ФЛАМАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ХЕНДРИК ГОЛЬЦИУС / HENDRICK GOLTZIUS (1558-1617)22-09-2025 22:20к комментариям - к полной версии
- понравилось!
ФЛАМАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ХЕНДРИК ГОЛЬЦИУС / HENDRICK GOLTZIUS (1558-1617)
Хендрик Гольциус (1558-1617). Автопортрет. 1592-1594 гг. Рисунок. 43 х 32,3 см.
Галерея Альбертина, Вена. Графический кабинет.
Хендрик Гольциус (1558-1617) – выдающийся художник нидерландского маньеризма, гравёр, рисовальщик и живописец немецкого происхождения, одна из самых влиятельных фигур своего времени в искусстве Северной Европы. Гольциус наиболее известен как рисовальщик и гравер, потому что только в 1600 году, в возрасте 42 лет, он начал писать маслом. До того он стал самым известным линейным гравёром своего времени (он также создал несколько офортов) и лидером группы художников-маньеристов, работавших в Харлеме, где он основал своего рода «академию» (возможно, класс рисования с натуры) вместе с Корнелисом ван Харлемом и Карелом ван Мандером. В 1590–1591 годах он посетил Рим, и после этого его стиль стал более классическим. Правая рука Гольциуса была искалечена в детстве, но, несмотря на это, он прославился своей технической виртуозностью и умением подражать другим великим гравёрам, таким как Альбрехт Дюрер и Лукас ван Лейден.
Старый Дюссельдорф. Гравюра Франса Хогенберга. Около 1575 г.
Хендрик Гольциус (Hendrick Goltzius) родился в январе или феврале 1558 года в Голландии, недалеко от Венло, в маленькой деревне Миллебрехт (Брахт), ныне муниципалитет Брюгген, земля Северный Рейн-Вестфалия, в семье немецкого происхождения. Его настоящая фамилия Гольц (Goltz), в дальнейшем, следуя моде, он прибавил к ней латинское окончание. Его семья переехала в Дуйсбург, близ Дюссельдорфа, когда будущему художнику было 3 года. Еще ребенком годовалый Хендрик упал на горящие угли и изуродовал себе правую руку, получив серьезные ожоги, в результате которых рука осталась калекой на всю жизнь. Впоследствии художник сделал несколько графических этюдов своей покалеченной руки.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Рисунок правой руки. 1588 г. Музей Тейлора, Харлем, Нидерланды.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Портрет скульптора Джамболоньи (1529-1608).
1591 г. Бумага, мел. 37 x 30 см. Музей Тейлора, Харлем, Нидерланды.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Портрет скульптора Пьера Франшевиля (1548-1616).
1591 г. Бумага, чёрный и красный мел, кисть, серые и коричневого чернила. 41,5 x 30,8 см.
Рейксмузеум, Амстердам.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Vertus Unies. Fortitudo e Patientia (Благородные добродетели. Стойкость и терпение).
1582 г. Дерево, масло. Дерево, масло. 19,5 х 25 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), атрибуция. Сцена ухаживания. 1595 г.
Дерево, масло. 91,4 x 61 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Сусанна и старцы. 1590-е гг. Холст, масло. 113 х 94 см.
Национальный музей, Варшава.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Венера, Адонис и Купидон, прислонившийся к дереву.
Конец 1590-х гг. Дерево, масло. 55 х 41,5 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). «Sine Cerere et Baccho friget Venus»
(Без Цереры и Вакха Венера замёрзла бы). 1599-1602 гг. Холст, масло, тушь.105 х 80 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Кадм убивает дракона. 1573-1617 гг. Холст, масло. 189 х 248 см.
Государственный музей искусств, Замок Кольдингхус, Дания.
Гольциуса можно сравнить с такими мастерами, как Альбрехт Дюрер, или Франсиско Гойя, он также исследовал темные стороны человеческой души, но делал он это в эстетике эпохи Возрождения и раннего барокко. Герои его картин, красавцы с гипертрофированными мышцами и лишними позвонками, и невероятной красоты дамы. А еще драконы. На написание драконов его вдохновил миф о Кадме:
Сын финикийского царя Агенора был послан Дельфийским Оракулом следовать за коровой, чтобы основать город на том месте, где она ляжет на землю. Корова упала на месте будущего города Фивы. Когда Кадм послал своих людей за водой, их убил дракон, охранявший источник. Затем Кадм убил дракона, посеял зубы дракона в почве, из которых выросли вооруженные люди. Пятеро из них стали предками фиванцев.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Диана и ее нимфы узнают о беременности Каллисто. 1599 г.
