Я, конечно, вам уже говорила, что в круизах очень не люблю, когда нечего делать. Мало мне, понимаешь, одних стоянок в городах, обедов и ужинов. На нашем "Солнечном городе", на котором мы ходили на Соловки, скучать нам не давали. Но были у нас такие пассажиры, которые как раз больше всего любили... ничего не делать. А именно просто плыть и любоваться пейзажами. Я ни капельки не осуждаю. Наоборот, все люди разные, и это здорово! Поэтому в этом репортаже у меня как раз пойдет речь о тех красотах, которые можно увидеть с борта теплохода.
[700x440]
А именно расскажу-ка я вам о том, какими водными путями мы пользовались в нашем круизе, а они были весьма разнообразны! В путь мы отправились по каналу имени Москвы. Но по сему каналу, наверняка, ходили многие из вас, поэтому на нем я остановлюсь кратенько.
2.
[700x363]
3.
[700x435]
4.
[700x417]
Потом через канал имени Москвы мы вышли в Волгу... Наверно, это была одна из немногих рек, где хотя бы частично мы шли в естественных берегах.
5.
[700x395]
6.
[700x427]
Но вскоре берега стали отступать все дальше и дальше от теплохода.
7.
[700x339]
И через некоторое время нам стало казаться, что мы вышли в открытое море: вода шла повсюду до горизонта! Это мы выбрались в Рыбинское водохранилище. Кстати, именно здесь находится крупный речной "перекресток": если корабль уходит на восток, то продолжает спуск по Волге, и так можно добраться до самой Астрахани, а если же на север, как мы, то это путь на Петербург, к Балтике, и еще дальше - к Белому морю.
8.
[700x434]
Сам Рыбинск же стоит как раз на той части Волги, куда мы не повернули, поэтому на этот замечательный волжский город в этот раз мы не посмотрели. Рыбинское водохранилище - это отдельная интересная тема. Пожалуй, одна из самых ярких иллюстраций к полубезумным по своему размаху советским планам преобразования природы. И если часть из них, как переброс северных рек на юг, так и остался на бумаге, то этот проект стал явью еще в 1930-х годах.
9.
[700x466]
Все началось с идеи строительства на Волге грандиозного каскада ГЭС. Конечно, каждая ГЭС требует водохранилища, и было разработано несколько вариантов строительства плотин. Вообще было достаточно и намного меньшего подпора воды, но инженеров, которые предлагали умеренность, не послушали и даже чуть ли не объявили врагами народа: в политических целях стремились выбирать самый грандиозный, самый впечатлющий проект, о котором можно было особенно громко рапортовать.
10.
[700x439]
Голоса ученых, предупреждавших о печальных последствия такого подхода, конечно же, потонули среди победных реляций партийных чиновников. А произошло следующее. Земли вокруг Рыбинска, Молого-Шекснинское междуречье, с давних пор славилось своими плодородными землями и заливными лугами. Местные коровы давали замечательное масло, которое даже экспортировалось за границу. Древний город Молога был застроен домами, выстроенными местными процветающими купцами. Все это пришлось затопить, а десятки тысяч человек были переселены с насиженных, а главное - высокоурожайных, мест (сравните с нынешней московской реновацией).
11.
[700x413]
Часть же территории была занята лесами и болотами. Лес вырубали несколько лет, но все равно не успели полностью очистить территорию, и он тоже ушел под воду. В северо-западной части водохранилище получилось совсем мелким, непригодным для судоходства, а из-за обилия органики вода начала цвести и превращаться в трясину... Торфяники же стали всплывать и превращаться в огромные плавучие острова.
Ко всему прочему, огромное новое водное зеркало изменило климат в районе. Он стал более холодным и влажным, и даже у тех крестьян, кто избежал затопления своих угодий, перестал нормально вызревать урожай. В общем, готовая иллюстрация для учебника биологии - как делать нельзя.
Конечно, сейчас, спустя десятилетия, природа во многом подправила ошибки человека. Плавучие острова пристали к берегам, вода стала чище, в водохранилище появились новые сорта рыбы, стали гнездиться птицы, которых раньше не было. Часть акватории отдана Дарвиновскому заповеднику, где внимательно изучают этого грандиозного эксперимента над природой...
