13-03-2008 14:51
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ПОКЛОНЫ НА МАГИСТРАЛЯХ
« Здесь, на американском континенте, каждый год погибает 45 000 человек – превращаются в кровавый студень в своих жестянках-автомобилях».
(Рэй Брэдбери, «Бетономешалка». Перевод Н.Галь)
«ГИБДД РФ опубликовало статистику аварийности за 2007 год: погибших 33 308, раненых – 292 206 дорожно-транспортных происшествий – 233 809».
(Из сообщений российской прессы).
Вспоминается весна уже далекого 1970 года. Токио. Два примера из «их нравов» на дорогах, сберегающих население, автотехнику, снижающих нагрузку на морги, травмопункты, суды и кошельки.
Мы, компания инженеров из Красноярска (впервые «за бугром» и по делу!), стали свидетелями необычного для нас феномена поведения японских водителей и нештатной ситуации. Заблудившись, мы остановились на обочине широкой магистрали с двусторонним движением, посоветовались и решили, что нам надо на ту сторону. Никто из нас не имел в то время машины, правила движения для нас не существовали, поэтому, дождавшись прилично (метров 150) просвета между встречными потоками, мы, по сибирской привычке гурьбой, озираясь, с опаской ступили на проезжую часть. Но секундами раньше наше намерение было истолковано дисциплинированными и внимательными японцами как попытка коллективного суицида . Передовые автомобили обеих потоков, проехав несколько метров, остановились. За ветровыми стеклами «Тойот» самураи в белоснежных рубашках кланялись и плавными жестами приглашали спокойно переходить шоссе. Ни один не стронулся, пока мы не закончили переход.
Другой случай: при посадке в такси группы из наших специалистов и опекающих нас фирмачей выяснилось, что один пассажир, разумеется – самый молодой японец, получается лишний. И ему надо взять другое такси. Нельзя, дескать, нарушать закон. Но тут уж взыграло наше чувство справедливости: мы объявили такой закон несправедливым и уговорили водителя согласиться с возможностью транспортировки «зайца» на коленях заднескамеечников. Могу поручиться: первый же полицейский (я не сводил с него глаз) слева на высоком крыльце своего участка просто стоял и смотрел поверх машин на фасад парламента на другой стороне площади. Не знаю, когда и кто нас успел сосчитать, но через полминуты наш ликующий экипаж был настигнут полисменом на мотоцикле. Остановка, взаимные поклоны, «зайца» - вон, внушение таксисту, свободны! «Попранная справедливость» уступила место закону.
Эти эпизоды неизменной внимательности и вежливости помогли нам объяснить колебания трагической статистики информационных табло на фасадах полицейских участков и утешительно скромные ее цифры. Мы заметили: в пасмурную или дождливую погоду за сутки в этом огромном городе (под 8 миллионов населения в то время) – 1-2, от силы 3 погибших, от 8 до 12 раненых. В погожие дни погибших – 0 (нету!), раненых – 3-5.
В старом японском фильме «Знамена самураев» даже убийца, низко кланяясь, семенит к жертве – военачальнику противоборствующей армии, и, прежде чем нанести смертельный удар кинжалом, успевает произнести: «Разрешите отнять вашу драгоценную жизнь?».
Конечно, на трассе всякое бывает, но хотелось бы пожелать каждому прочитавшему эти заметки российскому водителю, примерить на себя японскую модель поведения за рулем и не расставаться с нею, несмотря на бестолковость иных пешеходов, на выматывающие душу и силы заторы, и на все другие «на».
Конечно, похожая модель предусмотрена российскими правилами дорожного движения, но «поклоны» на наших магистралях чрезвычайно редки перед «зеброй», а «кровавого студня» на каждом километре наших дорог (еще раз почитайте автограф) не убавляется. Может быть, и в «поклонах» - этой утонченной форме вежливости – сила? Сила, способная смягчить наши нравы, сила, могущая на маленькую толику снизить потери «драгоценных жизней» на дорогах нашего Отечества.
Рудольф Васильевич БЕРДИНСКИЙ
АДРЕС: 111673, Москва, ул. Новокосиновская, 12-2-235
ТЕЛЕФОН: 702-75-39
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote