Остановка нашего "Солнечного города" в Вытегре оказалась незапланированной. Мы должны были пройти по Волго-Балтийскому каналу мимо нее и выйти в Онежское озеро. Но случился форс-мажор. С утра по радио пришел безрадостный прогноз погоды. На озере разыгрался шторм с высотой волны до 2,2 метра. Это было небезопасно для навигации теплохода, и капитан принял решение - ждать! Конечно, ждать можно было прямо у входа в озеро, но мы решили идти к причалу Вытегры. Там-то мы и простояли до самого вечера.
[700x441]
Команда круиза в этой ситуации не растерялась. Вообще мы планировали остановиться в Вытегре на обратном пути, но они сумели быстренько изменить весь график экскурсий и организовать их прямо в этот день.
Когда-то суда проходили прямо через центр Вытегры.
2.
[700x347]
Нынешняя же трасса канала проходит чуть в стороне, и причал находится на окраине городка. Сразу видно, что сюда не заходят массово суда с иностранными туристами, и никакого рынка у пристани нет.
ыходишь в город и оказываешься среди одноэтажных домиков - сразу и не скажешь, что ты в городе. Правда, вскоре они начинают чередоваться с пятиэтажками.
3.
[700x440]
4.
[700x397]
В одной из них расположился городской краеведческий музей, а рядом с ним лежит межевой камень 18 века.
5.
[700x420]
И "зубоврачебный". Знаете, почему "зубоврачебный"? Экскурсоводы музея весьма долгое время любили спрашивать у экскурсантов, для чего использовался этот камень. Пока вдруг в каком-то журнале к своему изумлению не увидели фотографию: группа врачей рядом с этим камнем, которым они действительно не так давно проводили по Вытегре экскурсию, и подпись, что камень - это первое зубоврачебное кресло. Так и думают до сих пор: пошутили так медики, или это действительно правда? :))
6.
[700x464]
А по-соседству - памятник погибшим в Великую Отечественную войну вытегорам (так называются жители этого города). У него наша экскурсовод задержалась надолго и это было не случайно.
7.
[700x412]
Не надо думать, что Вологодская область была в глубоком тылу: недалеко отсюда, возле села Ошта, что по дороге от Вытегры к Ленинграду, гремели бои с 1941 по 1944 годы. Нападали здесь финны, которым немцы, оказывается, пообещали в случае победы огромный кусок территории вокруг Онежского озера. Ну и, понятно, в случае прорыва они бы получили доступ через систему каналов прямо вглубь страны, к Волге... Поэтому дрались тут советские бойцы отчаянно, и каждый квадратный метр лесов наполнен страшными следами войны. Даже сейчас за 2-3 часа можно легко, например, набрать целое ведро стреляных гильз. Остатки оружия, каски, котелки - все это в здешних вологодских лесах присутствует в большом количестве. А самое страшное - огромное количество так и не погребенных тел. Во время войны похоронных команд просто не было - их бы тоже расстреляли, пока они собирали бы убитых. После же войны почти все деревни так и не были восстановлены, земля просто опустела. Из Вытегры не вернулись с войны более 7 тысяч человек - для сравнения, нынешнее население города - 10 тысяч.
Но хотя в 1944 году враг наконец отступил из онежских краев, ужасы войны на этом не закончились. Финны оставили в лесах многие тысячи мин. И послали их разминировать.. местных девчонок-подростков, которым было всего лет по 16. Выбирали просто. Если у кого-то из девочек кто-нибудь из родственников признавался врагом народа, ее отправляли на разминирование в первых рядах. И ерунда, что она могла и не знать о том, что делали эти самые родственники-враги, ерунда, что 90% этих людей были потом реабилитированы, в то время дети врагов народа считались ненадежными. Именно потому и выбирали их на подобные работы.
Всего 70 часов обучения, и надо было отправляться на разминирование, где на каждом шагу ждала смерть: каждая десятая из этих девочек погибла.
8.
[700x467]
...Наконец мы в центре Вытегры, стоим у громады Сретенского собора.
9.
[700x445]
Хороший повод вспомнить - почему же здесь возник этот город?
10.
[700x476]
Случилось это благодаря стратегической мысли Петра Первого, который сначала основал столицу на Балтике, а потом стал решать, как организовать ее снабжение и сообщение с Центральной Россией. Уже тогда водораздел между впадающей в Онежское озеро рекой Вытегрой и принадлежащей бассейну Волги Ковжей рассматривался как место для будущего канала, первый проект которого появился в 1710 году. Но стройка началась только в 1799 году, и когда в 1810 году Мариинская система (о которой я еще расскажу подробнее) была пущена, настал "золотой век" Вытегры. На проводке грузов можно было относительно неплохо заработать, однако фантазия, куда потратить деньги, у многих местных жителей не шла дальше выпивки, поэтому Вытегра славилсь огромным количеством кабаков. Купцы же развивали торговлю, строили каменные дома, некоторые стоят здесь и сейчас.
11.
[700x410]
12.
