• Авторизация


И. В. Каргель Где, по Писанию, находятся мертвые 01-07-2007 21:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В числе многих вопросов веры, которые представляются разумению молодого мыслящего христианина после обращения его к Богу, находится вопрос о состоянии человека после смерти. Или сам христианин наталкивается на этот вопрос, или он обсуждается в кругу соучастников его в искуплении. Пришлось и автору этих строк обсуждать его, но не из внутренней потребности, а позже, когда ему в качестве работника Царства Божия потребовалось объяснять некоторые вопросы веры ищущим душам. То, чего он и другие желали, было, конечно, - получить верный, недвусмысленный ответ.
Но какой темной, сокровенной, запечатанной кажется дорогая Книга всякому молодому христианину в начале его жизни верою и в особенности в отношении таких вопросов, которые, так сказать, лежат вне черты искупления. Чтоб помочь себе, он часто хватается за различные комментарии, толкования.
Пишущий эти строки поглотил также немалое количество подобных сочинений, чем, конечно, не удовлетворился, так как большая часть этих произведений на тему о состоянии человека после смерти была не что иное, как спекулятивное человеческое построение, порой - голая фантазия и в лучшем случае - философия.
Последствием подобного чтения было то, что он вначале более тридцати лет избегал читать что-либо написанное по этому предмету. Но года три с половиной назад, когда автору пришлось гостить в одном гостеприимном семействе, в день своего отъезда он увидел на столе брошюру д-ра Дж.Эдгара на немецком языке "Где находятся мертвые".
Сразу же в нем пробудился интерес к этой небольшой брошюре, но до отхода поезда оставалось всего несколько минут, в течение которых можно было лишь перелистать ее. Так как брошюрка была приобретена у неизвестной продавщицы, то нельзя было добиться того, чтобы приобрести такой же экземпляр. По отъезде автора, когда он давно уже забыл об этой брошюре, однажды почтальон приносит ее ему на дом вместе с письмом от одного ревностного молодого работника на ниве Божией. В сопроводительном письме последний настоятельно просил его высказать определенное, ясное мнение по поводу писаний Эдгара.
Предисловие
В числе многих вопросов веры, которые представляются разумению молодого мыслящего христианина после обращения его к Богу, находится вопрос о состоянии человека после смерти. Или сам христианин наталкивается на этот вопрос, или он обсуждается в кругу соучастников его в искуплении. Пришлось и автору этих строк обсуждать его, но не из внутренней потребности, а позже, когда ему в качестве работника Царства Божия потребовалось объяснять некоторые вопросы веры ищущим душам. То, чего он и другие желали, было, конечно, - получить верный, недвусмысленный ответ.
Но какой темной, сокровенной, запечатанной кажется дорогая Книга всякому молодому христианину в начале его жизни верою и в особенности в отношении таких вопросов, которые, так сказать, лежат вне черты искупления. Чтоб помочь себе, он часто хватается за различные комментарии, толкования.
Пишущий эти строки поглотил также немалое количество подобных сочинений, чем, конечно, не удовлетворился, так как большая часть этих произведений на тему о состоянии человека после смерти была не что иное, как спекулятивное человеческое построение, порой - голая фантазия и в лучшем случае - философия.
Последствием подобного чтения было то, что он вначале более тридцати лет избегал читать что-либо написанное по этому предмету. Но года три с половиной назад, когда автору пришлось гостить в одном гостеприимном семействе, в день своего отъезда он увидел на столе брошюру д-ра Дж.Эдгара на немецком языке "Где находятся мертвые".
Сразу же в нем пробудился интерес к этой небольшой брошюре, но до отхода поезда оставалось всего несколько минут, в течение которых можно было лишь перелистать ее. Так как брошюрка была приобретена у неизвестной продавщицы, то нельзя было добиться того, чтобы приобрести такой же экземпляр. По отъезде автора, когда он давно уже забыл об этой брошюре, однажды почтальон приносит ее ему на дом вместе с письмом от одного ревностного молодого работника на ниве Божией. В сопроводительном письме последний настоятельно просил его высказать определенное, ясное мнение по поводу писаний Эдгара.
Просьба брата побудила меня дать ответ не только себе, но и другим. С этой целью, исключив все когда-либо имеющиеся у меня предубеждения, я постарался прочесть брошюру так, как если бы я в первый раз в жизни приступал к этой теме.
При чтении предисловия д-ра Эмиля Ланца к брошюре у меня снова пробудилось предубеждение и желание читать, одновременно критикуя. Но я поборол это простым напоминанием себе, что здесь говорит не автор, а его критик или поклонник. Таким образом, я читал, совершенно предаваясь получаемым впечатлениям. Какого же рода они были?
Вначале изложение данного вопроса д-ром Эдгаром вызвало во мне доверие, так как он утверждал, что все здание своих мыслей строит на положительном библейском основании. Только это мне и требовалось. Автор брошюры несколько раз высказывается в этом направлении. Например: "Мы имеем Слово Божие, и этого нам достаточно. Я надеюсь, что буду в состоянии доказать, что Библия дает вполне удовлетворительный и исчерпывающий ответ на этот вопрос. Откуда нам ждать откровения? Возведем наш взор к Богу, ожидая Его ответа через Библию, но не через видения и особые откровения, а лишь посредством раз и навсегда "преданной святым веры" (Иуд. 3)".
В другом месте он говорит: "Обратимся к Библии и будем смиренно ждать руководства Божия по этому предмету, как и по другим предметам, относящимся к искуплению. Если мы обратимся к Библии в духе истины, не из пустого любопытства и не в духе гордости и предубеждения, но в смирении, благоговении, молитвенно, с желанием узнать то, что Бог нам ответит, не вводя в Библию наших идей и предвзятых мнений, рано или поздно мы постигнем истину... Скажем: мы хотим верить тому, что Бог говорит, невзирая на то, что по этому предмету говорят люди. Бог "направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим... Тайна Господня - боящимся Его". Мы всегда должны помнить, что нельзя быть мудрее Библии; как бы мы ни почитали учителей и родителей, нельзя ставить их слово выше непогрешимого авторитета Божия".
Человеку, говорящему таким образом, можно спокойно довериться как руководителю, если даже у него и проскальзывают иногда мнения, с которыми нельзя вполне согласиться. Эдгар легко завоевывает читателя тем положительным, решающим тоном, каким излагает он свой предмет и заставляет следовать за собой даже туда, куда ты до сих пор остерегался вступать.
Казалось, все было в порядке. Но чем дальше я читал, безвольно следуя мыслям автора брошюры, тем больше убеждался, что затронутые им предметы - такие близкие человеку, как душа, вечная жизнь, Слово Божие, нынешнее время благодати, смерть и будущий суд, даже Сам Бог, - теряли свое драгоценное библейское значение и уже не казались мне тем, за что выдавало их Слово Божие.
Грозящая страданием пустота чуть не овладела моей душой, точно ее только что ограбили, ибо затронутые истины, если бы только все обстояло так, как об этом я прочел, утратили все свое существенное богатство и славу.
Это было похоже на то, что я испытал лет тридцать тому назад, наблюдая во время затмения за солнцем безнаказанно, невооруженным глазом. Ведь это было то же самое солнце, которое в другое время светит ослепительным для глаза величием. Но при затмении этот блеск его исчезал; он уже не привлекал меня своей опасностью для незащищенных глаз и не удерживал их на почтительном расстоянии. Мне не забыть этого памятного дня затмения солнца. В этот день я предпринял с одним дорогим другом долгую поездку. Дорога шла лесом, крайне живописным. Я выехал рано утром, в пять часов, солнце взошло во всем своем ослепительном великолепии. Мы начали делать наблюдения, смотря по временам на солнце через закопченные стекла, взятые нами для этой цели в дорогу. В точности к определенному астрономами часу чуждое темное тело медленно стало надвигаться на край яркого солнечного диска. Мы часто останавливались и начинали смотреть через свои закопченные стекла. Луч за лучом теряло это бушующее море огня. Когда уже скрылась значительная часть солнечного диска, начало сильно темнеть. Птицы прекратили пение, тени деревьев затерялись в густеющем сером освещении - казалось, что природа засыпает. Наконец закрылась темным телом и остальная часть золотого диска. И - о чудо! - мне уже не понадобилось мое закопченное стекло, я мог смотреть на солнце невооруженным глазом, как на деревянный диск мишени для обычной стрельбы из лука. Что стало этому причиной? По существу, я смотрел вовсе не на солнце, а на то темное тело, которые надвинулось на солнечный диск.
