
-Нет, говоришь? Та-ак, и где эта птичка...
...
- Алло? Инспектор полиции Барсалога. Номер художественного руководителя «Театра на Тайяне». Так... записываю...
Он набрал театр, пришлось подождать.
-Россоланта уволилась и взяла билет на лайнер «Санта Паула» до Картахены. В спешке — отплывает сегодня, рейсы раз в месяц.
-Семь футов под килем! - пожелал Вентер. -Надо бы удостоверится, что уплыла не по частям.
-Съезди. Ещё успеешь помахать шляпой, - предложил инспектор.
-Интересно, дамнация имеет радиус действия...
-Вентер, ты думаешь я не знаю, что «дамнация» - это «проклятие»? - нахмурился Донатас. - На ком, на Дюймовочке? Что опять за дурацкие тайны?
-Ну... католики считают, что боженька не накажет, если между грешниками три тысячи миль, - усмехнулся Барсалога. -Дождись, чтоб покинула территориальные воды, и греши дальше. Не утащит же черт пароход за какой-то флирт. Ему их негде будет складировать.
-Ладно, грехи — не моя епархия, - проворчал лейтенант. - Так, по «списку Эрскина». Ему не следует особо доверять, сквайр и сам сомневался. Где два кандидата на «место», где никого. Но предварительные результаты... между нами... Неточные, конечно...
-Не тяни, колись, - потерял терпение Вентер. - Хоть какие?
-Шестнадцать-двадцать человек... Литераторы и сценаристы, исключение — поэтесса Локи. Двое пропали, об одном нет данных, остальные мертвы. Восемь могут быть убиты. В своё время смерти считались случайными или естественными, Кроме трёх, где явные убийства.
-И что стало с убийцами? Судили?
-Их нашли уже в виде трупов.
-И тянется это?... - помрачнел Барсалога.
-Пятнадцать лет.
-Настолько запущено?- инспектор обнял голову руками. - Пятнадцать лет! Это ожерелье, а не цепочка.
-Я думал, они хилые... -буркнул лейтенант. - Эта пьянь крепче, чем казалось?
-Какой-нибудь грамотей карает за то, что кино уродует великий английский язык, - ухмыльнулся Вентер. - А мы тут голову ломаем.
Донатас повернулся к нему:
-То, что ты спрашивал у Гриндберга. Не понятно, писали ли они последний год. Не публиковались - да.
-У меня есть версия, но извините, лейтенант — она касается верхушки — Барсалога выразительно посмотрел на него.
-Понял, ухожу, - сказал Донатас, поднимаясь. - Ну, у меня всё. Удачи.
Он ушёл с лёгким поклоном.
…
-Что за версия, инспектор?
-Что последний год-два все писали по заказу одному и тому же человеку. Который хотел, чтобы то, что они напишут, было в единственном числе.
-Ну называйте имя.
-Хантингтон. Помните, он заявил, что в его галерее есть неизвестные шедевры Возрождения, но он не обязан их показывать? Вот тоже самое.
...
М-да. Кто же ещё?
Магнат Хантигтон - это чуть ли не вся железнодорожная сеть Западной части. Заводы, госпитали... Романы для него одного? А почему нет?
...
-Но это сценаристы. Он что, снимает фильмы только для себя? — уточнил Вентер.
-Что-то вроде. Понимаю, что для этого потребуются сотни людей, не только сценаристы. Тут, наверно, целый тайный городок нужен. Кроме него такими финансовыми возможностями обладает только Катти дю Валь, но пятнадцать лет назад она ещё читала «Волшебника страны Оз».
-Не очень вяжется. Почему всплыли только сценаристы? А актёры, режиссёры?
-Да я и не предлагаю копать под Хантингтона. Наверное, у нас ещё много не проработанного. Ты чем займёшься?
-Схожу в клубы подростков, которые курировал Эрскин, - ответил лжецмен.
-Давно пора. Я вообще считаю, что нечего полицией нервировать несовершеннолетних. Все дела с ними должны вести лжецмены. А что именно хочешь узнать?
-Был слух об отроке, которому сделали демеморизацию фрагмента памяти. В в клинике должны быть документы, зачем.
-Они не поделятся.
-У нас столько смертей! Намекните, что не дадут материалы — будут выглядеть соучастниками...
Инспектору это не понравилось:
-Нет, Вил Вентер, шантажировать я не собираюсь. У меня нет лицензии лжецмена. А можно откровенность за откровенность?
-Да?
-Зачем тебе Шоан? Ты втягиваешь её в опасную историю.
-Звонила её бабушка?
-Неважно, кто звонил.
-Россоланта и Шоан — это факторы...