[700x506]
Во второй половине 19 века прогресс в деле каналостроения продолжался, проводка судов стала более простым делом, и такое количество людей уже не требовалось. Вытегоры стали отправляться на заработки в большие города, а сам город постепенно начал приходить в упадок...
13.
[700x406]
Перед Сретенским храмом недавно был установлен памятник самому, наверно, известному уроженцу города. Это - Николай Клюев, поэт с печальной судьбой. В своих стихах он рассказывал о непростой жизни крестьянина, поэтому, когда случилась Октябрьская революция, он отнесся к ней позитивно и даже слал томики своих стихов самому Ленину в надежде, что тот их прочитает... Но через несколько лет понял, что с новой властью все стало не лучше, а только хуже. За свои оппозиционные настроения попал в лагеря, а в 1937 был расстрелян...
14.
[506x700]
А совсем рядом стоит памятникам комсомольцам от 1968 года, и где-то в бетоне замуровано послание, которое надлежит вскрыть в будущем, 2018 году.
15.
[700x456]
Мариинская система каналов верой и правдой служила более 150 лет. Шлюзов на ней было очень много, несколько десятков, и каждый поднимал судно совсем ненамного - на метр-полтора. Каждый шлюз назывался именем какого-либо святого. Размеры шлюзов были крохотные, туда помещалась маленькая баржа, а ширина канала была от силы метров пять.
Об этом подробно рассказывается в Морском музее Вытегры.
16.
[700x411]
17.
[700x336]
Макет шлюза №1 Мариинского канала. 1896 год. Длина - 75 метров, ширина - 10 метров, подъем воды - от 1,9 до 3,5 метров.
18.
[700x475]
Макет шлюза №1 Волго-Балта. 1961 год. Длина - 270 метров, ширина - 17,8 метров, подъем воды - 13,1 метров.
19.
[700x464]
Землесос СЗ-630.
20.
[700x444]
Для сравнения, шлюзы Волго-Балтийского водного пути, построенного в 1960-е годы 20 века, и которые мы проходили во время своего круиза, поднимают суда на 10-13 метров, а самый большой шлюз №6 - аж на 17 метров!
21.
[700x437]
Волго-Балт был построен по трассе Мариинской системы, но не вместо нее, а скорее параллельно: где-то старые каналы были затоплены, а где-то просто остались не у дел. Единственный сохранившийся до наших дней шлюз, имени святого Елисея, сохранился прямо в городской черте Вытегры. Мы вместе с экскурсией специально сходили посмотреть на него. Конечно, никаких ворот и деревянных воротов уже давно не сохранилось, только старые деревянные стенки шлюза... Жаль, ведь если бы его восстановить, то это был бы замечательный технический памятник!
22.
[700x387]
23.
[700x481]
24.
[700x409]
25.
[700x460]
Строительство сооружений Волго-Балта было, пожалуй, последним эпизодом, когда город реально был востребован. С тех пор тут не появилось никаких строек, а почти все предприятия позакрывались в 1990-х годах. Антон был в Вытегре десятилетие назад, и единственное, что он заметил новое - это отель с башенкой-маяком.
26.
[700x447]
Как и во многих российских городах, для молодежи здесь нет ни работы, ни перспектив, после учебы люди все чаще остаются в больших городах, и население понемногу стареет... И действительно, гуляя по этим улицам, где лишь ветер разметает песок, а благоустройства и не видно (от корабля к центру мы шли, перепрыгивая огромные лужи), хочется отсюда поскорее уехать. И это летом, а представляю, какая тоска осенью. При этом куда-нибудь устроиться поблизости не получится: железной дороги нет, а до Петербурга - 430 км (10 часов на автобусе - и я не описалась, такие там по качеству дороги, что автобус не может ехать быстрее 40 километров в час). Да и Волго-Балтийский канал, хотя и работает, все с большим трудом конкурирует со стальными магистралями: железнодорожники ведут хитрую тарифную политику и дают скидки на те грузы, что обычно возят по рекам.
Видимо, вытегорская тоска снедала молодежь уже давно, поэтому, глядя на корабли и баржи, многие мечтали бороздить не каналы и озера, а моря и океаны! Иначе чем объяснить, что так много выходцев из Вытегры стали моряками, морскими офицерами и даже адмиралами! Возле пристани всех туристов встречает аллея с портретами 5 адмиралов: немало для такого небольшого города.
27.
[700x436]
И когда на Северном флоте в 1998 году решили списать боевую дизель-электрическую подлодку Б-440 проекта 641, после 27 лет службы под водой и сотен тысяч километров в боевых походах, моряки-вытегоры решили спасти ее, привезти в Вытегру и превратить в музей. Вологодские власти их поддержали.
И вот уже 12 лет красавица-лодка с двумя флагами на борту стоит на причале в сотне метров от пристани, и, конечно, не может не привлечь внимание!
28.
[700x393]
Изначально вход в лодку был через рубку, но для удобства посетителей в носу и корме врезаны две дополнительные двери. Через них, конечно, попадать гораздо удобнее.
