Дуль с основного блога
http://www.liveinternet.ru/users/yuo/post53432343/
Про эскапизм.
Я люблю уезжать. Особенно я люблю уезжать из того места, где живу. Есть такое понятие в психотерапии и психологии - эскапизм, от слова escape. Вот у меня видимо оно и есть. В связи с этим чудесным фактом в моей работе есть один минус, и один плюс. Минус в том, что выцепить из работы месяц отпуска – невозможно. Две недели, больше не получается. Плюс же в том, что в период с осени по лето у меня довольно частые командировки. И все без исключения – не по России, а в основном по Европе. (Тьфу три раза, по России я свое слава Богу уже отмолотила). Поэтому, несмотря на то, что именно в отпуск у меня получается уехать не так часто, как хотелось бы – езжу я в течении года много. И вот в этих поездках большим осложнением является именно этот самый, прости господи, эскапизм. Объявляют мне дату командировки, и примерную дислокацию (иногда это не одно место – а несколько, или даже несколько стран). Что делают нормальные люди в такой ситуации? Правильно, покупают путеводитель по городу, в который летят, и изучают что там нужно посмотреть.
А что делаю я? – А я, товарищи, покупаю карту – и начинаю изучать, а куда бы оттуда (из того места, куда я лечу) можно свалить, как оттуда можно свалить (поезд или машина) и как бы мне так быстро все сделать (или задвинуть) по работе, чтоб успеть свалить в максимальное количество мест. Та же ерунда случилась и перед поездкой в Лион.
[показать]YO.iMGSRC.RU
Надо сказать, что до этого мы были во Франции проездом из Андорры в Испанию.. Были на юге –
Нарбонн,
Каркассонн, Безье. И поэтому картинки страны у меня честно говоря не сложилось. Обычно достаточно одного проездки по стране за рулем – и картинка готова, а тут что-то не сложилось.
Так вот, открываю я, значит, карту Франции и понимаю, что все. ЗАСАДА. Никуда я оттуда не свалю. Ибо рядом – только Женева, в которой не так давно была, да и делать там нечего, да и виза там пока не Шенгенская, т.е. нет её., Анси, где опять же недавно была, да и осенью там думаю плохо,
Монблан, где опять же в «несезон» была уже, и Крушавель – где не была, не буду, не хочу и так далее.. Ну и Гренобль – куда можно поехать, но не понятно на фига. То есть понятно, что на поезде можно куда угодно уехать, но из-за того, что все-таки еду я как бы работать свободного времени особо много ничто не предвещало. И вот, пожалуй, поездка в Лион стала у меня чуть ли не первой командировкой, когда я осознанно не рыпалась никуда слинять, а настроилась именно провести их в том городе, в который лечу.
Времени на изучение материалов по Лиону в инете не было перед отъездом, подчерпнутая из путеводителя жалкая горстка типовой информации как-то ясности в мою голову не привнесла, и было решено забить, и ориентироваться на месте. Прогноз погоды радовал - +25, солнце, красота. Реальность оказалась несколько более суровой. Лион нас встретил довольно прохладной погодой, вечерней посадкой солнца в дождевые облака и, как водиться, дикой пробкой на въезд в город. Но самое главное – Лион нас встретил совершенно чудесным аэропортом Сент-Экзюпери. Здание аэропорта, пожалуй одно из самых необычных в Европе, построено в форме стеклянного паруса, возвышающегося над летным полем. К сожалению, снять снаружи его я не успела – но, думаю в инете много фотографий с одного ракурса. Самое необычное, что пока идешь на прилете по аэропорту – ничего подобного не замечаешь, а вот на выходе вдруг оглядываешься – а у тебя за спиной эта стеклянная махина.
[показать]YO.iMGSRC.RU
Про первое впечатление .
Жить нам предстояло в центре города в районе, называемом Прескивиль (Presqu'Île), – тонкая полоса земли между реками Сона и Рона, недалеко от величественной площади Беллькур, одной из самых старых в Европе, со статуей конного всадника – Людовика XIV. План площади задумал в 1609 году Генрих IV, но приступили к его реализации только через пятьдесят лет, когда городу удалось выкупить землю. Здания, окружавшие площадь, были снесены в период террора, в знак возмездия за сопротивление города Конвенту. «Лиона больше нет!» - было торжественно заявлено тогда, но в XIX веке здания заново построили, а в центре площади установили бронзовую фигуру Людовика XIV.
Название же Пресквиль произошло от слияния двух слов – почти + остров. Центр Пресквиля – площадь Терро. Фонтан в центре площади украшают фигуры четырех коней – символизирующие реки, текущих к океану: Рона, Сена, Луара, Гаронна.
Кроме того, место нашего обиталища располагалось в непосредственной близости от железнодорожного вокзала (Gare de Perrache), что добавило экстрима в вечерние прогулки, ибо после 10 вечера публика там обитает самая колоритная и стремная). При всем моем спокойном отношении к ночным прогулкам – путешествие через переход над вокзалом часиков эдак пол двенадцатого – занятие не для слабонервных)
Расписание работы было довольно плотным, все начиналось в вечер прилета с какого-то приема, на котором надо было быть в восемь, и у меня оставалось ровно полчаса, чтобы быстро сбегать сориентироваться в городе и хоть краем глаза взглянуть на главную его достопримечательность - базилику Нотр-Дам де Фурвьер, которая возвышается над городом на одноименном холме. Почему базилика, я честно говоря так и не поняла, собор – воздушный, белоснежный в стиле рококо, построен в 1811 году на древнего римского города. Но это все видно днем.
[показать]YO.iMGSRC.RU
В темное время суток собор доминирует над городом не столько за счет своих размеров и архитектуры, сколько за счет прекрасной разноцветной подсветки.
[показать]YO.iMGSRC.RU
imgsrc.ru target=_blank style="color:#606060;font-family:verdana;font-size:12px;">iMGSRC.RU
Как и находящийся прямо под холмом Фурвьер собор Сен-Жан (Cathedrale Saint-Juen), история строительства которого может по размаху сравнится с Саграда де Фамилия – знаменитым творением Гауди в Барселоне.
[показать]YO.iMGSRC.RU
[показать]YO.iMGSRC.RU
Собор Сен Жан строился c XI по IV века в романском стиле с элементами готики. По периметру его украшают горгульи (не Нотр-Дам де Пари, но тоже вполне впечатляет). Здесь находятся знаменитые астрономические часы XIX века. Начиная с полудня и далее в 13, 14 и 15 часов под звон колоколов раздается крик петуха, открываются дверцы на соборе и появляются фигуры кукол, разыгрывающих сцены Благовещения.
[показать]YO.iMGSRC.RU
Поскольку в центр Лиона первый раз я попала как раз вечером, хочу отдать должное потрясающей подсветке, которая присутствует не только в старом центре, но практически везде в районе Пресквиль. Искусство осветителей Лиона высоко ценится как в Европе, так и в мире, и это действительно незабываемое зрелище. К сожалению штатива у меня с собой не было, а в попытке снять все это великолепие просто так, как говорится «от столба», мне привиделось практически кощунство. Нет, понятно, что отказаться от съемки, пусть даже с какими-то чудовищными цифрами ISO (1600) и заранее известным диким шумом, вида на холм Фурвьер с расположенным под ним собором Сен Жан я не могла, но к сожалению все эти попытки годятся разве что для вэба..
[показать]YO.iMGSRC.RU
Из вечернего вида на Фурвьер меня очень поразило явление радиовышки – знаменитой башни Металлик - практически прилепленной с правой стороны к базилике. В каком пароксизме архитектурной мысли и какому…одаренному человеку это пришло в голову, и что он до этого курил, сказать сложно – но это идея еще более..э.. мягко говоря спорна, если не сказать маразматична, чем Эйфелева башня посреди Парижа. Безусловно башня интересная. Являясь миниатюрной копией Эйфелевой, и расцвеченная в вечернее время разноцветными фонариками – она похожа на рождественскую елку и была бы чудо как хороша, НО!! – в другое время и в другом месте. Здесь же, на холме Фурвьер она разрушает общую историческую картинку старого города и режет глаза. Надо правда отдать должное – днем, без фонариков она выглядит довольно серо и незаметно и так не раздражает.