Точно так же случилось со мной по прочтении брошюры д-ра Эдгара "Где находятся мертвые": он набросил свою темную власяницу на ярко сияющие истины Божии, и я позволил себе, как и он, взглянуть на них глазами профана. Поэтому эти истины и казались не имеющими цены, подобно всем научным вещам, которые можно по выбору объективно рассмотреть с той стороны, с какой это вам более нравится, ничего при этом не теряя.
Но в этом случае, как уже было отмечено, я весьма многое терял, пока не сказал себе: "Глупец! То, что теперь стоит перед твоими глазами, - ни в коем случае не подлинные предметы, о которых говорит Священное Писание, это предметы, на которые надвинулось постороннее темное тело; ты видишь чуждое тело, а не подлинные истины, устрани это тело - и истины засияют снова!"
И я решил читать брошюру во второй раз. На этот раз у меня в руке имелся пробный камень, самый неопровержимый, - Библия. О, как скоро тогда выяснилось, что одно дело - ссылаться на Библию и совсем другое - дать ей самой сказать то, о чем она говорит и в ней Богом говорится.
Я надеюсь, что мы далее можем увидеть, как далеко можно зайти, доверяя без исследования, на веру, самым торжественным обещаниям автора брошюры. Я не хочу этим сказать, что д-р Эдгар действовал с какой-либо задней мыслью; может быть, он в действительности думал так, как и обсуждал эти в высшей степени важные вопросы. Но его прием толкования Библии, которую он приводит в обильных цитатах, может разрушить всякое доверие мыслящего верующего христианина к системе его доказательств. Дж.Эдгар выступает со смелостью и авторитетом профессора, что, конечно, производит впечатление на невежественную массу и обеспечивает ему вполне верный успех; тем более что его изложение применяется ко вкусу толпы.
Грустно, что речь здесь идет не об одной только истине, но об очень многих истинах, неминуемо соприкасающихся между собой, от которых зависит вечное благо или вечное горе многих душ. Возьми же, дорогой читатель, как и я это сделал, свою Библию в руки и сравни то, что она говорит, с тем, что утверждается в брошюре д-ра Эдгара, и приготовься внимательно читать только Слово Господа!
Мы не будем задерживаться ни одной минуты над всем тем, что Эдгар говорит попутно о науке, философии, откровении через духов-обольстителей, потому что, как бы высоко мы ни ценили науку, она все-таки имеет свое место в этом мире и Бог ясно указал ей ее границы. Наука не может выйти ни на волос из положенных ей Богом пределов. Она в силу этого хранит полнейшее молчание о всем, что касается вечных, невидимых вещей. Эдгар сам говорит: "наука ничего не знает о будущем состоянии", и тем более становится странным, что он при случае неоднократно приводит ее как авторитет, на который он опирается. Что же касается откровений через духов-обольстителей, то я всецело присоединяюсь к его замечанию.
Отдельные же фразы и выражения в форме основательных и беспочвенных утверждений д-ра Эдгара здесь невозможно разобрать, потому что каждое утверждение требовало бы своего обоснования из Библии того, что нельзя передать только одной фразой. Все это сделало бы наш труд нескончаемым. Поэтому мы намерены по порядку обозреть лишь главнейшие вопросы в сочинении Эдгара, стоящие в непосредственной связи с его темой.
Да будет Дух Святой в этом нашим руководителем!
Что такое душа?
Это первый вопрос, который мы находим в брошюре д-ра Эдгара. Но мы с полным правом должны поставить его так: что такое душа человека? Потому что верующий христианин, опирающийся на Библию, никогда не может сравнить душу человека с душою животного, как готов сделать Эдгар. Бесспорно верно то, что животные имеют душу, как это он доказывает из повествования о сотворении мира (Быт. 1:20-30) и т.д., но это еще не есть достаточное основание тому, чтобы ставить на одну доску душу человека и душу животного. Тогда стоит сделать еще шаг, чтобы позволить себе низвести и душу Бога на ту же ступень.
Что Бог имеет душу - это Он Сам засвидетельствовал в Писании во многих местах (Лев. 26:11,30; Пс. 10:5; Ис. 1:14; 42:1; Мф. 12:18; Евр. 10:38 и т.д.).
Не должно ли само происхождение души человека и души животных показать нам неизмеримое отличие их между собой? Что делает Бог, по свидетельству Писания, чтобы вызвать к существованию живую душу животных? Из Бытия 1:20 видно, что Он не совершает никакого действия, но говорит: "Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую", - и, в ст. 24: "Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их". Мы видим здесь, что Бог участвовал в происхождении животных только Своим властным творческим Словом, обращенным к воде и земле, без всякого непосредственного личного участия в их творении. Они вызваны к жизни таким же образом, как и весь неорганический мертвый мир, посредством "слова силы Его". Более того, этот неорганический мир сам же их производит. С одного слова возникают из низших сфер души животных. Чему же удивляться, если Бог нигде во всем Священном Писании не придает этим душам значения большего, чем преходящему миру!
Но подойди и посмотри, каким образом человек стал душою живою. Хочется благоговейно склониться во прахе у ног Творца, смотря на то, как поступает Бог, Господь славы, при создании человека, а чтобы мы это хорошо знали, Он Сам дал записать это в Свою Святую Книгу. Со страниц этой Книги мы и познаем, что, создавая Адама, Он совершил также мое и твое творение.
С полным правом можем мы, созерцая сотворение Адама, повторить о человеке то, что говорит об Адаме Слово Божие в конце родословия из Евангелия от Луки: "Адамов, Божий" (Лк. 3:38). Человек не явился созданием или результатом взаимодействия сил органического или неорганического мира, но исшел прямо от Бога. Мы читаем в Бытии 1:26, как Триединый Бог еще прежде создания человека держит совет о нем, его существе, о положении во всем мире. Написано: "И сказал Бог [Элохим - величие, во множественном числе]: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему..."
Может ли Эдгар назвать нам другое существо на небе или на земле, при сотворении которого Бог изобразил бы Себя в таком же попечении, как и в этом случае? Существует ли второе такое же создание, для которого Бог Сам пожелал бы стать первообразом (оригиналом, прототипом)? Подумайте и изумитесь, что Он, Святой, Который некогда при оглушительном трубном звуке в громах Синая под угрозой торжественно запретил делать всякое изображение и образ в поисках найти ему уподобление, теперь, создавая человека, Сам готов дать Свое изображение!
Если бы Бог после предпринятого Им намерения по какой-либо причине отказался от последнего, тогда, конечно, нечему было бы изумляться - ни ангелам, ни херувимам, ни серафимам. Тем более что в прекрасной тогдашней вселенной уже существовал предмет изумления - одно из самых величайших существ (в последствии ниспадшее), а именно: ангел света. Но Бог выполнил то, что задумал, ибо написано: "И сотворил Бог [Элохим] человека по образу Своему, по образу Божию сотворил Его" (Быт. 1:27). Дважды в одном и том же месте сказано, что это существо вызвано к жизни по образу Божию, и не может нарушиться Писание (Ин. 10:35). Остановись же, читатель, на этом месте в немом изумлении, потому что все засвидетельствованное здесь Самим Богом мы поймем лишь некогда в вечности!
Между тем, как легко и скоро справляется Эдгар с сотворением Адама! Бог, по нему, создает человека из праха земли и вдыхает в него дыхание жизни или силу, которая в изображении Эдгара едва отличается от души животных. И это-то все должно быть "созданным по образу и подобию Божию" существом, при сотворении которого Бог держал совет в трех лицах! "Что же это за Бог, - с полным правом можете вы спросить, - Который создает Себе такое подобие, что оно едва отличается от душ животных?" Действительно, автор брошюры и не подозревал, как глубоко он низвел Бога, представляя себе человека, сотворенного по образу Божию, таким жалким существом!