-Факторы или шашни?
-Они - неизвестное, которое нервирует и подозреваемых. Это нам выгодно.
-Не трогал бы девушек! -резко бросил Барсалога.
Они вперились друг в друга, как коты, выясняющие отношения. Вентер понял, что отползать ему.
Информация разбегается, подобно кругам на воде. Надо только дождаться.
Он вернулся в офис, намереваясь полистать газеты. Но вместо этого разложил перед собой скопированные фото из «конверта Эрскина». И вглядывался в них.
В дверь еле слышно постучали.
-Простите... Вы — Вентер Вил?
Бледная моль, принесенная ветрами из того, великолепного 19-го века.
-Да-да. Проходите, Леди. Как Вас звать?
-Меня?.. э… Эмми. Эмми Шантарцева. Когда-то мы дружили… ну… с…
-С Локи? Поэтессой?
-Да… да… именно.
-Хотите кофе?
-Нет… то есть… да нет, спасибо… Впрочем… может быть.
Он залил воду, поставил кофе. Достал шоколад и чернослив.
-Вы состояли в общество эбурнианцев?
-Нет… нет, только Ло… В России — да, там я входила во многое… а здесь… Они несколько надоедливы, эти общества, в больших количествах. Я к Вам вот зачем... понимаете, эти киношники раз пять хватались... пытались перенести её жизнь на экран... приходили... Но они же не слушают. Начинаешь говорить, а они уже всё знают. Как будто про симфонию рассказываешь - а тебе: «да, ясно всё, клавиши чёрные и белые.. Как в джазе. Да-да, это так гениально, когда клавиши черные и белые! »
-Рассказывайте спокойно.
-Я… не умею спокойно… всегда сбиваюсь. В общем… пока с моими талантами дойдёшь до серьги… Они не дослушивали. Я и перестала.
-Секундочку. Серьга?.. Серьга…
Он стал лихорадочно перекладывать фотографии.
-Серьга?.. Серьга…
Она прищурилась:
-Вы… вы откладываете людей в галстуках?
-Нет, Леди. Тех, у кого серьги. Или могли быть серьги, но скрыты волосами, шапочкой.
-Но… вы отложили именно с галстуками. Ну кто будет печатать на машинке в галстуке?
Ветер изумлённо воззрился на Шантарцеву и прошептал:
-Оба-на! Или серьга, или… заколка для галстука! Чего бы я стоил, если б мне не подсказывали умнейшие?
-Его же лучше слышно, когда он ближе к голове… А камень вынимается.
-Кого слышно?
-Шепчущего.
Шепчущий. Макгаффин обрёл имя!
-Это шерл, -уточнила Леди. - На вид - шерл, а по-настоящему-то черта с два. Ну, который в её строке ещё: «Наполню ль ядом я фужер твой, Паду ли Шепчущему жертвой…» Парной серьги к нему не было. Локи в спиритизм не верила, считала, что это какая-то химия, эффект, даже хотела назвать «резонатор». Но «Шепчущий» в строке был эффектнее. Ещё она говорила: «Если меня убьют, рви из уха эту штуку и беги!»
-Вы оказали совершенно неоценимую помощь, Леди Эмми. Только один вопрос. Как он оказался у неё? Подарили?
-Боюсь, что нет. Это неприятная история. Думаю, украла у любовника. Он прятал галстук в сейф — зачем? Скорее всего, шифр был 1913 — год, который русские считают последним в русском величии. Ну, она и... открыла. Шепчущего нужно держать в сейфе. Кто-нибудь может расслышать...
-И любовник не пытался вернуть?
-Не знаю… может, это было во время оргии. Любимое развлечение. Там пойми, кто украл. Когда хоронили Ло… серьги на ней не было.
-И сен-сианские продюсеры не дослушали такую историю?!
-Не дослушали, — кротко кивнула Шантарцева.
…
Он перепечатал услышанное на машинке, и побежал к Барсалоге.
-Что такое? - спросил инспектор.
-Свидетель. В полиции есть премия за ценные показания?- Вентер протянул текст.
Тот углубился в чтение. Дойдя до конца, поднял голову:
-Есть. Вот и объяснение, почему их убивали. Кристалл был единственным. Я не думаю, что это мистика. Если можно удалять конкретные воспоминания, то можно и стимулировать творчество. Наверное,писаки выдыхаются. И неизвестно, что могут выкинуть. Удобнее, чтобы отработали, и исчезли.
-Плюс мощный побудительный мотив. Если уж убил человека, так не для того, чтобы в носу ковырять. Но одного я не понимаю. Если это просто физика, почему нельзя было сделать два, три Шепчущих? Десять?