Дерево, масло. 106 х 172 см. Музей Боннефантен, Маастрихт, Нидерланды.
Первые познания в рисунке и живописи на стекле мальчик приобрел у отца, мастера-витражиста, позднее - у Ламберта Ломбарда. В 1575 году отец определил Хендрика в ученики к философу, теологу и художнику-гравёру Дирку Волькертсену Коорнгерту, работавшему в Ксантене (Рейнская область), чтобы сын научился гравировальному мастерству. Коорнгерт вернулся в свой бывший дом в Харлеме в Голландии в начале 1577 года, в том же году за ним последовал Гольциус[2]. В течение следующих нескольких лет Гольциус гравировал по рисункам и картинам других художников для Коорнгерта и антверпенских издателей вместе с гравёром Филиппом Галле, также учеником Коорнгерта.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Распятый Христос с Марией, Иоанном Богословом
и Марией Магдалиной. 1600 г. Медь, масло. 43,4 х 29,4 см.
Кунстхалле, Карлсруэ, Германия.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Обрезание Иисуса. 1607 г. Холст, масло.
98,1 х 134,6 х 10,5 см. Национальный фонд охраны исторических памятников
и природных красот, Лондон.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Христос, как Человек скорбей. 1607 г.
Холст, масло. 121 х 87 см. Центральный музей Утрехта, Нидерланды.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Христос на холодном камне с двумя ангелами.
1602 г. Медь, масло. 51 х 34,5 см. Художественный музей Род-Айлендской школы дизайна,
Провиденс, США.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Положение во гроб. 1600 г. Медь, масло. 22 х 17 см.
Музей Польди Пеццоли, Милан.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Портрет коллекционера раковин Яна Говертсена ван дер Аэра
(1545–1612). 1603 г. Холст, масло. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Мадонна с младенцем и ангелами. 1607 г.
Холст, масло. 133,4 х 100,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2019 г.
Лот продан за GBP 89.500 фунтов.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Спящая Даная готовится принять Юпитера. 1603 г. Холст, масло. 173,3 х 200 см.
Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Калифорния.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Сусанна и старцы. 1607 г. Дерево, масло. 57 х 94 см.
Музей картезианского монастыря в Дуэ, Франция.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Группа деревьев в лесу. 1600 г.
Бумага, перо, тушь, акварель. 28,4 x 19,7 см. Кунстхалле, Гамбург.
В 1579 году, в возрасте 21 года, Хендрик женился на богатой вдове, намного старше его. Этот «неравный брак» дал художнику экономическую самостоятельность. Он стал достаточно богат, чтобы купить дом и открыть собственную гравировальную мастерскую, а через два года нанял двух учеников. Гольциус, по-видимому, сам начал издавать гравюры в 1580 году.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Адам и Ева (Вакх и Венера). 1573-1617 гг.
Холст, масло. 172 х 114 см. Музей фюрера.
Музей фюрера (нем. Führermuseum) - нереализованный проект Гитлера по созданию в городе Линце художественного музея в его честь на основе конфискованных и приобретённых Третьим рейхом произведений искусства. С ужесточением бомбардировок Германии союзнической авиацией собранные произведения живописи были укрыты в соляной шахте в Альтаусзе. В мае 1945 года коллекция была конфискована американцами и перевезена в Мюнхен для последующего возврата владельцам.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Грехопадение (Адам и Ева). 1608 г.
Дерево, масло. 203,5 х 134 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Благовещение. Начало XVII века.
Дерево, масло. 180 х 126 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Крещение Христа. 1608 г.
Дерево, масло. 203,5 x 132,5 см. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург.
Хендрик Гольциус (1558-1617). «Кровь погибшего Адониса превращается в анемону»
(Овидий, «Метаморфозы»). 1609 г. Холст, масло. 76,5 х 76,5 см, Рейксмузеум, Амстердам.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Гермес представляет Пандору царю Эпиметею. 1611 г.
Холст, масло. 181 х 256,8 см. Базельский художественный музей, Швейцария.
Комментарий Базельского музея:
Музей интерпретирует эту сцену как представление Пандоры королю Эпиметею. Согласно Гесиоду, Зевс мстит Прометею, который отнял у него огонь, заставив Гефеста сделать первую женщину из глины, которую олимпийские боги щедро одарили дарами, что объясняет название «Пандора» (Всеблагая). Зевс снабжает Пандору ящиком, который до сих пор хранится запертым на Земле, и Гермес знакомит ее с королем Эпиметеем, братом Прометея, который предает ее и, вопреки предупреждению своего брата о дарах богов, заключает с ней брачный союз. Пандора открывает ящик, названный в ее честь, из которого выходит все зло, которое отныне преследует людей.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Аллегорическая женская фигура, держащая кисть и раковину наутилуса.
