3-5 августа 2008 г.
Мои скитания по Краснодарскому краю включали визит в Сочи. Отсутствие четкой программы увеличивало обилие вариантов. Помня о прошлогодней транспортной ситуации в этом славном городе, я решил целиком и полностью довериться железным дорогам.
Предварительно набросанный план выглядел так: по завершении фестиваля на Индюке отъезд в Сочи, ночевка в районе Лоо. На следующий день переброска в Красную Поляну, спринтерский забег на Ачишхо, возвращение под вечер. Снова ночевка под Лоо, посещение пляжа, отбытие на "базу" в Краснодар. После которого - очередная петля в Гуамку.
Напоминание: сочинский фотоальбом лежит здесь
На Индюке по наводке Ромы Закирова ко мне в палатку подселили девушку из Сочи Иру Пермякову. Из предварительных рассказов я знал, что она учится в Москве, занимается скалолазанием, тренируется в ДДС.
- Может и виделись, но несколько общих знакомых должно найтись!
Так и вышло. Они тренировались вместе с одним из членов сборной МИФИ; Ире хорошо известен мой родной московский район, так что эта планета действительно не так велика, как кажется.
Пока я возился с горелкой, лицо соседа по поляне показалось мне подозрительно знакомым.
- Ашот, ты?
Компания из СГУТиКа, знакомая по прошлому году, тоже оказалось здесь почти в полном составе.
Ехать в Сочи было весело. Электричка то еле плелась, простаивая на каждом светофоре, то мчалась со скоростью экспресса. Контролеры успели дважды пройти все вагоны, пока не пришло время выходить. Как и в прошлые годы, платформа "Горный Воздух". Атмосфера "правильной" курортной жизни, в которой чужеродным элементом смотрелся мой рюкзак и треккинговые кроссовки.
- Галина Григорьевна, можно у вас две ночи перекантоваться? Я завтра бегу на Ачишхо, потом опять возвращаюсь на скалы...
А в тот вечер пригороды Сочи (не буду упоминать, что это будущая олимпийская столица) сидели без света. Молчали городские телефоны, а под холодильниками на всякий случай были расстелены тряпочки.
В предудыщий день я устал, как собака, таская на собственном горбу весь свой дом. Что толку от автономности в регионе, где царит свирепая цивилизация? Тем не менее, в пол-шестого утра я вскочил, полный сил. До адлерской электрички оставалось совсем немного времени, которого так и не хватило до полноценного завтрака.
Адлерский вокзал в том секторе, где стыкуются железнодорожное и автомобильное сообщение, напомнил мне привычный хаос транспортных узлов Майкопа, Нальчика, Пятигорска или Минеральных Вод.
- Аэропорт, аэропорт! Псоу, Казачий рынок, граница!
Красная Поляна в этом нестройном многоголосии звучала тише всего. Но с таксистами мне, "солисту", связываться было невыгодно.
Добравшись до автостанции в центре Адлера, я получил дополнительные полчаса на обзор окрестностей и поиски пищи. Благо, магазины к тому времени начали открываться.
От центра Красной Поляны начиналась пешая часть маршрута. Я выбрал путь по долине Бешенки мимо приюта Ачишхо и бывшей метеостанции на гору.
Но стандартная тропа, расхоженная до состояния дороги, не удовлетворила самолюбия. Я свернул в сторону перевала Медвежьи Ворота.
Свой дальнейший путь я затрудняюсь описать. С основной тропы я ушел вдоль правого притока Бешенки до самых его верховий. Заметил, что там начинается безлесная часть и провал в верхушке массива. Из пропаханной стаявшим когда-то ледником ложбинки шел пар. Сам ручей бежал среди мелкообломочной осыпи. Горное препятствие на пешеходном маршруте? Но тропа, наличие отпечатков подошв и мелкого мусора говорило о том, что здесь недавно ходили.
За очередным изгибом ложбинки меня ждал сюрприз: сохранившийся ледник в почти субтропических широтах. Вернее, не ледник, а остатки правого борта, лежащие на северном склоне и затененные соседним отрогом. Тем не менее, это был настоящий лед, голубовато-белый, ноздреватый. Судя по моренным гребешкам из мелких камешков, этот свидетель прошлой климатической эпохи продолжал "работать".
Ручей вытекал из ледникового грота. Вдоль поверхности ледника по ложбине стелился белый пар, превращавшийся внизу долины в серебристую полупрозрачную дымку.
От Медвежьих Ворот я спускался по тропе бегом, отталкиваясь палками. Свободного времени потом хватило еще на обед и возвращение в Адлер к удобной электричке.
А в море уже начался период "цветения" планктона. В полной темноте на взбаламученной поверхности искрились крошечные бледно-зеленые огоньки.
На этот раз уехать из Сочи хотелось как можно быстрее. Только через пару дней я узнал, что на том самом пляже, с которого я уезжал, произошел взрыв.
А пока я загружался поезд Сочи-Краснодар, идущий по побережью в самое пекло, не оборудованный кондиционерами и отличающийся особо слабой вентиляцией.
Через четыре с половиной часа я выгрузился в Кубанской столице, добрался до "базы" и понял, что перед следующей вылазкой необходим день отдыха...
P.S. А уже в Москве я узнал, что в один день со мной на Ачишхо со стороны Хмелёвских озер ходил с друзьями один из наших студентов, коренной сочинец Саша Шептунов.