29.
[700x434]
Часть лодки превращена в экспозиционные залы.
30.
[700x479]
Карта боевых походов подводной лодки.
31.
[700x383]
Карта наземных боевых действий в Вологодской области во время Великой Отечественной войны.
32.
[700x479]
33.
[700x428]
34.
[700x459]
35.
[700x412]
36.
[700x435]
Но самое интересное - это та часть, которая осталась от реальной боевой лодки, с настоящим оборудованием! Здесь уже лазить гораздо сложнее, так как внутри очень тесно.
37.
[700x510]
38.
[700x534]
Зато сколько всего интересного можно увидеть! Тут и разные каюты - командира, мичманов, кока, врача... Все - очень тесные, гораздо меньше, чем купе в поезде.
Каюта командира подводной лодки.
39.
[700x490]
Кают-компания офицеров, которую при необходимости можно использовать как операционную.
40.
[700x341]
Крохотный камбуз - кухня, где готовились обеды и ужины на 80 человек.
41.
[700x401]
Изучите меню. Икра лососевая, икра осетровая, красное вино. С питанием явно все было ОК.
42.
[581x700]
Рубка гидроакустика, куда шли люди с музыкальным слухом, чтобы уметь улавливать в голосе океана шумы вражеских субмарин.
43.
[700x431]
Рубка штурмана.
44.
[700x448]
Рубка радиометриста.
45.
[700x391]
Гальюн, наконец.
46.
[700x451]
И, конечно торпедные аппараты, которые использовались не только для запуска торпед, но и для спасения в аварийны ситуациях. Их на этой лодке было целых 12.
47.
[700x478]
48.
[700x423]
49.
[700x573]
50.
[700x490]
Кстати, прямо на торпедах моряки еще и спали, ибо в носовом отсеке была более комфортная температура.
51.
[700x467]
52.
[700x481]
Пульт управления торпедной стрельбой - аналоговый компьютер для расчета траектории торпеды.
53.
[473x700]
Дизель-моторы, от которых до сих пор пахнет маслом.
54.
[700x442]
55.
[700x469]
И даже настоящий водолазный костюм со свинцовым грузом на шее... Точнее, несколько.
56.
[635x700]
57.
[560x700]
Одежда, которую подводники надевают под водолазные костюмы.
58.
[700x452]
А вокруг - бесконечные вентили, трубы, провода, еще какие-то коммуникации... Как подводники не запутывались во всем этом, удивительно!
59.
[700x490]
60.
[700x486]
61.
[700x493]
62.
[700x472]
63.
[700x445]
64.
[700x445]
65.
[700x435]
66.
[700x443]
67.
[700x554]
68.
[700x447]
69.
[700x476]
И еще масса интересного. Особенно хорошо, что мы смотрели этот музей с экскурсией, поэтому узнали много совершенно не очевидных вещей об эксплуатации подлодок - например, зачем на палубе подлодки находится блестящий металлический круг, куда никогда не наступит ни один подводник...
70.
[593x700]
А еще есть вот такое фото. Нашли нас с Даней? :)
71.
[700x408]
Ну, и напоследок то, что обо всем этом думает Даня. :))
72.
[573x700]
73.
[700x491]
Благодарим компанию "Инфофлот" и экипаж теплохода "Солнечный город" за прекрасный круиз и отлично организованный отдых.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, июль:
Теплоход "Солнечный город". Шалости с белым красавцем
Теплоход "Солнечный город". Как живут, едят, пьют, развлекаются на современном круизном судне
Кириллов и Горицы. Куда девать жену, если она надоела?
Мышкин. Мыши: ум, честь и совесть одного городка на Волге
Как заливают в Угличе
6,5 часов из Москвы до Дмитрова! И это без пробок!
Фотообзор: 3970 км по самым красивым местам России
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий в Вологду и Вологодскую область:
2015 год, декабрь:
Как на нас насияло в Сыктывкаре
Великий Устюг. Вотчина Деда Мороза. Бизнес на детях
Великий Устюг. Дед Мороз как офисный планктон
Великий Устюг. Что делать в Великом Устюге без Деда Мороза?
Тотьма. #КАЛИФОРНИЯНАША
Семёнково. Парк Древнерусского периода
Вологда. Музей кружева. Чего только не наплетут!
Вологда. Без пяти минут столица России
Вологда. Отель "Aria SPA Hotel". Турция и Египет закрыты. Теперь вы будете отдыхать вот в таких отелях!
Вологда, Вологодская область, Архангельская область, Сыктывкар, Коми. Фотообзор. Отмороженные: 1000-километровый бросок на север с ребенком
2010 год, август:
Теплоход "Петр Первый". Торжественный ужин с капитаном
Кирилло-Белозерский монастырь. Приозерная обитель
Шлюзы
Теплоход "Пётр Первый". Жизнь на воде
Фотообзор: Железнодорожно-водное путешествие из Москвы в Петербург и обратно
Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру