• Авторизация


Витки истории, или все новое - это хорошо забытое старое 28-04-2006 14:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Светлана Михеева,
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова

В середине девятнадцатого столетия в России появилось большое количество как иностранных, так и отечественных косметических средств. Практикующие врачи, все чаще и чаще сталкиваясь с осложнениями после применения этих средств, встали перед необходимостью систематизации и выработки тактики борьбы с их бесконтрольным применением.

В 1866 году выходят популярные лекции о косметических средствах доктора Аширъ В. А, в которых он формулирует свою настороженность к данной продукции: "Косметическими средствами называются все те вещества, которые употребляются для поддержания и отчасти для сохранения красоты человеческого тела. Составляют ли косметические средства необходимость? И безвредны ли они? Обыкновенно все косметические средства делятся на две главные группы: на безвредные и вредные косметические средства.

В первую группу войдут все те косметики, которые не содержат в себе ядовитых веществ и ежедневное употребление которых не представляет никаких неудобств. Группа косметических средств, которая заключает в себе безвредные средства, подвергается довольно часто обманчивым подделкам. Обыкновенно обман заключается в том, что употребляются вещества не тех качеств, каких бы следовало. Но этот обман не имеет никакого влияния на потребителей. Подлог заключается обыкновенно в употреблении алкоголя, добытого из крахмала или древесного уксуса, вместо алкоголя и уксусной кислоты, добытой из вина; в замене хороших сортов жира или масла худшими сортами и т.д. Собственно говоря, это нельзя назвать подделкой, это скорее приготовление материалов низшего качества, которые не приносят, во всяком случае, никакого вреда общественному здоровью.

Вторая группа будет содержать в себе все те средства, которые имеют в основании ядовитые вредные вещества и употребление которых даже довольно ограниченное, может быть причиной кой каких ран, повреждений и даже сильных болезней, следовательно, в этой группе будут заключаться все косметические средства вредные.

Обязанности специалиста указать всем и каждому на те косметические средства, которые содержат в себе ядовитые вещества и которых даже редкое употребление может иметь весьма дурные последствия. Было бы конечно благоразумно не употреблять их, но употребление этих препаратов до того сильно вошло в обыкновение, что почти невозможно запретить продажу их, не принеся сильного ущерба в торговом отношении как производителям, так и торговцам. Следовало бы санитарным властям обязать как фабриканта, так равно и продавца, чтобы они на этикетках своих приготовлений печатали бы все те вредные последствия, которые имеют их приготовления".

В 1888 году из-за интенсивного вмешательства рекламы вопрос применения косметических средств возникает с новой силой. Так, доктор медицины М. Боголюбов пишет: "Вообще употребление косметических средств без разбору вредно; особенно вредно употребление тех, которые всем известны по названию и никому по составу, не говоря уже о "секретных" косметиках. А между тем нигде секретные средства не имели такого широкого распространения, как именно в этой области; ничем так не спекулировали на легкомыслии и доверчивости публики, как косметическими средствами.

В рекламах нисколько не задумываются перед таким обещаниями, как например: придать в короткие сроки испорченным зубам ослепительную белизну, быстро и навсегда изгладить и уничтожить морщины и рябины от оспы и т.д. Разоблачить все это очень легко: стоит только подвергнуть чудотворящие препараты химическому анализу" . Наконец, в 1907 году выходит брошюра д-ра Соколова, где он детально систематизирует весь рынок косметических и лечебных средств.

Где правда? Разбор лечебных и косметических средств, восхваляемых в газетных рекламах и ключ к оценке их достоинств ( 1907 год) "При обилии рекламируемых в последнее время в газетах различных целебных и прямо чудодейственных средств, публике, привыкшей верить печатному слову, чрезвычайно трудно разобраться в том, какие средства действительно целебные и какие представляют собой просто обман и плод шарлатанства, столь распространенного в области различных способов врачевания.

Больные люди падки на все, что окружено таинственностью и незаконностью. Такова уж учесть больных по пословице: утопающий хватается за соломинку. Вот этих утопающих и ловит ловкая газетная реклама, не требующая в настоящее время никакого разрешения. Стоит сейчас пожелать поставить такую публикацию: "излечивая навсегда рак, или чахотку за 5 мин" - такая публикация сейчас же без всякой проверки появится в газете.

