• Авторизация


Город, где до сих пор на улицах можно встретить медведей 26-09-2017 10:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Веселое, немного сказочное название "Медвежьегорск" нам понравилось сразу. И когда мы сели в машину, чтобы ехать от теплохода в город, то сразу, смеясь, спросили у местной женщины - водителя:
- Ну, а медведей у вас тут полно, наверно?
- А что вы смеетесь? - ответила она. Вот мы проезжаем сейчас деревню, так здесь мишки регулярно встречаются.
[700x441]

А потом призадумалась на секунду и добавила:
- Да вот еще недавно был случай, как раз ехала на машине здесь, - с этими словами женщина махнула рукой в окно. - Вдруг навстречу огромная медведица, встала на задние лапы прямо перед автомобилем. Огромная, 2,5 метра! Оказывается, она вместе с медвежатами шла, медвежата успели перебежать, а она осталась их защищать. Я от страху сразу по тормозам, аж черные следы остались, и под руль забилась. Потом еще не сразу вылезла, и долго удивлялась: как получилось сложиться-то так, чтобы поместиться там?

Вот такое название, говорящее! А вообще, рядом находится Медвежья гора (и действительно, чем-то похожа на крымский Аю-Даг), которая и дала название поселку. Появился он в 1916 году, с прокладкой железной дороги Петербург-Мурманск, вместе с паровозным депо и станцией. Ну, а уже в 1936 году поселок повысили до города и назвали Медвежьегорском. Станция же, кстати, так называется и по сей день, РЖД у нас очень консервативна. :))
Кстати, о станции! Это - одна из городских достопримечательностей, и мы специально ездили ее смотреть. Вот она, глядите. Правда, красивая?
2.
[700x416]

Станция была построена в 1916 году и соответствует сказочному названию города.
3.
[700x459]

4.
[700x424]

Может, еще и поэтому город полюбили те, кто творят сказки на экране? И выбрали именно его, например, для съемки фильма "Любовь и голуби". Домик на берегу реки, где жил непутевый герой повести Василия Шукшина, и по сей день стоит на своем месте. Засветился Медвежьегорск и еще в нескольких фильмах и сериалах.

А в целом, городок нам понравился! Он какой-то весь чистенький и ухоженный, уютный.
5.
[700x396]

6.
[700x459]

7.
[700x466]

8.
[700x332]

9.
[700x378]

Самую большую роль в истории Медвежьегорска сыграл, конечно, Беломорканал. Именно здесь разместилось центральное управление строительства канала, а потом и администрация вновь построенного водного пути. От того времени осталось огромное здание гостиницы канала, выстроенное в стиле "сталинский ампир", с памятником Кирову рядом. В ней размещается местный музей, но, к сожалению, в воскресенье он очень рано закрывается, и мы туда не попали.
10.
[700x451]

11.
[546x700]

Но это нас не так уж и расстроило, ибо зато мы узнали очень многое про историю канала в другом музее - в Повенце, в здании Повенецкого района гидросооружений.
12.
[700x413]

Здесь работает директором женщина, действительно любящая свое дело, готовая рассказывать об истории канала и об эпохе его строительства часами. Она даже специально приехала в выходной день, чтобы показать нам экспозицию. Жаль, что у нас был всего час времени.
13.
[700x438]

Так что, самое место здесь рассказать подробнее об истории Беломорканала. Конечно, если взглянуть на карту, то видно, что через озеро Выг - самый короткий путь из Онежского озера к Белому морю. И монахи Соловецкого монастыря им пользовались уже с 15 века, чередуя водный путь и волок.
14.
[551x700]

В начале 18 века, когда началась война с Швецией, Петр Первый решил перебросить два корабля с Белого моря в устье Невы и нанести неожиданный удар по шведам. В район Выгозера были согнаны тысячи крестьян со всей Архангельской области, чтобы построить гати через болота и просеки через непроходимые леса, а потом по ним провести на бревнах-катках суда. Дорога эта получила название "Осударевой", и титаническим напряжением суда по суше были перетащены. Остатки этой дороги и сейчас кое-где находят археологи, а в Повенце об ее начале свидетельствует памятный знак.
15.
[700x343]

В 19 веке несколько раз разрабатывались проекты канала между Белым озером и Балтикой, но все они, как пишут в книгах, были не реализованы из-за дороговизны. А если быть более точным - из-за экономической неэффективности. Если Петербург действительно требовал потоков грузов, а потому строились и Тихвинская, и Вышневолоцкая, и Мариинская водные системы, то с Белого моря возить было особо нечего... Ну а в 1916 году появилась железная дорога до Романова-на-Мурмане, и Поморье получило регулярное транспортное сообщение со столицей.

