Аркадий Сергеевич Ставровский (1903-1980) – русский советский живописец, график, монументалист, ученик А.В. Лентулова. В 1925-1929 г. - член общества художников «Бытие». С 1929 г. - член Ассоциации художников революционной России (АХРР). В живописи, рисунках, монотипиях 1920-1930-х гг. преобладают метафорические и гротескные образы. В эти годы, как и в последующие, он выступает как художник-экспрессионист. В 1938-1941 гг. работал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). Участник Великой Отечественной войны (1941-1945). После войны выполнил ряд монументальных росписей для дворцов культуры в Тамбове и Златоусте.
А.С. Ставровский (1903-1980). Набросок к портрету А.В. Лентулова. 1921 г. Бумага, карандаш.
Местонахождение неизвестно.
Аркадий Сергеевич Ставровский родился 28 января 1903 г. в селе Фряново Московской губернии. Его дед – священник, отец Иоанн московской Яузской больницы (ныне – городская больница № 23). Отец – инженер, окончил Императорское высшее техническое училище, стажировался в Англии и во Франции, работал на шерстопрядильной фабрике в поселке Фряново Московской губернии (где и родился будущий художник), при советской власти репрессирован. Аркадий Сергеевич знал греческий, латынь, немецкий и французский языки. Начальное образование получил в частной мужской гимназии А.Е. Флёрова в Москве. В 1920 г. он поступил в 1-й Московский университет на отделение теории и истории искусств факультета общественных наук. Его преподавателями были А.В. Бакушинский, А.А. Сидоров Н.А. Бердяев, В.Я. Брюсов. В студенческие годы художник занимался в студии «Мир искусства», которую вели бубнововалетцы П.П. Кончаловский, И.И. Машков. Затем – в мастерской А.В. Лентулова, который приглашал к себе близких по духу студийцев и учеником которого Аркадий Сергеевич считал себя всю жизнь. По окончании университета в 1924 г. Ставровский, продолжая занятия живописью, которая в те годы не давала средств к существованию, писал огромные афиши для частных кинотеатров: «Великий немой» на Тверской, «Колизей» на Чистых прудах, «Волшебные грезы» на Покровке. Это была тяжелая работа, так как фильмы менялись два раза в неделю, и для каждого приходилось делать несколько афиш. В 1924 г. он был призван в армию и в течение тринадцати месяцев служил на флоте близ г. Батуми в береговой обороне на Черном море, где сдал специальный экзамен и получил звание командира запаса. После демобилизации с 1926 г. жил в Москве и работал художником в различных издательствах и типографиях по договорам. С 1927 г. служил в Музее охраны труда и работал в Изогизе, создавал плакаты по технике безопасности с глубоким подтекстом. В 1925-1929 гг. входил в творческое объединение художников «Бытие», выставлялся на его выставках. Принимал участие в выставках ассоциации «Экзистенция». С 1929 г. - член Ассоциация художников революционной России (АХРР).
А.С. Ставровский (1903-1980). Алкоголик. 1928 г. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Больной тифом. Эскиз. 1932 г. Рисунок.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Тифозный (Больной брюшным тифом). 1932 г. Холст, масло. 53,5 x 45 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Брюшной тиф. 1932 г. Холст, масло. 53 x 44,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Женщина в красном. 1933 г. Холст, масло. 44 х 35 см.
А.С. Ставровский (1903-1980). Композиция. 1933 г. Бумага, гуашь. 22 х 19 см.
В живописи, рисунках, монотипиях Ставровского конца 1920-х – начала 1930-х годов преобладают метафорические и гротескные образы. В эти годы, как и в последующие, он выступает как художник-экспрессионист. Для выражения своего мироощущения, настроения и своих идей художник прибегает к художественным методам, к различным пластическим приемам, но при этом везде присутствует экспрессия. Что таится за скособоченными стенками развалюх, бельмами оконцев, щелями дверей, едва приоткрываемых обитателями дворов, изображенных Аркадием Ставровским? «Ядовитые испарения застоявшихся дней» (Илья Эренбург) или тревога перед неизвестным? Фантастика ли – страшноватые и странноватые пляски теней в неровном свете фонаря, качаемого ветром (серии монотипий «Дворы» и «Танцы под фонарем», 1933-1934 гг., Музей Нукуса). Суть листов, спрятанных автором на 40 лет – угаданный ужас приближавшихся еженощных ожиданий, «когда судьба по следу шла за нами, как сумасшедший с бритвою в руке» (Арсений Тарковский).
Для отдохновения – создал серию карандашных рисунков - небо, природа, человек, проживая летом 1936 г. в деревне.
А.С. Ставровский (1903-1980). Разговор во дворе. Из серии «Дворы». 1933 г. Монотипия. 27 х 40 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Шут и черт. Из серии «Танцы под фонарем». 1934 г.
Монотипия. 39,9 х 26,6 см. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Прохожий. Монотипия. 1934 г. 27 х 36 см. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). «Вроде я не причем». Из серии «Георгий Васильевич».
Бумага, тушь, размывка. 43,1 х 28,3 см. Государственный музей искусств Республики
Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). В анатомическом театре. Бумага, карандаш. 27 x 32,7 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Парис. Бумага, карандаш. 24,3 x 27 см. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Гитара и маски. 1937 г. Холст, масло. 120,5 x 100,5 см.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Портрет жены художника. 1937 г. Холст. масло. 80 х 100 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Девушка под зонтом. 1938 г. Холст, масло. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
В 1938-1941 годах Ставровский работал над оформлением павильонов на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (ВСХВ). Во время Великой Отечественной войны Ставровский был призван на фронт. Прошел всю войну от начала до Победы в 1945 году. Закончил войну в звании старшего техника-лейтенанта. Награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны и двумя медалями. После демобилизации работал по договорам в Московском товариществе художников, выполнил ряд монументальных росписей в Тамбове и Златоусте для дворцов культуры.
А.С. Ставровский. Фотография 1945 года.
А.С. Ставровский (1903-1980). Десант морской пехоты в Петрозаводске 28 июня 1944 г. (1974 г.).
Рисунок. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ставровский (1903-1980). Командир 31 отдельного батальона морской пехоты И.С. Молчанов,
первый комендант Петрозаводска. 1974 г. Рисунок. Музей изобразительных искусств
Республики Карелия, Петрозаводск.
А.С. Ставровский (1903-1980). День Победы в Германии. 1945-1972 гг. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). В Польше. 1945-1967 гг. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Польский дворик. 1945-1972 гг. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Затор. Польша. Ждут. 1945-1966 гг. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Белое море. 1954 г. Картон, масло. 35 х 50 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Тайга. 1953 г. Холст, накл. на дерево, масло. 58 х 75 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Чусовая. 1956 г. Холст, масло. 50 х 35 см. Собрание Адильхана Ержанова.
А.С. Ставровский (1903-1980). Пристань на Волге. 1958 г. Холст, масло. 50 х 70 см. Частное собрание.
Теплое дыхание «оттепели» в 1960-е годы коснулось и живописи: МОСХ стал организовывать групповые творческие поездки художников по памятникам архитектуры. Аркадий Сергеевич через всю жизнь пронес любовь к русской старине; он активно включился в широкое общественное движение по возрождению интереса к русскому религиозному искусству, на первых порах – к архитектуре. В эти годы и позднее А.С. Ставровский писал много картин с видами памятников русского зодчества, участвовал в выставках, в частности в знаменитой выставке 1968 г. на Крутицком подворье в Москве. Часть этих работ репродуцировалась на открытках издательства «Советский художник» в 1965-1966 гг. Особенно хороши работы, посвященные деревянной архитектуре Русского Севера.
А.С. Ставровский (1903-1980). Тургасовское кладбище на Онеге. 1964 г. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Кижи. Общий вид ансамбля. Вид с юго-востока. 1965 г. Оргалит, масло.
Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Кижи. Купола Преображенской церкви (1714 г.). 1965 г. Открытка.
А.С. Ставровский (1903-1980). Пристань Кижского погоста. 1965 г. Открытка.
А.С. Ставровский (1903-1980). Церковь Лазаря (XIV в.) на острове Кижи. 1965 г. Открытка.
А.С. Ставровский (1903-1980). Часовня из деревни Лелик - озеро (XVIII в.) на острове Кижи. 1965 г. Открытка.
Живописец Ставровский прожил долгую жизнь, застал время больших политических потрясений и сложных коллизий в жизни и культуре. В искусстве ломались и переосмысливались привычные формы и критерии. Это было время поисков и надежд, стремлений и разочарований. Было трудно, но интересно. Ставровский относится к числу тех художников, которые были несправедливо забыты. Он принадлежит к так называемому поставангардному второму поколению, являясь последователем лидеров авангарда Казимира Малевича, Владимира Татлина, Василия Кандинского, Любови Поповой, Марка Шагала, Павла Филонова и его учителя Аристарха Лентулова. Творчество А.С. Ставровского так же разнообразно по стилю, как и искусство XX века в целом.
А.С. Ставровский участник немногих выставок: 1940 г. (с А. Самойловским) – МОСХ (экспонировал живопись после 1935 г.); 1981 г. (посмертная и вечер памяти); 1987 г. – графика из собрания Нукуса, Центральный Дом художника, Москва; 1988 г. – выставка картин, Государственный музей Востока, Москва; 1991 г. – то же, Русский музей; 1992 г. выставка «20-е – 30-е годы», МОСХ, ЦДХ.