И все это только ради того, чтобы если уж не совсем отвергнуть душу человеческую, то хоть как-нибудь низвести ее на степень выдуманного им фантома (призрака). Что же можно еще сказать на то, когда Эдгар после чудной библейской картины сотворения Адама был в состоянии спросить: "Что же случилось? Находим ли мы указание на то, что Адам с того момента имел душу?" И когда он дальше сам отвечает на это: "Нет, мы находим, что Адам стал душою живою только тогда, когда в него вдохнули дыхание".
Снова беремся за Библию и останавливаемся на Богом данном образе в описании того, что Он совершил при сотворении человека. В Бытии 2:7 сказано: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Здесь перед нами прежде всего Самим Богом предпринятое сотворение тела человека. Мы видим, что это та часть человека, которая взята от этого мира, "от нижних". То была, во всяком случае, земля Едема, над которой еще не тяготело проклятие, из которой могло произрастать дерево жизни, чьи плоды давали вечную жизнь даже падшему грешнику, если бы он вкусил их (Быт. 3:22). Таким образом, тело человека по сотворении его должно было выглядеть "хорошо весьма".
Что это было за создание? Насколько нежно, прекрасно и художественно было оно воспроизведено, нам не говорится, но еще и в наши дни тело человека является чудом и честью своего Создателя. Таким созданный из праха земного Божией рукой лежал человек перед Своим Творцом. Было ли это создание в тот момент подобием и образом Божиим? Тут каждый должен был бы, наверное, сказать: "конечно, нет!" Ни в каком отношении не мог бы человек своим внешним видом напоминать подобие Божие, даже если бы он в тот момент и обладал жизнью, потому что Бог не имеет ни образа, ни подобия - Он есть дух. Из этого следует, что уже после того, как было сформировано тело человека, ему было придано подобие Бога тем, что Он, Который имеет жизнь в Себе Самом, вдунул в лице человека дыхание жизни. Это была другая часть человека, "от вышних", но не от этого мира, - божественная, которая, как сообщает нам Священное Писание, была низведена в человека без всякого посредства, прямо от Бога. Это та часть, которая возвышает человека над всеми прочими созданиями и посредством которой человек может представлять Бога на этой земле.
Подобный этому акт мы можем видеть в жизни Сына Божия в первый день по Его воскресении в отношении Его учеников. Они в достаточной мере были снабжены силой жизни, когда Он пожелал приготовить их к миссии, но в Евангелии написано, что Он дунул на них и сказал: "Примите Духа Святого" (Ин. 20:22).
Что потом стало с Адамом, в Библии написано: "И стал человек душою живою". Это Самим Богом данное заключение в описании сотворения человека бесспорно указывает - с ударением на огромное различие, - насколько совершенно иначе, несравненно отлично от всех остальных существ получил свою душу человек.
И не абсурд ли это, чтобы не сказать дерзость, после такого ясного библейского повествования спрашивать, не находим ли мы указаний на то, что Адам с того момента получил душу живую! Да, конечно, именно с того момента. Это так же верно, как то, что до получения от Бога формы и жизни масса земли была "безвидной и пустой", и несомненно верно, как то, что эта душа была дыханием Божиим - истекавшей от Него частью Его собственной жизни.
Почему Бог с такой тщательностью идет на дело создания человека и вместе с этим всего человечества? Что Он перед этим имеет совет, берет в образец Самого Себя и уделяет человеку часть Себя Самого, - на это проливает свет предначертанный план Божий в отношении существа человека. Божие намерение было, чтобы человек, подобно Богу (как Его представитель), господствовал над рыбами морскими и птицами небесными и над всей землей. Бог Сам хотел быть представлен в людях, и они должны были быть Его посредниками. Снабдив человека могуществом и силой от Себя, Он поставил его в центре всего прекрасного мира и передал ему правление всем, что принадлежало по существу только Иегове.
Отсюда нам становится понятным двойственность в природе человека. Было необходимо, чтобы этот владыка и царь находился с доверенным ему царством в самой тесной близости, чтобы между ними не было никаких перегородок, но, напротив, непосредственное общение. Поэтому Бог дал человеку тело той же природы, того же состава материи, как этот мир. Посредством вещественного начала в себе человек должен был стать видимым для мира и вступить с ним в полную связь.
С другой стороны, человеку было необходимо носить в себе и на себе отпечаток божественной природы, ибо невозможно никакому существу быть "образом и подобием" Божиим, не будучи причастником "Божеского естества", то есть причастным природе Самого Бога. Без этого самое лучшее создание Божие при всех своих стараниях уподобиться Богу может только обманывать себя и других и создавать не более и не менее как только карикатурные впечатления.'То была природа Самого Божества, которую Творец сообщил человеку, вдунув в него дыхание жизни, через что и дал душу человеку.
Однажды, когда Господь в особом откровении Давиду пролил Свой свет на положение человека во вселенной, Давид воскликнул: "Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?!" (Пс. 8:5-7). И Дух Святой, Который эти вдохновенные слова переносит в Новый Завет, прибавляет: "когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему" (Евр. 2:8).
Во Христе Иисусе, втором Адаме, Который возместил потерю, происшедшую от грехопадения первого Адама, все это воистину осуществляется: сначала в лице Христа, а далее - во всех тех, кто принадлежит Ему. О последнем уже теперь можно сказать как о совершившемся факте: "И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков!" (Отк. 1:6). Господство их на земле скоро наступит (Отк. 5:10), как только их Глава - Агнец - на престоле примет "власть, славу и царство" (Дан. 7:13-14).
И, однако, уже теперь мы можем сказать вместе с апостолом Павлом словами греческого поэта: "мы Его и род" (Деян. 17:28-29). Что человек имеет отдельную, независимую от тела душу, это доказывает и Ветхий, и Новый Заветы самым торжественным образом, хотя Эдгар открыто оспаривает это. Ему следовало бы немного внимательнее вглядеться в свою Библию, чтобы это увидеть. Но именно в этой книге часто видят только то, что хочется видеть. И закрывают глаза на то, что кому-нибудь не по вкусу.
Подойди, дорогой читатель, и послушай, как пророк Илия просит Бога при воскрешении сына сарептской вдовы: "Господи, Боже мой, да возвратится душа отрока сего в него". Пророк ясно говорит о душе, которая была у ребенка, или в нем. Говорит о ней как об отсутствующей в настоящее время и просит о возвращении ее.
Конечно, Эдгар мог бы возразить на это, что пророк мог это и выдумать. Нельзя же ожидать, чтобы он был ученым-психологом. Но прошу тебя, друг, читай дальше и хорошенько замечай, как говорит в этом случае о душе ребенка само Слово Божие: "И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил" (3 Цар. 17:21-22).
Эдгар между тем учит, что душа может существовать только в соединении с телом и что, когда умирает человек, умирает его душа. Однако мы видим здесь, что Бог не создает никакой новой души, чтобы вновь оживить дитя, но согласно просьбе пророка Илии возвращает ту же самую душу обратно маленькому бездушному телу. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф. 16:26). В то время как для тела, для земного существования, с приобретением всего мира достигается самое лучшее, что можно пожелать, для души - другой существенной части человека этим самым достигается худшее. Как поэтому отлична от тела и в известном отношении независима от него наша душа и ее блаженство по Слову Господа! Вторым вопросом в этом тексте Господь показывает, что человек не владеет никакими путями и средствами для исправления нанесенного душе ущерба, если он ей повредит только однажды.
Апостол Павел сказал об Евтихе, когда тот упал с третьего жилья и был поднят мертвым: "Не тревожьтесь, ибо душа его в нем" (Деян. 20:10). Все находили, что юноша Евтих уже простился с жизнью, тогда как апостол утверждал о присутствии в теле его души.
Наши врачи и д-р Эдгар могут анатомировать живое тело человека и все-таки не найти души. Между тем этот слуга Божий констатировал ее присутствие даже тогда, когда упавшего Евтиха подняли мертвым телом.
Кто же мог бы найти что-то странное в том, что Бог, после того как Сам вдохнул человеку дыхание жизни, называет его живою душою? Почему Бог не делает ничего подобного с животными, которые ведь тоже имеют душу? Между тем о человеке Бог так выражается очень часто и в Ветхом, и в Новом Завете: душа - самая возвышенная часть человеческого существа, и что же здесь удивительного, если Творец с особенной любовью называет сего человека в известных случаях просто душою. Мы читаем, например, в Бытии 46:15,18,22,25, что Бог все потомство Иакова, идущее с ним в Египет, исчисляет в душах и, заключая перечень, говорит в ст. 26: "всех душ, пришедших с Иаковом в Египет". Кто же будет еще сомневаться, что здесь подразумеваются шестьдесят шесть человек, а не только их душ в абстрактном понимании этого слова. Так же читаем в Деяниях 2:41: "и присоединилось в тот день душ около трех тысяч", то есть около трех тысяч человек.
Если мы правильно поймем данный в Библии образ человека, его душу, то какая получится разница между библейским и тем образом, который создал себе Эдгар, низведший созданного по образу и подобию Божиему повелителя всей земли и ее твари на ступень покоренных им существ и уравнявший человеческую душу с душою животных!
Бессмертна ли душа?
Снова должен я поставить этот вопрос в такой форме: бессмертна ли душа человека?
При том представлении, которое имеет по этому предмету Эдгар, а именно, что душа человека не отличается от души животных, он должен бы на этот вопрос ответить простым "нет", потому что ведь мы ничего не читаем в Писании о продолжении жизни животного после смерти или о каком-нибудь отношении его к вечности. Как небо от земли, далеко от этого мнения то, что говорит Писание о состоянии человека после его смерти, когда он отходит на ту сторону бытия.
Библия говорит о продолжении по смерти жизни душ, как искупленных, так и безбожных. Этот установленный Господом в Библии факт и должен решить вопрос. Писание говорит различно о продолжении существования после смерти искупленных во Христе сравнительно с уделом безбожных. Если о последних оно говорит, что те пребывают в смерти, о первых Писание утверждает, что они находятся в жизни.
Если бы понятие Эдгара о смерти согласовывалось с понятием Священного Писания, то я бы не написал ни одной буквы по этому очень важному вопросу, а просто сказал бы: "По Писанию, душа бессмертна". По понятию Эдгара о смерти, она, безусловно, смертна.
Читатель, прочти внимательно написанное Эдгаром, и ты скоро поймешь, что старания его и тех, кто с ним одного убеждения, состоят в том, чтобы сделать понятие о смерти равнозначным понятию об уничтожении, прекращении существования. По Эдгару, это понятие означает конец всякого бытия, прежде всего у намеренных грешников. Но Бог никогда так не говорит о смерти, и мы готовы сейчас же доказать это из Библии. Если Бог говорит, например, об истреблении и уничтожении человека смертью, то Он говорит это о телесной смерти, которая касается только этого бренного существования жизни тела..
Во дни Ноя Бог сказал о грядущем потопе: "Истреблю с лица земли людей, которых Я создал". При этом Он пояснил: "с лица земли" (Быт. 6:7), что не допускает другого уничтожения, выходящего за пределы земного. Точно так же истребление городов Содома и Гоморры с их жителями относится к этой временной земной жизни, потому что эти люди все еще ожидают суда (Мк. 6:11; Лк. 10:12). Слово Божие никогда не соединяет смерть с прекращением всякого существования, и это доказывают бесчисленные тексты. Оно вообще говорит о трех видах смерти, чего не следует упускать из виду, а именно: о духовной, телесной и вечной, или о второй смерти. Но к какому бы из этих состояний смерть ни относилась, она еще не означает прекращения или конца всякого бытия. Возьмем хотя бы несколько примеров для иллюстрации. Ближайший пример - Адам, первый человек. Бог дает ему Свой запрет: ты не должен вкушать плодов от дерева добра и зла. И присоединяет к этому серьезное предостережение: "потому что в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2:17).
Прежде чем показать, что эта смерть не обозначает полного прекращения существования, рассмотрим поближе самое предупреждение. Что оно говорит нам само по себе? Оно говорит ясно и определенно, что в таком состоянии, в котором теперь находится Адам, нельзя думать о смерти - смерть не могла к нему приблизиться. Оно говорит нам, что в природе ни его духа, ни его души, ни тела не находится причины или зародыша смерти, но что, наоборот, удел Адама - жизнь бесконечная. Будь это иначе, то есть если бы Адам и душа его были смертны, то предупреждение Божие не имело бы смысла, потому что смерть постигла бы его и так, без вкушения запретных плодов.
Божие предупреждение говорит также, что смерть могла проникнуть в Адама только извне - и в случае, если он сам откроет ей доступ к себе. И что смерть может проникнуть в него через ту часть его существа, которая от "нижних", от мира сего, то есть через его тело, но не через его душу. Таким образом, бдительность человека должна была с этих пор распространяться - на тело. Он, господин и владыка над всем сотворенным и видимым, должен был господствовать над всем, и в том числе над своим телом, взятым от земли, из видимого мира. Никакое влияние извне, от мира, которое могло проникнуть в Адама через тело, не должно было касаться представителя Бога на земле. Отсюда запрет Отпей любви: не пожелай, не обольщайся, не ешь!
Жало смерти было не в человеке, оно пришло снаружи. Вкушением плода Адам открыл доступ этому жалу и стал причастен к тому, чего раньше он был чужд и далек. Но проникшая в него таким образом смерть сделалась ли пресечением существования, концом Адама? Никак! Ужасный день вкушения запретного плода у наших прародителей наступил и прошел, а они продолжали жить, имели сыновей и дочерей, увидели множество своих потомков, так как мы читаем об Адаме, что он жил 930 лет. Разве предупреждение Божие нашим прародителям не оправдалось в тот день? Разве не умер Адам в тот день вкушения плода? Без всякого сомнения, умер. Если бы он тогда не умер, то наши прародители все последующие столетия могли бы продолжать верить сатане, который сказал: "Нет, не умрете". Но Бог изрек истину, потому что они действительно умерли. И умерли в тот день и даже в тот момент, когда ели запрещенный плод. Последовала их духовная смерть. Они были отлучены от истинной жизни Духа - от Бога. Смерть есть всегда отчуждение, разлука, разделение. Тогда как телесная смерть есть разлучение тела с душою (которая есть жизнь тела, что мы в обыденной жизни называем собственно жизнью), - духовная смерть есть разлучение или отделение от Бога, подлинной жизни, то есть того, что Бог и Писание также зовет жизнью.
Получается, что Адам умер в тот же день для Бога, хотя и продолжал существовать еще несколько столетий. Так потерянный блудный сын пребывал в смерти во все время своего отлучения от отца, в течение которого он все-таки еще продолжал существовать, расточая отцовское имущество. Когда же кончилась разлука и блудный сын вернулся к отцу, он снова ожил для него, вернулся к своей жизни (Лк. 15:24-32). Так же точно мертвы были и ефесяне, когда, будучи мертвыми по преступлениям и грехам, продолжали жить по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе (Еф. 2:1-3).