1610 г. Дерево (дуб), масло. 97,5 х 98 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Кающаяся Мария Магдалина с ангелом. 1610 г.
Холст, масло. 125,4 x 95,3 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2019 г.
Лот продан за GBP 200.000 фунтов.
Примерно в 1584 году Гольциус встретил художника (и его будущего биографа) Карела ван Мандера, беженца из Фландрии. Ван Мандер работал в Италии и Австрии и был знаком с многими художниками и направлениями в искусстве. Он познакомил Гольциуса с рисунками фламандского художника Бартоломеуса Спрангера (1546-1611), с 1580 года работавшего в Праге для императора Священной Римской империи Рудольфа II. Работы этого художника оказали значительное влияние на творчество Гольциуса.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Триптих. Меркурий, Геркулес и Минерва, написанный по заказу
Йохана Колтермана. 1611-1613 гг. Холст, масло. Музей Франса Хальса, Харлем, Нидерланды.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Геркулес и Какус. 1613 г.
Холст, масло. 207 х 142,5 см. Музей Франса Халса, Харлем.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Меркурий, как олицетворение живописи.
1611 г. Холст, масло. 214 x 120 см. Музей Франса Халса, Харлем.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Минерва, как олицетворение мудрости.
1611. Холст, масло. 214 x 120 см. Музей Франса Халса, Харлем.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Юпитер и Антиопа. 1612 г. Холст, масло. 129 х 178 см.
Национальная галерея, Лондон.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Вертумн и Помона. 1613 г. Холст, масло. 85 х 147 см.
Государственный музей Твенте в Энсхеде, Нидерланды.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Тит Таций. 1613 г. Холст, масло. 125 х 105 см.
Музей Франса Хальса, Харлем.
Согласно мифу о происхождении Рима, Тит Таций был царём сабинян из Куреса и соправителем Римского царства в течение нескольких лет. Во время строительства Рима из-за разногласий с Ромулом, разъярённая толпа забила его камнями до смерти.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Ева. 1613 г. Дерево (дуб), масло. 51 х 38,5 см.
Музей изящных искусств Страсбург, Франция.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Адам. 1613 г. Дерево (дуб), масло. 51 х 38,5 см.
Музей изящных искусств Страсбург, Франция.
В 1587 году (в некоторых источниках называется 1583 или 1600 год) Гольциус вместе с Корнелисом Харлемским и Карелом ван Мандером основал в Харлеме Академию художеств, или, как её позднее стали называть, Харлемскую академию маньеристов.
С конца 1580-х годов Гольциус страдал от депрессии и чахотки. Его семейная жизнь не удалась и в 1590 году он сбежал от жены и, несмотря на свои болезни, отправился в Италию. Через Гамбург и Мюнхен он поехал в Венецию, Болонью и Флоренцию. В январе 1591 года прибыл в Рим, где он пробыл восемь месяцев (кроме краткого пребывания в Неаполе).
Хендрик Гольциус (1558-1617). Скорбящий Христос с чашей (Христос как Искупитель).
1614 г. Дерево, масло. 89 х 78,7 см. Художественный музей Принстонского университета,
штат Нью-Джерси, США.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Святой Себастьян с ангелом. 1615 г. Холст, масло. 102,5 x 92,5 см.
Музей искусства и истории культуры, Мюнстер, Германия.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Аллегорический портрет Яна Говерца ван дер Арра в образе Вулкана
в его кузнице. 1615 г. Холст, масло. Институт искусств, Чикаго.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Вакх протягивает царю кубок, но в этот самый момент царица Апама
даёт ему пощёчину, снимает с него корону и надевает её на себя 1614 г. Холст, масло. 110 х 165 см.
Музей изящных искусств и керамики в Вервье, Франция.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Венера и Адонис. 1614 г. Холст, масло. 141 x 191 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Вертумн и Помона. 1615 г. Холст, масло. 90,4 х 104,2 см.
Музей Фицуильяма, Кембриджский университет, Англия.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Адам и Ева оплакивают тело Авеля. 1613 г. Местонахождение неизвестно.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Неподходящая пара (Старуха с молодым человеком).
