Это цитата сообщения
ellebelle Оригинальное сообщениеЧасть 16. Девдас
[500x375]
Затаенная грусть...
Знаменитое высказывание французского критика Мишеля Мурле (Michel Mourlet) гласит: "Чарлтон Хестон (Charlton Heston - американский актер - ЕП) - это аксиома".

Чарлтон Хестон - лицо трагедии
Он воплощает в себе трагедию, и его присутствия в каком бы то ни было фильме достаточно, чтобы творить красивое кино.
Дилип Кумар, любимый болливудский лидирующий актер 1950-60-х годов, вызывал похожий восторг. Для целого поколения зрителей, критиков, актеров и режиссеров глубокомысленное присутствие Дилипа Кумара было показателем того, что это были индийские фильмы высшего класса. Дилип Кумар был чистейшей сущноcтью кино.
Шах Рукх практически ничем не напоминал старшую суперзвезду. Его неукротимая энергия была совершенным контрастом изящным качествам Дилипа Кумара. Многие кинематографисты видели Шах Рукха как подобие Раджеша Кханна (Rajesh Khanna), который вызывал истерию восторга своими стильными манерами, или маниакально взбалмошного Шамми Капура (Shammi Kapoor), который скатывался по склонам холмов со своими героинями, или даже эксцентричного гения Кишора Кумара (Kishore Kumar), чья сумасбродная энергия оживляла даже самые скучные картины. Фатима, возможно, была единственной, кто серьезно думал, что Шах Рукх похож на Дилипа Кумара. Ее всеобъемлющая материнская любовь позволяла ей видеть в ее взъерошенном, гиперактивном сыне великого трагического актера.

Красавчик Раджеш

Взбалмошный Шамми

Эксцентричный Кишор
Когда режиссер Санджай Лила Бхансали (Sanjay Leela Bhansali) предложил Шах Рукху повторить успех Дилипа Кумара в римейке классической трагедии "Devdas" (Девдас"), Болливуд воспринял это как кощунство. У Шах Рукха была хорошая связь со зрителями, но никто не воспринимал его как серьезного актера. Он был неутомимым героем-любовником, чей неподражаемый шарм обещал любовь без страха и упрека. Он был звездой без подтекста. Но Санджай понимал, что Шах Рукх был глубже. По его словам, он видел "человека с наигрустнейшими глазами", который скрывал свой внутренний мрак за неистовой энергией и неутомимой болтовней. Для Санджая доминантной нотой в Шах Рукхе была незалеченная, давняя боль. Он верил, что только Шах Рукх мог сыграть Девдаса.

Шах! Будешь Девдасом! (или я не Санджай Лила Бхансали!)
Санджай понимал и тонко чувствовал Шах Рукха, возможно, потому, что это было частью его натуры. Санджай был блестящим, бурным одиночкой, который прошел тяжелый путь. Как Каран и Адитья, он вышел из кинематографической семьи, но в отличие от их родителей, отец Санджая так и не достиг вершины. Навин Бхансали (Navin Bhansali) был второсортным режиссером и умер от алкоголизма, оставив семью в такой нужде, что мать Санджая, Лила (Leela) (это имя он взял как свое второе), была вынуждена продавать мыло с лотка. Одно из воспоминаний его трудного детства было то, как он прятался под кроватью, когда кредиторы рассерженно ломились в дверь. Санджай изучал монтаж в Индийском Институте Кино и Телевидения, но не последовал минимализму авторского кино. Он был знатоком песенно-танцевальных сцен, оперных эмоций и цвета. И хотя его первый фильм "Khamoshi The Musical" ("Тишина - Мюзикл" 1996 г., в русском прокате "Мир музыки" - ЕП) стал неквалифицированной катастрофой, за ним последовала успешная романтическая драма "Hum Dil De Chuke Sanam" ("Прямо от сердца" - перевод с англ., в русском прокате "Навеки твоя", 1999 г. - ЕП). Своим третьим фильмом Санджай хотел сделать римейк фильма "Devdas" (Девдас").

