PERCHE QUESTO NON E L'UNICO MONDO POSSIBILE...
(Потому что такой мир, каким он существует сейчас - не единственно возможный)
[215x300]
По одноклеточным дорогам едут одноклеточные маршрутки. В одноклеточные троллейбусы запрыгивают одноклеточные сапиенсы. Одноклеточный светофор мигает одноклеточным жёлтым. И все они славят великое многоклеточное - Систему, которая их породила, воспитала, встроила, поработила… В ней есть место фашизму и антифашизму, милитаризму и пацифизму, марксизму и маразму. А если ты против Неё, то скоро станешь за, а если не станешь, то тебя станут. Те, у кого нет желания продаваться за Сникерс транснациональным корпорациям, едят продукты крестьянских кооперативов третьего мира. Те, кого не устраивает положение винтика в Системе, пытаются создать свою систему, где правила игры можно выбирать.
Дело было в Италии…
…в конце 70-х годов прошлого века. В то время как сознательная советская молодёжь ликовала по поводу принятия в родном СССР конституции "Развитого социализма", менее сознательные итальянские студенты не давали правительству и муниципалитетам находиться в привычном состоянии беспробудного покоя. Сначала они долго бунтовали. А потом, потеряв надежду исправить Систему путём революционных изменений, решили увековечить свой протест в виде небольших альтернативных систем, разбросанных по просторам необъятной родины Чипполино и Гарибальди. Назвали это дело простенько и со вкусом - Centro Sociale (CS), по-русски - социальный центр.
Cоциальный центр - автономное пространство, здание, где собираются близкие по духу люди для общения, создания альтернативной культуры и поиска способов изменения окружающего мира.
Пространство
Первые социальные центры создавали члены "l'Autonomia operaia" ("Рабочая автономия") - самой радикальной части революционного движения 70-х. Они открыли практику "захвата" (occupazione): выбирали пустующее здание и просто "вселялись" в него, не имея на то никаких законных оснований. Властители Италии естественное стремление соотечественников к территориальному самоопределению явно не одобряли.
В 70-х-80-х, даже в 90-х годах между муниципалитетами и социальными центрами шла постоянная борьба. Были угрозы, полиция, вторжения, многодневные осады. Centro Sociale "La Torre" отстаивать своё место под солнцем пришлось несколько лет.
4 июня 1994 года.
Уже 8 лет башня на бульваре Руссо пустует. Мы решили захватить её и создать там независимый Centro Sociale. Наши цели: преобразование общественного пространства, создание в квартале места для свободного общения.
После месяца нашего пребывания здесь сформировался комитет, состоящий из фашистов и других агрессивно настроенных слоёв населения, единственная цель которого - "разоблачение" нашей деятельности. Среди обвинений в наш адрес: "парковка в неположенном месте, регулярное проведение оргий, собрание на территории "La Torre" марксистов-коммунистов, истребление кошек…"
16 января 1995 года.
Благодаря "разоблачениям" комитета судебный исполнитель Амато организовал вторжение на территорию Centro Sociale полиции с целью "восстановления общественного порядка". Но, поскольку ни одного инцидента зарегистрировано не было, полиция удалилась.
30 июня - 4 июля 1995.
Под предлогом того, что здание "La Torre" находится в аварийном состоянии, полиция осадила Centro Sociale, требуя от нас покинуть помещение немедленно. Тогда несколько представителей Центра отправились в муниципалитет, дабы потребовать у мэра подтверждения наших прав на здание.
11 июля 1995 года.
Конфликт между администрацией Рима и "La Torre" набирает обороты. Сегодня на манифестации в нашу поддержку было около 3000 человек…
Борьба La Torre закончилась вполне удачно, правда, только в 1997 году. Башню пришлось освободить, но муниципалитет Рима предоставил социальному центру лучшее место, где La Torre располагается до сих пор. В последнее время администрация Рима спешит легализовать пребывание "захватчиков" на городских территориях. Социальные центры вдруг получили статус "общественно полезных организаций", который удивительным образом материализовался в форме льгот при оплате аренды и коммунальных услуг. Банальный способ: если хочешь заткнуть кому-то рот, наполни его деньгами. Поэтому многие CS предпочитают сохранять своё нелегальное положение - принципы дороже. Некоторые социальные центры выбирают вариант компромисса: пользуются льготами и одновременно занимаются "неправильной" политикой. Кстати, в знаменитой манифестации антиглобалистов в Генуе участвовали представители в том числе и легальных социальных центров.