Так же точно мертвы с тех пор все сыны Адама до сего дня, хотя они и не перестают существовать, сменяя друг друга. Придя же к Богу живою верою в Сына Его, они переходят от смерти в жизнь (Ин. 5:24). В этом смысле, по Писанию, душа смертна, но это не то, о чем думает Эдгар. Он думает, хотя немного смутно, что душа, умирая, уничтожается целиком, но она же, по Слову Божию бессмертна. Возьмем еще пример, который говорит о смерти, но именно о смерти телесной, буквальной. Надеюсь, мы и в этом случае найдем, что со смертью существование человека не прекращается. Об Аврааме написано: "И скончался Авраам и умер в старости... и приложился к народу своему" (Быт. 25:8). Скажи мне, дорогой читатель, о чем здесь говорится. На что, собственно, указывается, когда Авраам после своей смерти, телесной смерти, прилагается к народу своему? Что было "приложено" к народу - тело Авраама или душа и дух его? Конечно, о теле Авраама этого нельзя сказать, потому что оно было погребено Исааком и Измаилом в пещере, где покоилась Сарра. Не было тогда такого народа, к которому бы его тело могло приложиться. Это могло быть сказано только в отношении души его и духа. Тогда как тело Авраама и до сих пор - до великого дня воскресения - покоится в могиле, душа Авраама находится при своем народе. Но какой же это народ Авраама? Где он находится? Были ли это халдеи, к которым принадлежал Авраам по своему физическому рождению? Не может быть этого, потому что первое же слово Божие к Аврааму отделило его от отечества и родства навсегда. И сам Авраам был так верен Господу, что в том случае, если бы будущая невеста Исаака не пожелала расстаться со своими родными, он не позволил бы Исааку возвратиться туда (Быт. 24:8). Целых сто лет, до самого конца своей жизни, Авраам в точности сохранял это разделение по воле Божией. После этого мог ли он приложиться к этому народу?
Также ни один из народов Ханаана, несмотря на его столетнее пребывание там, не сделался его народом. Авраам был и остался странником и пришельцем среди этих народов (Быт. 23:4) и так решительно хотел быть отделенным от них, что не пожелал похоронить Сарру в общих могилах среди мертвецов этих народов. Следовательно, и они не были его народом. Но, может быть, это был Израиль? И к нему он не мог присоединиться, потому что фактически Израиль еще не существовал и Авраам был единственный израильтянин, обитавший в наследной земле Израиля. Скорее, будущий народ израильский мог бы собраться к нему, чем Авраам к своему потомству.
Но мы знаем из Слова Божия, что есть еще народ, к которому присоединяются все святые по окончании земной жизни и к которому был причислен Авраам. Об этом народе, во славе, по ту сторону телесной смерти, Бог говорит так: "вы приступили [спасенные Господом в силу их духовного рождения, уже приступили] к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов" (Евр. 12:22-24).
В то время как тело Авраама вернулось в прах земли, Авраам не перестал существовать, но находился среди народа, который называется Церковью "первенцев" и который пребывает там, как души праведников, достигших совершенства (чьи тела также покоятся где-нибудь на земном шаре), перед Богом, Судьей, там, где находится Посредник Нового Завета и тысячи ангелов, служащих Богу, - то есть в городе Бога живого, в небесном Иерусалиме (Евр. 11:10-16). Судя по этому, может ли быть душа смертна?
Конечно, Эдгар по своим убеждениям не мог допустить ничего похожего ни для праведных, ни тем более для нечестивых, несмотря на то, что Писание свидетельствует о существовании одних и других.
Что говорит Писание об этих последних? Псалом 48:8-15 описывает тех, чьи души блуждают без Бога и в один роковой день умирают, по выражению псалмопевца, как животные. Что же следует за этой смертью? В ст. 15 говорится: "как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится". Ст. 16 одновременно показывает участь блаженного псалмопевца, который восклицает: "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня". Все ли закончено у неспасенного с его смертью? Когда он, умирая подобно животному, присоединяется также к своему народу, все ли кончается для него?
Писание говорит о "заключении", подобном тому, как на востоке запирают в загон стадо овец. Далее оно говорит, что заключенные будут пастись, и пастухом их будет смерть. Спрашивается, есть ли смысл говорить о том, что они пасутся, когда прекратилось всякое существование? Каждый разумный человек должен сказать, что говорить таким образом о тех, кого больше нет, не существует, - бессмысленно. Далее говорится о том, что после заключения овец у этого страшного пастыря наступит утро, когда праведные будут господствовать над умершими в нечестии, тогда как сила и могущество безбожных обрывается у могилы. Что здесь подразумеваются души безбожных, ясно вытекает из слов псалма, где певец говорит о себе, противопоставляя им свою душу. Относительно ее он имел твердую уверенность. "Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня". Псалмопевцу дано было ясно видеть тех, которые были во власти преисподней, тогда как его собственная душа избегла этой участи. Многие места Нового Завета доказывают продолжение жизни души после телесной смерти. Прочтите Матфея 17:3; 22:32; Луки 16:19-31; 23:43; Филиппийцам 1:23; 2 Петра 2:9; 2 Коринфянам 5:1; Откровение 6:9-11 и другие стихи.
Некоторые тексты приведены Эдгаром с попыткой опровергнуть их. К ним мы "еще вернемся. Тяжкое обвинение в том, что лживое учение об уничтожении души имеет гибельные последствия, очевидно не давало покоя Эдгару, и он старался стряхнуть его с себя в своей брошюре несколькими поверхностными и легковесными фразами. "Некоторые думают, что если отвергнуть учение о естественном бессмертии души, то от этого поколеблется основание христианской веры. Ни в коем случае, - отвечает Эдгар, - Библия указывает, что наша надежда на будущую жизнь основывается не на природном бессмертии, но на воскресении из мертвых" (Деян. 24:14,15; 1 Кор. 15).
В течение моей более чем пятидесятилетней жизни веры я не могу припомнить, чтобы я встретил хотя бы одного человека, который считал "природное бессмертие" души основанием верования в жизнь вечную. Но я нашел, что почти все люди: и номинальные христиане, и иудеи, и магометане, и ламаисты, и японцы, и китайцы - все основывают свою надежду на будущую жизнь на своем состоянии и поведении в этом мире - другими словами, все они хотят сами выполнить свое искупление, быть своими собственными спасителями. Насколько я знаю, никакое христианское вероучение, равно как и Писание, не принимает за основание веры в вечную жизнь "естественное бессмертие души". Поэтому Эдгару должно быть ясно, что то, чего вовсе не существует, не может быть поколеблено хотя бы и ложным учением. Непоколебимая надежда на жизнь вечную, по Писанию, обосновывается, с тех пор как люди стали грешниками, также не на их воскресении, чему так хотел бы научить Эдгар, но на живой вере во Христа и в совершенное Им искупление на Голгофе (2 Тим. 1:9-10). Да и чем может помочь воскресение грешникам, не принявшим искупления и потому еще потерянным?
Воскресение может принести грешнику только вторую смерть. Между тем истинно верующий во Христа получает жизнь вечную, как только уверует, то есть теперь, в этом мире, задолго до того, как достигнет воскресения.
Я имел много случаев испытать на себе, что делает это лжеучение. Вот, например, один. В 1888 году, когда я совершал трехнедельную евангелизационную поездку по Самарской губернии, мне представился в одном месте некий брат во Христе, как он себя назвал. Он был очень навязчив и настоял на том, чтобы мы, как братья, перешли на "ты". Я не имел ничего против этого. С тех пор он бывал на каждом собрании в различных колониях, где мне всегда широко открывались двери и, к моей немалой радости, он даже раздал большое количество трактатов. К концу недели я получил настоятельное приглашение проповедовать еще в двух-трех колониях, где, по немецкой поговорке, "спивают лазурь с небес", то есть безмерно пьянствуют. Проповедь тронула многие сердца, и я счел нужным по окончании собрания лично побеседовать по возможности со многими. Когда я после одного из таких собраний вышел на воздух, кто-то обратил мое внимание на еще троих людей, стоявших в стороне, которым просили сказать еще какое-нибудь слово. Я обратился к ним и указал на совершенное Христом искупление и на блаженство здесь и в будущем тех, кто сегодня это искупление принял. С другой стороны, я указал на горе тех, кто упустит спасение и не примет Христа. Один из них ответил довольно циничным тоном: "Что ж такого страшного может последовать? Все должны умереть, как добрые, так и злые". Двое других поддержали его слова улыбками и кивками. "Конечно, мы должны умереть, - сказал я, - потому что написано: человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9:27). Но что будет с теми, кто умрет во грехе своем?" - "Я не очень-то забочусь о небе, - ответил первый, - мне достаточно того, что с моей смертью все кончится. Спустя несколько лет меня уже не будет, и поэтому самое лучшее - брать от жизни все, что можно". - "Откуда вы взяли, что со смертью все кончается? Вы можете жестоко обмануться!" - "О нет, - воскликнул он, - посмотрите-ка, здесь у нас черным по белому написано", - и он торжествующе показал мне только что полученные трактаты. Я наскоро посмотрел их и нашел, к моему величайшему огорчению, что они содержат учение об уничтожении душ тех, кто умирает без Христа, о соблюдении субботы и т.д. Все сразу мне стало ясно. Всякое указание на произнесенное Христом предупреждение и угрозы и на Его великую жертву, однажды и раз и навсегда Им принесенную за нас, чтобы освободить нас от вечного проклятия, для этих троих людей уже было тщетно. Они хотели есть, пить, ибо завтра умрут. Всякий страх перед будущностью, перед долгой, долгой вечностью был вытравлен из их сердец проникшим туда ядом, и они не могли уже быть спасены страхом по совету апостола Иуды (Иуд. 23). Великая любовь Христа также мало трогала их, потому что их притянул другой магнит. Позже мне сообщили, что это были трое главных местных пьяниц. Они охотно берут эти трактаты и раздают их, чтобы приобрести себе единомышленников.
