Леонид Павлович Зусман (1906-1984). Автопортрет. Картон, масло. 29,4 х 23,7 см. Частное собрание.
Леонид Павлович Зусман (1906-1984) – советский живописец, художник-график, художник книги, театральный художник. Учился в Государственных свободных художественных мастерских (ВХУТЕМАС, 1919) у И.И. Машкова, студиях Ф.И. Рерберга и А.З. Миганджиана в Москве (1921–1923), во ВХУТЕИНе в Ленинграде у К.С. Петрова-Водкина (1924–1926) и в Москве у Д.П. Штеренберга (1927–1929). Много работал в области книжной графики. В середине 1930-х годов подвергался обвинениям в формализме. В годы Великой Отечественной войны находился на фронте.
Л.П. Зусман (1906-1984). Венеция. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника, 17,7 х 44,4 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
«Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл её я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их круг, тем она нужнее» (Леонид Зусман. 1978 г.)
«Современная культура ставит в вину таким художникам, как Зусман, то, что они не стали известными, то, что она их не знает. Но их величайшее достоинство как раз в том, что они не стали здесь известными, то есть – не стали частью фиктивной культуры. Это смысл независимого, свободного искусства ХХ века – не быть интегрированным в систему бюрократического оповещения; не появляться в иерархии назначенных ценностей. Ведь в России власть, а сегодня уже и большая часть населения, так равнодушна к искусству, потому что знает, что популярное, известное искусство в России ХХ века – это фикция» (Александр Балашов)
Л.П. Зусман (1906-1984). Автопортрет (Воплощение). Фрагмент. 1930-е гг.
Леонид Павлович Зусман родился 3 (16 мая по новому стилю) 1906 года в городе Гродно (ныне Республика Беларусь). Отец - Павел Исаакович Зусман, инженер, был тонким, образованным человеком, по-настоящему любящим литературу и искусство. На полках его библиотеки стояли книги с дарственными надписями от художников круга «Мир искусства». Мать - зубной врач. В том же году семья переехала в Москву, где отец работал по специальности, а мать оставила врачебную деятельность и посвятила себя домашним делам и воспитанию будущего художника.
Л.П. Зусман (1906-1984). Обнаженная. 1920-гг. Бумага, смешанная техника. 29,4 х 21 см.
Аукционный фонд «Литфонд», Москва, 16 ноября 2019 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Букет фиалок и коробка спичек. 1920-е гг. Холст, масло. 42 х 33см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Цветы. 1920-е гг. Холст, масло. 70,5 х 66,5 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Натюрморт с примусом. 1920-е гг. Холст, масло. 67 х 59 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Цветы на подоконнике. Конец 1920-х - начало 1930-х гг. Холст, масло.
Л.П. Зусман (1906-1984). Портрет неизвестной. 1920-е гг. Собрание ЮниКредит Банка, Москва.
Л.П. Зусман (1906-1984). Синее платье. 1920-е гг. Холст, масло. 147 х 69,5 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Рыжеволосая красавица. 1920-е гг. Холст, масло. 99,5 х 72,5 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). На кухне. Конец 1920-х – начало 1930-х гг. Холст, масло. 71,5 х 62,5 см.
В 1919-1923 годах, одновременно с учёбой в старших классах средней школы, Л.П. Зусман посещал частные художественные студии Ф.И. Рерберга и А.З. Миганаджиана в Москве, стал вольнослушателем Первых государственных свободных художественных мастерских (ВХУТЕМАС) в классе И.И. Машкова, одного из основателей известного объединения московских художников «Бубновый валет». В 1921 г. он с друзьями выпустил первый номер машинописного литературно-художественного альманаха «Юная мысль», в котором выступил в роли художника.
В 1924 г. Л.П. Зусман поступил в Академию художеств в Ленинграде, где учился у замечательного художника К.С. Петрова-Водкина, а также у В.Е. Савинского и А.А. Рылова (1924-1926). Об этом времени Зусман вспоминал: «... я, несмотря на все восхищение искусством своего учителя, не сумел понять его педагогическую систему... А с приходом нового ректора началась вообще полная перестройка учебного процесса. Пришли новые профессора с другими традициями и с другим представлением о реализме в живописи... Я был совершенно дезориентирован, с трудом выполняя задания по академическому рисунку, хотя и старался не отстать от своих сокурсников... Затем в 1927 году по семейным обстоятельствам я перевелся в Москву в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) и попал в мастерскую Д.П. Штеренберга (1927-1930). Здесь я встретил совершенно другую обстановку: каждый студент делал что хотел и как хотел».