12.
[700x426]
Но вот опять появились берега, мы вошли в Шексну - тоже ставшую шире после появления Рыбинской плотины. Это старинный водный путь на север, где когда-то плавали лишь низкие баржи, стал частью Волго-Балтийского канала.
13.
[700x422]
Следующий город на нашем пути мы определили по запаху: это Череповец с его огромным металлургическим комбинатом, принадлежащим нынче компании Северсталь. Он растянулся вдоль берега на несколько километров, смотрясь ночью фантастически: яркие разноцветные огни, дымящие трубы... Да, нюхать сернистые газы - не подарок, но этот завод кормит практически всю Вологодскую область.
14.
[700x378]
15.
[700x381]
Поднявшись еще по Шексне, мы остановились на пристани Горицы для осмотра монастырей, о которых я уже вам рассказывала.
16.
[700x440]
17.
[700x439]
Здесь уровень воды поднят, да так сильно, что у Горицкого монастыря начала сыпаться ограда, и пришлось строить специальную дамбу.
18.
[700x442]
Но вскоре берега опять оказались далеко-далеко, мы вошли в Белое озеро.
19.
[700x448]
Если смотреть на него на карте или на спутниковом снимке, то картина - загляденье: огромный практически идеальный круг. Можно даже подумать, что это какой-нибудь кратер, но нет - просто залитая водой низина. Несмотря на свой размер, озеро это очень мелкое (средняя глубина около 5 метров) и коварное. До 100 дней за время навигации здесь штормит! В старину суда здесь очень легко переворачивались, поэтому специально для навигации по этому озеру местные жители строили специальные лодки-белозерки. Но мало было сделать лодку, ее надо было уметь провести - поэтому работало огромное количество опытных лоцманов и шкиперов. Один из таких штормов в 1832 году потопил 63 судна, и было принято решение о строительстве обводного канала вокруг озера.
20.
[700x467]
В Белое озеро, как в Байкал, впадает куча рек, а вытекает только одна - Шексна. Кстати, в прошлом в засушливые годы были случаи, когда Шексна вообще переставала вытекать, и озеро становилось бессточным, как Каспийское море. Кто знает, может быть, если бы не каналостроение, здесь появилось бы зародилось новое Вологодское море...
21.
[700x406]
В начале этого обводного канала стоит каменный обелиск, а сам канал прекрасно просматривается с судового хода. Сейчас, правда, теплоходы им уже не пользуются - мелковат он для них.
22.
[700x378]
Ну а дальше мы углубились в самые глухие места Вологодской области. Здесь нет ни жилья, ни дорог, и сотовый телефон не только не давал доступ в интернет, но не ловил даже обычную связь для разговора. Часть реки Ковжа, а именно по ней был наш дальнейший путь, разлилась по окрестностям, в результате чего появилось множество маленьких островков.
23.
[700x383]
Но Ковжа не соединяется с Онежским озером. Как же здесь идти кораблям? В далеком прошлом здесь был волок, но вот Петр Первый заложил новую столицу, и сразу возникла проблема - как доставлять туда грузы из Центральной России? Прежде всего - пшеницу с Волги, ну а потом уже стройматериалы и прочие тяжести. Вот почему уже в 1710 году шотландский инженер Джон Перри изучил водораздел между Онежским и Белым озёрами и спроектировал канал. Вот тогда и была основана деревня Вянги - будущая Вытегра.
24.
[700x347]
Канал был нужен, но чиновники в Петербурге работали очень неторопливо - то трассу поменяют, то война какая-нибудь и нет денег (а было сразу ясно - предприятие дорогое...). Лишь при Павле Первом, в 1799 году, стройку все-таки начали. Правда, с деньгами и при нем было худо, но император нашел оригинальное решение. Занял у... жены! Его супруга Мария Федоровна тратила большие деньги на воспитательные дома для сирот, и вот из этих-то средств он повелел финансировать канал. А в благодарность дал новому каналу имя - Мариинский.