Я убедился, что именно это лжеучение совершенно разрушает эти бедные души, вырывает с корнем всякий страх Божий, какой еще оставался в душе, и делает их совершенно неспособными принять Евангелие. С другой стороны, оно укореняет грешника в грехе, так что они любят свое рабство и охотно остаются в нем.
Далее в решении вопроса, бессмертна ли душа, Эдгар приводит доказательство того, что она смертна, то есть должна быть уничтожена: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Всякий беспристрастный человек тотчас же найдет, что по этому Слову Господню душа не будет убита, когда убивается тело, а продолжает существовать и после уничтожения тела. Люди могут разрушить тело, на душу же их власть не простирается.
Более того, она может - в то время как тело проходит через горькие мучения смерти - уходя, погружаться в вечную славу, подобно душе Стефана, который под смертным градом камней видит не смерть, но отверстое небо, славу Божию и прославленного Искупителя, предавая Ему свой дух со словами: "Господи Иисусе, прими дух мой" (Деян. 7:59). Текст Матфея 10:28 как раз противоположен по смыслу тому, что из него хотел сделать Эдгар. И вторая половина стиха тоже не говорит того, что ему хотелось бы. Она не гласит: "Бойтесь Того, Кто и душу и тело может умертвить в геенне". Там нет ни слова о смерти или уничтожении, которое Господь хотел бы выполнить через геенну.
Что такое представляет собой гибель в геенне, ясно сказано апостолом, когда он видит грядущего Господа в пламенеющем огне, совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его (2 Фес. 1:8-9).
Таким образом, нечестивые подвергнутся отмщению в муках, справедливому суду и будут пребывать в пламенном огне в вечной, то есть неперестающей погибели. Каждый знает, что пылающий огонь сразу становится смертельным, как только он охватывает человека, этим огнем люди, убивающие тело, могут истребить других людей, что они часто и делали, но этого ученики Господа не должны бояться, потому что сожжение тела - это не вечная погибель, никто его так бы не назвал.
Погибель же в геенне следует лишь только за смертью тела и никогда не прекращается; поэтому Писание и говорит о неугасимом огне (Мк. 9:44). Если бы душа вовсе уничтожилась, как учит Эдгар, тогда угроза вечного, неугасимого огня от лица Господа ничего не говорила бы: пусть огонь пылает сколько ему угодно, потому что предмет уничтожения исчез, не существует более! Но тогда ни к чему этот вечный, неугасимый огонь, он - бессмыслица, так как если понадобится огонь для наказания и мщения, то для этого достаточно будет обыкновенного огня.
С чисто фанатическим рвением продолжает Эдгар развивать свое доказательство, приводя слова: "душа согрешающая, она умрет" (Иез. 18:20). Причем он настаивает на букве, что непременно душа, исключительно только душа, умирает. Было бы очень желательным, если бы Эдгар во многих других местах, где это безусловно необходимо, так же бы настаивал на букве и точном смысле, как здесь, но это ему не подходит, и поэтому он извращает буквальный смысл других мест, обращает его в противоположный или переводит слова так, чтобы они сообразовывались с его целями, даже излагает по-своему целые библейские отрывки, как, например, о богаче и Лазаре, причем последние изложены так же далеко о истины, как небо от земли.
Возьми же, дорогой читатель, свою Библию, открой Иезекииля 18 и читай, не поддаваясь влиянию ни с чьей стороны, и ты наверное найдешь, что Бог в этой главе говорит о душе не как об отвлеченности, но о всем человеке целиком, о личности в том же смысле, как в Бытии 46:15-27 и в Деяниях 2:41. В Иезекииле 18 Бог говорит, что тот человек, та личность, которая согрешает, должна умереть по законам Иеговы, а вовсе не душа этого человека, хотя Бог называет эту личность душой. Заметьте, как Израиль обвинял Бога в несправедливости, в том, что Он, по их словам, наказывал детей за грехи отцов {Иез. 18:2). "Нет, - говорит Бог (ст. 3,4), - это неверно. Наказание падает на голову действительно виновного; если согрешит отец, то отец и умрет. Если согрешит сын, то он же понесет на себе наказание. Никогда не понесет последнее один за другого". При этом Господь приводит поясняющие примеры и показывает различные действия, которые производит не душа, а весь человек, как личность. Если кто праведен и творит суд и правду, "на горах жертвенного не ест", то он - праведник, он непременно будет жить, говорит Господь Бог (ст. 5-9), не только душа его. Другой пример. Сын, который родился от такого благочестивого отца и представляет противоположность ему, совершая всякие безбожные действия, - он, а не душа его не будет жить. Кто делает такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем (ст. 10-13). В ст. 14-20 тот же самый пример повторяется в обратном виде, и предметом его является не абстрактная душа, а личности отца и сына. Та душа, то есть та из двух личностей, которая согрешает, - она умрет.
Сам Господь отчетливо объясняет сразу же после этого, что Он имеет в виду, говоря: сын (но не душа сына) не понесет вины отца, а отец (но не душа отца) не понесет вины сына. Правда праведного при нем и останется. Повсюду речь идет об отдельных личностях,' о греховодности, но о смерти души как таковой, что так хотел бы доказать Эдгар, здесь и речи нет, как и во второй половине этой главы. Вообще Писание никогда не говорит о смерти души в том смысле, который хотел бы придать ему д-р Эдгар.
В этом отношении душа действительно бессмертна.
Когда наступит праведное возмездие злым и воздаяние добрым
По существу, по этому вопросу не следовало бы тратить слов, потому что Писание относит окончательное возмездие как добрым, так и злым ко времени воссоединения тела с душою, то есть к воскресению тела из мертвых. Только официальные верующие (верующие по катехизису) признают, что со смертью тела идет или полная вечная слава, или вечное проклятие. Писание же говорит, что все это последует после суда. Оно ясно и отчетливо доказывает, что есть два места, куда уходят души, разлученные с телом, и об этом в следующей главе.
Доказательством того, что никто из умерших, живших здесь верою, не идет на небо, Эдгар берет пример Давида и спрашивает: "На небе ли Давид?" И чтобы прийти к отрицанию этого, он приводит Деяния 2:34, где сказано: "ибо Давид не восшел на небеса" - и заключает далее, что "проще этого ничего не могло быть". Вопрос только в том, поверит ли читатель этим словам. Некоторые из вас могут сказать: "Странно. Мне думалось, что Давид будет на небесах, но, очевидно, я заблуждался, и он, наверное, не был таким праведным, как я полагал".
