ладно, поленилась, пора и честь знать.
дело всё было в том, мне понадобилось накормить обедом двадцать шесть человек по дороге из гимараенса в коимбру или из коимбры - в баталью. маршрут у нас был такой: туда - лиссабон - пещеры мира д'айре - фатима - томар - санитарная остановка
в чистом поле на чистенькой азс с ресторанчиком - гимараенс; обратно, чтоб не повторяться - гимараенс- коимбра - баталья-с-алкобасой - обидос - лиссабон.
на пути туда обедали в томаре - там в этом смысле замечательно хорошо, хотя и не в этом смысле тоже, там просто замечательного хорошо, а кто быстро пообедал - может гулять себе хоть по городку, хоть где - а на обратном обедать было негде, прошлую, почтивтриразабольшую группу кормили бутербродами с молочным поросёнком из лучшего поросёночьего ресторана*, но понравилось не всем, они ждали чего-то большего или лучшего, или не знаю, чего, хотя поросята были какие надо поросята, - хрустящие, в меру соленые, в меру перчёные, а мне за моё долготерпение досталась целая сумка бутербродов сверху, и я их все раздала, задабривая недовольных, ну, и сама тоже съела один за здоровье щедрого хозяина, совершенно синематографического красавчика, учтивого и надменного одновременно, как всё равно сановник раньших времён, а тут, значит, и группа маленькая, то есть, ждать бы пришлось меньше, потому - двадцать пять бутербродов - не шестьдесят шесть плюс целая сумка бутербродов сверху за долготерпение, но оказалось, что были, кто блюдёт кашрут, значит, не то что поросёнка, но и от бутерброда с говядиной, скорее всего, откажутся, если её на той же кухне готовили, в общем, я даже предлагать не стала никаких бутербродов, а посмотрела на карту и подумала - а не поехать ли нам в город помбал?
а когда договорилась с водителем, и с руководителем группы, и с автобусной конторой, чтобы они водителю позволили, потому что города помбала в представленном им плане не было, стала читать, чем он замечателен, этот город, - надо же что-нибудь говорить по дороге, - и обнаружила, что заложил его рыцарь Гуалдин Пайс. основатель того самого томара, что на пути туда, и третий великий магистр ордена тамплиеров.
такое у нас, значит, вышло лихое рондо: туда едем - обедаем у тамплиеров, обратно едем - опять обедаем у тамплиеров. причем, если в томаре что ни день - туристы, то до помбала не доезжает никто, я сама там оказалась впервые. ого, какая у вас большая семья, уважительно сказала девочка-официантка в ресторации, где я обедала с восьмёркой смелых. прочим не понравилось, что тесно и скатерти бумажные, и они ушли искать тканевых. нашли в ресторане за углом, но мы пообедали лучше и дешевле, а им осталось утешаться своими скатертями.
ну, тут уже мне ничего не оставалось делать, как сесть и читать про Гуалдина Пайса, который Пайс родился в тыща сто восемнадцатом году у Пайо Рамиреса, вельможи - тут говорят rico-homem и велят не путать с homem rico, который просто богач, и путать их грешно, как все равно божий дар с яишней, - и тоже магистра ордена тамплиеров, хоть и рангом поменьше, и вот этот Гуалдин Пайс ещё мальчонкой поступил в услужение будущему королю Афонсо Энрикесу, потом, после битвы при оурике**, двадцати лет отроду, был посвящен в рыцари, а потом сказал - а ну вас всех - и ушёл с крестоносцами в Святую Землю, где и участвовал в осаде Яффы - ну, португальцы пишут, что участвовал, у меня что-то по датам не выходит, но, может, я просто не в курсе, кто там кого осаждал между 1140 и 1156 годами.
а в 1157 году, по возвращении, Гуалдин Пайс сделался великим магистром ордена тамплиеров - и ну возводить замки, как все равно выпущенный на свободу джинн. построил замок в томаре, а к нему ещё и монастырь неземной красоты, - построил замки в помбале, в монсанто, в иданье и, наконец, в альмоуроле, на крохотном островке, чуть пониже места, где сливаются реки тежо и зезере - добраться туда можно только по воде, теперь это часть аттракциона, и ходят лодочки, а раньше хоть вплавь.
и вот, значит, время идёт, Пайс сидит в свежепостроенном замке в томаре и руководит другими стройками века, и тут с юга как начнётся...если то, что устроил король наш афонсо энрикес, была реконкиста, с юга, стало быть, началась де-конкиста, ну, то есть, пришли дикие альмохады под командованием абу юсуф якуб аль-мансура - и ну отвоёвывать занятые было христианами земли, мстя за аль-мансурова папашу, который папаша тоже пять лет назад пришел в португалию с войсками, дошёл до сантарена, да там и остался, потому что король наш афонсу энрикес тоже впустую клювом не щёлкал, даром, что ножки у него были коротенькие, и вот Пайс сидит, деконкиста идёт, абу юсуф якуб аль-мансур берёт алькасер-де-сал, берёт милую моему сердцу палмелу, где я не далее как сегодня пила юное вино из белых мускатных виноградов, берёт алмаду, торрес ведрас и абрантес и, натурально, подкатывает к томару и говорит Гуалдину Пайсу - сдавайся, говорят, храмовник, нас больше, и мы очень страшные.
а тот им...ну, тоже что-то такое, видимо, сказал.
