Если честно, я побаивалась смотреть этот фильм. Все-таки, уже полтора десятка лет минуло с его выхода, и многое, что тогда было актуальным и модным, сегодня вполне может показаться наивным и банальным. Хоть и признанная классика Болливуда, а... опасалась разочарования. Но потом любопытство пересилило, и я-таки скачала себе киношку!
"Pardes" в переводе с хинди означает "чужбина", "чужая земля". Жаль, что в русском прокате не оставили оригинальное название, а зачем-то обозвали фильм "Обманутые надежды". Я вообще рада, что посмотрела его на хинди: качество дубляжа прошлых лет меня совершенно не устраивает, российские артисты на озвучании ужасно переигрывают - куда там индийским актерам!..
Итак, мой отзыв на фильм "Чужбина"!
[700x700]
Год выпуска: 1997
Режиссер: Субхаш Гхай
В ролях: Шахрукх Кхан, Амриш Пури, Махима Чоудхари, Апурва Агнихотри, Алок Натх, Химани Шивпури, Падмавати Рао, Мадхури Бхатия, Дина Патхак, Бену Калси, Адитья Нараян.
Амриш Пури исполнил роль индийского эмигранта, приехавшего в США несколько десятков лет тому назад и сумевшего сколотить многомиллионное состояние. Но все годы, проведенные на чужбине, он не забывает о своей родине. Его заветная мечта - привить единственному сыну, родившемуся в Америке и никогда не бывавшему в Индии, любовь к родной культуре. Отец решает подобрать сыну традиционную индийскую жену, и выбор падает на дочку его старого друга, которого сыграл Алок Натх.
Молодая невеста - скромная и порядочная девушка, типичная индианка, которая с почтением относится к многовековым традициям своей родины и сама им с удовольствием подчиняется. Даже имя у красавицы говорящее - Ганга, как у священной реки, что символизирует ее чистоту. Роль Ганги исполнила Махима Чоудхари; это был ее дебют в кино. Справилась молодая актриса со своей ролью просто блестяще, и единственное, что вызывало у меня некоторое отторжение - это ее внешность. Спору нет, Махима красива, но тип ее внешности никак не вяжется в моей голове с "классической индианкой из провинции". Скорее уж, ее можно представить на подиуме в бикини, чем в сари. Однако, повторюсь, сыграла девушка просто замечательно, и даже удостоилась за эту роль престижной награды Filmfare Awards как лучшая актриса. Роль жениха также исполнил дебютант - Апурва Агнихотри, но про его игру не могу сказать ничего особенного, очень уж много кривлялся.
Итак, отец выбирает для американского сына индийскую невесту, и Ганга после помолвки покидает родительский дом в Индии, чтобы отправиться со своим суженым в Америку. Девушка настроена оптимистично - ей и боязно, и радостно от столь важных перемен в ее жизни; к тому же, жених ей очень нравится. Но в Америке любимый открывается ей с новой, неожиданной стороны: в нем много всего такого, с чем мириться ей не хочется - в частности, пристрастие в курению, алкоголю, а также его свободные отношения с девушками. Гангу, выросшую в консервативной семье, буквально повергает в шок известие, что у ее жениха были сексуальные отношения до свадьбы с другой девушкой (а может быть, даже не одной). Парень же, воспитанный в иных традициях, искренне недоумевает, что такого ужасного он сделал. На самом деле, герой этот - не такой уж и подлец, как его представляют в фильме. Просто он - ни разу не индиец по духу. Он реально не понимает, в чем проблема, если, к примеру, с девушки снимут дупатту (традиционная накидка, надеваемая поверх любой одежды и прикрывающая грудь). Ганга день за днем начинает чувствовать себя все более одинокой на чужбине; к тому же, не все родственники со стороны жениха принимают ее радужно - многие откровенно фыркают в адрес этой "индийской деревенщины". В телефонном разговоре с индийской родней бедняжка так отвечает на вопрос, как ей живется в Америке: "Вроде бы, все есть... и в то же время ничего нет".
На счастье, все это время рядом с девушкой находится верный преданный друг - Арджун (его сыграл наш ненаглядный Шахрукх Кхан). Он - названный брат жениха; Амриш Пури привез Арджуна мальчиком из Индии, когда тот потерял обоих родителей, и воспитал его, как собственного ребенка. В отличие от родного сына, Арджун - вполне себе индийский юноша, для которого традиции и слово "Родина" - не пустой звук. Арджун романтичен и добр, он пишет чудесную музыку и мечтает, что в один прекрасный день встретит девушку из своей мечты... Когда он знакомится с Гангой, то невольно влюбляется в нее, но скрывает свои чувства, поскольку приемная семья для него - превыше всего, и он не может обмануть доверие названного отца и брата.
Ганга же совершенно запутывается в своих чувствах; ее тянет к Арджуну, но она не отдает себе в этом отчета. Отношения же с реальным женихом все больше и больше осложняются. Однажды тот даже пытается изнасиловать ее, не понимая, что это значит для честной и порядочной индийской девушки, да еще и выдает ей целую презрительную тираду о том, как ненавидит Индию (страну, где нет ничего, кроме навоза) и индийцев (двуличных и глупых). В панике Ганга сбегает от жениха, встречается с Арджуном и умоляет его отправить ее обратно домой, к маме и папе...