1614 г. Холст, масло. Музей картезианского монастыря в Дуэ, Франция.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Елена Троянская. 1615 г. Холст, масло. 115 х 83 см.
Художественный музей Карриера, Манчестер, Нью-Гэмпшир, США.
В Италии часть путешествия Гольциус совершил пешком, выдавая себя за простолюдина, «отчасти для того, чтоб свободнее прислушиваться к суждениям о себе самом, отчасти из любви к мистификациям». В Риме он открыл для себя творчество Рафаэля, но особенно был впечатлён творениями Микеланджело Буонарроти и Джамболоньи. Он изучал искусство всех периодов: от классической скульптуры до мастеров эпохи Возрождения. Гольциус привез в Харлем большую коллекцию рисунков, которые использовал всю оставшуюся жизнь. Например, известны три его гравюры с изображениями классических статуй, в частности, Геркулеса Фарнезе.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Фарнезийский Геркулес. 1592-1594 гг. Гравюра.
Базельский художественный музей, Швейцария.
Древнеримская статуя, известная как Геркулес Фарнезе, была обнаружена в термах Каракаллы в Риме в 1546 году и установлена во дворе дворца семьи Фарнезе на берегу Тибра, где она стала одним из главных экспонатов римского путешествия для учёных, ценителей и художников. Когда Гольциус рисовал статую, ноги, которые он увидел, были заменены на ноги, сделанные Гульельмо делла Порта в 1560 году. Хотя древние ноги были найдены вскоре после остальной части статуи, Микеланджело убедил Фарнезе, что современные ноги ничуть не хуже. Две фигуры, смотрящие снизу вверх на массивную статую в правом нижнем углу гравюры, так и не были до конца идентифицированы. «Геркулес Фарнезский» великолепно демонстрирует виртуозную технику, разработанную Гольциусом.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Поклонение пастухов. Холст, масло. 100 x 96 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Положение во гроб. Дерево (дуб), темпера. 36,4 х 28 см.
Национальный музей, Варшава.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Искушение Адама. Холст, масло. 83,1 х 50,2 см.
Музей Боуз, Барнард-Касл, графство Дарем, Англия.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Адонис. 1605 г. Дерево, масло. Национальный музей Брукенталя, Румыния.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Война и Мир. Холст, масло. 107 х 89 см.
Национальная галерея Армении, Ереван.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Добродетели. Надежда. Холст, масло. 101,5 х 82,5 см.
Музей Боуз, Замок Барнард, графство Дарем, Англия.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Добродетели. Вера.
Копия. Дерево, масло. 34,2 х 18,9 см.
Художественная галерея Ференса, Кингстон-апон-Халл, Англия.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Юдифь обезглавливает ассирийского полководца Олоферна.
Холст, масло. 124,5 х 99 х 7,6 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Портрет бородатого мужчины. XVII век.
Дерево (дуб), масло. 47 х 35 см. Частное собрание.
ТВОРЧЕСТВО
Более всего Хендрик Гольциус известен как виртуозный мастер резцовой гравюры на меди. Гравюры Гольциуса впечатляют высоким уровнем техники штриха, качеством моделировки объёмов и «чувством формы», воспринятым у итальянских художников. Однако в сравнении с техникой и формальным блеском заметна некоторая вторичность и выхолощенность содержания, свойственные многим художникам-маньеристам.
В год в печатной мастерской выпускали десятки гравюр на меди по рисункам Гольциуса, многие выгравированы им самим. Гольциус также начал создавать гравюры на дереве. Например, «Геракл, убивающий Какуса» (1588).
Хендрик Гольциус (1558-1617). Геракл, убивающий Какуса. 1588 г.
Гравюра на дереве. 41,4 х 33,5 см. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Меркурий приносит глаза Аргуса Юноне. 1615 г. Холст, масло. 131 х 181 см.
Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.
Имеется в виду миф, в котором богиня Юнона собирает глаза Аргуса и размещает их на крыльях и хвосте павлина
в память о своём верном служителе Меркурии.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Сусанна и старцы. 1615 г. Холст, масло. 138 х 104 см.
Музей изящных искусств, Бостон, США.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Лот и его дочери. 1616 г. Холст, масло. 140 х 204 см. Рейксмузеум, Амстердам.
Слева сонный Лот после того, как его соблазнили дочери. Лиса за деревом символизирует женскую хитрость.
На заднем плане перед горящим городом стоит соляной столб, в который превратилась жена Лота.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Грехопадение. 1616 г. Холст, масло. 104,5 х 138,4 см.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Венера и Купидон, за которыми подглядывает сатир. 1616 г.