в общем, томаром альмохады подавились и ушли обратно в кастилию, типа, им и вообще португалия не больно-то была нужна. а Гуалдин Пайс ещё пять лет прожил, а потом всё-таки помер, потому - был он человеком в почтенных уже годах, к тому же - неоднократно раненым в битвах.
но рассказывать я собиралась не о нём, а о доне Терезе, благослови её Господь, а с доной Терезой вот что - когда Гуалдин Пайс и другие тамплиеры вернулись в Португалию из похода на Святую землю, с ними пришло сколько-то евреев - не очень много, потому что и тамплиеров было не убиться, как много, но сколько-то - должно быть, ремесленников, а может - врачей, а может - не знаю, а врать не хочется. пришли, значит, и поселились неподалёку, то есть, в томаре, и стали себе жить под некоторым покровительством тамплиеров.
в 1314 году тамплиеров молитвами и стараниями папы климента V упразднили, вместо них сделался орден христа, а
эта нация*** - что ей сделается? - жила себе, и с приходом испанских евреев их стало чуть не 200 человек (зрелых, надо думать, мужчин, потому что женщин и детей в те времена за людей как-то не очень считали) - немногим меньше половины населения томара. но и до того было их достаточно, так что, в городе, в самом его центре, учредили жудиарию, то есть, еврейский квартал, открывающийся на рассвете и закрывающийся на закате.
к тому времени великим магистром ордена очередной папа, кажется, мартин V, назначил принца генриха-мореплавателя, который генрих к
этой нации благоволил и даже позволил построить синагогу. ну, её и построили. за год-два до насильственного крещения евреев 1496 года. после чего новоокрещённых из ихних прежних домов выселили, заселили туда заслуживающих доверия добрых католиков, а синагогу, понятное дело, закрыли.
в начале 16 века там была городская тюрьма, потом - место-то, хоть немножко, а намоленное, - сделалась там часовня святого варфоломея, потом над часовнею надругались и сделали из неё овин, а в 1920-м году стал там склад съестных припасов и винный подвал для группы португальских археологов, и так всё хорошо шло, пока в 1923-м году не явился из польши такой Самуэль Шварц, промышленник, коллекционер, страстный исследователь еврейской истории и сионист - и бывшую синагогу не выкупил и не привёл в порядок. пятнадцать лет спустя он передал её в дар португальской республике с условием устроить там лузо-еврейский музей имени раввина Абраама Закуто****.
понятно, что португальской республике - что во времена правления доктора салазара, что после, - еврейский музей нафиг облокотился, и португальская республика оставила его запертым - пустовать и, по возможности, разрушаться. но не тут-то было. в...80-х, кажется, годах нестарая ещё дона Тереза и её супруг по имени Вашку, каким-то образом выкупили ключ и право держать музей открытым для публики, если публика захочет его видеть.
и каждый день - с утра сеньор Вашку, после обеда - дона Тереза - открывали пустую синагогу, где ничего, кроме четырёх колонн, посвящённых праматерям - Сарре, Ребекке, Лее и Рахили, да восьми, вмурованных в стены кувшинов - для создания стереоэффекта, - и не было.
впервые я была там двенадцать лет назад - это было странное, одновременно жалкое и величественное зрелище.
теперь там, конечно, всё уже есть - приходят добрые люди и жертвуют. дона Тереза, уже вдова, светлая память её доброму супругу, сидит там с утра до обеда и с обеда до вечера. каждые пятнадцать-двадцать минут приходят очередные туристы - которые говорят по-португальски, с теми разговаривает дона Тереза, которые совсем иностранцы - тем гиды объясняют или они сами догадываются. есть проспектики на разных языках, а миньяна как не было, так и нет - вместе с доной Терезой в томаре сегодня живёт шесть евреев, - но бывает, что соберутся заезжие в требуемом количестве - и помолятся. или приезжает добрый рав Элиша Салас из Белмонте с
дрессированными тамошними криптоиудеями. дона Тереза сама родом из Белмонте - она их привечает, конечно.
в общем, ожила синагога, задышала, как и не было там ни овина, ни склада, ни часовни святого варфоломея. а под землёй, говорят, нашли развалины миквы. может, восстановят.
______________
*лучший поросячий ресторан зовут rei dos leit~oes, король поросяток, то есть, а один добрый человек что придумал - назвал свой ресторанчик rui dos leit~oes, имя такое - руй, а люди, которые нетвёрдо знают, чего ищут, бывает, проскакивают мимо rei dos leit~oes и доезжают до rui dos leit~oes, хотя там, говорят, и похуже.
**25 июля 1139 года король наш афонсу энрикес, на ту пору никакой ещё не король, а просто принц с претензиями собрался со своей ватагой пограбить мавров - а мавры возьми и не согласись и даже выставь против афонсу целое войско, а афонсу возьми и обидься - он о ту пору был именинник, и считал, что если кому сегодня исполнилось тридцать лет, тот очень даже может скот угонять и баб, и всё, что под руку попадётся - и он стал просить у небес победу себе на день рожденья, а небеса раз! - и расщедрились, в общем, наши там победили, пограбили, сколько хотели, а афонсу ещё и королём объявили - это уже дружина ему такой подарок сделала.
***в те времена евреев так и называли - gente da nac~ao, то есть, люди [этой] нации.
****а я про него уже рассказывала когда-то.
https://test-na-trzvst.livejournal.com/931964.html