Это цитата сообщения
ellebelle Оригинальное сообщение17. Король Болливуда
[700x467]
Двухметровые буквы "KING KHAN" (Король Кхан), украшенные гирляндами огней, как нимб окружали трон Шах Рукха с красным сиденьем. Сначала раздались первые аккорды песни "Tujhe Dekha Toh Yeh Jana Sanam" ("Когда я увидел тебя, я понял, любимая") из его самого успешного фильма DDJL ("Непохищенная невеста"). Сидя на своем троне, Шах Рукх спустился из-под потолка как Бог, вызвав крещендо визгов и аплодисментов у трех с чем-то тысяч зрителей, которые собрались в Конференц-центре Свами Вивекананда (Swami Vivekananda Convention Centre) на Маврикии 4 марта 2006 года на церемонию награждения Зи Сине Эвордз (Zee Cine Awards).
[300x250]
Конференц-центр Свами Вивекананда
Событие было типичным Болливудским калейдоскопом звезд, песен и танцев, перемежаемых вручением десятков наград и излияниями благодарственных речей от награжденных. Шах Рукх был звездой шоу. В эффектном заключении он представил длинный номер, посвященный Яшу Чопра, с фильмами, которые стали вехами в его карьере - "Darr" ("Жизнь под страхом"), "DDJL" ("Непохищенная Невеста"), "Veer-Zaara" ("Вир и Зара"). В конце акта к Шах Рукху на сцене присоединились Яш, группа актеров, которые снимались в его фильмах, и премьер-министр Маврикия Навинчандра Рамгулам (Navinchandra Ramgoolam), который выглядел слегка пораженным такой звездной компанией и выразил благодарность за то, что его страна смогла принять у себя подобную феерию. Концерт не отличался сдержанностью и утонченностью, но даже по стандартам индийского китча трон Шах Рукха был выше крыши. Шах Рукх сошел с трона, обернулся и сказал "Жуть!" Однако разукрашенный атрибут славы подчеркнул правду: Шах Рукх Кхан был Королем Болливуда.
[288x175]
[279x181]
Телеканал Зи (Zee Television) транслируется в ста тридцати странах. Награждение показывали несколько раз, в основном в прайм-тайм (наиболее активное время телесмотрения/радиослушания в период суток - ЕП) и оно охватило, по приблизительным подсчетам, двести миллионов зрителей. Эта цифра была весомой, но не настолько поразительной. К концу века Шах Рукх Кхан и Болливуд привлекали рекордные числа зрителей в самых неожиданных местах. Поклонники танцевали в проходах в Польше, где версия фильма "Kabhi Khushi Kabhi Gham" ("И в печали и в радости") с субтитрами была выпущена в 2005 году. В соседней Германии страсть к индийским фильмам к тому времени достигла такого накала, что в 2006 году здесь начал выпускаться журнал "Зоркий глаз Болливуда" ("Bollywood Rapid Eye Magazine") (с Шах Рукхом на обложке первого выпуска). В том же году магазин "Верджин" ("Virgin") на Елисейских Полях в Париже был атакован поклонниками, толпящимися в надежде хоть мельком увидеть Шах Рукха и его "героинь" Прити Зинту и Рани Мукхерджи, которые приехали на премьеру фильма "Veer-Zara" ("Вир и Зара"). Когда количество посетителей достигло пяти тысяч, двери "мега-магазина" были закрыты.
[217x300]
Шах на обложке журнала "Зоркий глаз Болливуда"
В Великобритании песни и танцы покорили последний бастион элиты кинематографа - Британскую Академию Кино и Теле Искусства (BAFTA - British Academy of Film and Television Arts). В июле 2006 Академия чествовала популярное индийское кино в мероприятии под названием "BAFTA а-ля Болливуд". Показывались фильмы, звучали поздравления,проводились фото-сессии. Шах Рукх и Яш Чопра были в числе избранных. Во время этой забавной "колонизации наоборот" зал Девида Лина (David Lean), названный в честь британского режиссера и первого председателя Академии, был "оформлен под Болливуд". Компания по организации свадебных торжеств "Лакхани Груп" ("Lakhani Group") из Лейчестера (Leichester) милостиво предоставила троны, украшения, пьедесталы и diyas (светильники), украсившие стены.