Мы спрашиваем: не будет ли абсурдом доказывать при наличности этих слов Божиих, что Давид вошел на небеса? Судя по приведенному утверждению, вообще никто не мог бы иначе войти на небеса, как путем вознесения, ибо если Давид только потому не находился там, что он не вознесся на небо, то никто из сонма святых апостолов и пророков Господних, почивших в Иисусе, не находится на небесах, потому что никто из них не возносился туда. Но что ж тогда говорил апостол Петр в тот славный день Пятидесятницы своим слушателям о Давиде? Хотел ли он им разъяснить, что Давид не находится на небесах? Ни в коем случае! Апостол Петр хотел лишь им пояснить возможно отчетливее, что в приведенном месте Давид говорит не о себе, но о Христе. Ко Христу были обращены слова: "седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109:1). Если бы эти слова относились к Давиду, то тело Давида, пробужденное от смерти, восстало бы из гроба и соединилось бы с духом его и душою, чтобы вознестись на небо. Однако ж этого, мы видим, не случилось. Гробница Давида с того дня (Пятидесятницы) находилась в Иерусалиме. Там покоился его прах, а душа пребывала у Господа.
Совсем иное произошло со Христом. Он умер, душа Его вошла в царство смерти, а тело же положили в гроб, но Бог не допустил, чтобы душа Христа оставалась в царстве смерти, а тело увидело тление. Нет, Он был пробужден от смерти и занял место одесную Бога посредством предсказанного для Него вознесения на небо. Если бы Давид путем вознесения восшел на небо, то предсказанное относилось бы к нему. Но этого не могло быть, так как предсказанное вполне согласовывалось только с подлинным вознесением Христа. Это апостол Петр и хотел сказать и доказать своим слушателям.
Что понимает Писание под вознесением? Присмотревшись внимательно, мы отмечаем, что оно называет вознесением тот факт, когда человек из этого мира всем своим существом, то есть телом, душою и духом, живым возносится на небо, так что другие не могут видеть его. Возьми, читатель, в образец тех, о которых Писание свидетельствует, что они вознеслись на небо. Именно: нашего Господа, Илию и двух свидетелей откровения (Лк. 24:50-51; Деян. 1:9-11; 4 Цар. 2:10-12; Отк. 11:11-12). Прочти знакомые места, и ты увидишь что это так. И нигде Писание не говорит о вознесении человека, который умирает обыкновенной смертью. Дух и душа его принимается Богом. Вспомни, например, смерть Моисея, Стефана, апостола Павла и других.
Бог называет даже взятие Еноха вознесением, точно как и взятие тех, которые с пришествием Христа будут пробуждены и вместе с оставшимися живущими, но изменившимися восхищены. Если бы на небе должны были быть только те, которые вошли туда через вознесение, то оно, надо думать, было бы совсем пустым.
Насколько мало доказывает несовершившееся вознесение Давида то, что он будто бы не находился на небе, настолько же и даже более того бездоказательны приведенные Эдгаром цитаты из Иоанна 3:13: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах". Но послушаем здесь самого д-ра Эдгара: "Никто! - торжествующе восклицает он, - ни одного исключения, только Иисус, Который сошел с небес и жил среди людей. Найдутся ли более убедительные слова, чем эти?" Затем следует серьезное увещевание с его стороны: "будем же на страже, чтобы не увлечься человеческими измышлениями и не отвергнуть кровь Христа".
Но подойди ближе, дорогой читатель, не к "человеческим измышлениям", но к непогрешимому библейскому слову и на нем убедись, чего стоят все слова д-ра Эдгара со всеми его ссылками на Писание. Открой 4 Царств 2:1-11 и прочти, как там, в Священном Писании, дважды сказано, что Илия вознесся на небо. Разве Писание в Ветхом Завете опровергает слова Христа (Ин. 3:13) этим фактом вознесения Илии на небо? Ни в коем случае. По мнению же Эдгара, который опирается на слово "никто", оно погрешно в этом отношении. Разве он ничего не знал о вознесении Илии? Этого не может быть. Не хочется также верить, что д-р Эдгар, с таким торжеством настаивая на слове "никто", мог бы втайне рассчитывать на невежество своих читателей, - скорее, можно допустить здесь, что он в своем рвении позабыл, что Илия тоже вознесся на небо, или же он считает это человеческим измышлением.
Но как же тогда обстоит дело со словами Христа? Неужели Он забыл о вознесении Илии, говоря таким образом, или это тоже человеческие вымыслы? Конечно, далеко не так: заблуждаться Христос не мог. Но тогда мы не можем искать в словах Господа того, что Эдгар насильно вкладывает в них, не считаясь с тем, согласуется оно со всей Библией или нет. Мы находим связь этого слова в целом со всей речью Господа, обращенной к Никодиму. Разве Господь имел намерение дать Никодиму понятие о вознесении как о входе человека в славу? Конечно, нет. Оно вовсе не подошло бы для разъяснения неотложной необходимости возрождения, судя по отрывочной форме тринадцатого стиха. "Ты, и не только ты, но все должны родиться свыше", - такова была тема и основное содержание речи Христа. Мы видим, что Никодим его не понимает, и после слов Господа о чудном воздействии Духа Святого как о веянии ветра (буквальный перевод с греческого) он изумленно спрашивает: "Как это может быть?" Это, конечно, Никодим должен был знать, как богослов, наставляющий других. Однако Господь показывает ему, насколько в этом отношении Никодим еще находился во тьме, и открыто пристыжает его, учителя Израиля, в невежестве (ст. 10). Итак, как последний не обнаруживает безусловной веры в свидетельство Господа, то Он и укоряет его в неверии (ст. 11-12). Это было неприятным, и казалось крайне резким так обратиться к члену Верховного Совета Израиля, но оно было безусловно необходимо. Тогда-то и подходит Господь с упомянутыми выше словами, говоря: "Никто не восходил на небо, кроме... Сына Человеческого".
Чудно звучит это слово в устах нашего небесного Учителя! Им Он смягчает остроту предыдущего смиряющего обвинения, не ослабляя в то же время его истинности. Это есть своего рода извинение для Никодима и всех нас, происшедших от "нижних". Господь как бы хотел этим сказать: "То, о чем Я с тобой говорю (ст. 12), вполне известно только там, на небе, - там знают об этом так, как должно знать, но ведь туда никто из вас не может взойти, чтобы оттуда принести это познание". (Сравните Римлянам 10:6.) "Только Я, Сын Человеческий мог принести вам это, и для этого Я и должен был сойти с неба".
Самая невозможность восхождения на небо побудила Никодима принять просто на веру свидетельство Восходившего (ст. 11), чем он мог исцелиться как от своего незнания, так и от своего неверия. И если возрождение, о котором говорил ему Господь, сначала было нечто такое, что он причислил к земным вещам, так как оно происходит на земле и с живущими на ней людьми, то отдача себя на крест Пришедшего с небес оказывается тем, что Христос причислил к небесным вещам. Он об этом сразу после и говорит в ст. 14-17. Такова связь целого в речи Господа со ст. 13, и приведенная Эдгаром так отрывочно цитата не имеет ничего подобного тому, что он в нее вкладывает и к чему применяет.
О Давиде же, которого Эдгар никак не хочет допустить на небо, мы слышим из собственных уст его, как он говорит о Своем Господе во все время своего пилигримства как "о добром пастыре" (Пс. 22:1-3). Но как только Давид нисходит в долину тени смертной, то говорит уже не о Нем, а о пребывании с Ним: "Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня" (ст. 4). Смерть для Давида не есть разлучение с Господом, она приводит его к еще более тесному, искреннему общению с Ним, а пастырский жезл приносит ему успокоение. Нет ничего удивительного, что перед Давидом остается только одна тень смерти. Подобно ему, Асаф сказал: "Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу". Сравните Псалом 22:3-4 и Псалом 72:24.
Остальное, о чем говорит Эдгар под заглавием "Когда наступит возмездие добрым и злым", мы относим к следующей главе. Мы уже высказались вначале, что окончательное возмездие злым и добрым наступит после воскресения мертвых.