[показать]YO.iMGSRC.RU
В первый день остатки вечера прошли в метаниях по Персквилю в безнадежных попытках найти те самые «узкие старые улочки Лиона», которые являются достоянием ЮНЕСКО. Безнадежных потому, что их там НЕТУ! Они вообще-то расположены на другом берегу Сонны, как я изначально и предполагала, бегло ознакомившись с картой. Но беда в том, что мои спутники – великие географы и ориентаторы на местности решили по другому – «Раз здесь вот на карте кварталы нарисованы коричневым – значит тут оно и есть – старый город». К доводам логики, карты, и моих познаний, почерпнутых из описаний Лиона они оказались глухи, и поэтому вечер в общем был убит зря.
Про историю и географию.
Отвлекаясь от описания собственных впечатлений, хочу привести немного истории Лиона.
Лион – одно из самых старых поселений на территории Франции, расположенный почти в самом центре страны в долине реки Роны, является столицей региона Рона-Альпы - второго делового и промышленного центра Франции после Парижа. Лион – второй по величине город во Франции. Город находится у подножия известных во всем мире альпийских лыжных станций, в центре Божоле, в воротах Прованса, и всего в нескольких часах лета от многочисленных европейских городов или Антильских островов, если воспользоваться международным аэропортом Сатола. Это - единственный аэропорт Франции, за исключением Парижа, имеющий свой вокзал скоростной линии поездов TGV.
Двадцативековая история Лиона, известного в то время как Лугдун, основанным Мунатиусом Планкусом в 43 веке до нашей эры, началась в древнеримские времена, в первом веке до нашей эры, когда город был провозглашен столицей Трех Галлий. Древнее галльское поселение Лугдун в I веке до н.э. было завоевано Римом и превращено в центр римской провинции Галлии. Через город проходили торговые пути, и он приобрел большое экономическое и политическое значение. Слияние Роны и Соны в I-III веках находились там, где сейчас расположен район Прескиль.
Римский город стоял на холме Фурвьер, где было много общественных зданий, в том числе императорский дворец, выходящий на форум, театр и одеон (круглое здание для музыкальных представлений) – на склоне холма, термы, цирк и несколько храмов, а также амфитеатр на восточном берегу Сонны.
Город стал одним из центров Римской империи. В нем родились императоры Клавдий и Каракалла. К середине II века в Лионе появилась христианская община, которая в 177 году обрела первых мучеников: во время «христианского погрома» были убиты Потинус и Бландина (позже причислены к лику святых) и еще сорок восемь человек.
В конце III века в Лионе произошло восстание против римлян. Город пятнадцать лет был столицей галльской империи. В V веке Лион стал центром королевства бургундов, в 534 году его завоевали франки. Город был центром графства Лионне, то есть подчинялся местным графам, с 1173 года – архиепископам. В XII веке зародилась ересь Вальденсов. В XIII веке в результате борьбы с архиепископом город добился ряда муниципальных прав. Присоединен к Франции в 1312 году.
Над городом возвышаются два холма: Фурвьер – «холм, который молится» и Круа-Рус – «холм, который работает». Как я уже писала, на холме Фурвьер, на месте древнего римского города расположена знаменитая базилика, и старый город. Старый Лион и его улочки – квартал эпохи Возрождения был первым внесен в Списки Охранной Зоны
Франции и Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1998 году, и полностью превращен в городскую зону в XV- XVI веках. В эпоху ренессанса дома украшали в итальянском стиле – появились многоугольные башенки, галереи, арки и угловые знаки, как, например, бык на доме Патре, на перекрестке улицы Жювери. На улице Жювери водостоки домов выполнены в виде горгулий.
[показать]YO.iMGSRC.RU
С вершины холма Фурвьер сбегает узкая улица - Гургийон. Утверждают, что улице этой две тысячи лет, то есть она так стара, что должна помнить времена, когда Лион еще был столицей галлов и назывался Лукдунум.
[показать]YO.iMGSRC.RU
У подножия базилики Нотр-Дам де Фурвье находится смотровая площадка, с которой открывает вид на весь город. Вид, надо сказать странный. Пока идешь по городу кажется, что город очень объемный, очень разноплановый. Со смотровой площадки же открывается вид на плоский как лепешка не очень большой в общем город, посреди которого торчит ярко-красный круглый небоскреб – если не путаю ничего – гостиница в деловом центре. И только вдалеке, за холмом Круа-Рус угадывается, что все-таки ты находишься в предгории Альп – виден хоть какой-то рельеф.
[показать]YO.iMGSRC.RU
На площадь перед базиликой ведет фуникулер, ошибочно принятый нами сперва за развлекуху для туристов. Ан нет – это не развлекуха, а просто разновидность легкого метро. Ибо жителям холма каждый раз пешкодралом вскарабкиваться в очень крутую гору – крайне тяжело.
[показать]YO.iMGSRC.RU
Крутость горы я оценила, когда на второй день пребывания, вырвавшись наконец из цепких лап своих спутников и коллег одна пошла (побежала практически) – снимать в город. Поднявшись наверх и походив по собору (в нижней часовне которого было обнаружено панно из смальты, изображающее святого Жака в виде абсолютно разудалого волжского казака на лодке, исполнение которого принадлежит девушке 29 лет от роду из славного города Одессы), - я обнаружила слаз вниз через археологический парк. Естественно решение было принято незамедлительно (после выпитой кружки Леффе в ресторане на смотровой площадке под сенью чудовищных размеров платана. И я полезла. Ну легко пошла… И за первым же поворотом я оценила, насколько спуск КРУТОЙ, в душе поставив себе памятник, что сменила туфли на каблуках на легкие тапочки. В Фурвьер находится музей Гало-Римской цивилизации, самый любопытным экспонатом которого является табличка Клавдия, обнаруженная в 1528 году. На ней записана речь Клавдия в 48 году, которая давала гражданам Галлии право стать сенаторами.
Археологический парк Фурвьер кроме музея Гало-Римской цивилизации, театра и Гало-Римский амфитеатра, представляет собой абсолютно чудесный образец ботанического сада, разбитого по тематикам – сад хризантем, сад роз, сад орхидей. Вдоль аллеи – огромные каштаны и плющ. Выйдя из парка по боковой дорожке и пройдя по извилистой крутой улочке – обнаруживаю редкой крутизны улицу-лестницу, ведущую вниз, к площади Сен-Жан.
Холм Круа-Рус – квартал шелкотканых фабрик. Здесь в 19 веке жили шелкопряды. район, присоединённый к Лиону в 1852 г., уже в то время насчитывал более 50 000 ткацких станков и был вотчиной заменитых шелкотканных фабрик. Среди них Мануфактуры Прелля, Тассинари и Шантеля, Бьянчини-Ферье и Брошье, до сих пор выпускают свои несравненные ткани, предназначенные для дворцов, замков, музеев и известнейших модельеров всего мира.
Про топографический кретинизм и еще раз собственные впечатления.
А теперь о топографическом кретинизме. Я не попала в Круа-Рус именно из-за него. Накачанная своими коллегами идеями о «кучности» исторических ценностей и о том, что пределами старой части тут делать нечего – я просто не пошла туда. К сожалению, путеводителя с собой не было, а об уникальных достоинствах квартала улиц-лабиринтов Круа-Рус я прочитала уже по возвращению.
К другим достопримечательностям относятся площадь Беллькур (17 век), место встречи многих местных жителей, Церковь Сен-Мартен д'Эне, одна из редких римских церквей, сохранившихся в Лионе, огромное количество музеев.
Возвращаясь к собственным впечатлениям – не знаю почему, но Лион показался мне очень похожим на Питер. Не по архитектуре ни в коем случае, а по общему ощущению. Тот же исторический центр вокруг реки, те же мрачноватые темные улицы старого города и те же спокойные, никуда не спешащие люди.