[259x194]
Lakhnani Group Store
Наглядное представительство красочной и широко популярной формы искусства на мировой сцене было частью индийского экономического и культурного ренессанса. С 1990 до 2005 гг Индия была второй самой быстроразвивающейся страной в мире после Китая. Средний экономический рост составил 6% и достиг 7.5% к 2005 году. Казалось будто неповоротливая, обедневшая нация с продажными лидерами и измученными гражданами, внезапно сбросила с себя кандалы и решила покорить весь мир. Десятилетия назад, 15 августа 1947 года, первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, сказал знаменитую фразу: "Придет момент, который бывает в истории очень редко, когда мы вступим из старого в новое на перешейке веков, и душа нации, так долго подавленная, обретет голос." Его исторические слова, отметившие рождение независимой Индии, откликнулись в 1990-х годах, когда страна возродилась заново. Индия 1950-х годов отозвалась эхом в Индии нового тысячелетия: новорожденная нация, уверенно шагающая в светлое будушее. Во всяком случае в больших городах возникло убеждение, что так же, как двадцатое столетие принадлежало США, так и двадцать первое будет принадлежать Индии.
Этот национальный оптимизм был рожден оживленной экономикой, которая, в отличие от Китая, находилась в руках не государства, а частного сектора. Несмотря на вездесущую коррупцию, популистских политиков и расшатанную инфраструктуру, предприимчивые индийские бизнесмены породили частные компании мирового масштаба и оживленный фондовый рынок. Индия стала мировым лидером информационных технологий и делового аутсорсинга (передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, другим словом - переправка рабочих мест заграницу, в данном случае в Индию -ЕП) (в 2006 году подоходный налог составил 36 млрд $, почти 5% ВВП). 19 июня 2006 года журнал "Тайм" ("Time") напечатал статью "Новый рассвет Индии", которая рассказывала о том, что в разговорах во время ланча в Америке появилось новое слово: "сбангалорить" "Это означало, что твою работу перевели в Индию (в Бангалор - "сбангалорили") без тебя." Там так же упоминалось о том, что в Индии теперь было больше миллиардеров, чем в Китае, и что десять самых богатых индийцев были богаче своих коллег в Великобритании.
[400x532]
журнал "Тайм" ("Time"), статья "Новый рассвет Индии"
Широко цитируемое исследование 2003 года, проведенное нью-йоркским банком Голдман Сакс (Goldman Sachs), предрекало, что в течение следующих пятидесяти лет Индия будет иметь самую быстроразвивающуюся экономику в мире. Исследование оределило, что к 2040 году Индия обгонит Японию и станет третьей величайшей страной в мире после США и Китая. Мир превозносил Индию. Страна, как выразился журнал "Ньюзуик" ("Newsweek") в статье стала "самым горячим рынком." Крупнейшие мультинациональные компании, такие как IBM, Nokia и Hyundai пришли в Индию. В своей статье "Новая Индия" "Ньюзуик" ("Newsweek") писал: "Несколько месяцев назад в деловых кругах начали говорить, что каждый человек и его собака должны вкладывать свои деньги в Индию. Сегодня говорят, что собаки могут справиться сами."
[400x288]
Бангалор - Мекка аутсорсинга
Города и поселки по всей Индии были охвачены ажиотажем. Непрерывные звонки сотовых (к 2006 году более пяти миллионов пользователей прибавлялись каждый день), новые сверкающие моллы и мультиплексы, кафе типа Старбакс, где каппучино стоит больше, чем килограмм чечевицы, и дюжины новых журналов, рекламирующих бредово дорогие дизайнерские марки - все это подчеркивало новый облик Индии. Однако такая большая и сложная страна, как Индия, не могла следовать упрощенной формуле "глобализация=процветание и счастье" .
Изменяющийся экономический ландшафт Индии скрывал непростую правду о том, что 550 тысяч деревень, в которых проживает две трети населения страны до сих пор не затронуты прогрессом, о том, что 300 млн индийцев выживают на 1 доллар в день, о том, что до сих пор существует многовековая вражда между индусами и мусульманами, между богатыми и бедными, властьпридержащими и бесправными, которая медленно бурлит и периодически извергается в виде бомб, убийств и мятежей.
[265x190]
Сотовый - не роскошь, а средство!
Эта тревога отразилась в национальных выборах 2004 года, в которых правящая партия Демократический Национальный Альянс (NDA, National Democratic Alliance), ведомая BJP (Bharatiya Janata Party - Индийская народная партия, правая партия "индуистского национализма" - ЕП), неожиданно уступила позиции Индийскому Национальному Конгрессу (INC, Indian National Congress - самая большая партия в Индии; старейшая политическая организация - ЕП). Партия Демократический Национальный Альянс неутомимо рекламировала себя в логунгах "Светлая Индия" и "Почувствуй хорошее" и ей предсказывали большинство на выборах. Но придирчивый электорат оказался более приземленным, чем политики, политические комментаторы и бесчисленные опросы. Их Индия была не такой светлой, так что они проголосовали против.

[275x183]
Демократический Национальный Альянс, Индийский Национальный Конгресс
Несмотря на всю эту трудную подноготную, история Индии, бурлящей страны третьего мира, стремительно переделывающей себя в экономическую суперзвезду, завладела воображением мировой общественности. Влиятельная западняя пресса возбужденно сообщала о трансформации. Такие заголовки "Индия может летать?" (журнал "Экономист" ("Economist") 3-9 июня 2006 г.), "Экономика без кандалов" ("Бизнес за рубежом" ("Forreign Affаirs" июль/август 2006 г.) "Индия инкорпорейтед" (журнал "Тайм" ("Time") 26 июня 2006 г.) стали обычными. На Всемирном экономическом Форуме в Давосе в 2006 году Индия была бесспорной звездой. Индийская "команда мечты", состоящая из ключевых индустриалистов и законоучредителей, возглавляемая министром финансов П. Чидамбарамом (P. Chidambaram) неутомимо рекламировала бренд "Индия", используя каждый доступный ресурс, используя болливудские песни, пашмины (шали из ангоры) и звездного индийского шеф-повара, отмеченного в "Красном Гиде Мишлен" (фр. Michelin, Le Guide Rouge, иногда также упоминаемый как «Красный путеводитель» — наиболее известный и влиятельный из ресторанных рейтингов на данный момент. Гид выпускается с 1900 года и имеет трёхзвёздочную систему оценки ресторанов - ЕП). Рекламные щиты кричали: "ИНДИЯ ВЕЗДЕ!". Так оно и было.
[244x135]
ИНДИЯ ВЕЗДЕ!
Экономическое оживление вызвало культурное возрождение. Само понятие Индии изменилась. Страна больше не была незнакомой планетой, населенной заклинателями змей, где вдов сжигали, а коровы останавливали движение на дорогах. Людям, приехавшим в Индию первый раз, все еще приходилось иметь дело с малярией, поносом и ужасом скелетоподобных детей-попрошаек, но культурный шок смягчался пятизвездочными удобствами (включающими спагетти из Италии и малиновый джем из штата Мейн, США) и успокаивающе знакомыми названиями типа МакДоналдс, Кока Кола и Сабвей. Городские жители разговаривали на международном языке ресторанов мирового класса, модных винных баров, умопомрачительно декадентских спа-салонов и фирменных магазинов. Берберри, Труссарди, Картье, Версаче открыли свои магазины, в которых подчас сумка стоила больше, чем ежемесячная зарплата многих индийцев. В 2006 году открылся первый салон Роллс-Ройс в Мумбаи.
[272x186]
МакДоналдс
[275x183]
Кока Кола
[275x183]
Сабвей на Рынке Кхан, Дели (Khan Market Delhi)
Индия стала новым модным туристическим объектом и экзотической музой - дизайнеры от Роберто Ковалли и Жан Поля Готье демонстрировали своих моделей в нарядах, вдохновленных Индией. В свою очередь индийские дизайнеры стали частыми гостями в недлях моды в Милане, Лондоне и Нью Иорке. Новое поколение индийских писателей подлили масла в огонь, появляясь в заголовках газет, кричащих об авансах в миллионы долларов за книги, переведенные на десятки языков. На аукционах современное индийское искусство вызвало ожесточенную борьбу среди покупателей-неиндийцев и побило сумму продаж в миллион долларов. Как будто весь мир единогласно признал, что после десятилетий фальстартов и невыполненных обещаний, Индия наконец-то прибыла к месту назначения.