"Khamoshi The Musical" ("Мир музыки")

"Hum Dil De Chuke Sanam" ("Навеки твоя" - прости, Айш, так только в индийских фильмах - ну, ты знаешь!)
Санджай выбрал Девдаса не случайно. Девдас - знаковый трагический герой индийской классической литературы. Новелла была опубликована в 1917 году. Широко известно, что книга была написана раньше, в 1901 году, но ее автор, Сарат Чандра Чаттерджи (Sarat Chandra Chatterjee), не торопился опубликовать ее, объясняя тем, что она была написана в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь подпитывал автора и персонаж, которой он создал. "Девдас" - история гордого, но нерешительного человека, который неспособен собрать волю в кулак и противостоять родительскому несогласию жениться на возлюбленной детства Паро. Ее выдают замуж за вдовца, который намного старше нее. Девдас тонет в своей слабохарактерности и сердечной боли, медленно убивая себя в компании проститутки с золотым сердцем Чандрамукхи. Наконец, сломленный алкоголем и болезнью, он умирает у ворот дома Паро. Девдас - слабый, нерешительный человек, который не имеет смелости жить и любить, но, как ни странно, имеет волю умереть. Этот мучительный любовный треугольник не сразу стал хитом, но кинематограф превратил его из мелодрамы в миф.
[300x300]
Новелла "Девдас" онлайн, 162 рупии (со скидкой)
Первый фильм по новелле был снят в 1928 году. Еще десять версий на разных языках были выпущены до того, как Санджай попался на крючок. В 1935 году режиссер П.С. Баруа (P.C, Barua) нанял поющую звезду К.Л. Сайгала (K.L. Saigal) и придумал умирающему любовнику-алкоголику домашнее прозвище (Tempest - Ураган - ЕП). Двадцать лет спустя Бимал Рой (Bimal Roy), бывший оператором у Баруа, когда тот снимал "Девдаса", снял свою версию. И хотя этот "Девдас" не стал успешным, его почитали как окончательную кинематографическую версию. Приглушенное, волевое представление Дилипа Кумара стало вехой в индийском кинематографе. Персонаж стал классическим. Индийцы повсюду стали называть тех, кто ущемлен, тоскует или страдает по кому-то, девдасами.
[230x165]
Самый первый "Девдас" - 1928 - беззучный, режиссер Нареш Митра

"Девдас" 1955 г., режиссер Бимал Рой - икона индийского кинематографа
Киноиндустрия по понятным причинам была весьма смущена решением Санджая вторгнуться в классику. Бимал Рой и Дилип Кумар установили планку так высоко, что любое повторение грозило болезненным падением. К тому же Девдас казался неуместным в быстрой, современной Индии, где любовники скорее стали бы искать новую пассию, нежели скорбно спиваться до смерти из-за потерянной любви. Знатоки выдвигали аргумент, что аудитория мультиплексов с трудом будет отождествлять себя с этим архетипным неудачником из другого века. Но Санджай, прочитавший новеллу в подростковом возрасте, хотел интерпретировать Девдаса для своего поколения. Типичной чертой Бимала Роя был аскетичный натурализм, его "Девдас" запечатлел ритмы сельской Бенгалии в элегантной черно-белой композиции. Видение Санджая было эмоционально и визуально щедрым. Он хотел сотворить праздник для всех органов чувств. Его сердце говорило ему: целься выше.
Санджай начал проект самого дорогого к тому времени фильма. Для фильма "Devdas" ("Девдас") построили просторные съемочные площадки. Котха (местечко), где Чандрамукхи танцует и выхаживает Девдаса после запоев, выглядела как богато украшенный дворец, на постройку которого израсходовали 120 млн рупий (2.6 млн $).
[259x194]
Дом Паро
Дом Паро, украшенный стапятьюдесятью тысячами кусочков разноцветного стекла - метафора ее хрупкой красоты - обошелся в 30 млн рупий (650 тыс $). Костюмы, тяжелые от вышивки, стоили сотни тысяч рупий каждый. Каждая песня в фильме ослепляла великолепием и требовала интенсивных репетиций и десятки танцовщиц. Окончательный бюджет фильма составил 500 млн рупий (11 млн $).