Л.П. Зусман (1906-1984). В комнате. Работа для машинописного альманаха «Юная мысль». 1921 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Дворик. Работа для машинописного альманаха «Юная мысль». 1921 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Ленинград. Двор из окна художественной мастерской.
1925 г. Холст, масло. 87,5 х 70,5 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Городской пейзаж с мостом. 1926 г. Холст, масло. 85 х 71 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Женский портрет. 1925 г. Картон, масло. 29 x 21.9 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Л.П. Зусман (1906-1984). Обнаженная на красном фоне. 1926 г. Холст, масло. 94,9 х 95,2 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2013 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Варьете. Танцоры. 1929 гг. Бумага, тушь, кисть, белила.
49 х 35,3 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Танец. 1929 г. Бумага, тушь, кисть, белила, 47 х 34 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Майкл Голд. Роман «Еврейская беднота». Художник Л. Зусман. Москва-Ленинград,
ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1930-1931 гг.
1-6. Майкл Голд. Роман «Еврейская беднота». Рисунки Л. Зусмана. Москва-Ленинград, ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1930-1931 гг.
Л.П. Зусман (1906-1984). В комнате. 1930-е гг.
В 1930 году Л.П. Зусман закончил ВХУТЕИН и перед ним стал вопрос – как зарабатывать на жизнь. Убедившись, что живопись его не прокормит, он начал пробовать свои силы в книжной графике, не имея в этом деле ни школьного, ни практического опыта. Он вспоминал: «Нужда заставила почти самоучкой «превзойти» всю книжную премудрость, научиться этому строгому ремеслу – делать обложки, писать шрифты, «крутить» орнаменты, конструировать книжные макеты. Все это давалось ценой больших усилий. Мои первые опыты как иллюстратора тоже принесли много огорчений... Однако выхода не было, и я продолжал работать в книге... и если графика стала моей второй профессией, да еще, несмотря на все, кормившей меня, то живопись осталась в качестве какого-то, как теперь говорят, «хобби»».
Л.П. Зусман (1906-1984). Портрет неизвестного мужчины. Начало 1930-х гг.
Холст, масло. 90,5 х 67,5 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Москва. 1930-е гг.
Л.П. Зусман (1906-1984). Москва. Зима на Большой Полянке. 1930-е гг.
Л.П. Зусман (1906-1984). В комнате. 1930-е гг. Оргалит, масло. 68 х 95 см. Аукцион Art-Union, Санкт-Петербург.
Л.П. Зусман (1906-1984). Утром. Начало 1930-х гг. Холст, масло. 89 х 71 см. Собрание В. Аминова.
Л.П. Зусман (1906-1984). Даная. Середина 1930-х гг. Холст, масло. 78 х 146,5 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Концерт. Конец 1930-х гг. Холст, масло. 66 х 81 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Эскиз декорации к спектаклю по роману Шолома-Алейхема «Блуждающие звезды» (1).
Еврейский театр в Одессе. 1939 г. Аукцион Auction house Kedem, Иерусалим, Израиль 2018 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Эскиз декорации к спектаклю по роману Шолома-Алейхема «Блуждающие звезды» (2).
Еврейский театр в Одессе. 1939 г. Аукцион Auction house Kedem, Иерусалим, Израиль 2018 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Эскиз декорации к спектаклю по роману Шолома-Алейхема «Блуждающие звезды» (3).
Еврейский театр в Одессе. 1939 г. Аукцион Auction house Kedem, Иерусалим, Израиль 2018 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Эскиз костюма. 1931 г. Бумага, графитный карандаш,
тушь, акварель, 41,8 х 29,8 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Москва. Вид на Театр Советской Армии. 1940 г.
C 1928 года Л.П. Зусман - участник выставок. С 1931 года работал как иллюстратор и оформитель книги. Жил в маленьком домике в старом Замоскворечье и излюбленным мотивом его живописи стали улицы этого района, где прошли годы детства и учёбы. Художник писал и портреты близких ему людей. Были у него и литографические работы — портреты генерала П.И. Багратиона и полководца М.И. Кутузова. В 1932 году Леонид Павлович стал членом Союза художников, в секции графики.