Болливуд, наиболее яркий культурный феномен, еще больше укрепил брэнд Индия. Большинство других киноиндустрий по всему миру завяли, но индийское кино оставалось единственным Давидом, который не склонился перед Голливудским Голиафом. Что касается бюджетов и прибыли, Болливуд все еще оставался бедным родственником, - самые дорогие индийские фильмы стоили как несколько минут компьютерной графики голливудских фильмов, - но само количество выпускаемых картин и всемирное обожание, которое они вызывали, привлекли внимание Запада. И хотя индийское кино не смогло проникнуть на главные рынки Запада, - зрители с трудом высиживали три часа песен и субтитров, - мнение критиков об индийском кино изменилось. Однажды отвергнутый как безвкусная мелодрама, Болливуд теперь называли уникальной, значительной и жизнеспособной формой кинематографа.
[700x462]
Карина Капур позирует в Париже
Ведущие кинофестивали искали расположения Болливуда. Распорядители из Канн, Берлина, Торонто и Венеции прочесывали офисы кинокомпаний в Мумбаи, разыскивая подходящий для показа фильм. Ранее режиссеры пытались перекроить свои фильмы на западный манер, посылая версии фильмов без песен, но теперь слишком реалистичные и жесткие фильмы отвергались представителями фестивалей как "недостаточно болливудские". Заслуженные актеры и режиссеры приглашались в жюри. Индийский кинематограф так же привлек и академическое внимание. В престижных британских и американских университетах антропологи, ученые и историки размышляли над его формой и содержанием. Индийская киноиндустрия достигла, как сказал антрополог Нью-Йоркского Университета Др. Теджасвини Ганти (Dr. Tejaswini Ganti) "культурной легитимности".
Режиссеры, усердно работающие в Мумбайских душных киностудиях внезапно обнаружили, что теперь они стали видными фигурами в мировом культурном обмене. Многие лелеяли мечты о создании фильмов со смешанными стилями, таких, как фильм тайваньского режиссера Анг Ли (Ang Lee) "Crouching Tiger, Hidden dragon" ("Крадущийся тигр, затаившийся дракон"), который сохранил уникальную этническую сущность и собрал 128 млн $ в США. Однако немногие хотели упрощать популярные фильмы, чтобы достичь западной аудитории. Болливуд хотел войти в Голливуд на собственных условиях. В 2004 году Харви Уайнстайн (Harvy Weinstein), директор кинокомпании "Miramax Filmz" ("Мирамакс") посетил Мумбаи и провел вечер, беседуя с избранными представителями Болливуда, включая Шах Рукха, Адитью и Карана.
[180x240]
Харви Уайнстайн: Поговорили и будя!
Но разговор не зашел дальше обычного общения. Каран сказал: "Харви Уайнстайн как приехал, так и уехал. Он нам не перезвонил, и мы ему тоже не перезвонили. Мы - единственная в мире киноиндустрия, которая настолько независима. Нам не нужны зарубежные студии." Но к 2005 году (зарубежные) студии решили, что Болливуд им все-таки нужен. В октябре того же года компания "Sony Pictures Entertainment" ("Сони Пикчерз Энтертейнмент") объявила о съемках своего первого фильма на хинди, музыкальной любовной истории с актерами-дебютантами и режиссером Санджаем Бхансали (Sanjay Bhansali) (Имеется в виду фильм «Возлюбленная», оригинальное название: "Saawariya" — мелодрама, снятая в Болливуде в 2007 году режиссёром Санджаем Лилой Бхансали и вышедшая в прокат 9 ноября 2007 года. По мотивам повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» - ЕП.)
[259x194]
[307x164]
Возлюбленная
Подобный пространный разговор с Голливудом стал возможен, потому что Болливуд больше не был Диким Западом. Влияние мафии было под контролем: основные фигуры были либо задержаны (Абу Салим был арестован в 2002 году), или сами ушли в подполье на Ближнем Востоке и в Пакистане (в 2003 году США объявили Дауда "особо опасным международным террористом" и заморозили его счета). Старинный базарный стиль работы был выброшен за борт публичными кинокомпаниями и мультиплексами, которые теперь предоставляли компьютерные отчеты о продажах, платежные чеки и сшитые сценарии.
Конечно, это была корпоратизация с типично болливудским уклоном. Индустрия так и осталась большой семьей во главе с могущественными кинематографическими династиями, к которым принадлежали Яш и Адитья. Некоторые отрасли не претерпели никакой эволюции - внутренние сборы все еще трудно было контролировать, и личные отношения оставались более важными, чем подпись в контракте, - но в основном Болливуд процветал.
[313x161]
:)
В 2006 году отчет ПрайсуотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers - международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита -ЕП) определил, что приблизительный прирост индийской киноиндустрии составил невероятные 20% в предыдущий год и предположил такой же прирост на следующие пять лет. Индустрия оценивалась в 68 млрд рупий (1.5 млрд $) и по прогнозу должна достичь 153 млрд рупий (3.4 млрд $) к 2010 году.
[100x242]
Padma Sri
Шах Рукх был на самой передовой во время взрыва Болливуда. В течение лет у него накопилась коллекция успешных фильмов, но теперь он был не просто очень удачливым, а приносящим деньги актером. Он стал эмблемой новой Индии, вместилищем 1.1 миллиарда мечтаний. В 2005 году индийское правительство официально присвоило ему звание образцового гражданина. Шах Рукху была вручена награда Падма Шри (Padma Shri), четвёртая из высших гражданских государственных наград Индии в знак признания его значительного вклада в искусство. В январе 2007 года было объявлено, что Шах Рукх будет увековечен в воске в музее Мадам Тюссо (Madame Tussaud) в Лондоне. Он стал третьим болливудским актером, воспроизведенным в воске, после Амитабха Баччана и Айшварьи Раи.
[265x190]
После пятнадцати лет в бизнесе Шах Рукх сказал, что теперь он осознал свои лимиты и работает в рамках этих лимитов. "Больше не будет никакого откровения или другого слоя после этого." Он выбирал роли, которые целенаправленно убивали образ Раджа-Рахула. В третьем фильме Карана "Kabhi Alvida Nan Kehna" ("Никогда не говори "Прощай""), трактате о современном индийском браке и неверности, Шах Рукх сыграл футболиста, чья карьера, взлетевшая до небес, внезапно крушится из-за несчастного случая, который оставляет его хромым. Он становится озлобленным, брюзгливым человеком, который так и кипит от возмущения, особенно из-за успешной карьеры жены в журнале мод, и отрывается на собственном сыне. Наконец он обретает радость и подобие мира в объятьях другой женщины, которая тоже замужем. Шах Рукх - икона, образцовый индийский романтический герой, идеальный болливудский муж, - на экране заводит роман вне брака и спит с чужой женой.
[259x194]
"Отдай мне Дева, Риа. Фотографию!"
Через два месяца последовал "Don" ("Дон"). Фильм был римейком фильма Амитабха Баччана 1978 года, в котором Амитабх играет две роли - жуткого Дона и уличного актера, который похож на Дона и вербуется полицией, чтобы войти в банду. Версия 2006 года была триллером в стиле "Mission: Impossible" ("Миссия невыполнима"), в котором Шах Рукх играет международного преступника, обвешенного оружием, гаджетами, наркотиками и блондинками. Ранний "Don" ("Дон") - история простака-актера, но Шах Рукх в фильме - король. Он носит великолепную одежду и красиво убивает. Он произносит свой знаменитый диалог: "Don ka intezaar toh gyaara mulkon ki police kar rahi hai,lekin ek baat samajhlo, don ko pakadna mushkil hi nahin, namumkin hai." ("Полиция одиннадцати стран разыскивает Дона, но ты должен понять одну вещь: поймать Дона не трудно, поймать Дона невозможно!" - перевод с англ. - ЕП) - стильно упиваясь своим лощеным злорадством.
[259x195]
Играю роль... Какую роль!
В этой роли, безусловно, я - король!