Ну ладно, я уже и так рассказала почти весь сюжет, оставлю немного интриги для тех, кто еще не смотрел этот фильм!
В общем, фильм мне понравился. Классика по праву. Даже с хваленым индийским патриотизмом здесь не было перегиба. Интересный сюжет, хорошая актерская игра (почти у всех), приятные песни...
Были, конечно, и недостатки - куда без них? На мой взгляд, ни к селу ни к городу была приплетена сюжетная линия с соседями Ганги, которые прежде сватали ее за своего сына. Совершенно придурошная семейка, и непонятно, зачем они вообще были нужны - разве что показать, что в Индии, помимо прекрасных людей, полно и идиотов.
Не понравилась реакция отца Ганги на возвращение дочери из США. То была такая идиллия, любимая доченька, обожаемый папочка. И тут вдруг - проклятия в адрес опозорившей семью бесстыдницы в духе: "Да чтоб ты сдохла!" Нет, конечно, я не считаю это недостоверным, как раз для индийских родителей такая реакция, увы, предсказуема. Но просто неприятно было смотреть. Тем более, Алок Натх всегда играет таких душечек-отцов, а тут вдруг прямо говнюк какой-то.
Не понравилось, как играла тетушка Ганги - та самая, которую отправили с племянницей в США, чтобы блюсти нравственность девицы. На мой взгляд, тетка слишком уж переигрывала.
Но все эти недостатки померкли для меня на фоне несомненных достоинств фильма.
Кстати, я очень заинтересовалась игрой "кабадди", которая была показана в "Чужбине" - настолько заинтересовалась, что полезла гуглить. И вот что нарыла:
"Кабадди — популярная командная игра, древнейшая в Азии (ей, по меньшей мере, четыре тысячи лет), включающая в себя элементы борьбы и пятнашек. Родоначальником кабадди является Индия.
Первая игра на международном уровне прошла в Дакке в 1985 году. В 1990 году кабадди был включен в программу Азиатских игр в Пекине, и с тех пор является регулярной спортивной дисциплиной на Азиатских играх.
По правилам игры, две команды занимают противоположные стороны игрового поля, разделенного посередине линией. Игра начинается с того, что одна команда посылает "захватчика" к разделительной линии, который в подходящий момент перебегает на территорию другой команды (другую половину поля). Пока он находится там, то непрерывно кричит: «Кабадди! Кабадди!» На территории противника он может пребывать лишь до тех пор, пока может кричать, не переводя дыхания. Его задача — пока он кричит — рукой или ногой дотронуться до игрока противника (одного или нескольких) и убежать на свою территорию (часть поля). Если ему надо перевести дыхание, он должен бежать, так как команда, на площадке которой он находится, имеет право его схватить. Он сможет освободиться, если сумеет протянуть через разделительную линию руку или ногу. Команда соперников должна заставить его сделать одно из двух: или дотронуться земли, или сделать вдох (перевести дыхание). После того, как игрок нападающих успешно вернётся, игрок другой команды, до которого он дотронулся, выбывает из игры. Если нападавший будет схвачен, то один из членов защищавшейся команды становится нападающим. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не потеряет всех своих участников".
Еще понравилось, что действие фильма (индийская его половина) разворачивается в любимых моему сердцу местах - в частности, в Агре и в Фатехпуре Сикри.
Кстати, во время просмотра меня ждал сюрприз: все песни фильма неожиданно оказались мне хорошо знакомыми - в Индии они звучат буквально из каждого утюга. А уж фраза "Yeh mera India, I love my India!" ("Это моя Индия, я люблю мою Индию!") давно уже стала крылатой. Мне, в целом, понравились все музыкальные номера в этом кино. Иногда я реально тоскую по той музыке - сегодня такое исполнение в современных фильмах редко услышишь. Сохраню здесь основные песни на память!
JAHAN PIYA WAHAN (мне эта песня очень нравится своим текстом, особенно в самом начале - хотя поют про реку Ганг, ее история перекликается с судьбой девушки Ганги: "О, Ганга, ты направляешься на чужбину, ты покидаешь свою родину... Зачем ты оставляешь нас? - Я должна быть рядом со своим любимым..."):
DO DIL MIL RAHE HAIN ("Два сердца встретились", клип снимали в Фатехпуре Сикри, что в нескольких километрах от нашей Агры):
MERI MEHBOOBA ("Моя любимая", самая нежная и романтичная песня фильма: "Однажды я встречу тебя, и с этого дня ты навсегда будешь со мной, любимая... Но кто знает, когда твоя любовь прольется? Мое сердце изнывает от жажды, мое сердце так одиноко... Сойди с этой картины и будь со мной, моя любимая"):
I LOVE MY INDIA ("Я люблю мою Индию" - ну, это проходит красной нитью через весь фильм: "Мир - это невеста, а Индия - это бинди, которая украшает ее лоб..."):
YEH DIL DEEWANA ("Сумасшедшее сердце" - по сути, печальная песня, но очень зажигательная):
NAHI HONA THA ("Этого не должно было случиться, но это все-таки случилось: я влюбилась...", приближается кульминационный момент фильма - оскорбленный жених с дружками собирается бить морду Арджуну, поэтому накал страстей в этом видео просто зашкаливает; съемки, опять же, проходили в Фатехпури Сикри):