Он много работал и как театральный художник, создавая декорации к классическим и современным пьесам в театрах Москвы, Минска, Одессы, Рыбинска. Так, в Белорусском еврейском театре в Минске оформил спектакль «Враг» А. Вевюрко (1935, совместно с В.С. Алфеевским), в Минском оперном театре - «Кармен», в Одесском еврейском театре в его декорациях шли «Блуждающие звезды» по роману Шолом-Алейхема (1939), в Московском театре Сатиры он оформил спектакль «Неравный брак» братьев Тур (1944).
Л.П. Зусман (1906-1984). У постели матери. 1940-е гг. Холст, масло. 61 х 67 см.
Аукционный дом «Гелос», Москва, 2008 г.
Л.П. Зусман считал делом своей жизни оформление и иллюстрирование книг с конца 1920-х гг. В 1931 г. в Государственном издательстве художественной литературы вышла «Повесть о рыжем Мотэле» Иосифа Уткина с его рисунками. Параллельно он работал над иллюстрациями к только что написанной и почти одновременно переведённой на 14 иностранных языков книге американского публициста, писателя и литературного критика Майкла Голда «Еврейская беднота». Эти две работы по праву вошли в золотой фонд книжной иллюстрации ХХ века, хотя известны только специалистам. Позже, в 1935 г. для издательства «Молодая гвардия» он выполнил оформление книги Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле», а в 1937 г. для того же издательства – книги «Красное и черное» Стендаля. Он сделал рисунки к бессмертному роману Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» (1933), «Оливеру Твисту» Чарльза Диккенса, к изданиям «Золотой осёл» Апулея (1956), арабским сказкам «Тысяча и одна ночь» (1958-1960), «Похвала глупости» Э. Роттердамского (1958), «Прогулка верхом» Э. Лира в пересказе С. Маршака (1962), «Немецкая новелла ХХ века» (1967), «Семь дней. Зеленое дерево жизни» Л. Волынского (1972), «Триумф и падение Эразма Роттердамского» С. Цвейга (1979), «Зависть» Ю.К. Олеши (1979), а также почти к 70 другим книгам, вышедшим главным образом в издательствах «Детская литература», «Госиздат», «Молодая гвардия», «Советский писатель». Но первый раз его работа в качестве художника книги была замечена и отмечена много позже, в 1959 г. в Лейпциге на Международной выставке книжного искусства за «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского. К этому времени он уже снова и в течение многих лет работал в области живописи, а в этой замечательной книге очень профессионально выполнил свою работу. Странная вещь – награды в области культуры; чаще всего, ими награждают не за то, за что следовало, или вообще не тех.
В середине 1930-х годов Л.П. Зусман подвергался обвинениям в формализме, в частности за иллюстрации к книге «Легенда об Уленшпигеле».
Шарль де Костер. Легенда об Уленшпигеле. Рисунки Л. Зусмана. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1935 г. Обложка и титульный лист.
Шарль де Костер. Легенда об Уленшпигеле. Рисунки Л. Зусмана. Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1935 г.
Ярослав Гашек. Похождения бравого солдата Швейка. Рисунки Л. Зусмана. 1933 г.
Иллюстрации Л. Зусмана к роману Стендаля «Красное и черное». Москва, Издательство «Молодая гвардия», 1937 г.
В.А. Корнилов. Тарханы. Музей-усадьба М.Ю. Лермонтова. Пензенская область.
Обложка Л.П. Зусмана. Москва, Государственный литературный музей, 1948 г.
(2-я типография Издательства АН СССР).
Книга Тысячи и одной ночи в 8 томах. Перевод с арабского М.А. Салье.
Переплет, титул, заставки и концовки художника Л.П. Зусмана. Москва,
Государственное издательство художественной литературы, 1958 -1960 гг.
Том 1. Обложка.
Книга Тысячи и одной ночи в 8 томах. Перевод с арабского М.А. Салье. Переплет, титул, заставки и концовки художника Л.П. Зусмана. Москва, Государственное издательство художественной литературы, 1958 -1960 гг. Том 1. Титульный лист и фронтиспис художника Б.А. Дехтерева.
Во время Великой Отечественной войны Л.П. Зусман ушел на фронт, участвовал в боях, дослужился до сержанта. Во время армейской службы работал и как художник фронтовых газет «Крылья Победы», «В бой за Родину». В 1944 году после госпиталя был демобилизован по болезни. C того же 1944 года сотрудничал в «Окнах ТАСС» и различных издательствах. После войны работал художественным редактором журнала «Вокруг света».
Л.П. Зусман (1906-1984). Женский портрет. 1950-е гг. Холст, масло. 81 х 65,5 см.
Аукцион СОВКОМ, Москва.