О людях – отдельно. При любом упоминании Франции обычно возникает в голове образ заносчивых и гордых французов, подчеркнуто не понимающих английский язык и впадающих в транс при попытке сделать что-то, выходящие за рамки этикета (например поесть в неурочное время). Так вот в Лионе это нет. Совсем. Люди очень доброжетальны все. Стоит зазеваться по сторонам на улице – тут же подбегают прохожие и спрашивают, не нужно ли тебе помочь, показать как пройти или рассказать о той улице, на который ты, зевающий, стоишь. В ресторанах и магазинах доброжелательный персонал, который даже если не говорит по английски – то именно потому, что не знает языка, но при этом любыми средствами (вплоть до приведения из соседних заведений англоговорящих земляков) – пытающийся помочь тебе в реализации твоих желаний. Ничего похожего на то отношение к иностранцам, которые нам были знакомы по предидущим поездкам нет и в помине. И это было еще одним приятным удивлением от Лиона.
[показать]YO.iMGSRC.RU
Из ярких картинок Лиона отложились еще утренние мосты в тумане, кухня, из-за которой Лион считается гастрономической столицей Франции, прекрасная музыка, звучащая в соборах, очень уютный и, очень французский что ли – утренний рынок на набережной, умопомрачительный запах свежей выпечки на улицах старого города и необыкновенно красивые – как в классических французских фильмах про любовь – француженки. Никогда в жизни я не видела такого количества ТАКИХ красивых женщин.
[показать]YO.iMGSRC.RU
И еще одна уникальная достопримечательность Лиона – это трабули. Это вовсе не название блюда местной кухни, как можно подумать из звучания слова. Трабули – это длинные крытые переходы, проложенные между кварталами Старого города. Лионские ткачи могли спускаться по ним в дождь, не замочив шелков. В каждый такой переход с улицы ведет неприметная дверка. Звонишь в домофон - дверка открывается, и ты, прямо с мощеной мостовой, ступаешь в сырой колодец двора, вымазанный терракотовой штукатуркой. Двор глух, на окнах сохнут простыни. Весь Лион прорезан трабулями насквозь, как сыр дырками. Существует даже специальный лионский термин "трабулировать", то есть скитаться по этим бесконечным коридорам, запрыгивая в них в одном квартале и выходя на волю в другом. Трабулировать можно до девяти часов вечера - в девять дверки запираются.
Про Божоле.
Как всегда бывает в поездках – очень повезло оказаться в нужное время и в нужном месте (тьфу три раза). На следующий день после нашего приезда – случайно забредя после легкого шоппинга на улицу, параллельную улице Виктора Гюго (которую с утра подозрительно выкладывали красными дорожками, в связи с чем мы решили, что кто-то приезжает из высокого руководства) – я выяснила, что сегодня – праздник Божоле (Не путать с праздником молодого божоле, который проходит в начале ноября!). Оказаться на празднике Божоле во Франции да еще и в столице провинции Божоле – это, согласитесь редкое везение.
Выглядит это следующим образом. На улице антикварных магазинов и дорогих ресторанов, весь тротуар выстелен красными ковровыми дорожками. Работают до ночи все лавочки, лавки, магазины, и вообще все, что может и не может работать. И в каждом магазинчике, салоне, парикмахерской и ресторане – стоят столы с божоле, к которым приставлен специальный человек, разъясняющий происхождение того или иного вина и раздающий визитные карточки и проспекты разных шато. Там же радушные хозяева угощают винами всех желающих – коих крайне много, потому что часам к восьми казалось что буквально весь город вышел на улицу Auguste Comte на праздник.
[показать]YO.iMGSRC.RU
Уличные музыканты ходят из заведения в заведения, толпы прохожих заходят в салоны, магазины, парикмахерские, выставочные залы и так далее, пробуют вино и общаются с хозяевами. Тут же на улице происходит переходящая фотосессия из толпы красавиц, одетых в свадебные платья. Мимо них через всю улицу дефелируют две пары, танцующие зажигательную самбу под аккомпанемент музыки из магнитофона, установленного на тележке, которую за ними катит милая девушка. В общем действительно – праздник феерический, детское ощущение счастья, красивые улыбающиеся люди вокруг. Это был мой последний вечер в Лионе, и я очень благодарна городу за такой подарок.
[показать]YO.iMGSRC.RU
А еще – этот чудесный город подарил миру отчаянного летчика и великого писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который родился в Лионе 29 июня 1900. Надо сказать, что город очень созвучен настроению его произведений: спокойный, но живой, сильный, но пронзительно-нежный, древний – но несущий в себе постоянное ощущение весны.