И все же к проекту канала вернулись. Случилось это в 1930 году, эпоху первых пятилеток и кипевших по стране ударных строек социализма. Не знаю, как это было в деталях, но Сталин дал указание: построить канал для соединения Белого и Балтийского морей, причем в кратчайшие сроки и с минимальными затратами средств. Идея была - продемонстрировать всему миру достижения советской системы. А о том, насколько реально канал был нужен, похоже, никто не думал.
16.
[700x461]

Наверное, обоснование необходимостью быстрой переброски военных кораблей с одного моря на другое появилось уже позднее, постфактум. Ну и стали думать о загрузке его мощностей уже после строительства, когда в Карелии развернулись обширные лесозаготовки.
17.
[700x466]

Указание Сталина не обсуждалось, и поэтому стройка сразу развернулась рекордными темпами. На все про все у строителей было... 20 месяцев! А длина канала была целых 227 километров, то есть, заметно больше, чем Суэцкий или Панамский каналы. При этом надо было не просто "прорыть канаву", а преодолеть водораздел, уровень которого выше Онежского озера на 74 метра, и который еще и состоит из самых твердых пород - гранитов и диабазов. Поэтому по проекту получилось, что для строительства канала необходимо одних только шлюзов выстроить 19, причем многие - двухкамерными. А еще перенести 100 км железной дороги и множество деревень, попадавших в зону затопления. Ну и выстроить множество плотин, отвести в сторону реку Выг с тем, чтобы обеспечить уровень подпора.
18.
[700x493]

Задача кажется невероятной, но она была сделана! В сентябре 1931 стройка началась, а в мае 1933 она была закончена. В июне же по каналу прошел на катере сам Сталин вместе с Ягодой и Ворошиловым. Уникальный случай, если вспомнить, что Сталин вообще редко покидал Москву. Сталину, кстати, канал не очень понравился - он назвал его мелким и бесполезным.
19.
[700x573]

Но цену, которую пришлось заплатить за канал, "мелкой" никак назвать нельзя. Способ экономии средств строители выбрали простой, известный еще со времен фараонов: использовать рабский труд. В качестве рабов были заключенные, по большей части - попавшие за решетку по "политическим" статьям. Их были десятки тысяч, и трудились они с помощью самого примитивного инструмента: кирок, лопат и тачек. Стимул к работе был простой: тем, кто выполнял норму, давали есть, а тем, кто ее смог превысить, давали дополнительное питание. Все это происходило под лозунгом "перевоспитания" заключенных каналармейцев (или сокращенно з/к). Конечно, огромное количество людей с этой стройки просто не вернулись, хотя официальные цифры смертности были от 2 до 9 процентов.
20.
[700x458]

Это - женщины легкого поведения. Верите?
21.
[700x461]

Вот так Беломорканал выглядит сейчас.
22.
[700x378]

23.
[700x420]

24.
[700x457]

25.
[700x464]

26.
[700x440]

27.
[700x434]

28.
[700x401]

29.
[700x457]

Есть под Медвежьегорском и еще одно место, связанное с этими мрачными временами. В 10 километрах от Медвежьегорска, на трассе, соединяющей Карелию с Вологдой, находится урочище Сандармох. Здесь удивительно красивый молодой лес, стройные сосенки уходят до горизонта...
30.
[700x467]

