"), его осенило: под неожиданно раздавшийся звон колоколов
собора он услышал глас Бога, который поручил ему вести на земле его дело,
причем не просто дело, а именно фундаментальное, большое - опус! В это время
Эскрива уже был молодым священником, преподавателем академии, готовился к
защите диссертации.
Почти все биографы "отца" считают нужным рассказать о том, что
произошло в жизни Эскривы перед тем, как Бог призвал делать Его дело на
земле. Однажды монсеньор ехал в переполненном городском автобусе. Рядом
оказался строитель в спецовке, покрытой цементной пылью. Явно демонстрируя
нелюбовь к священнослужителям, он нарочито откровенно плотно прикоснулся к
сутане ее владельца. Когда вышли из автобуса, все ждали, что будет. Но
вместо того чтобы отряхиваться и сердиться, Эскрива со словами "давай
закончим работу!" стал тереться о рабочего, загрязняя те места сутаны,
которые оставались чистыми. Таким образом, они оба стали одинаково грязными,
внешне похожими. Вот тут-то его и осенило: а почему не породниться и
внутренне? Другими словами, почему не перекрасить душу владельца спецовки,
но уже в тона священнослужителя?
Как это сделать, подсказал все тот же рабочий своим обвинением:
- Служители церкви ведут двойную жизнь.
- Действительно так, - согласился теолог-философ. - Но такую жизнь
(вот оно, открытие, глас свыше!) может вести каждый, кто пожелает.
Вслед за этим формируется целая концепция, позиция, возникают методы к
действию, приемы убеждения и т. д. Священник, рассуждает Эскрива, должен
быть уподоблен ценнейшей влаге, которую можно держать либо в дорогой вазе
(сутане), либо в обыкновенном стакане (спецовке). Отсюда предложение - дабы
религия не разделяла людей на священнослужителей и мирян, пусть каждый
стремится к тому, чтобы быть священной влагой, и для этого вступает в "Опус
деи". Здесь любой человек получает право на то, чтобы стать святым, здесь
каждый - священник, независимо от того, машет ли он кадилом или орудует
отбойным молотком. Оба делают Божье дело. В этом случае (т. е. вступив в
"Опус деи") неважно, что ты не соблюдаешь закон безбрачия, что ты - женщина.
Таким образом снимается барьер, разделяющий священников и просто верующих.
Вступивший под духовные знамена "Опус деи" должен видеть, чувствовать
дух во всем: в горах, храме, законах, даже полицейской дубинке. Работая с
материальными вещами (любыми!), делая свое дело (любое!), избранный делает
Божье дело, утверждает дух. Но дело будет господним только в том случае,
если его исполнитель ни на миллионную долю градуса не отклонится от веры,
законов, установленных "Опус деи". В этом случае делающему Божье дело все
прощается.
"Отцы-командиры" "Опус деи" называют его "большой семьей",
"неорганизованной организацией". Члены этой "большой семьи" делятся на
несколько категорий: ньюмерари - единицы, личности; обдэйт - прежде всего
ставшие членами "Опус деи" церковнослужители; суперньюмерари, от которых, в
отличие от предыдущих, не требуется соблюдение законов безбрачия. В другие
категории принимают женщин и даже иноверцев. Есть еще одна категория -
ассоциированные: рабочие, крестьяне, представители интеллигенции, которых
используют на "грязных работах".
Ньюмерари должны быть не только богаты, но и "обладать внешними
данными, производящими хорошее впечатление". Они - супермены, "белокурые
бестии", имеющие, кроме солидного счета в банке, образование на уровне
Сорбонны или Оксфорда. Это элита, остальные - плебеи, слуги. Последними и
помыкают, заставляют делать ту часть "божьей работы", о которую не хочется
пачкать руки.
Каждый, принимаемый в общество, приносит клятву верности Делу перед
распятием. Эскрива настоял на том, чтобы при этом с креста снималась фигура
Христа - каждый вступающий в "Опус деи" должен уяснить - место освобождено
для него, оно ждет каждого, кто дрогнет или выдаст тайны, в которые будет
посвящен. Членов "Опус деи", рядовых прежде всего, тщательно ограждают от
"вредных влияний". Для выработки иммунитета к крамоле организуются курсы,
открываются учебные заведения. Ведущим среди них является университет в
Испании, в Наварре (но это для элиты).
Тайна о принадлежности к организации - одно из главных строжайших
правил. За железными воротами "кельи", где живут члены "Опус деи", строгие
порядки. Находясь взаперти, люди почти не разговаривают при встрече друг с
другом. По телефону, соединяющему "кельи", запрещено спрашивать даже о
здоровье - таковы требования.
Мужчины и женщины строго изолированы друг от друга. Женщины до сорока
лет спят на досках. Постоянно. Мужчины - один раз в неделю. Также раз в
неделю устраивается порка. Каждый порет сам себя. Кнутом с острыми шипами.
Женщины - по плечам, мужчины - по спине и ребрам. Через самобичевание,
истязание острыми шипами члены "Опус деи" идут к "необходимому
совершенству", выбивая скверну, превращаясь в собственную тень, чтобы
сконцентрировать всю окружающую жизнь на себе - только так можно
подготовиться к лучшему выполнению своей миссии. "Нас учат, - говорил один
из "курсантов", - быть диктатором по отношению к самому себе. Тогда
безболезненно принимаешь диктатуру "отца".
После напряженной духовной муштры члены "Опус деи" должны действовать
напористо, энергично и безжалостно. Покинув "келью", они преображаются -
более активных, разговорчивых, общительных людей трудно встретить.
Каждому принимаемому внушается мысль о том, что он должен стать элитой
человечества. Но для этого надо научиться быть технократом, исполнителем,
стать выше идеологии, чтобы "отвоевать землю у идеологов".
На Западе нередко ставят знак равенства между "Опус деи" и орденом
иезуитов. Основания для этого есть. Если только сравнивать с самыми ранними
иезуитами времен Игнатия Лойолы, действовавшего по принципу "цель
оправдывает средства".
"Опус деи" превзошел своих учителей. Одно дело - священник, ищущий
популярности в народе. Другое дело - тот же священник, но в обычной одежде.
Иезуиты подошли к этому. Экспериментаторы от ордена снимали сутану,
облачались в такую одежду. Но окружающие знали, что вечером сутана снова
вернется на привычные плечи. Ведь появиться в обычной одежде перед
прихожанами иезуит не может. Другое дело, когда такая одежда на человеке
всегда. А вот ведь превращается в сутану. Правда, мысленно. Его владельцу
уже нет необходимости что-то делать, чтобы стать своим. Он уже свой. А, как
известно, хамелеоны - очень опасная категория...