Холст, масло. 100 х 133 см. Лувр, Париж.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Юпитер и Юнона, 1616 г. Холст, масло. 99,5 x 80 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Марс и Венера. 1616 г. Холст, масло. 93,9 x 76,2 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 368.750 фунтов.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Неравные любовники. 1615 г. Холст, масло. 68,5 х 58,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2013 г. Эстимейт $700.000 – 900.000 дол.
В настоящее время картина находится в Художественной галерее Шипли, Англия.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Иов в беде (Страдания Иова). 1616 г. Холст, масло. 60 х 60 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), атрибуция. Бюст молодой женщины. 1617 г.
Холст, масло. 51 х 42 см. Частное собрание.
Шедеврами графики признаны награвированные Гольциусом миниатюрные портреты современников, шесть гравюр из серии «Жизнь Девы Марии» (1593—1594), одна из которых выполнена в стиле Альбрехта Дюрера, другая в стиле Лукаса ван Лейдена и четыре в манерах других художников. Ван Мандер в «Книге о художниках» отмечал, что Гольциус стремился подготовить как можно больше гравюр к продаже на Франкфуртской книжной ярмарке весной 1594 года. К концу XVI века он создал около трехсот десяти гравюр по собственным рисункам и еще семьдесят по оригиналам других авторов. Гольциус также создал большое количество рисунков, задуманных как самостоятельные произведения искусства, в дополнение к работам, служащим основой для гравюр. Его рисунки, выполненные пером и чернилами, мелом или серебряным штифтом на пергаменте, бумаге или холсте, приобретали коллекционеры по всей Европе. Всего сохранилось около пятисот рисунков.
В заключение, большая подборка работ школы и последователей Хендрика Гольциуса
Хендрик Гольциус (1558-1617), follower. Поклонение пастухов с Благовещением пастухов.
Холст, масло. 85 x 78,8 см. Аукцион Christie’s, Амстердам, 2009 г. Лот продан за EUR 5.000 евро.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Поклонение пастухов. Аукцион Christie’s, Амстердам, 1999 г.
Лот продан за NLG 16.382 нидерландских гульденов.
Хендрик Гольциус (1558-1617), follower. Счастливое семейство.
Дерево, масло. 19,8 x 15,4 см. Аукцион Christie’s, Амстердам, 2003 г.
Лот продан за EUR 657 евро.
Хендрик Гольциус (1558-1617), приписывается. Христос перед Пилатом.
Хендрик Гольциус (1558-1617), after. Ecce Homo. Дерево, масло. 36 х 31 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), scuole. Бичевание Христа. Дерево, масло. 86,4 x 59,7 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), scuole. Бичевание Христа. Дерево, масло. 86,4 x 59,7 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), circle. Богословские добродетели. Дерево, масло. 74,5 x 105 см.
Аукционный дом HAMPEL Fine Art Auctions, Мюнхен. Эстимейт 12.000 - 15.000 евро.
Хендрик Гольциус довел до высочайшего уровня приём «выпуклой линии» (нидерл. zwellende lijn), при котором в зависимости от силы нажима на резец модулируют толщину штриха, выявляющего на оттиске объёмную форму. Он также был изобретателем техники «точка и ромб» (нидерл. stip en ruit), когда, в ромбовидное пространство, образуемое перекрещивающимися штрихами, наносят точки, усложняющие игру тона. Только один гравёр-издатель Хольштейн заказал Гольциусу 388 гравюр известных картин, от других печатников он получил заказ на гравирование еще 574 произведений. Около 1600 года Гольциус, продолжая рисовать, перестал создавать гравюры и сосредоточился на живописи. Он передал издание гравюр своему пасынку Матаму. Гольциусу приписывают около 50 сохранившихся картин маслом.
Хендрик Гольциус (1558-1617), follower. Пир богов на свадьбе Амура и Психеи. Дерево (дуб), масло.
50 х 86 см. (р.и.). Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), follower. Пир богов на свадьбе Амура и Психеи. Дерево (дуб), масло.
50 х 86 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), circle. Картина Кебета. Холст. масло. 106 х 195,5 см. Частное собрание.
В античности был написан, возможно, философом Кебетом, диалог «Картина» или «Таблица», представляющий собой фантастическое описание некоей несуществующей картины, изображающей со всей наглядностью путь к вершинам добродетели.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Tabula Cebetis, или Путешествие по человеческой жизни. 1601-1650 гг.