Но когда начинаешь гулять между ними, охватывает чувство ужаса. Под каждым деревом стоит крест или памятник, напоминающий, сколько людей из самых разных стран нашли здесь последний путь. Русские и украинцы, карелы и финны, грузины и армяне, казаки и немцы, жители Прибалтики, Средней Азии - всего представители 58 национальностей были расстреляны здесь в 1937-38 годах. Кого-то привезли с Соловецких островов, кого-то - со стройки Беломорканала. Места захоронений были открыты в 1997 году, и с тех пор здесь ставят все новые мемориалы. А многие родственники погибших, отчаявшись найти сведения о них как-то по другому, оставляют объявления прямо на деревьях, с надеждой, что кто-то из посетителей материала заметит знакомую фамилию... Сандармох - одно из самых больших на Северо-Западе РФ захоронений жертв репрессий, всего тут погибло более 9500 человек! А еще, как выясняется по архивным данным, во время трехлетней финской оккупации, в зону которой входил и Медвежьегорск, финны использовали советские лагерные сооружения для уничтожения местного населения, и порядки здесь были очень жестокие, смертность была колоссальной... Не исключено, что и финны хоронили в тех же местах.
31.
[700x470]

32.
[700x427]

33.
[700x508]

34.
[700x453]

35.
[700x429]

36.
[700x467]

37.
[700x453]

38.
[700x463]

39.
[700x492]

40.
[700x461]

41.
[700x439]

42.
[700x511]

43.
[700x467]

44.
[700x425]

Поэтому очень мудрое решение - гранитный памятник с надписью "Люди, не убивайте друг друга". Искать виноватых спустя столько лет, обвинять те или иные народы или политические силы - это путь к новому витку вражды, гораздо важнее избегать агрессии и ненависти, не ставить идеи впереди человеческих жизней, уметь договариваться, помня на примере Сандармоха и других подобных мест о том, как легко скатиться до пещерной дикости.
45.
[700x476]

Ну, и напоследок, Данин дневник.
46.
[700x508]

Благодарим компанию "Инфофлот" и экипаж теплохода "Солнечный город" за прекрасный круиз и отлично организованный отдых.

Компания ИнфофлотТеплоход Солнечный город


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, июль:
Москва - Соловки. Везде сплошная КАНАЛизация!
Вытегра. Форс-мажор на теплоходе! Или зачем городу без моря подводная лодка?
Теплоход "Солнечный город". Шалости с белым красавцем
Теплоход "Солнечный город". Как живут, едят, пьют, развлекаются на современном круизном судне
Кириллов и Горицы. Куда девать жену, если она надоела?
Мышкин. Мыши: ум, честь и совесть одного городка на Волге
Как заливают в Угличе
6,5 часов из Москвы до Дмитрова! И это без пробок!
Фотообзор: 3970 км по самым красивым местам России

---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Карелии:
2016 год, ноябрь:
Что смотреть в Кондопоге?
Кивач. Самый знаменитый водопад Карелии
Марциальные воды. Где пить воду, если на иностранную минералку наложат санкции
Петрозаводск. Ресторан "Карельская горница". Как мне не стыдно столько есть?
Что я забыла зимой в Петрозаводске?
Наша квартира в Петрозаводске
Чална. Кто такой Талви Укко, и зачем ему столько ездовых собак?
Как меня не выпускали в Карелию
Фотообзор: Карельская зима на вкус и цвет

2010 год, август:
Теплоход "Пётр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Карельские Кижи
Шлюзы
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде


Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Domro4ka 26-09-2017-11:27 удалить
Ой, как интересно! Спасибо, Наташенька!
Annataliya 26-09-2017-13:50 удалить
Ответ на комментарий Domro4ka # Domro4ka, пожалуйста! :) Рада, что понравилось. :)
gedelena 26-09-2017-15:01 удалить
да..люди не убивайте друг друга..
пусть будет мир везде и всегда!
Syamuka 26-09-2017-16:33 удалить
Название города оправдывает себя)
atrus28 27-09-2017-08:03 удалить
Страшные были времена...
Annataliya 02-10-2017-16:10 удалить
Ответ на комментарий gedelena # gedelena, именно так...
Annataliya 02-10-2017-16:10 удалить
Ответ на комментарий Syamuka # Syamuka, точно. :))
Annataliya 02-10-2017-16:11 удалить
Ответ на комментарий atrus28 # atrus28, ужасные...


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Город, где до сих пор на улицах можно встретить медведей | Annataliya - Когда-нибудь я обязательно совершу кругосветное путешествие! | Лента друзей Annataliya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»