А.С. Ставровский (1903-1980). Всадник в красном, осень. 1961 г. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Поющие старики. 1966 г. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Портрет молодого бородатого человека. 1971 г. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Голова клоуна (1). 1971 г. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Голова клоуна (2). 1971 г. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Черный плащ. 1967 г. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Ню. 1972 г. Бумага, масло, гуашь. 61 х 79 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Первомайские торжества в Москве. 1972 г. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Ночь в старом парке. 1973 г. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
Почти всё художественное наследие Ставровского хранится в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого в Нукусе (Узбекистан). В его фондах находится более 2000 работ художника, из них 1700 - графические. Произведения Ставровского, вошедшие в собрание ГМИ Нукуса, совершенно далеки от официоза, они глубоко лиричны, словно созданы для узкого круга зрителей. В 2008 году в Музее Савицкого состоялась выставка к 105-летию Аркадия Сергеевича Ставровского, целью которой организаторы ставили «открыть миру художника-экспериментатора, художника-искателя, чье творчество было предано забвению на 40 лет» (источник: О. Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» М.: «Галарт», 2008. Стр. 514). Музей Нукуса, этот «Лувр в пустыне», как его называет западная пресса, благодаря изысканиям легендарного собирателя и первого директора музея И.В. Савицкого - обладатель огромного наследия мастеров русского авангарда.
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан. В 2017 г. в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина прошла большая выставка «Сокровища Нукуса. Из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого (Узбекистан)», на которой были представлены и работы А.С. Ставровского.
А.С. Ставровский (1903-1980). Лунная ночь. 1974 г. Холст, масло. 90 х 70 см. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Нежданный гость. 1972 г. Холст, масло. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Эта картина в разных источниках имеет 3 названия: Тоскливая ночь
(Отчаянная ночь и Ночь мучений). 1973 г. Холст, масло. 130 х 84,5 см. Государственный музей
искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). Лунная ночь. 1974 г. Государственный музей искусств
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.
А.С. Ставровский (1903-1980). И еще одна «Лунная ночь». 1974 г. Холст, масло. 90 х 70 см.
Частное собрание.
В 1970-е гг. Ставровский для дома, для семьи начал рисовать шутливые открытки на бытовые темы. В собрании художницы Н.В. Краснушкиной, друга семьи Ставровского, хранятся 8 комплектов, содержащих от трех до двадцати пяти открыток, и четырнадцать отдельных открыток.
1976 г.– 3 комплекта: «Кто, что, где, когда говорил», «История одного танцевальщика», «12 советов молодоженам» и 7 отдельных открыток.
1977 г. – 3 комплекта: «По поводу и без», «Веверлей», «Необычайные люди нашей эпохи» и 5 отдельных открыток.
1978 г. – 1 комплект «Мокрый снег».
1979 г. – 1 комплект «Комизмы».
Произведения А.С. Ставровского убедительно показывают, что художественная открытка имеет свою специфику по сравнению с книжной, станковой или прикладной графикой и такие же неограниченные возможности, если ею занимается талантливый художник, не скованный идеологическими догмами или требованиями заказа.
А.С. Ставровский (1903-1980). Комплект открыток «История одного танцевальщика». 1976 г. Открытка №1.
Бумага, масло. 10,5 х 14,5 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Комплект открыток «История одного танцевальщика». 1976 г. Открытка №2.
Бумага, масло. 10,5 х 14,5 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). 1. Маски. Ночь. 1976 г. 2. Из серии «Веверлей». 1977 г. Открытки.
Бумага, масло. 14,5 х 10,5 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Открытка из серии «Кто, что, где, когда говорил». 1976 г.
Бумага, масло. 10,5 х 14,5 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Бей лежачего. Открытка из серии «Кто, что, где, когда говорил». 1976 г.
Бумага, масло. 10,5 х 14,5 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Клоун Жак с собакой Катей. Открытка из серии
«Кто, что, где, когда говорил». 1976 г. Бумага, масло. 14,5 х 10,5 см. Частное собрание.
А.С. Ставровский (1903-1980). Автопортрет. Над городом парящий художник.
Открытка из серии «Необычайные люди нашей эпохи». 1977 г. Бумага, масло.
14,5 х 10,5 см. Частное собрание.
Аркадий Сергеевич Ставровский умер в 1980 году в Москве в год московской олимпиады, в год, когда умерли Владимир Высоцкий и Джо Дассен. Похоронен Ставровский на Ваганьковском кладбище, там же, где и Высоцкий.
Могила А.С. Ставровского на Ваганьковском кладбище в Москве.
ИСТОЧНИКИ:
Ольга Ройтенберг. «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…». Из истории художественной жизни.
1925-1935. Москва, Издательство «Галарт», 2008 г. – Стр. 65, 140, 246, 290, 514 и др.