Пока составляется эта брошюра - изобретаются все новые и новые единственные средства от полноты, худобы, плешивости, чахотки и т.д. Цель брошюры - дать ключ к уразумению сущности "открытий" в области чудодейственного исцеления и к умению подвести под известную группу не только уже имеющиеся в продаже рекламные средства от болезней, но и те, которыми в ближайшем будущем будет осчастливлено доверчивое человечество, имеющее несчастье чем-нибудь болеть и за это быть обираемым, часто без видимой для себя пользы и хорошо если без вреда. Я установлю те группы, в которые невольно сам ставлю каждое новое "открытие", узнаваемое из газетной рекламы, как опытный врач, практикующий не один десяток лет и следящий за всеми новостями в деле лечения.

Я привожу здесь врачебное воззрение на газетную рекламу, касающуюся незаконного лечения болезней, в той мере, какая представляется возможной и полезной в вопросе, затрагивающем во имя блага миллион больных ничтожную кучку изобретателей.

1 группа
Средства, изобретаемые в расчете на хлесткое название. Средства совершенно бесполезные и в громадном большинстве безвредные. Названия производятся от русского или латинского названия той болезни, против которой изобретены: от угрей - угрин, от экземы - экзематин. Цена средства дорога и почти всегда указана фамилия изобретателя. Часто берется хорошо идущее любое средство, только меняется запах. Например, от красноты кончика носа. Здесь все характерно - и погоня главным образом только за хлестким названием, и безразличность из чего будет состоять средство и взгляд на потребителя как на круглого идиота и особенно заключительные слова;" если каждый купит только по одной банке"… при чем рассчитывается, что этих "каждых" несколько десятков тысяч.

2 группа
Средства, взятые из научной медицины. Эта группа средств велика. Вот как изобретаются средства этой группы. Врачебные наблюдения установят полезное действие какого-нибудь нового лекарства, например, ланолина, ихтиола, формалина и т. д. В подходящих случаях врачи соединяют эти вещества в одном рецепте по два и более вместе, смотря по проявлению болезни у каждого отдельного больного. Недремлющая коммерция "изобретателей" сейчас же открывает чудодейственное средство сразу от экземы, ожога, прыщей и ряда болезненных явлений.

Отличительной чертой этих средств от средств первой группы именно и лежит указание на их действительность не при одной какой - либо болезни, а при целом ряде болезней. Например, такое средство излечивает все болезни кожи, или легких, или желудка. Другим отличительным признаком является названия. Производимые не о болезней, как в первой группе, а от входящих в их состав лекарственных веществ. Ихтиол и ланолин - ихтиолинь. Ментол и ланолин - метолинь. Комбинации этих названий бесконечны. Эти средства иногда являются действенными и одному из десяти больных помогут, но чаще, конечно, навредят, как заочно применяемые. Цена средств дорогая. Указана и фамилия изобретателя.

3 группа
Средства совершенно отставленные научной медициной. В свое время они применялись врачами всех стран, совершенно не оправдали возлагавших на них надежд и потому более никому из образованных врачей не применяются никогда. Время от времени они выплывают вновь на свет под какой - нибудь нагло замазанной рекламой. Обыкновенно они приносят только вред, иногда очень большой. Это - туберкулин, спермин, трава Кузьмича.

4 группа
Средства безнадежно шарлатанские. Это - различные пояса и браслеты с "электричеством" от ревматизма и бессилий. Отличительная черта средств этой группы - страшная дороговизна шарлатанских приборов в расчете на запугивающее действие электричества. Относятся средства от запоя, ревматизма и т.д. Кроме страшной дороговизны, отличительной чертой средств этой группы являются также то, что их изобретатель - самая разношерстная братия. Средства этой группы могут приносить только очень большой, неизгладимый вред и их более всего следует остерегаться.

5 группа
Средства косметические. Здесь очень много средств первой группы: от веснушек, угрей, пота, средства для красоты и молодости. Обыкновенно в их состав входят грошовые продукты вроде буры, поташа, касторового масла, глицерина, воска, ароматных настоек: смеси придается изящный вид название какой - нибудь метаморфозы или просто какое-нибудь бессмысленное название. Цена средства очень дорога. Средства этой группы в основном безвредны. Но не всегда"

Источник
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Витки истории, или все новое - это хорошо забытое старое | magic_beauty - Красота - это просто! | Лента друзей magic_beauty / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»