Некоторые люди обожествляют своих духовных лидеров, пророков, святых, даже набожных людей или церковь. Это своего рода ширк. Главное их заблуждение в том, что они считают будто те могут заступиться за них перед Аллахом. Аллах предупреждает: "... А те, которые взяли помощников кроме Него: "Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью. "Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся! Поистине, Аллах не ведет прямым путем того, кто лжив, неверен."(39:3) "Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было поведено поклоняться только единому Богу, кроме которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему дают в соучастники."(9:31)
Поклонение жрецам и святым отшельникам является одним из предрассудков, к которым люди были склонны во все времена. В Исламе нет учения, подобного католическому о папской непогрешимости. Сама мысль об исключительном положении священника, являющего якобы хранителем тайн Аллаха и стоящего между Ним и человеком, является унизительной для для великодушия Аллаха. Он - всезнающий и все слышащий, всегда милостив. Он не нуждается ни в чьем посредничестве, чтобы знать, слышать и быть милосердным: "И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не бредит им и не помогает, и говорят: "Это - наши заступники у Аллаха." Скажи: "Разве бы сообщите Аллаху о чем-либо, чего Он не знает в небесах и на земле? Хвала Ему и превыше Он того, что они Ему придают в соучастники." (10:18) "Разве они взяли помимо Аллаха заступников? Скажи: "Даже если бы они не владели и не разумели?" Скажи: "Аллаху принадлежит заступничество полностью. Ему принадлежит власть над небесами и землей потом к Нему вы будете возвращены. ""А когда вспоминают Аллаха единым, ужасаются сердца тех, которые не веруют в последнюю жизнь. А когда вспоминают тех, кто помимо Него, - вот, они радуются. "Скажи: "О Аллах, творец небес и земли, ведающий скрытое и явное! Ты судишь между Твоими рабами то в чем они разногласят" (39:43-46)
Совершенно очевидно, "...что люди не должны полагаться ни на какую силу или личность, кроме Бога, только Аллаха они должны молить помощи и заступничестве. Ведь идолы не обладают ни властью, ни разумом. Но даже пророки, святые или герои не имеют власти, чтобы заступиться, раз Бог так повелел".(25)
Пророки - это избранники Аллаха среди людей. Однако согласно Исламским принципам, даже они не имеют особой силы или власти над людьми, и их нельзя обожествлять, поклоняться им. В Коране сказано: "Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!" (21:25) Скажи: "Я не новинка среди посланников, и не знаю я, что будет сделано со мной и с вами. Я лишь следую за тем, что мне внушено: я - только явный увещеватель (46:9) Кое-кто считал пророков своего рода сверхлюдьми, которые не должны ни есть, ни пить, ни ходить по улицам, ни жениться и иметь детей. Коран так разъясняет эти заблуждения: "И до тебя мы не посылали посланников, которые бы не ели пиши и не ходили по рынкам." (25:20) "Мы посылали посланников до тебя, и делали им супруг и потомство. Не бывало, чтобы посланник приводил знамения, иначе как с дозволения Аллаха." (13:38) Часть людей считала, что пророки должни обладать сверхес-тественной силой и способностью творить чудеса. Все эти предрассудки категорически отвергаются в Священной книге: "Это - за то, что к ним приходили Наши посланники с ясными знамениями, а они говорили: "Неужели люди поведут нас прямым путем? И они не уверовали и отвернулись, и Аллах обошелся без них." (64:6) "И сказали они: "Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника или будет у тебя сад с пальмами и виноградом, и ты проведешь между ними каналы, - или спустишь на нас небо, как говоришь кусками, или придешь с Аллахом и ангелами пред нами, или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимешься на небо. Но не уверуем мы и в твое поднятие, пока ты не спустишь нам книгу, которую мы прочитаем. Скажи: "Хвала Господу моему! Разве я только не человек - посланник?" Удерживает людей уверовать, когда пришло к ним водительство, только то, что они говорят: "Неужели же послал Аллах человека (подобного нам) посланником?" (17:90-94)
Культ могил
Своеобразная вера в славу и чрезмерное уважение к святым и героям привела к поклонению их могилам, на которые даже начали ставить портреты пророков, святых и монахов. Так кладбище превращалось в место поклонения. У могил этих людей просят помощи, спасения, приюта, хотя все это должно просится у Всемогущего Аллах. Поэтому Пророк Мухаммад (мир ему) предупреждал своих последователей о серьезных последствиях поклонения могилам. Айша и Абдулла (да будет Аллах доволен ими) рассказывали: "Когда посланник Аллаха (мир ему) умирал, он закрыл сбое лицо простыней, а когда ему стало неудобно, он открыл лицо и сказал: "Проклятье Иудеям и Христианам, потому что они превратили могилы своих пророков в места поклонения." (Бухари и Муслим) Айша сообщала:"Умм Хабиба и Умм Салама упомянули посланнику Аллаха (мир ему) о церкви, которую они видели в Абиссинии (Эфиопия), в которой были образа. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: Когда умирал уважаемый верующий человек, они строят место для поклонения на его могиле или изображали его в дереве или камне. Те кто это делал, будут самыми последними тварями в Судный день." (Муслим) Пророк (мир ему) однажды объяснял, как постепенно развивается ширк. Он начинается с добрых намерений, например, со строительства сооружения для поклонения у могилы всеми уважаемого человека. Со временем люди начинают смотреть на умершего как на полубога, а затем возвышают его до божества. это очевидно ослабляет веру в единого Господа ведет к отрицанию Тавхида. Изображения святых выставляются в храмах и люди начинают им поклоняться (26) Пророк (мир ему) предупреждал:"Бойтесь стать похожими на тех, кто предшествовал вам и превращал могилы своих пророков и верующих людей в места поклонения. Нельзя превращать могилы в мечети, я запрещаю вам это."(Муслим)
Чрезмерное превознесение святых и уважаемых людей ведет неизбежно к тому, что им приписывают святость, заставляющую людей им поклоняться. По этой причине Ислам запрещает подобное восхваление и возвеличивание религиозных лидеров. Примечательно, что Пророк (мир ему) не только запрещал своим последователям поклонение или восхваление его, но возбранял даже чрезмерное славословие и возвеличивание. Он учил: "Не возвеличивайте меня, как христиане возвеличивали сына Марйам (Марии). Я - только слуга. Скажи: "Слуга Аллаха и Его посланник" (Аль-Бухарй) Таким путем Ислам защищает свою главную суть, свою опору - тавхид. Вот почему каждый истинно верующий должен запретить своим последователям чрезмерно восхвалять и прославлять его.