Амбициозный эпос был спонсирован одним из самых могущественных финансистов Болливуда, Бхаратом Шахом (Bharat Shah). Его влияние обеспечивалось наличными. Поговаривали, что Братец Бхарат, как все его называли, имел 20 млрд рупий (445 млн $), нажив состояние на торговле алмазами, в строительстве и кино. Бхарат, любивший крикливый стиль в одежде и инкрустированные бриллиантами часы Пиаже (Piaget), жил в доме, похожем на дворец, в южном Мумбаи, и часто попадал на страницы печати из-за своего роскошного образа жизни. Он с детства бредил кино. Больше всего на свете он любил играть спонсора в Болливуде - в 1995 году Бхарат использовал свои связи в строительном бизнесе, чтобы помочь Шах Рукху купить Маннат. Семья Бхарата основала свой дистрибьюторский концерн в 1968 году, и в течение десятилетий он профинансировал, произвел и выпустил в прокат более 200 фильмов. Бхарат имел дело со всеми большими звездами Болливуда и помог нескольким маленьким закончить проекты, которые приостановились из-за нехватки средств. Болливуд был у него в быстром наборе в его сотовом.
[258x195]
Бхарат Шах - крестный отец Болливуда
Санджай встретился с Шах Рукхом в феврале 2000 года, когда тот все еще пытался отойти от линчевания "Phir Bhi Dil Hai Hindustani" ("Трепетные сердца"). Шансы на успех фильма "Devdas" ("Девдас") были невелики. В течение времени Шах Рукх оброс персоной, сотворенной школой Яша Раджа. Его самые удачные образы слились в один. Все попытки демистифицировать самого себя были неубедительными или неудачными. До этого времени Шах Рукх еще не снимался в историческом фильме, и не предпринимал попытку сыграть такой сложный персонаж, как Девдас. Шах Рукх не выразил большого энтузиазма по поводу проекта, но согласился, когда Санджай сказал, что будет снимать фильм только с Шах Рукхом в роли Девдаса.
Лицо Шах Рукха редко выражало эмоции во время чтения сценария. Он выбирал роли инстинктивно, часто только потому, что ему понравилась определенная сцена. Когда он прочел сценарий к "DDLJ" ("Непохищенная невеста"), Шах Рукх не был уверен в силе эмоционального воздействия фильма, но ему понравилась последняя сцена, в которой отец отпускает руку Симран и позволяет ей уехать с Раджем. "Девдас" привлек его потому, что любовь в нем была проникнута ревнивой жестокостью - в одной из сцен Девдас убивает пчелу, потому что не выносит, когда к Паро прикасается кто-то еще. Шах Рукх не мог ассоциировать себя с Девдасом с точки зрения саморазрушительного падения, так что он интерпретировал характер Девдаса с более современной логикой: он решил, что сыграет Девдаса как непослушного, обидчивого ребенка, требующего назад конфету, которую у него отобрала мать. "Девдас" применим к девяноста процентам мужчин, - сказал он. - Они хотят сделать больно женщинам, которых любят. Таковы мужчины. Я тоже Девдас, только без алкоголя."
[275x183]
Фара, Санджай, Шах - святая троица
(хотя в "Девдасе" хореографом был Сародж Кхан)
Тандем Паро-Чандрамукхи составляет классическую дихотомию (двойственность) "девственница-блудница" в фильме. Одна - непорочная, гордая, незапятнанная красавица, другая - любящая, чувственная компаньонка, лишенная общепринятой морали. Шах Рукх хотел привнести в персонаж идею "мужчины не могут любить только одну женщину. Они никогда не знают, чего они хотят. Они хотят владеть женщиной, но она также им наскучивает." Девдас Шах Рукха более жесток и современен, чем ранние версии. В его страсти есть утонченная порочность. Шах Рукх не видел Девдаса Дилипа Кумара. Он стал сниматься в фильме с безмятежной уверенностью в том, что он не соперничает с великим актером Индии. "Если вы бежите с Карлом Люисом (Frederick Carlton "Carl" Lewis - выдающийся американский легкоатлет - EП), можете расслабиться, потому что вы его не победите. Конкуренцией здесь и не пахнет."
[275x183]
Чандрамукхи-Паро
Съемки начались 7 ноября 2000 года. Шум в средствах массовой информации достиг апогея. Состав исполнителей был супер-звездным: Айшварья Раи в роли Паро, Мадхури Дикшит - Чандрамукхи, Джеки Шрофф - Чуннилал, развратный друг Девдаса, который, как Гамельнский дудочник, приводит Девдаса к алкоголю и борделю (Гамельнский дудочник, также Гамельнский крысолов - персонаж средневековой немецкой легенды. Согласно ей, музыкант, обманутый магистратом города Гамельна, отказавшимся выплатить вознаграждение за избавление города от крыc, c помощью колдовства увёл за собой городских детей, сгинувших затем безвозвратно - ЕП). Были истрачены тонны бюрократической бумаги, чтобы возвести гигантские павильоны на студии "Фильм Сити" ("Film City Studio"). Проблемы, возникшие почти сразу, плодили новые. 8 декабря во время съемок одной из красивейших сцен в haveli (особняке) Паро огромным вентилятором был убит техник. Месяц спустя съемки "Девдаса" внезапно прекратились. Бхарат Шах был арестован Мумбайской полицией и обвинен в подстрекательстве дона мафии Чхоты Шакила (Chhota Shakeel) по "Закону об Организованной Преступности" штата Махараштра.
[400x364]
Бхарат арестован - плакали наши денежки!
Один из фильмов, который в это время финансировал Бхарат, была драма "Chori Chori Chupke Chupke" ("Скрытно, потихоньку", в русском прокате "Чужой ребёнок" - ЕП). Продюсером фильма был Назим Ризви (Nazim Rizvi). Назим был обвинен в связях с Даудом и арестован 13 декабря 2000 года. Он выдал полиции Бхарата. У полиции имелась пленка с записью разговора, на которой кто-то обсуждал бизнес с одним из боевиков Дауда - Чхота Шакилом. Подозревалось, что этим человеком и был Бхарат Шах. На момент ареста Бхарат имел более 1.25 млрд рупий (28 млн $), инвестированных в одиннадцать фильмов, самым крупным из которых был "Девдас".
Ежедневные расходы на съемки фильма "Devdas" ("Девдас") достигали 700 тыс рупий (15.500 $). Иногда для освещения павильона требовалось сорок два генератора. Техническая бригада составляла двести человек. Арест Бхарата грозил потопить "Титаник" еще до выхода в море. Съемки на следующие пятнадцать дней были отменены. Самым легким выходом было бы сократить расходы и положить фильм на полку, но Бхарат и Санджей были решительно настроены на окончание проекта. Бхарат, отчаянно отстаивающий свою невиновность и пытающийся пережить ужасы знаменитой Мумбайской тюрьмы, отдал распоряжение своим детям закончить фильм.
[331x152]
Дом Чандрамукхи
Противоречивость ситуации была так же драматична, как и сам фильм. Пока Бхарат прозябал в тюрьме, съемки продолжались с переменным успехом. Санджей снял несколько эффектных танцевальных сцен (в одной из них Мадхури Дикшит была одета в ghangra (также лехенга-чоли, ее носят как вечернюю одежду, праздничный, торжественный, танцевальный, свадебный наряд), которая весила более шестидесяти пяти фунтов (почти тридцать кг - ЕП) - юбка продолжала кружиться даже когда Мадхури останавливалась), поэтические любовные сцены и драматические сцены конфронтаций. Сых Бхарата Рашеш (Rashesh) мотался между Дели, где он пытался добиться освобождения отца под залог, и студией в Мумбаи. Он пытался заставить Санджея считать деньги, но Санджей не поддался на компромисс со своим художественным видением. Как сказал Рашеш, он был "совершенно другим типом личности, очень эмоциональным, без какого-либо понятия о том, как экономить бюджет."