Промежуточное состояние и вопрос, где находятся мертвые в это время
Что должно быть промежуточное состояние, время ожидания между разлукой души с телом и полным возмездием, - это истекает уже из того, что возмездие последует за воскресением мертвых и всеобщим судом и что оба эти факта еще должны совершиться. Это промежуточное состояние и пребывание мертвых в нем и составляют обычно содержание религиозного жаргона адвентистов, которое отделяет их от Священного Писания и подлинных верующих христиан.
Что адвентисты прилагают к этому все усилия своего красноречия и все свое искусство, лишь бы представить свою точку зрения в библейском освещении, - понятно само собой. Но невозможно представить себе, не зная их сочинений, на какое извращение, искажение и кривотолкование Священного Слова они способны! Так обстоит дело с брошюрой д-ра Эдгара. Какими с виду положительными и в то же время абсурдными утверждениями пользуется этот человек! Какими хитроумными приемами и насильственными толкованиями пытается он подтвердить свои положения!
Еще в начале параграфа о промежуточном состоянии мертвых Эдгар говорит: "некоторые полагают, что душа в течение этого периода находится в полном сознании, и что она может думать и чувствовать, и что после смерти душа больше знает, чем до нее". Он отрицает это и в доказательство приводит Екклесиаста 9:5-10, откуда берет слова: "мертвые ничего не знают" и "в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости". Если бы Эдгар хотел отнести эти слова к почившему телу, то кто бы мог ему что-нибудь возразить на это? Но он непременно хочет в этом состоянии видеть душу. Предположим, что Соломон в этих словах изобразил то, что он вообще думал о человеке в целом - его духе, душе и теле, но могут ли быть слова приведены в качестве доказательства?
Я боюсь, что Эдгар вовсе не понял Екклесиаста Соломона, потому что если он понял его, то (чтобы выразиться мягко) весьма нечестно воспользоваться его цитатой. Я не хотел бы излагать подробно каждый цитированный текст Писания, потому что это заняло бы гораздо больше времени и места, чем просто приводить и ложно применять. Тогда пришлось бы написать весьма много вместо нескольких страниц, что не есть мое намерение. Необходимо сказать здесь, что книга Екклесиаста есть не более и не менее как свидетельство этого мудрого царя о том, как он мыслил и действовал во времена своего отпадения от Бога.
Читая эту книгу внимательно, вы скорее найдете, что Соломон во всех своих представлениях, суждениях и заключениях опустился до степени неверующего и необращенного к Богу человека. Он часто сам говорит о том, как он достиг этих взглядов и как совершал свои дела: "и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать" (1:13); "говорил я с сердцем моим" (1:16); "вздумал я в сердце моем" (2:3); "я предпринял большие дела" (2:4); "чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им" (2:10); "и обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость" (2:12) и т.д. И приводимые Эдгаром стихи Екклесиаста суть излияния уже падшего сердца проповедника, в чем каждый может убедиться, читая начало девятой главы: "на все это я обратил сердце мое для исследования".
Обратившись опять к Богу, Соломон искренне сознавал, что все в мире, даже самое лучшее, - суетно и не может его удовлетворить. Это настоятельное утверждение его книги - лучшее доказательство тому, что Соломон обратился к Богу после своего отпадения, потому что только истинный обращенный может дать такое честное заключительное свидетельство.
Но если приходит некто и все эти мысли отпадшего человека, возлелеянные им за время своего отпадения, излагает как Слово Божие и даже берет их за основание своих утверждений, это показывает, что дело его обстоит не совсем ладно. Когда я лично просмотрел вышеприведенные для доказательства тексты из Екклесиаста, то удивился, почему Эдгар не цитировал оттуда третью главу (3:19-21), которую один молодой человек, проникнутый насквозь атеизмом, привел мне как бы в доказательство того, что, по Писанию, нет будущей жизни и что он может быть спокоен, опираясь на Слово Божие. К моему изумлению, он оказался впоследствии настолько недобросовестным, что действительно использовал этот текст для своих целей.
Что со смертью все кончается, должны еще доказать следующие тексты: Исайя 38:18,19 и Псалтирь 6:6. Оба эти стиха звучат из уст раскаявшихся царей, в одном случае Езекии, в другом - Давида. Оба они боялись умереть непримиренными с Господом. Для искренне раскаявшейся души нет ничего ужаснее, как быть принужденным уйти из этого мира непримиренным, поэтому не только у этих двух царей, но и у всякой истинно кающейся души вырывается такая молитва к Богу: "Не дай мне так умереть! Что за выгода Тебе в этом, если никогда мои уста не прославят Тебя в могиле, но Я прославлю Тебя, когда Ты даруешь мне жизнь и спасение?" Спрашивается, может ли подобная молитва служить доказательством того, что вообще никакой хвалы поклонения и мольбы не должно возноситься от умирающего к Богу. Но Эдгар продолжает доказательство, утверждая, будто души умерших находятся в бессознательном состоянии, путем своей излюбленной теории о сне. Конечно, по Писанию, смерть есть сон, но только не сон души, а сон бездушного тела. К этому мы и перейдем.
Остановимся сначала на смерти нашего Господа, которая нам так ясно показана, как никакая другая смерть. Он умер вместо нас, нашей смертью, поэтому не могло быть никакого различия между Его и нашей смертью, а если бы и было, то для Него это должно было проявиться в еще более ужасной остроте, потому что Он умер за грехи и за всех грешников этого мира.
Мы читаем, что Господь душу Свою, то есть "жизнь", предал на смерть (Ис. 53:12), но разве читаем мы, будто она при этом перестала существовать? Мы слышим, что Он говорит: "Душа Моя возмутилась" (Ин. 12:27). И еще: "Душа Моя скорбит смертельно" (Мф. 26:38). Далее пророк предсказывает, что Его душа принесет жертву умилостивления и что Он будет смотреть на подвиг души Своей с довольствием. Но нигде не сказано, что душа Его умерла.
Когда Господь воскликнул: "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" - тогда, наверное, душа Его вошла во глубину вод (Пс. 68:2). Тогда она вкусила духовную смерть, то есть была отлучена от Своего Бога, - умерла, как душа Адама в день вкушения запретного плода, когда она была отчуждена от жизни в Боге, - но от этого, однако, еще не перестала существовать.
Несмотря на то что Иисус был оставлен Богом, Он все-таки крепко держался Его, о чем свидетельствует дважды повторенное слово: "Боже Мой! Боже Мой!". И эта смерть души произошла у Господа, как у Адама, еще при жизни. Как только борьба в Его душе закончилась, Он воскликнул: "Совершилось!" И, воззвав громким голосом: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой", - испустил дух. Одновременно с разлукой души с телом последовала смерть тела, ибо после этих слов Господь скончался (Лк. 23:46). Где же теперь была Его душа? Умерла ли она? Прервалось ли- ее существование? Или она погрузилась в бессознательное состояние?
Можно быть вполне уверенным в том, что Господь Иисус, Которого Отец слышал всегда (Ин. 11:42), был услышан и в этот раз, что душа и дух Его были приняты Отцом, а тело Его положено в гроб. Удивительно, насколько Писание и Сам Господь повсюду ставит в тесную связь со Своей смертью отдачу Своего тела. О Христе мы читаем, что Он, покидая славу небес и входя в мир, говорит Отцу: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне" (Евр. 10:5). Таким образом, уже при входе в мир Христос несет Свое тело на Божий алтарь, то есть навстречу смерти. В ст. 8-9 нам открывается, что именно это есть воля Отца. И Дух Святой (ст. 10) через апостола так запечатлевает значение телесной смерти Христа, описывая славный плод Его отдачи: "по сей-то воле мы освящены единократным принесением тела Иисуса Христа". Здесь нет ни слова о смерти Его дущи.
Если, согласно мнению Эдгара, смерть души есть обязательное возмездие за грех, то Господь при входе в мир сказал бы Отцу и о смерти души. К этому относятся еще многие тексты. Так, Евреям 2:14: "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола". Под плотью и кровью, надеюсь, никто не будет подразуме
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник И. В. Каргель Где, по Писанию, находятся мертвые | Воссер - Воссердэйбуук | Лента друзей Воссер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»