Л.П. Зусман (1906-1984). Отдых. 1953 г. Бумага, графитный карандаш, 29,8 х 42 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Композиция этого рисунка имеет отдаленное сходство с картиной немецкой экспрессионистки Габриэлы Мюнтер:
Габриэла Мюнтер (1877-1962). Портрет Алексея Явленского и Марианны Веревкиной. 1908-1909 гг.
Картон, масло. 32,7 х 44,5 см. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен.
Л.П. Зусман (1906-1984). Модная дама. 1960 г. Картон, масло. 91 х 71 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Кружевной воротник. 1960 г. Картон, масло. 58,5 х 46 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Кружевной воротник. Вариант. 1960-е гг.
Л.П. Зусман (1906-1984). На балконе. 1960 г. Картон, масло. 84 х 108 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Большая Полянка. Папа. 1961 г. Картон, масло. 80,5 х 106 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
Л.П. Зусман (1906-1984). Зимний день. В мастерской на Юго-Западе. 1962 г. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). Юго-Запад. 1964 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). В мастерской. 1966 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Портрет балерины (Портрет М. Евтюхиной). 1964-1966 гг.
Холст, темпера. Собрание ЮниКредит Банка, Москва.
Леонид Павлович Зусман в своей мастерской.
«Мне чужда мысль, что картина является ценностью лишь сама по себе. Смысл ее я вижу в тех образах и ассоциациях, которые она вызывает, и чем богаче и шире их крут, тем она нужнее. И еще в ней выступает великая человеческая общность и преемственность, выражающиеся хотя бы в том, что мы, люди второй половины двадцатого века, летающие на огромных лайнерах, проникшие в космос и вступившие на Луну, так же как художник, отделенный от нас тремя столетиями, носивший пудреный парик и шелковые панталоны, веривший в Бога и почитавший короля, радуемся такому простому и прекрасному зрелищу, как простая тарелка, наполненная персиками с их бархатистой нежной кожицей, переливающейся голубыми и розовыми красками, или белый кувшинчик с синими узорами и воткнутым в него букетиком».
Леонид Зусман. 1978 г. (Балашов С. Леонид Зусман. М.: Agey Tomesh, 2004. С. 16. Новая история искусства)
Л.П. Зусман (1906-1984). В мастерской (1). 1960-е гг.
Л.П. Зусман (1906-1984). В мастерской (2). 1960-е гг.
Л.П. Зусман (1906-1984). В мастерской (3). 1960-е гг.
Л.П. Зусман (1906-1984). Отец. 1960 г. Картон, масло. 92,5 х 73 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Отец. 1960 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). На Бульваре. 1964 г. Картон, масло. 33,2 х 48,2 см.
Л.П. Зусман (1906-1984). Весна на Большой Полянке. 1966 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Весна на Большой Полянке. 1966 г. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). На Большой Полянке. 1966 г. Собрание П. Устименко.
Л.П. Зусман (1906-1984). Замоскворечье зимой. 1966 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Балерина. 1967 г. Картон, смешанная техника. 60 х 49 см.
Частное собрание.
Л.П. Зусман (1906-1984). В мастерской. 1967 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). В комнате. 1968 г.
По поводу неопримитивизма в картинах Л.П. Зусмана и других художников хрущевской «оттепели» еще раньше очень точно высказался Д.П. Штеренберг, хотя и сам пострадал во время разгрома выставки в Манеже 1 декабря 1962 г., посвященной ХХХ-летию МОСХа: «Примитив и народное творчество ради красоты и выразительности не останавливались перед деформацией натуры и достигали выразительности в образе…В искусстве важна не так профессиональная законченность, как нужно иметь чувство и это чувство суметь передать» (1945 г.)
Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев на выставке в Манеже 1 декабря 1962 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). На бульваре. 1960-е гг. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). Зимний день. 1960-е гг. Холст, масло. 74,5 х 92,5 см. Собрание С. и В. Аминовых.
Л.П. Зусман (1906-1984). Зима в Москве. 1960-е гг. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). Окно в мастерской. 1960-е гг.
Л.П. Зусман (1906-1984). Окно. 1960-е гг.
Л.П. Зусман (1906-1984). Жёлтый диван. 1960-е гг. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). В комнате. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). Модель. 1960-е гг. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). Обнаженная. 1960-1970-е гг. Рисунок (1)
Л.П. Зусман (1906-1984). Обнаженная. 1960-1970-е гг. Рисунки (2-3)
Л.П. Зусман (1906-1984). Обложка альбома рисунков в жанре «Ню». 7 листов в авторской обложке.
