если у преподавателя педагогический подход основывается на идее, что ученики – это некий материал для того, чтобы лепить из них что-то по образу и подобию собственных идеалов
(все эти «студентов нужно умеренно душить»; «создание поля ожидания» с непременным ором и прочими заскоками в стиле «бьет, значит любит»; «человека из него сделать», «вдохнуть душу», «насаждение высоких идеалов», «школа истинного мастерства» и т.д.),
то неизбежно, стопроцентно за этими утверждениями следует выражение презрения к ученикам и недовольства ими – такие дети сейчас пошли, с пустыми глазами, работать не хотят, как все запущено, куда катимся.
Вот без вариантов, каждый раз одно и то же.
Подозреваю, что ученики, студенты и дети ничуть не изменились. Просто у такого учителя накапливаются впечатления от выбраковки сырья. Ну а что по этому поводу думает само сырье, остается за кадром.
ПС. Полность сформулированная мною мысль и выношенная еще со студенчества, ан случайно нашел тут