Холст, масло. 85 x 134 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), after. Персей и Андромеда. 1601-1700 гг. Холст, масло. 110 x 165 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), after. Похищение Европы. Дерево, масло. 40 х 42 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), circle. Легендарный герой Римской империи Марк Курций.
1586-1590 г. Холст, масло. 118,2 x 104,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2016 г.
Лот продан GBP 80.500 фунтов.
Хендрик Гольциус (1558-1617), follower. Геракл убивает Какуса.
Дерево, масло. 53 х 41 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), after. Сусанна и старцы. Медь, масло. 24,5 x 18,5 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), circle. Минерва. 1596 г. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2002 г.
Лот продан за EUR $1.195 дол.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Иаиль и Сисара. Холст, масло. 100 х 84 см. Частное собрание.
Кенитянка Иаиль собирается убить Сисару, побеждённого ханаанского военачальника,
вбивая в его висок колышек от шатра.
В семье Гольциусов, кроме Хендрика, были и другие художники. Среди них гравёр Якоб Гольциус Первый (1535—1609), брат Хендрика: Якоб Гольциус Второй (1574—1630), гравёр и живописец; гравёр и нумизмат Хубрехт Гольциус (1526—1583).
Во второй половине 1580-х годов в мастерской Гольциуса работали помощники и ученики, в том числе его пасынок Якоб Матам, Якоб (Жак) де Гейн Второй, Ян Питерс Санредам Старший, Питер де Йоде Старший, Иоганн Лисс.
Хендрик Гольциус (1558-1617), circle. Аллегория осени. Холст, масло. 100 х 84 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), after. Аллегория обоняния. Холст, масло. 63,5 x 46,4 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Лот продан за $2.750 дол.
Хендрик Гольциус (1558-1617), follower. Аллегория обоняние. 1600 г.
Дерево, масло. 48 х 38 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Аллегория чувства зрения. Дерево, масло. 44,5 х 34 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Аллегория чувства слуха. Интерьер с женщиной
и мужчиной, играющими музыку. Дерево, масло. 26,7 х 22,2 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Аллегория прикосновения. Вкус. Дерево, масло.
66,5 х 51 см. Аукцион NEUMEISTER, Мюнхен, 2021 г. Лот продан за EUR 7.620 евро.
Хендрик Гольциус (1558-1617), scuole. Аллегория вкуса. XVII в. Дерево, масло. 37 х 28 см.
Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617), follower. Портрет Анны Марии Тессельшаде.
Холст, масло. 42 x 34 см. Частное собрание.
Хендрик Гольциус (1558-1617). «Трони» с изображением бородатого старика,
возможно, Святого Иеронима. Дерево, масло. 43,8 x 39,8 см. (овал).
Аукцион Christie’s, Амстердам, 2007 г. Лот продан за EUR 3.750 евро.
Трони - жанровая разновидность графического или живописного портрета, получившая
распространение в Голландии в XVII веке. Происходит от автопортретов Рембрандта.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Арбалетчик и служанка на фоне пейзажа города.
Холст, масло. Музей Грунинге, Брюгге, Бельгия.
Хендрик Гольциус (1558-1617). Линейная гравюра, Италия, XVIII век.
Плакат из коллекции Granger.
Хендрик Гольциус вернулся в Харлем в августе 1591 года и проработал в этом городе до самой смерти.
К 1616 году его здоровье ухудшилось, и 1 января следующего года он умер в возрасте 58 лет.
Художника Хендрика Гольциуса уважают во многих странах, а в Нидерландах, Германии и Италии почитают своим земляком. И с нетерпением долго ждали капитальную монографию Лоуренса Николса, посвященную многогранному творчеству художника. Вслед за великолепными томами New Hollstein Марджолейн Лисберг о гравюрах Хендрика Гольциуса Лоуренс Николс наконец-то опубликовал свою авторитетную монографию о художнике-живописце Гольциусе.
Lawrence W. Nichols - The Paintings of Hendrick Goltzius, 2013.
Лоуренс В. Николс: Картины Хендрика Гольциуса (1558-1617). Монография и каталог Raisonné
(Aetas Aurea, том XXII) , Doornspijk: Davaco Publishers, 2013. 466 стр., 207 илл. Цена 275 евро.
ИСТОЧНИКИ
1. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Москва, Издательство «Искусство», 1973 г. Стр. 179, 181, 207, ил. 115. 2. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. Москва, Издательство «Искусство-ХХI век, 2014 г. 448 с., ил.