Интересы
В Centro Sociale собираются духовно близкие люди. В одном CS играют в шашки, в другом играют рэгги, в третьем умудряются всё это совмещать с антифашизмом… Свои социальные центры есть у рыболовов-любителей, фанатов футбола, коммунистов… "Самоуправляются" CS коллегиально. В каждом центре есть Ассамблея (Assemblea Generale), принимающая решения по поводу текущих проблем. Участвовать в ней могут все желающие.
Один мой знакомый, Марко Магни из CS "La Torre", антиглобалист, создал в своём социальном центре бар "Чайный зал" ("La Sala da Te"), естественно, антиглобалистской направленности. Продукты туда привозят прямо из стран Африки, Азии и Латинской Америки, минуя транснациональных посредников. В результате производители получают 30% от прибыли вместо 3-7%, как им заплатили бы корпорации, а посетители бара едят исключительно натуральную пищу, без красителей и консервантов.
В каждом социальном центре есть ещё и обычный бар, обслуживают который члены CS. Пивные вечеринки, тусовки, гулянки - короче, хочешь петь - пей. А если приспичит - можно и травкой побаловаться. Вариант социального центра как наркопритона не исключён, хотя и не очень распространён.
Обычно в Centro Sociale есть кинотеатр. Правда, ширпотребный Голливуд там вряд ли покажут. Зато есть все шансы увидеть шедевры европейского, африканского, скандинавского кинематографа. Но больше всего людей собирается на концерты. Играют здесь всё, от диско до панк-рока, в зависимости от вкусов членов CS. Сегодня CS в Италии - что-то вроде национальной традиции. Продвинутые в интеллектуальном плане итальянцы ломятся туда в огромных количествах. В миланском "Leoncavallo", например, по выходным бывает до 10000 посетителей!
Люди
Большинство посетителей CS - студенты в возрасте 19-25 лет. Около 34,8% членов социальных центров - безработные. Мужчин в CS примерно в два раза больше, чем женщин. Большинство современных социальных центров были созданы в 1989-1994. Такова статистика. Марко, CS "La Torre"(Рим): "Когда я учился в колледже, я записался в коммунистическую партию (с ума сходил по России, писал работы по русской революции). Как-то мне разбил голову член Рабочей Автономии, с которой коммунисты в ту пору враждовали. Спустя 10 лет я, кажется, видел этого человека: мы вместе защищали башню на бульваре Руссо во время осады La Torre. Так что сложно сказать, кто мы и в чём сходимся. Мы - политическое объединение, компания друзей, женщины, мужчины, студенты, рабочие, безработные…"
Антонио, CS "Micene"(Милан): "Важно помнить, что мир такой, каким он существует сейчас - не единственно возможный. Он построен на эксплуатации, а "правильной" эксплуатации не существует. Социальный центр должен быть независимым пространством, где каждый может реализовать свои идеи, экспериментировать, пытаться улучшить этот мир…"
Паоло, CS "Brancaleone" (Рим): "Как создать социальный центр? Во-первых, нужно присмотреть заброшенное здание. Затем стоит подумать о средствах. Когда мы строили Brancaleone (13 лет назад), мы организовали подписку в помощь CS, вечеринки, средства от которых шли на будущий CS. Мы рассказывали разным фирмам о своих проектах и получали деньги на реконструкцию здания. Только когда денег было достаточно, мы заняли выбранный нами дом и начали его ремонтировать".
P.S. Спасибо за помощь при подготовке статьи: Марко Магни, Элизе Инноченти, Эле Галуччи из Рима, а также Паоло из Милана.
Работа CS "Micene":
Понедельник - Ассамблея.
Вторник - репетиция хора "Micene".
Четверг - компьютерные курсы (обучение работе в системе "Linux").
Пятница - кино.
Суббота - ужин самофинансирования.
Воскресенье - театр.
Адреса сайтов:
- на английском:
www.brancaleone.it,
www.tmscrew.org/laurentinokkupato/
- на итальянском:
www.tmscrew.org (список всех итальянских социальных центров со ссылками)
Екатерина Клюкина
спёр тут http://old.resist.ru/resistance/analysis/squat2/