• Авторизация


Без заголовка 05-01-2006 14:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Гильгамеш и Аккa» – сказание о противостоянии Киша и Урука

Образ Гильгамеша в шумерской литературе и историческая действительность

В начале III тысячелетия до н.э. в Шумере (Южное Двуречье, располагается на территории современного южного Ирака) большую роль играли два политических центра – города-государства Киш и Урук. Киш был расположен на севере, а Урук на юге. Оба города были центрами противоборствующих военных союзов. [Эпос о Гильгамеше, перевод И.М.Дьяконова, 1961, с. 97.] Предпоследний из правителей I династии Киша – Эн-Мебарагеси, первый шумерский правитель, о существовании которого мы имеем данные не только из «Царского списка» , но также и его собственные надписи . «Нет сомнений в том, что он историческая личность. Эн-Мебарагеси вёл войны с Эламом». [Дьяконов И.М., 1989, с. 64.] Сыном и преемником знаменитого Эн-Мебарагеси был Акка (другое чтение: Агга или Ага). Его противником, если верить легенде, и был легендарный правитель Урука, Гильгамеш. По одной из традиций он был сыном царя и шумерского героя Лугальбанды и богини Римат-Нинсун, внуком также легендарного царя Эн-Меркара, а по другой традиции его отец был демон – правитель Кулаба (Кулаб – одно из поселений или городских кварталов Урука) [Дьяконов И.М., 1983, с. 169].

О противоборстве этих двух правителей разных городов-государств, – Киша и Урука, повествует сохранившийся эпос «Гильгамеш и Акка». Гильгамеш, о котором в Месопотамии в течение тысячелетий слагали легенды, не только шумеры, аккадцы, ассирийцы, вавилоняне, но и другие народы [….]. Эпические песни о Гильгамеше не раз переписывались, переводились, адаптировать для условий той или иной культуры. Однако существовал ли этот человек на самом деле или это всего на всего миф подобно древнегреческому Гераклу или Ахиллу. Многие исследователи всё-таки сходятся в том, что такой человек существовал. Однако, конечно, большинство сказаний и легенд о нём вряд ли соответствует действительности. Конечно, не был ни богом, ни героем. Если верить поздней версии аккадского эпоса «О всё видавшем», то именно Гильгамеш обнёс стеной обе части Урука (другие же учёные полагают, что частей было три – Урук, Эанна и Кулаб) – Эанну (собственно Урук) и Кулаб и прославился своими многочисленными подвигами [….]. Ведь если верить аккадской эпической традиции, то именно мудрец из мудрецов Гильгамеш «стеною обнёс Урук ограждённый» [Эпос о Гильгамеше, I, 9, перевод И.М.Дьяконова].

Стена, построенная Гильгамешем – первое упоминание в письменных источниках о постройке оборонительного сооружения вокруг поселения. Вероятно, постройка стены как-то связанно с тем, что примерно в то время на территорию Месопотамии стали проникать семитские племена, создавшие впоследствии могучее Аккадское царство. Археологические данные подтверждают, что стена Урука была длиной свыше 9 км. и построена примерно в то время когда жил Гильгамеш т.е. около 2600 до н.э. [Edzard D.O., 2004, S. 47] В Месопотамии люди чтили Гильгамеша как бога, они верили, что он гений-хранитель от разных хищных зверей, поэтому его часто изображали в глиптике героем с шести локонами, то борющегося со львом, то ещё с каким-нибудь зверем или чудовищем. Вообще в Месопотамии правитель считался защитником цивилизации.

Итак, если мы знаем, что Эн-Мебарагеси был историческим лицом и до нас сохранились две его надписи, о его военным походе в Элам, а в эпической песне «Глильгамеш и Акка», Акка, правитель Киша упомянут как сын Эн-Меберагеси, то можно заключить следующее, что Гильгамеш и Акка, по-видимому, были реально существовавшие лица.

1.Посланники от Акки , сына Эн-Мебарагеси,
Из Киша в Урук к Гильгамешу пришли .
[см Römer 1980, а также ETCSL]

Гильгамеш жил и правил в Уруке между 2800 и 2700 гг. до н.э. Он соединял в себе функции жреца и правителя. Кроме того, до нашего времени дошло позднейшее шумерское сочинение, повествующее о последовательных разрушениях и восстановлениях храма Туммаль, который был посвящён богине Нинлиль в Ниппуре, и, возможно, это сочинение могло опираться на подлинные надписи той эпохи, находившиеся в этом храме. Интересно то, что в числе строителей этого храма упомянуты Гильгамеш и его сын Урлугаль. Но разные версии «Истории Туммаля» перечисляют правителей-строителей храма Туммаль в разном порядке. [Дьяконов И.М., 1983, с. 169.]

