Хочу сказать правду, а почему-то мои слова звучат фальшиво!..
В кондитерской по дороге к нашему хим-теху потрясающие кофейные эклеры.
На улице - ветер порывами.
А я - как пар - бесформенность мыслей поражает.
И читаю я больше и быстрее, чем думаю.
Франсуа Мориак. "Тереза Дескейру"
Терезу судят за попытку убийства собственного мужа, ее отец - небезызвестный человек, член партии, делает все, чтобы процесс велся "спустя рукава", а сам супруг дает показания, которые оправдывают виновную, ". Думаете, потому что он ее любит? Ничего подобного! - вряд ли он даже подозревает, что такое любовь. Все лишь для того, чтобы сохранить честь семьи.
Женщина возвращается в дом, где ее буквально презирают. Представляете, каково такое терпеть?
По дороге из зала суда героиня продумывает свой рассказ-воспоминание. Она считает, что выложив это все Бернару, разъяснит положение, может, он сделает какие-то выводы для себя. Но по приезду решает оставить свою затею - до мужа не достучаться, он не поймет.
Тереза - вольнолюбивая, интересующаяся женщина. Можно сказать, что, нарисовав свою героиню именно такой, Мориак создал совершенно новый женский типаж ("она дымит, как паровоз") в литературе, и, одновременно с этим, первый феминистический роман (если можно так сказать).
На нее давят всей патриархальностью второго десятилетия двадцатого века. Принижают, вплоть до того, что не разрешают выходить на кухню, увозят дочь...
Что может быть проще, чем умереть в этой ситуации? Но роковая случайность - смерть полуглухой тетушки мешает это сделать. Несколько недель взаперти, Тереза не ест и не встает с постели...
А в конце она-таки вырывается на свободу. Из сосновой провинции - в Париж. Ее мечты. И завтракает именно там, где делала это столько раз в своих снах.
Знаете, мне показался этот образ очень близким. В какой-то мере бунтующая против устоев патриархального общества, в чем-то непонятая.
Нужно стремиться к своей цели. Да.
Оставайтесь на нашей волне, гайз.)