Фильм "Devdas" ("Девдас") вяло прогрессировал. Большая часть картины снималась по ночам и установка света для огромной площадки порой требовала много времени. Для укутывания героинь в слои тонкого текстиля, увешивание их драгоценностями и нанесения макияжа порой тоже требовалось очень много времени - у Айшварьи на это уходило порой по 6-7 часов.
[234x215]
[268x188]
Ох, нелегкая это работа - наводить красоту!
Иногда осветители отказывались работать, пока им не выплатят зарплату. Санджай с руками, сложенными в мольбе, упрашивал их продолжать работу, обещая, что когда Бхарата освободят, он позаботится о проблеме. Но суд продолжал отказывать в прошении Бхарата о выпуске под залог. В августе 2001 года еще один техник упал с лесов и умер. На съемках воцарили тревога и уныние, соответствующие теме фильма.
Тон фильма отражал жизнь Шах Рукха. Это были, как он сказал, "тяжелые годы." Профессионально он частично восстановил потерянный из-за Ритика Рошана авторитет с выходом фильма "Mohabbatein" ("Влюбленные"). Фильм повествовал о противостоянии патриархального директора колледжа и учителя музыки, и восстановил репутацию Шах Рукха как Раджа с меланхолическим оттенком. Возлюбленная этого Раджа кончает жизнь самоубийством, и он поощряет своих студентов взять быка за рога и влюбиться назло директору - по причинам, не до конца объясненным. Это было опасно неромантично. Сценарий фильма "Mohabbatein" ("Влюбленные") был донельзя избит, но актерская игра подняла фильм на высоту. Это был самый первый фильм, в котором Шах Рукх снимался с актером, которого он почти боготворил. Кульминация фильма - противостояние между ними. Шах Рукх превосходно держал себя с актером, которому он когда-то подражал.
[300x168]
Я тебя никогда не увижу...
[259x194]
Шах: да я ни с кем не соревнуюсь! Просто побеждаю!
Во время съемок "Mohabbatein" ("Влюбленные") и "Devdas" ("Девдас") Шах Рукх испытывал изматывающие боли. Карьера, требующая умения витиевато танцевать, исполнять рискованные трюки и привычка плохо питаться - он жил на кофе, цыплятах и никотине - истощали его тело. В течение следующих двух лет боли в спине и шее иногда становились невыносимы (в 2004 году он перенес операцию на выпавшем диске). Шах Рукх также сражался за свой дом. Хотя он и Гори уже переехали в Маннат, их дом был в западне легальных лазеек, похожих на лабиринт Франца Кафки. Муниципальные налоги на дом не платились многие годы, и в воздухе висела угроза того, что государство может изъять дом и продать с аукциона. Но Шах Рукх, выросший, переезжая с одной съемной квартиры на другую, решил отстоять свое наиболее любимое приобретение. Маннат был его наследием для детей. Даже когда остаточная стоимость превысила рыночную на сотни миллионов рупий, он отказался отступить. Шах Рукх работал как собака, снимаясь в рекламе и даже танцуя на свадьбах у друзей, чтобы расплатиться за дом.
Но, возможно, самым жестоким ударом стало закрытие предприятия Шах Рукха "точка ком". Сайт Srkworld.com был запущен в ноябре 2000 года как антидот для депрессии после "Phir Bhi Dil Hai Hindustani" ("Трепетные сердца"). Увлеченный технологиями Шах Рукх и офис компании, расположенный с старых апартаментах Шах Рукха, до краев наполненный молодыми энергичными людьми и амбициозными идеями, хотели создать платформу для киноиндустрии, где лидирующие звезды могли бы иметь свои странички, где можно было бы скачать фильмы и купить сопутствующие товары (первая поставка - футболки с изображением Шах Рукха и Джухи). Но сайтом Srkworld.com частично владела компания B4U (одна из лидирующих телевизионных сетей Индии), которая в свою очередь частично принадлежала Бхарату. После его ареста финансирование прекратилось. К марту 2001 года убытки стали исчисляться миллионами и ему пришлось прикрыть лавочку. Он сообщил новость о закрытии сайта своим подчиненным и заплакал. Она сказал: "Некоторые из них даже не были как следует представлены мне. Они тоже стали плакать. Я никогда прежде не расклеивался перед таким множеством людей." Сделанные по спецзаказу футболки, постеры, файлы, ручки, были отправлены в хранилище.
[225x225]
Мой любимый размерчик!
Эти элегии, маленькие и большие, стали вдохновением Шах Рукха. Шах Рукх перевоплотился в Девдаса, вынеся свою скрытую печаль - стержень, который так остро заприметил Санджай - на передовую. В некоторых сценах Шах Рукх видел образ своего отца. В одной из них он лежал в лодке пьяный. Разбросанные diyas (лампы) освещали ночное небо. Eго слуга, единственный, кто остался верен ему до самого конца, гребет веслами и умоляет его прекратить саморазрушение. Мир (отец Шаха) не пил, но для Шах Рукха образ сломленного человека в лодке на темном озере в совершенстве напоминал ему отца, который тоже умер в печали и одиночестве.
[290x174]
Любим один раз, женимся один раз, умираем - навсегда...
Когда Шах Рукх только начал работать на телевидении, режиссер Лекх Тандон (Lekh Tandon) помогал ему советами, как играть трагических героев и как умирать на экране, чтобы зрители запомнили. Секрет не в том, чтобы быть жалким. Персонаж даже на смертном одре не должен умолять зрителей о сочувствии. Шах Рукх хорошо это запомнил это и вплел гнев в самые жалкие моменты Девдаса. В момент кульминации Девдас, приближаясь к смерти, несется в повозке к дому Паро. Он пообещал ей, что умрет рядом с ее домом. В последней сцене он лежит напротив ее ворот, едва дыша. Его искаженное страданием лицо выглядит почти безобразно. Но даже в этот момент Шах Рукх сохраняет свойственную Девдасу гордость. Он смотрит в лицо смерти без стаха. Наконец его глаза, видящие смутный образ бегущей Паро, закрываются навсегда.
[335x150]
Вторая половина фильма в основном повествует о спуске Девдаса в угарный ад. Шах Рукх решает добавить подлинности персонажу с помощью алкоголя. Каждый вечер он приходил в студию и заучивал слова. Он репетировал сцену, запоминал движения и пил Бакарди. Шах Рукх выпивал ровно столько, чтобы его глаза заволакивались, но он не забыл слова и движения. На рассвете Шах Рукх уезжал домой, вымотанный и с похмелья. Съемки истощили его. Друзья боялись, что год съемок "Девдаса" может превратить Шах Рукха в алкоголика.
В то же самое время Айшварья Раи билась со своими собственными демонами. Айшварья, бывшая Мисс Мира, работала с Санджаем в его втором фильме "Hum Dil De Chuke Sanam" ("От самого сердца"). Во время съемок она влюбилась в своего партнера, звезду Салмана Кхана. Два года продолжался их бурный роман у всех на виду (ходили слухи о неодобрении родителей, насилии и запугивании) и к концу съемок "Девдаса" роман перерос в неприятный, запутанный беспорядок. Салман превратился в настоящего Девдаса, пытающегося одновременно и разрушить и спасти их любовь. Он стал такой же частью фильма "Devdas" ("Девдас"), как и съемочная группа.
[272x185]
Айш и Салман
Салман проводил ночи, лежа на полу в трейлере Айшварьи в пьяном виде. Однажды Шах Рукх и Айшварья снимали любовную сцену, в которой Шах Рукх должен был извлечь шип из ее ноги. Салман в это время был на площадке и вызвался показать всем, как это делается. Шах Рукх согласился, и Салман сыграл дубль, Санджай включил камеры. Это был горький момент: трагически опустошенный любовник играл свою жизнь в фильме. Айшварья плакала. Это был последний раз, когда камера запечатлела их вдвоем. Наконец 29 апреля 2002 года, после 260 дней работы на фильмом Санджай провозгласил, что съемки окончены. Генераторы заглохли. Санджай разрешил всем разойтись, но никто не уходил. Не верилось, что "Девдас" наконец закончился.
Тремя неделями раньше, 3 апреля, Высший Суд Индии рассмотрел девятую апелляцию Бхарата о залоге. У Бхарата в тюрьме ухудшилось здоровье и и его по решению суда отправили в роскошный госпиталь в Мумбаи. После пятнадцати месяцев в тюрьме он исхудал, потеряв двадцать два фунта (почти 10 кг - ЕП), и начал страдать от сердечных и неврологических проблем. Когда жена сообщила ему, что его освобождают под залог, Бхарат заплакал. Тем временем Каннский кинофестиваль принял решение показать фильм "Девдас" вне программы. Как будто сами боги кинематографа, впечатленные решительностью съемочной группы завершить проект, решили наконец-то улыбнуться.
До "Девдаса" в большинстве своем индийские фильмы не были в почете. Фильмы с песнями и танцами не вписывались в западную эстетику. Индийские фильмы считались слишком яркими и мелодраматичными, и редко показывались на международном экране. Все было совсем по-другому в ранних 1950-х годах, когда фильм Раджа Капура "Awara" ("Бордяга") и классику Бимала Роя "Do Bigha Zameen" ("Два акра земли") показывали в Каннах. Но в 1956 году фильм Сатьяджита Рэя (Satyajit Ray) "Pather Panchali" ("Песнь дороги") установили новый стандарт для индийских фильмов, показываемых на Западе. С этих пор западные критики воспринимали авторские фильмы без песен - "реалистичное" индийское кино, - как более ценные, и популярное кино ушло в небытие.
В течение десятилетий Болливуд оставался незамеченным кинематографом "третьего мира". Но на пятьдесят пятом кинофестивале в Каннах индийская киноидустрия вышла на бис на мировой сцене. Немного раньше фильм Аамира Кхана "Lagaan" ("Налог") выиграл номинацию Оскара. Он не выиграл главную награду, но начал популяризацию индийских фильмов, которую продолжил "Devdas" ("Девдас"). 23 мая "Devdas" ("Девдас") начал свою мировую премьеру в Salle Lumiere (фр. кинотеатр) в Каннах. Шах Рукх, Айшварья и Санджай добавили театральности, прибыв на мероприятие в повозке с лошадьми. Мужчины были в традиционных жилетках Неру, Айшварья - в сари. Они фотографировались на пляже и в садах отеля "Савой". Айшварья притягивала журналистов, как магнит. Индийская делегация, состоящая из ста человек - бюрократов, кинематографистов и бизнесменов - усиливала индийское присутствие на фестивале. Блестящие вечеринки и экстравагантные обеды показывали, что Болливуд прибыл. Шах Рукх вспоминает: "Может оно и не так, но было ощущение, что весь фестиваль был только для "Девдаса"".
[286x176]
В Канны по-королевски!
Фильм "Devdas" ("Девдас") длится 165 минут. И хотя зрители стоя наградили фильм овацией, большинство международных критиков покинуло просмотр задолго до того, как закончились три часа водоворота цвета и мелодрамы. Отзывы различались от восторженных до пренебрежительных. Дерек Малком (Derek Malcom - британский историк и кинокритик) в "Гардиан" ("Guardian") был безжалостен: "Три глупых часа любви, песен и танцев и чрезвычайно безвкусный - если не вычурный - дизайн." Но журналист журнала "Тайм" ("Time") Ричард Корлисс (Richard Corliss), любитель Болливуда, был щедр. Он назвал Санджая "молодым мастером декораций." В конце года Фильм "Devdas" ("Девдас") был на четвертой строчке в десятке лучших фильмов, опережая "Minority Report" ("Особое мнение" 2002г., в главной роли -Том Круз - ЕП) и "Lord of the Rings: The Тwo Towers" ("Властелин колец: Две башни"). Корлисс писал: ""Девдас" - это визуальный восторг, который вызывают огромные декорации, великолепные одежды и красивые люди, облаченные в них; в нем есть грандиозность, которая пришлась бы по душе старым воротилам Голливуда."