12. Гильгамеш Нумун-бур-ра в святыне Энлиля построил.
13. Урлугаль, сын Гильгамеша,
14. Сделал Туммаль процветающим,
15. Нинлиль в Туммаль принёс.
16. (Затем) в 3-й раз Туммаль пал.
[ См. ETCSL]

Другая из традиций помещает Гильгамеша в гораздо более позднее время, чем в «Царском списке». [Дьяконов И.М., 1983, с. 169.] В «Царском Списке» мы находим: «{Строки}112-115. Гильгамеш, чей отец был призрак (вариант: демон), правитель Кулаба, правил 126 лет». К сожалению, сохранилось всего несколько шумерских сказаний о самом знаменитом шумерском герое Гильгамеше – Гильгамеш и Акка, Гильгамеш и Небесный бык, Смерть Гильгамеша, Гильгамеш, Энкиду и подземный мир, Гильгамеш и Хувава. Двое из этих сказаний, а точнее эпические песни тяжело доступны для изучения – это так называема песня о смерти Гильгамеша, от которой у нас есть лишь крохотные фрагменты и песня о Гильгамеше и Небесном быке. Таким образом, в нашем распоряжении всего три эпические песни о Гильгамеше: «Гильгамеш и Акка», «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир», а также « Гильгамеш и гора и живого» [Афанасьева В.К., 1979, с. 83.] Эти эпические песни были уже написаны примерно на тысячу лет позже правления Гильгамеша в конце III или в начале II тысячелетия до н.э. да и сами сказания о Гильгамеше не составляют единой группы произведений. [Афанасьева В.К., 1979, с. 97.]


Эпическая поэма Гильгамеш и Акка

«Гильгамеш и Акка» неоднократно переводился во всём мире и на английский, и на немецкий и на русский и т.д.. Среди наиболее значимых переводов стоило бы упомянуть совместный перевод американских учёных С.Н.Кремера и Т.Якобсена.[Kramer S.N., Jakobsen Th., 1949]. Из более поздних В.Рёмера [Römer W.H.Ph., 1980], а на русский перевела его В.К.Афанасьева. [Афанасьева В.К., 1997]

Шумерское эпическое сказание «Гильгамеш и Акка» одно из наиболее коротких, но и примечательных эпических историй, состоит всего лишь из 115 строк, но при этом, гораздо свободнее от мифических элементов по сравнению с поздним вавилонским эпосом «О всё видавшем» или другими эпическими шумерскими сказаниями. Содержание этой поэмы, вернее даже историко-героической песни достаточно реалистично и её можно рассматривать в качестве исторического источника и, вероятно, что в её основе лежат подлинные исторические события, т.к. главные действующие лица поэмы – Акка и Гильгамеш – вполне исторические личности! [Тюменев А.И., 1956, с. 64.] Пожалуй, наиболее характерной чертой шумерской эпической литературы являются именно частые повторы целых строф [Klein J., 1983, p.201], и эти самые повторы встречаются нам и в эпическом произведении «Гильгамеш и Акка».

Разные учёные при переводе некоторые места толкуют несколько по-разному и вступают в полемику по этому поводу. Так, например, имя царя Акки, некоторыми учёными было прочтено как Ака, другими же специалистами как Ага или Агга. Бирхуртур читается также как и Гиришхурдура [Klein J., 1983, p. 204], а имя Гильгамеша можно прочесть и как Бильгамес, Бильгамеш или Гильгамеш. Эти разнообразные чтения возможны из-за трудностей при чтении шумерского языка,а именно: при чтении клинописи, когда один знак имеет несколько вариаций, К примеру знак “mi” может читаться например и как “mé”, знак “za” как “sá”, а знак “ba” как “pá” и т.д. Кроме того, до нас дошли фрагметны разных версиий этого небольшого эпоса, и, конечно, они имеют тоже некоторые незначительные отличия, появившиеся в виду различных локальных традиций.


