Это цитата сообщения
Латинист Оригинальное сообщениеЗЛЫЕ ЛЮДИ ИЗ ТЮРКЛАНДА
В исландском языке я не очень силён, но опираясь на некоторые свои скромные познания в нём, да ещё на его сходство со шведским, кое-как разбираю тексты на этом языке. Но даже, если не знать его и вовсе, то значение слова «Tyrkland» можно понять без труда.
Читая сагу «Пряди об Эймунде», я как раз на это слово и натолкнулся. Само по себе оно было бы не так интересно, если бы не сопровождающие его добавления о том, что там, мол, в этом Тюркланде, живут злые люди (illa lið).
Каким образом могло произойти столкновение исландцев с тюркскими племенами на юге нынешней Украины или в Ростовской области? А очень просто: исландцы – это скандинавы, а скандинавы имели обыкновение посещать Россию в древности и участвовать в её судьбе. Скандинавы, между тем, отличались грозным характером и вообще ни перед кем не трепетали. Что же нужно было такого, чтобы они назвали кого-то злыми людьми?
Давно замечено: русские былины не оставили воспоминаний о жестокостях скандинавов или немцев. А вот о степных пришельцах из Азии – ещё как оставили!
Tyrkland – это оно самое и есть. Страна тюркских кочевников. Страна жестоких людей – половцев, печенегов, аваров (не путать с нынешними аварцами на Кавказе – чисто случайное совпадение звуков).
Кто же такие эти тюрки, такие ли они уж и злые, и откуда они произошли?
Для начала нужно огласить списочный состав тюркских народов:
– турки и близкородственные им азербайджанцы;
– на Северном Кавказе это ещё и карачаевцы с балкарцами, которые считают себя разными народами, но говорят на одном языке – карачаево-балкарском, а также кумыки; все эти три народа по внешнему виду – типичные кавказцы; ногайцы живут в этих же местах, но имеют некоторые расовые отличия от них – в них заметна монголоидная кровь (замечу: больше на Кавказе нет никаких других тюркских народов, и это очень важно знать!);
– татары казанские и крымские – между ними очень большая разница и их нельзя путать; башкиры;
– караимы, живущие в Литве и на юге Украины;
– гагаузы, живущие в Молдавии и в Одесской области (поражает воображение то, что они православные!);
– народы Средней Азии: казахи, киргизы, каракалпаки (бывшие печенеги), туркмены и узбеки, а также – живущие в Китае уйгуры, ближайшие родственники узбеков;
– на Алтае живут так называемые алтайцы; это неправильное название, и оно выработано при сталинизме, когда наши власти не давали себе труда разбираться в национальном вопросе; на самом деле, это по крайней мере четыре разных народа, названий у которых пока нет;
– в Сибири есть ещё хакасы, тувинцы, шорцы и тофалары – очень своеобразные народы, которые довольно резко выбиваются из числа названных выше их языковых собратьев;
– и всё же два тюркских народа выбиваются из общей тюркской массы настолько сильно, что их родство с тюрками понятно только лингвистам; это чуваши и совершенно непохожие на них в расовом отношении якуты; оба народа приняли православие, но имеют совершенно разные менталитеты;
Я не назвал ещё некоторых маленьких тюркских народностей – в основном из числа проживающих в дальнем зарубежье – в Афганистане и в Иране, но это уже не столь важно.
Гораздо важнее не упустить ещё один народ, о котором бытует мнение, что он является славянским. В смысле языка – так оно и есть, ибо современный болгарский язык – это язык славянский, хотя и очень своеобразный. Самый неславянский из всех славянских! И тем не менее: я ведь сказал не о языке, а о народе. Полагаю так: современные болгары – это тюркский народ (что и так видно из его названия), говорящий по-славянски. Очень характерно то, что болгары, будучи чисто внешне православными, пребывают в неприязненных отношениях с соседними православными сербами. А кроме того, слухи о том, что они испытывают какие-то братские чувства к дружественному славянскому народу под названием «русский» также очень сильно преувеличенны. В двадцатом веке болгары трижды предавали русских: в Первую Мировую войну, во Вторую и сейчас – после распада Советского Союза. Какие нужны ещё доказательства? Объяснить отсутствие родственных чувств у болгар к русским и другим славянам можно только так: это не славяне вовсе. Что и видно по их расовому облику: многие болгары ничем не отличаются от турок или азербайджанцев. Их музыка, их национальная одежда – также весьма сильно отличаются от соответствующих славянских элементов культуры.
Когда меня призвали в армию и я оказался в городе Уфе – столице Башкирии, я вначале был очень удивлён такими бытовыми картинками: вот на улице люди говорят на каком-то непонятном языке, и в облике этих людей очень заметна монголоидная примесь. Должно быть это и есть башкиры. А вот говорят на каком-то очень не нашем языке – другие люди, которые порою вообще никак не отличаются от русских. Вплоть до голубых глаз и светлых волос. Кто это? Мне объяснили: это татары. За многие века этот народ вобрал в себя такое огромное количество русской крови, что теперь не всегда и отличишь русского от татарина.
Мой командир взвода был высоким голубоглазым блондином с узким и продолговатым лицом. Когда мне сказали знающие люди, что он татарин, я не поверил. И в самом деле: из палатки (мы жили в палаточном лагере) выходит одетый с иголочки офицер европейского типа, под мышкой у него томик Хемингуэя на русском языке, он ложится на травку и с самым интеллектуальным видом читает эту книгу, а потом поворачивается к кому-то и что-то тараторит по-татарски. Как-то удивительно было за этим наблюдать… На всякий случай скажу, чтобы меня не заподозрили ни в чём: это был лучший офицер, которого я видел за всё время своей двухлетней службы. Самый честный, самый порядочный, самый умный.
И вообще, за время своей службы я сделал для себя такое открытие: я могу спокойно общаться с татарами и башкирами. С некоторыми я даже дружил.
Тогда же я подружился с сержантом, который был по национальности карачаевцем. Под его руководством стал учить его язык. Уже после армии я узнал, что карачаево-балкарский язык происходит от языка древних половцев и является едва ли не самым типичным среди всех ныне существующих тюркских языков. По некоторым признакам, он – самый как бы классический среди них. Самый чисто тюркский.
Ещё в армии я заметил: тюрки разных национальностей прекрасно понимают друг друга. Однажды я видел такую сцену: солдат азербайджанец подходит к старшине сверхсрочной службы – турку по национальности, и начинает ему что-то с волнением рассказывать на своём языке. Стоящие рядом татарин, узбек и казах внимательно слушают. Слушает и карачаевец, который вдруг прерывает его слова и кричит по-русски:
– Всё ты врёшь! Всё было совсем не так!
А что было не так – я так и не узнал. Они опять заговорили по-своему.
Ещё когда я был на учебке, в нашей учебной роте возникли веьма сложные отношения между русскими и азербайджанцами. Поразительно: татары, независимо от звания всегда выступали на стороне русских.
Однажды был такой случай: азербайджанские солдаты постоянно пытались отбирать еду у русских. Из-за этого в столовой возникали конфликты и даже драки. В один из таких конфликтов вмешался сержант узбекской национальности. Русские солдаты объяснили ему: мы возмущаемся, потому что азербайджанцы отбирают у русских еду.
Узбек жёстко разрешил конфликт в пользу собратьев по языку и вере, заявив, что азербайджанцам не хватает витаминов и им нужно есть больше!
Много лет спустя я стал заниматься эстонским языком, начиная своё знакомство с его грамматики. Многое показалось мне тогда необычным, и я тогда же стал вникать в язык финский, близкородственный эстонскому.
И вот какое я тогда сделал удивительное открытие: если положить на одну чашу весов финские языки, а на другую – тюркские, то тогда придётся сказать о содержании одной из чаш следующее: это языки народов, склонных к анархии, людей не привыкших логически мыслить и вообще – неуравновешенных, неуправляемых и легкомысленных. Зато языки на другой чаше весов буквально блистают логикой, строгостью и чёткостью.
Читатель, не знакомый с тайнами тюркских и финских языков, многозначительно скажет:
– Понятное дело, что логикой блещут культурные финны с эстонцами, а анархией отличаются буйные и некультурные тюрки.
А вот и нет. Всё совсем наоборот!
Железная логика – свойственна именно тюркским языкам, а неописуемые грамматические ужасы с бесконечными исключениями из правил или даже с полным отсутствием правил – это языки финский и эстонский. Выучить татарский или турецкий язык – для русского человека совсем не трудно. А вот выучить чудовищно трудный и капризный эстонский – это задача очень и очень серьёзная!
Откуда взялись тюрки? Кому они родственны?
Самое поразительное то, что они – европейского происхождения. Их очень далёкие предки были выходцами из Европы и являются ближайшими родственниками индоевропейцев. Несколько десятков тысяч лет тому назад это была так называемая «бореальная общность языков». Проще говоря, в начале это был вообще один язык и один народ – чисто европейский. Одна из веточек этого народа, передвигаясь на восток, зашла совсем далеко – аж на Алтай, да так там и осталась, образовав позже алтайское языковое семейство. Оно получилось не столь многочисленным и разнообразным, как близкородственное индоевропейское, но всё же – это отдельное образование. О родстве индоевропейцев и алтайцев лингвисты узнали относительно недавно. Кстати, если бы не они, то люди не узнали бы об этом родстве вообще никогда: слишком уж сильно отличаются по внешнему виду современные алтайцы, получившие в Азии сильную монголоидную примесь – до 50%, а иногда и больше. Но лингвистика – вещь упрямая, потому что она оперирует фактами. Индоевропейское языковое семейство, алтайское и уральское (его ещё называют угро-финским) образуют единое языковое сверхсемейство, которое своими корнями уходит в ледниковую Европу. Оно называется Бореальным или Ностратическим (то есть нашенским).
Ну а почему тюрки стали такими, по словам исландцев, злыми? Да потому что кочевой образ жизни не располагает к доброте и к созидательности. Кочевник – это разрушитель. Его дело прийти на чужую землю, выпасти там свой скот и пойти дальше, оставив после себя опустошение.
В алтайское языковое семейство входят также и монголы, в честь которых названа Большая Монголоидная раса. По языку и они получаются европейцы, но уж по менталитету!.. Их ужасная история известна всем. Гордиться пока что нечем. Хотя к чести лесного бурятского народа следует сказать, что он с самого начала был во враждебных и недоверчивых отношениях со своими степными родственниками.
Но есть ещё и третья ветвь в этом семействе. Это тунгусо-маньчжурская группа языков. На этих языках говорят эвенки, эвены, нанайцы, маньчжуры и некоторые другие народы. Их немного, всего девять. И вот их-то язык в наибольшей степени и близок европейским языкам, он и представляет для лингвистов наибольший интерес. Знаменитый Дерсу Узала – он как раз из этих самых племён.
Но это уже совсем-совсем не то же самое, что тюрки.
История тюркских народов сложилась трагически. Нынешние поколения тюркоговорящих людей оказываются в весьма неприятном положении: надо или заявить о презрении к своим предкам и покаяться перед некоторыми другими народами, либо заявить о своём чувстве гордости за то, что сделали предки, и тем самым навлечь на себя проклятье тех современных народов, которые пострадали когда-то от этих самых предков.
Можно и просто молчать, чтобы не бередить старые раны, но это не всегда получается.
Приведу простой пример: при обороне Ленинграда погибло, по крайней мере, 30 тысяч казанских татар.
И ровно столько же крымских татар перешло на сторону немцев, когда те напали на нашу страну.
А ведь и те, и другие называются татарами! (Справедливости ради, следует заметить, что они говорят на двух разных языках: язык крымских татар сильно сблизился с турецким языком. Как, впрочем, и менталитет.)
Историческая вина крымских татар перед славянскими народами – не поддаётся никакому описанию. Никакие нынешние чеченские террористы не могут сравниться по жестокости, подлости и низости с тем, что вытворяли в течение нескольких веков эти варвары!..
Кстати, о чеченцах. Они ничего общего не имеют с тюрками. У одного весьма уважаемого мною современного автора я прочёл такое утверждение в его книге: чеченцы – тюрки, а потому они такие и буйные. Я уже перечислил тюркские народы Кавказа: это азербайджанцы, карачаевцы с балкарцами, кумыки и, отдельно стоящие ото всех, ногайцы. В этом списке нет чеченцев. Поэтому валить все беды этого региона только на тюркские народы – несправедливо.