Казалось, что Шах Рукх сделал виток в своей карьере и поднял смертоносного Аджая из "Baazigar" ("Игра со смертью") до высоты версии от кутюр. И опять, даже когда Шах Рукх ломал шеи, убивал информаторов тщательно нацеленными мячиками для игры в гольф и по большому счету наносил увечья направо и налево, публика продолжала его любить. Оба фильма "Kabhji Alvida Nan Kehna" ("Никогда не говори "Прощай"") и "Don" ("Дон") имели огромный успех. В январе 2007 года Шах Рукх вернулся на телевидение и был ведущим передачи "Kaun Banega Crorepati", индийской версии программы "Кто хочет стать миллионером". И здесь он опять шел по стопам Амитабха Баччана, который вел передачу два года.
[259x194]
Все еще надеетесь стать миллионером? Хм!
Как продюсер, Шах Рукх хотел отодвинуть горизонт еще дальше. Он мечтал о создании такого фильма, как многослойная драма "Crash" ("Столкновение" - драма режиссёра Пола Хаггиса) и спецеффектах как в фильмах "Superman" ("Супермен") и "Batman" ("Бэтмен"). В апреле 2006 года он запустил компанию по компьютерной графике "Red Chillies VFX" ("Спецэффекты Красных Перцев"). Шах Рукх намеревался снять, а может и срежиссировать фильм, который бы понравился всему миру. "Я сниму фильм на весь мир. Все, от простого парня из Гхаткопара (Ghatkopar - пригород в восточном Мумбаи -ЕП) до Стивена Спилберга будут его смотреть."
Шах Рукх стал самым важным послом брэнда Болливуд и Индия. Он расширил ореол индийских фильмов, соблазняя маловероятных зрителей в самых отдаленных местах. Так в Австралии Сэнди Манн (Sandi Mann), пятидесятилетняя домохозяйка, сказавшая, что Шах Рукх принес "страсть, волшебство и радость" в ее жизнь, посвятила свою жизнь управлению шестью интернет-клубами любителей Шах Рукх Кхана (сама она принадлежит к более чем ста клубам), коллекционированию памятных вещей, журналов, дисков и общению с поклонниками. В 2002 году, чтобы отпраздновать день рождения Шах Рукха она назвала звезду в созвездии Скорпиона его именем. На следующий год она купила ему участок земли на Луне. Она верит, что Шах Рукх обладает "какой-то благодатью, как буд-то он был тронут Богом."
[400x400]
Сэнди Манн - и буду век ему верна!
Подобные истории поклонения в различных вариациях происходят по всему миру. В дверь Шах Рукху стучались женщины, желающие омыть его ноги и испить воду. Другие писали ему письма кровью (предположительно своей). Один поклонник, молодой человек по имени Вишал (Vishal) из Лакнау (Lucknow), изменил свое имя на Вишахрукх (Vishahrukh) и верил, что он победил рак, разрушающий его почки благодаря тому, что Шах Рукх был на его стороне.
Жизнь Шах Рукха стала настолько фантастичной, что он больше не мог видеть разницы между игрой и реальностью. Он сказал, что его жизнь напоминает PS2 (игровая приставка 2, компания Sony - ЕП). "Я живу в нереальном мире, моя личность нереальна, я сам нереален". Но Шах Рукх прежил огромную личную трагедию и ошеломительный успех, и экстремальность этого опыта дала ему способность оставаться приземленным даже тогда, когда ему поклонялись и пели оды по всему миру.
[231x218]
Где-то там, горит его звезда!
Шах Рукх не стал, как многие до него, заблуждающимся мегаломаньяком (страдающим манией величия - ЕП). Он осознал и смаковал тот сюрреалистичный мир, в котором он пребывал. И в то же время он был вне его, отлично понимая, что однажды все это - безумная страсть, пронзительные визги и маниакальный танец фотовспышек - прекратится. Что время его обожествления однажды придет к концу. Шах Рукх знал, что когда зрители устанут от его шарма, они подпишутся на новый миф.
Шах Рукх сказал: " Я знаю, что все это идет в никуда. В конце концов после всех этих наград, призов и лести я стану свадебным генералом, и меня будут покровительственно вызывать на сцену. Я говорю все это, потому что я думаю, я буду таким же великим, как Дилип Кумар или Амитабх Баччан. А может и нет. Может, я буду маленьким пыльным человечком из маленького пыльного городка. Но это не отнимет у меня желания развлекать всех подряд и жить с удовольствием."
[700x682]
Убейте меня фотовспышкой!