Совет старейшин

Кроме того, это сказание ещё и превосходный источник информации о совете старейшин и собрании мужчин в Месопотамии, который существовал в Месопотамии уже издревле. Крупнейший американский шумеролог прошлого века С.Н.Кремер сравнивал его даже с «двухпалатным парламентом» [Крамер С.Н., История начинается в Шумере, 1991], хотя с этим довольно сложно согласиться. Вряд ли можно говорить об институции «парламентарного» типа в столь архаичном обществе – т.е. в первой половине III тысячелетия до н.э. Сохранившиеся тексты композиции «Гильгамеш и Акка» датируются примерно началом II тысячелетия до н.э, хотя, возможно, что сам текст несколько архаичнее и его можно датировать самым концом III тысячелетия до н.э. Данная литературная композиция отражает именно ту кризисную ситуацию, которая возникла в Уруке – городе, где правил Гильгамеш. Гильгамеш И Акка борются за политическую гегемонию в Шумере. Поэма начинается с того, что Акка присылает из Киша послов к Гильгамешу с требованием чтобы жители Урука стали бы производить ирригационные работы в Кише. Это могло означать лишь одно – подчинения Урука Кишу. Гильгамеш отказался подчинятся. [Malamat A, 1963, 251]

Началась война. Войска города Киша, которыми командовал Акка, собрались осаждать Урук и правитель Урука должен был решить сражаться с ними или нет. Гильгамеш проконсультировался с двумя ассамблеями: «старейшинами города» и «мужами города». Они дали совершенно противоположные ответы. Старейшины были за сдачу города, а мужчины города выступали за сражение. [Kramer S.N., Jakobsen Th., 1949, p. 5-6.]

Возникают вопросы: вёл ли Гильгамеш генеральную ассамблею мужчин-урукитов (т.е. жителей Урука), потому что старейшины дали ему совет, который ему не понравился? Могло ли собрание всех мужчин города преодолеть слово старейшин, или это было обыденной практикой для правителей советоваться с обеими сторонами? Текст не даёт ответа на эти вопросы. Как бы то ни было, это может указывать на существование двух разновидностей граждан Урука. Во-первых: элиты, состоящей из малой группы граждан т.е. старейшин и во-вторых: более широкой группы, состоящей из мужчин, способных носить оружие. [van de Mieroop M., 1999, p.147.]

Использованная литература:


Edzard D.O., Geschichte Mesopotamiens von den Sumerern bis zu Alexander dem Großen, C.H.Beck, München, 2004

Klein J., The Capture Agga by Gilgames, Journal of the American Oriental Society, Vol. 103, No.1. (Jan-Mar. 1983) pp. 101-204

Kramer S.N., Jakobsen Th., Gilgamesh and Agga, American Journal of Archaeology, Vol. 53, No 1, (Jan.-Mar.,1949) pp. 1-18.

Malamat, A., Kingship and Council in Israel and Sumer. A Parallel, Journal of Near Eastern Studies, Vol. 22., No. 4. (Oct. 1963), pp. 247-253.

van de Mieroop M, The Goverment of an Ancient Mesopotamian City: what we know and why we know so little, Priests,. Columbia University, New York, 1999, p. 129-161.

Römer W.H.Ph., Das sumerische Kurzepos “Bilgameš und Akka” AOAT 209/1, Neukirchen-Vuyn, 1980

Афанасьева В.К., Гильгамеш и Энкиду, Главаная редакция восточной литературы, М., 1979

Афанасьева. В.К., От начала начал, Анталогия шумерской поэзии, встп. Статья, перевод, комментарии В.К.Афанасьевой, Центр “Петербургское Востоковедение”, Спб. 1997

(ред. ) Дьяконов И.М., История Древнего Востока, часть первая, Месопотамия, Главная редакция восточной литературы , М.,1983

(ред. ) Дьяконов И.М., История древнего мира, Ранняя древность, Главная редакция восточной литературы , М.,1983

Дьяконов И.М., Эпос о Гильгамеше, перевод с аккадского, Издательство Академии наук ССР, М.,-Л.,1961

Крамер С.Н., История начинается в Шумере, Главная редакция восточной литературы, «Наука», М., 1991

Тюменев А.И., Государственное хозяйство древнего Шумера, Издательство Академии Наук СССР, М.,-Л., 1956

ETCSL (The Electronic Text Corpus of Sumerian Literature, The Oriental Institute, University of Oxford)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
TheSerpent 06-01-2006-02:44 удалить
"Бирхуртур читается также как и Гиришхурдура"
ну нихрена себе похожие словечки...
TheSerpent 06-01-2006-02:49 удалить
А вот продолжение:

"Хотя прежде Киш подчинился экспансии шумерской культуры, его политическое сопротивление положило конец преобладанию в стране шумеров. Этническое ядро противодействия составили местные семиты под предводительством Саргона (ок. 2300 до н.э.), тронное имя которого, Шаррукин, по-аккадски означало «законный царь». Чтобы порвать с прошлым, Саргон перенес свою столицу из Киша в Аккад. Вся страна с тех пор стала именоваться Аккадом, а язык победителей получил название аккадского; он продолжал существовать в форме вавилонского и ассирийского диалектов как государственный на протяжении всей дальнейшей истории Месопотамии.
Упрочив свою власть над Шумером и Аккадом, новые правители обратились к соседним регионам. Были подчинены Элам, Ашшур, Ниневия и даже области в соседней Сирии и Восточной Анатолии. Старая система конфедерации самостоятельных государств уступила место империи, имевшей систему центральной власти. С армиями Саргона и его знаменитого внука Нарам-Суэна распространялись клинопись, аккадский язык и другие элементы шумеро-аккадской цивилизации."
TheSerpent, всё верно :)Саргон и Нарамсин - моя любимая тематика, я о них диссертацию написал.
TheSerpent 06-01-2006-03:05 удалить
Эх, старина Саргон... Хороший был мужик! Хотя и суровый.
TheSerpent, да старина он был ещё тот. А главное новатор в идеологии, можно сказать, первый деспот на Древнем Востоке. А его внук Нарамсин ещё дальше пошёл, объявив себя "царём четырйх сторон света", затем возвёл себе храм в столице империи - в городе Агаде, заставил себе поклоняться как богу и называл себя скромненько так,но со вкусом в своих пропагандистких текстах "бог Нарамсин, могучий бог Аккада" и при этом отказался от прочей пышной титулатуры своих предшественников. Ну зачем "могущественнному богу" какие-то ещё титулы?!. :) Позднее вавилонские жрецы создали в легендых образ Нарамсина как "царя-богохульника" и "преступника", который бросил вызов верховным богам Шумера, наплевав на их указания, за что и был наказан. Да это был неслыханный шаг для шумерского мирровозрения, которое не признавало всей полноты власти в руках одного индивида, а тем более в такой деспотической форме, как это сделал Нарамсин. В итоге, Нарамсин плохо кончил - погиб на войне, и его сын Шаркалишарри (имя его означает тоже очень скромненько так "Царь всех царей") был уже вынужден отказаться от обожествления и титула "царь четырёх строн света". А после смерти Шаркалишарри вскоре рухнула и держава Аккада.
TheSerpent 06-01-2006-03:37 удалить
"Поскольку шумерское общество и более поздние общества Месопотамии считали себя подобием самоуправляемого сообщества богов, власть не могла носить характер абсолютизма. Царские решения должны были одобряться коллективными органами, собранием старейшин и воинов. Кроме того, смертный правитель был слугой богов и отвечал за отправление их законов.
Смертный царь был скорее доверенным лицом, но не самодержцем. Над ним существовал безличный закон, установленный богами, и он ограничивал правителя не меньше, чем самого скромного подданного
Свидетельства действенности законов в Месопотамии многочисленны и относятся к разным эпохам. Поскольку царь был слугой закона, а не его создателем или источником, он должен был руководствоваться сводами законов, содержащими как традиционные установления, так и поправки к законам. Обширные своды, обычно именуемые кодексами, свидетельствуют о том, что в общих чертах такая система сложилась уже к III тыс. до н.э."

неудивительно, что его не поняли
TheSerpent, :) Да но Нарамсин стал примером для последующих царей. И уже после 150 лет после его смерти новошумерские цари, теперь это были шумеры, такие как Шульги, Амар-Суэн и Шу-Суэн объявляют себя богами и вводят деспотическую систему, бюррократичечкий аппарат при Шкльги достиг маразматического апогея, вели учёт даже каждой умершой собаке в каком-нибудьб захолустье. Только Шульги поступал мудрее Нарамсина и был не зявоевателем, а как бы "праведным пастырем своей страны", только в его честь сохранилось до нас более 20 гимнов на шумерском и все они хвалят и боготворят бога Шульги. Начиная с Шульги цари деспотического цараства III династии Ура становятся богами и божественность теперь передётся по наследуству от отца к сыну. Так что старошумерское мирровозрение коренным образом менеятся, а затем и цари династии Иссина и Ларсы обявляют себя богами, и таких не мало. В одном только 19-18 веках до н.э. наиболее значимые цари принявшие обожествление при жизни это Ишме-Даган, Иддин-Даган, Липит-Иштар, Пузур-Эштар и т.д. и т.д.
TheSerpent 06-01-2006-04:53 удалить
Получается, Нарамсин был первым царебогом в истории человечества?
Вроде того, если, конечно, не считать егиепетских фараонов. Но концепция царственности египетских владык в корне отличлась от аккадской, не говоря уже о шумерской.


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Antiquity - Дневник Antiquity | Лента друзей Antiquity / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»