Бумага, смешанная техника, 29,5 х 20,7 см. Начало 1960-х гг. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Лист 1 из альбома рисунков в жанре «Ню». 7 листов в авторской обложке.
Начало 1960-х гг. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Лист 2 из альбома рисунков в жанре «Ню». 7 листов в авторской обложке.
Начало 1960-х гг. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Лист 3 из альбома рисунков в жанре «Ню». 7 листов в авторской обложке.
Начало 1960-х гг. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Но если в рисунке Л.П. Зевина с картиной Габриэлы Мюнтер есть только отдаленное сходство (см. выше),
то лист 3 из альбома его рисунков в жанре «Ню» имеет полную аналогию с рисунком Густава Климта:
Леонид Павлович Зусман участвовал во многих московских, республиканских, общесоюзных и зарубежных выставках. 1928 год – 4-я выставка ОСТ. Еще в 1929 году его работы были представлены на выставке советского искусства «Амторг» в Нью-Йорке (здесь приобретена его картина «Сенокос» и рисунок «Декабристы»), в 1931 году – на выставке в Париже и Лондоне «Искусство книги», 1932 год – 1-я Всесоюзная выставка плаката, в 1939-м – в Брюсселе. В 1959 году на Международной выставке книги в Лейпциге он был удостоен серебряной медали. 1962 год – картины Зусмана экспонировались на знаменитой «разгромной» выставке в Манеже «ХХХ лет МОСХа». В 1966 году состоялась первая персональная выставка Л.П. Зусмана в Москве в МОСХе и в 1978 году Вторая персональная выставка. 1993 год – коллективная выставка в картинной галерее «Московская палитра».
Л.П. Зусман (1906-1984). Мужской портрет (Автопортрет?)
Л.П. Зусман (1906-1984). Портрет издателя С.М. Алянского (1891-1974). 1969 г.
Картон, смешанная техника. 92 х 73 см. Частное собрание.
Л.П. Зусман (1906-1984). Портрет издателя С.М. Алянского. 1969 г. Оргалит, масло.
106 х 44 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Синие чулки. 1970 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Модница. 1971 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Мальчик с оловянным солдатиком. 1970-е гг. Бумага, тушь, перо, акварель.
21 х 26 см. Аукцион «В Никитском», Москва, 2019 г.
Самуил Маршак. 12 месяцев. Оформление и рисунки Л. Зусмана. Москва, Детская литература, 1967 г.
Самуил Маршак. 12 месяцев. Рисунки (1) Л. Зусмана. Москва, Детская литература, 1967 г.
Самуил Маршак. 12 месяцев. Рисунки (2) Л. Зусмана. Москва, Детская литература, 1967 г.
Самуил Маршак. 12 месяцев. Рисунки (3) Л. Зусмана. Москва, Детская литература, 1967 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Эскиз обложки к книге Стефана Цвейга «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского».
1976 г. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Стефан Цвейг. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. Обложка и иллюстрации Л.П. Зусмана.
Москва, Издательство «Детская литература», 1977 г. Обложка и титульный лист.
Стефан Цвейг. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. Иллюстрации Л.П. Зусмана.
Москва, Издательство «Детская литература», 1977 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Из цикла «Ушедшее время. В детстве». 1970 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Кошачья королева. 1977 г. Холст, масло, 110 х 125 см. Аукционный дом
«Литфонд», Москва, 2018 г.
Л.П. Зусман (1906-1984). Сон. 1977 г. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). Старый дом. 1960-1970-е гг. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). Дом за деревьями. 1978 г. Линогравюра.
Л.П. Зусман (1906-1984). Букет цветов.
Леонид Павлович Зусман (1906-1984). Фотография последних лет.
Леонид Павлович Зусман скончался 9 апреля 1984 года в Москве.
Александр Балашов. Леонид Зусман (ZUSMAN). Альбом-монография. Москва,
Фонд издательских программ, Издательство «Книги WAM», 2004 г.
Серия «Новая история искусства».
Александр Владимирович Балашов – искусствовед, историк искусства и коллекционер. Закончил МГУ. Учился в Дамасском университете. Специализируется в области русского искусства ХХ века, много сделавший для популяризации имени Леонида Зусмана в России и конкретно на своем сайте «Артеология – Новая история искусства» http://arteology.ru/
ИСТОЧНИКИ:
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни.
1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. Стр. 44, 173, 306, 496.