25.
[700x467]
И всего за 11 лет система каналов была построена! Количество шлюзов потрясает воображение, их было несколько десятков. При этом каждый шлюз поднимал всего на 1-1,5 метра, и внутрь помещалась лишь одна маленькая баржа. Для попадания из Рыбинска в Петербург по такому пути требовалось 110 дней! Гнать обратно баржу при этом не имело смысла: можно было не успеть до конца навигации, да и не все шлюзы имели возможность обратного движения. Поэтому баржи просто разбирали в Петербурге после разгрузки и продавали как стройматериал. А в районе Рыбинска каждый год строили флот заново!
26.
[700x409]
Весь 19 век периодически система совершенствовалась. Спрямлялись речные зигзаги, строились более вместительные шлюзы, обновлялись каналы вокруг крупных озер. Судоходство понемногу упрощалось, а вот местным жителям становилось все туже. Если в первую половину 19 века множество жителей Белозерского края работали на канале, будучи востребованы, как шкиперы для проводки судов в сложных условиях, либо как бечевники, чтобы тащить корабли вверх по течению, то постепенно их услуги стали лишними. А тут еще и пароходы и цепные буксиры - туеры появились! Параллельно же строились по всей стране железные дороги, и оказалось - многие грузы можно доставить намного быстрее, без дорогих и долгих плаваний по рекам.
27.
[700x411]
В 1930-е годы реконструкции шлюзов продолжались, но на фоне новейших Беломорканала и канала им. Москвы Мариинская система выглядела сильно устаревшей. Поэтому в 1960-1964 годах была проведена грандиозная реконструкция, а вернее - все построено заново. Теперь вместо кучи мелких деревянных было возведено 8 огромных бетонных шлюзов, что используются и по сей день. Мариинская водная система была переименована в Волго-Балтийский путь им. В.И.Ленина. Старые же каналы оказались где-то затоплены, где-то заброшены...
28.
[700x437]
29.
[700x401]
30.
[700x364]
Наконец-то, мы вышли в Онежское озеро, которое так долго нас не принимало из-за волнений.
31.
[700x438]
А потом были Беломорканал с его многочисленными шлюзами и Белое море. Но подробнее о них я расскажу в своих следующих заметках, а пока покажу только немного фото.
32.
[700x357]
33.
[700x401]
34.
[700x401]
35.
[700x467]
36.
[700x352]
37.
[700x431]
38.
[700x467]
39.
[700x467]
Благодарим компанию "Инфофлот" и экипаж теплохода "Солнечный город" за прекрасный круиз и отлично организованный отдых.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, июль:
Вытегра. Форс-мажор на теплоходе! Или зачем городу без моря подводная лодка?
Теплоход "Солнечный город". Шалости с белым красавцем
Теплоход "Солнечный город". Как живут, едят, пьют, развлекаются на современном круизном судне
Кириллов и Горицы. Куда девать жену, если она надоела?
Мышкин. Мыши: ум, честь и совесть одного городка на Волге
Как заливают в Угличе
6,5 часов из Москвы до Дмитрова! И это без пробок!
Фотообзор: 3970 км по самым красивым местам России
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из поездок по Московской области:
2017 год:
Долгопрудный. Дмитровский район. Фабрика "Чистая линия". Совсем отмороженные...
Дзержинский. Почему сразу после возвращения с Байкала я отправилась в монастырь?
2016 ГОД И РАНЬШЕ:
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Тверь и по Тверской области:
2013 год, сентябрь:
Агро-туристическая ферма "Иваново". Вот козлы!
Тверь. По последней нехоженой столице
Торжокское золотишко
Торжок. Ай да Пушкин!
А вы знаете, как называются жители Торжка?
Даня путешествующий
Село Медное. Скажите "Сыр!"
Фотообзор: ТТМ: Тверь, Торжок и Медное
2010 год, август:
Теплоход "Пётр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Теплоход "Пётр Первый". Шлюзы
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Вышний Волочек. Как почувствуешь толчок, значит - Вышний Волочек!