Индийские журналисты на Каннском фестивале не испытывал подобного восторга. Их отзывы были однозначно приглушенными. Шах Рукха похвалили за игру, но фильм раскритиковали за продолжительность и излишества. Единственным человеком, который был убежден, что фильм добьется успеха, была Гори. И она оказалась права. Фильм "Devdas" ("Девдас") вышел в прокат 12 июля. Критики порицали Санджая за то, что он сфокусировался на грандиозности вместо драмы, и слишком вольную интерпретацию оригинальной истории Сарата Чандры (в версии Снаджея Паро и Чандрамукхи встречаются и обсуждают их чувства к Девдасу, и даже танцуют вместе, тогда как в книге их пути пересекаются, но они не встречаются). Однако зрители, как дома, так и за рубежом, полюбили фильм. Декорации и костюмы не отвлекали, а привлекали аудиторию. Сари, которые носили героини притягивали не меньше внимания, чем сам фильм. "Девдас" побил большие цифры, в конечном итоге собрав 12 млн $ во всем мире. Фильм официально стал пропуском на Оскар и выиграл номинацию BAFTA за лучший фильм на иностранном языке (BAFTA - British Academy of Film and Television Arts, Британская академия кино и телевизионных искусств - ЕП).
[500x138]
В оригинале Паро проезжает мимо, не зная, что женщина на дороге - Чандрамукхи
3 декабря 2002 года Шах Рукх был вызван в суд как особый свидетель в деле Бхарата Шаха. Полиция предполагала, что Шах Рукх был одной из многих звезд, которым угрожал Назим Ризви. Прокурор заявил, что Назим попросил Шах Рукха сыграть в фильме, финансируемом мафией, а также заставил его вести переговоры с Шакилом. Шах Рукх отрицал обвинения, как и многие другие актеры, вызванные в суд. Как и большинство других свидетелей от киноиндустрии, его обвинили в скрытности. Общественный обвинитель Рохини Салиан (Rohini Salian) упрекнула индустрию в трусости. Она верила, что под давлением, свидетели, возможно, выбрали из двух зол меньшее. Она сказала: "Шах Рукх был вынужден скрыть правду потому, что он многим обязан Бхарату Шаху - он стал Девдасом. Но скрывая правду от суда, киноиндустрия косвенно поддерживает преступный мир." Шах Рукх стоял на своем - он не шел на копромис. "Эти люди никогда не угрожали мне и не относились ко мне плохо, так что я не понимаю, что полиция хочет, чтобы я сказал.
30 сентября 2003 года Бхарат Шах был оправдан за неимением доказательств в "содействии и подстрекательстве", но признан виновным в намеренном сокрытии информации о вымогательстве Назима Резви и Шакила. Он был приговорен к году лишения свободы и отпущен на свободу, так как провел в тюрьме пятнадцать месяцев. В коридорах власти ходили слухи, что Бхарат потратил сногшибательную сумму в 500 млн рупий (11 млн $) на лучших адвокатов страны - достаточно, чтобы спонсировать еще один "Девдас". Назим Резви, по-видимому не обладающий подобными средствами, был приговорен к шести годам тюрьмы. Он подал апелляцию и был выпущен под залог в декабре 2003 года. К тому времени он провел три года в заключении.
В 2003 году Шах Рукх монополизировал несколько церемоний награждений. Он выиграл все призы в номинации на Лучшего Актера: Фильмфер (Filmfare), Скрин (Screen) и ЗиСине Эворд (ZeeCine award). Даже жюри Детского Диснеевского Телеканала (Disney Kid Channel) присудило ему премию за лучшего актера в фильме "Девдас". Роль Девдаса была сложной, отягощенной трудными обстоятельствами.
[206x245]
Воз и маленькая тележка!
Игру Шах Рукха сравнивали с медленно тлеющей напряженностью Дилипа Кумара и признавали ее неотразимой. Шах Рукх бежал наперегонки с индийским Карлом Льюисом и вышел из гонки с честью. С помощью Девдаса Шах Рукх восстановил миф о самом себе как о великом актере. Он расширил свой горизонт как романтический герой и доказал, что он может быть чем-то больше, чем Радж или Рахул. Несмотря на бег с препятствиями, он с успехом вылепил Девдаса нового тысячелетия. Все наконец-то встало на свои места. Шах Рукх снова был королем.
[700x525]