Божественно, когда идет снег!
“И корабль идет” они написали с Федерико Феллини за двенадцать утр.
На тринадцатое Федерико спрашивает: "о чем ты думаешь?"
Тонино ответил, что его чрезвычайно интересуют похороны великих людей. Сталина, например. Или замечательного красавца, актера кино Рудольфо Валентино, на похоронах которого тоже была масса народу. И когда площадь, где проходила панихида, опустела, на асфальте остались сотни рукавов от пиджаков. Полна вот этих вот "оторванных рук".Это те, кто не мог посмотреть, хватали впереди стоящих за рукава и тянули вниз, чтобы что-нибудь увидеть.
“А ты, – спросил Тонино, – о чем ты думаешь?”
“А я думаю о карабинерах, – сказал он. – Я хочу снять большой парад. И все это на лошадях. Они — великолепные исполнители человеческой амбиции. Они галопируют. Это театральность полная. То есть это все люди с плюмажами... со всеми атрибутами карабинеров. Это — галоп гордости.
Все хорошо. Люди аплодируют. Карабинеры проезжают на лошадях. Но вдруг спотыкается и падает одна лошадь. За ней вторая, потому что она спотыкается о первую, третья, четвертая, пятая... Все лошади начинают падать. И все начинает становиться, извините, говном. И все невероятно. Крик. Люди кричат. То есть спектакль жизни. То, что действительно бывает в жизни. Из-за глупости. Из-за того, что споткнулась одна лошадь, — все повалилось... Все. И вот представьте себе после парада — что осталось? Рваные перья, сломанные шлемы — все что угодно...И падают все, и рушится порядок, и рушится все... То есть рушится, может быть, мечта...”
На следующее утро Тонино снова говорит:
“Ты знаешь, какие были похороны Марии Каллас? Маленький пароход плывет к острову, где она родилась. Каллас попросила, чтобы на корабле перед ее родным островом развеяли ее прах. Это было ее желание...”