Фотообзор: Железнодорожно-водное путешествие из Москвы в Петербург и обратно
2007 год, сентябрь:
Старица. Очумелые ручки
Старица. Как мы на родину Бабы Яги ездили
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Ярославль и по Ярославской области:
2014 год, август:
Ростов Великий. Как за границей!
Ростов Великий. Привет, зелёная!
Александров. Иван Васильевич профессию не меняет!
Александров, Ростов. Фотообзор: На поиски Суперлуния и Царевны Лягушки
2010 год, август:
Круиз. Торжественный ужин с капитаном
Круиз. По Угличу галопом
Круиз. Ярославль накануне тысячелетия
Круиз. Шлюзы
Круиз. Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Фотообзор: Железнодорожно-водное путешествие из Москвы в Петербург и обратно
2010 год, июль:
Молога и Юршинский. Город-утопленник и остров-утопленник
Рыбинск. "Побеги". Все побежали, и мы побежали!
Рыбинская рыба и кое-что еще
Фотообзор: Путешествие в Фишбург
2010 год, март:
Ярославль. Музей "Мой любимый мишка". Превед, Медвед!
Ярославль. Музей "Музыка и время". Музыкально-временной континуум
Предъюбилейный Ярославль или поход по достопримечательностям с тысячерублевой купюры
Фотообзор: По весеннему Ярославлю
2006 год, август:
Ростов Великий уже не великий, но по-прежнему симпатичный
2006 год, май:
Великолепный Переславль-Залесский
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Вологду и Вологодскую область:
2015 год, декабрь:
Как на нас насияло в Сыктывкаре
Великий Устюг. Вотчина Деда Мороза. Бизнес на детях
Великий Устюг. Дед Мороз как офисный планктон
Великий Устюг. Что делать в Великом Устюге без Деда Мороза?
Тотьма. #КАЛИФОРНИЯНАША
Семёнково. Парк Древнерусского периода
Вологда. Музей кружева. Чего только не наплетут!
Вологда. Без пяти минут столица России
Вологда. Отель "Aria SPA Hotel". Турция и Египет закрыты. Теперь вы будете отдыхать вот в таких отелях!
Вологда, Вологодская область, Архангельская область, Сыктывкар, Коми. Фотообзор. Отмороженные: 1000-километровый бросок на север с ребенком
2010 год, август:
Теплоход "Петр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Кирилло-Белозерский монастырь. Приозерная обитель
Шлюзы
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Фотообзор: Железнодорожно-водное путешествие из Москвы в Петербург и обратно
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Карелии:
2016 год, ноябрь:
Что смотреть в Кондопоге?
Кивач. Самый знаменитый водопад Карелии
Марциальные воды. Где пить воду, если на иностранную минералку наложат санкции
Петрозаводск. Ресторан "Карельская горница". Как мне не стыдно столько есть?
Что я забыла зимой в Петрозаводске?
Наша квартира в Петрозаводске
Чална. Кто такой Талви Укко, и зачем ему столько ездовых собак?
Как меня не выпускали в Карелию
Фотообзор: Карельская зима на вкус и цвет
2010 год, август:
Теплоход "Пётр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Карельские Кижи
Шлюзы
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из Архангельска и Архангельской области:
2015 год, декабрь:
Как на нас насияло в Сыктывкаре
Сольвычегодск. На соляной игле
Котлас. Что делать, если в пятницу 13-ого вы встретили черную кошку и женщину с пустыми ведрами?
Вологда, Вологодская область, Архангельская область, Сыктывкар, Коми. Фотообзор. Отмороженные: 1000-километровый бросок на север с ребенком
2008 год, апрель:
Пинежский район. Красная Горка
Пинежский район. Голубинский провал. Пещерные приключения
Пинежский район. Горнолыжно-архангельские катания
Архангельск. Переправа-переправа, берег левый, берег правый...
Архангельск. Сиг по-поморски
Пинега
2007 год, июнь:
Архангельск. Из жизни заключенных
Архангельско-грустное
Архангельский уик-энд
2006 год, июнь:
Мурманск, Соловки, Архангельск...
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру