
Если раньше большинство верующих, приходящих в церкви ЕХБ, по большей части были людьми так или иначе связанными с баптизмом (прежде всего дети или иные близкие родственники верующих), то сегодня в церковь приходят новые люди. Это необходимо учитывать и этот фактор открывает широкие перспективы. Говоря об уроках, которые хотелось бы вынести из истории (и особенно из нашей новейшей истории), я бы остановился на некоторых, которые необходимо учитывать, вступая в третье тысячелетие.
Служение христианина это не только кафедра в церкви
Несколько десятилетий назад в среде ЕХБ по вполне объяснимым и понятным причинам доминировал изоляционистский подход ко всему "внешнему". Любая активность за пределами церкви или иных религиозных организаций представлялась как бы деятельностью "второго сорта". Если такая точка зрения и могла иметь какое-то право на существование ещё в 70-е 80-е годы прошлого столетия, то сегодня многое зависит от того, сумеет ли церковь понять и осознать то, что для верующего нет предпочтительных и второсортных сфер деятельности. Мы очень часто повторяем выражение – "Каждый баптист – миссионер". Это так, но в то же время это не означает, что речь идёт о "профессиональном миссионере". Важно понимать, что Бог призывает кого-то быть пастором, кого-то учёным, кого-то журналистом, кого-то миссионером, кого-то бизнесменом, кого-то спортсменом и так далее.
И на любой из этих позиций, верующий человек должен прилагать все силы качественно выполнять свою работу, а для этого необходимо учиться и ответственно подходить к своему труду, осознавая, что нет более и менее "благословенных" видов деятельности. Служение христианина и его жизнь это не только проповедь с кафедры, пение в хоре или преподавание в воскресной школе. Возможно, в следствие этого, произошла несколько неверная, на мой взгляд, расстановка акцентов в евангелизации. Мы порою слишком усердствовали (пусть это не покажется странным) в попытках привести людей ко Христу, вместо того, чтобы, наоборот, показать Христа людям, его любовь и актуальность христианства сегодня. Не стоит переоценивать себя, мы не можем никого никуда привести, но мы можем сделать то, что и должны - это принести Христа и христианство людям. Показать Его любовь, милосердие, но сделать это, как это не выглядит парадоксальным, можно лишь тогда, когда приоритетным будет не желание кого-то куда-то приводить или кому-то что-то показывать, а просто самим жить в мире с Богом и искать Его Царства. Всё же остальное будет прилагаться.
Не повторять ошибки комсомола
В последнее время в нашем обществе стало популярным, как в советские времена возрождать различные молодёжные организации. В этом есть свои плюсы. Но, если уж и вспоминать эти времена, то не следует и забывать то, к чему всё это сводилось. "Партия сказала надо – комсомол ответил есть!" - таков был лозунг тех времён. Сегодня есть тенденции возобновления этой практики со всеми её плюсами и минусами. Опять сверху создаются различные молодёжные общественные организации, вся деятельность которых зачастую, сводится к шумным акциям, рассчитанным лишь на внешний эффект – будь то марши в защиту мира во всём мире, шествия в поддержку Анжелы Девис или митинги в поддержку Президента. Подобные мероприятия, которые я хорошо помню в прошлом, можно увидеть и сегодня. Большинству из них было свойственно два общих момента:
1. во-первых, было понятно, что они организуются по инициативе "сверху";
2. во-вторых, большинство из них изначально были рассчитаны на какой-то внешний и шумный эффект, а эффективность была вторична. Возвращаясь ближе к РСЕХБ можно сказать, что сегодня перед молодёжью, в том числе перед молодёжью христианской открыты широкие перспективы. Это касается и возможностей получения образования, как христианского, так и светского, и возможностей трудоустройства, и общения. Безусловно, различные широкомасштабные акции очень важны, но мы должны осознавать, что подобные мероприятия могут быть лишь дополнением к чему-то основному и постоянному. К сожалению, молодым людям порою легче отправится в поход на оленях или собаках на Крайний Север, чтобы рассказать проживающим там людям о любви Христа, чем научиться общаться со своими сверстниками в ВУЗах, где они учатся, на фирмах, где они работают. Как в конце 20 века, так и в начале 21-го, к сожалению, вся активность многих деноменаций (в том числе и ЕХБ) направлена на наркоманов, бомжей, людях проживающих где-то в труднодоступных местах, беспризорниках и т.д. Это безусловно, важно и необходимо делать, но не получается так, что, например, обычный москвич, который имеет и хорошую семью, и образование, и работу и вовсе находится, образно выражаясь, "вне пределов достигаемости"?
Определиться с тем, что есть баптизм, а что есть различные традиции (или предания)
Сегодня в 21 веке перед Союзом ЕХБ стоит задача, которую не было возможности решать раньше. Необходимо определиться с теми основными принципами вероучения, которые должны разделять все церкви, которые входят в состав Союза, оставив, естественно, и поле для разномыслия. Кроме того, необходимо определится с собственной структурой. Часто приходится слышать, о существовании так называемых "народных исповеданий". Чаще всего в нашей стране речь, разумеется, идёт о "народном православии", которое как бы живёт своей жизнью и зачастую очень отличается от официального вероучения. Это свойственно и баптизму. К сожалению, есть вероучение, а есть "народный баптизм". Например, возвращаясь к устройству церкви, нельзя не заметить, что многие рядовые верующие не знают основных принципов баптизма и находятся в полной уверенности, что существуют некие епископы, которые находятся как бы выше поместных церквей и руководят их работой.
В то же время в церквях проводятся катехизационные встречи, но там зачастую более говорят о второстепенных и к тому же неоднозначных вопросах, например, как следует одеваться или причёсываться верующему, какие продукты или напитки можно, а какие нельзя употреблять, какие музыкальные стили предпочтительны, но совершенно не уделяется времени собственно вероучению и принципам баптизма. Безусловно определённые традиции есть в любой деноменации. Есть они и в баптизме (причём зачастую разные в разных общинах). Но мы должны не в коем случае не путать то, что называется традицией (или то, что можно назвать преданием) с собственно вероучением. И ни в коем случае не допускать подмену понятий, когда традиция, которая есть в тех или иных общинах, выдаётся за вероучение. В этом плане можно отметить определённые шаги, сделанные в этом направлении на уровне Союза – появление нового отдела Богословия и катехизации, перед которым и будет в первую очередь и стоит эта задача.
Не впадать в радикальный фундаментализм или либерализм
Это две потенциальные опасности, которые подстерегают каждую деноменацию. Тут действует множество факторов – это и история страны, и история церкви в этой стране. К сожалению, нам россиянам свойственна непримиримость к инакомыслию и радикализм в суждениях. Это не есть особенность баптистов. Мы не очень хорошо умеем дискутировать, уважая мнение другого, но зато с лёгкостью обвиняем друг друга. Умение выстраивать нормальные отношения с братьями из других христианских церквей, например, православными, реформатами, католиками, лютеранами и т.д. является очень важным, особенно в 21 веке.
Конечно, можно ждать, придерживаясь позиции, что я начну уважать мнение другого, когда он начнёт уважать моё, но правильнее, как мне кажется, всё-таки начинать с себя. Наличие разных точек зрения на ряд вопросов внутри деноменации, а также с другими христианами, не означает отказ от своих собственных убеждений. Мы должны уметь вести дискуссию, уважая точку зрения собеседника. В этой связи хочу привести слова Честертона: "Мой брат, Сесил Эдвард Честертон, родился когда мне было пять лет, и после небольшой передышки принялся со мой спорить. Он продолжал спорить до самой смерти… Мне приятно вспоминать, что на протяжении всех этих лет мы ни на минуту не прекращали спорить, однако ни разу ни поссорились. Быть может, ссора именно потому неприемлема, что она может прекратить любой спор".
Перспективы
Есть ли перспективы у российского баптизма? Тут многое зависит от того, что считать перспективой? Если речь идёт о том, чтобы стать крупнейшей деноменацией в стране – едва ли.
Если же говорить о духовном росте верующих и росте их влияния в обществе – да. Но для этого надо уметь делать две вещи. Во-первых, признавать свои ошибки, а во-вторых, исправлять их. Если научиться делать эти две вещи, то перспективы очень хорошие. А вот насколько удастся их осуществить – покажет время, причём, как мне кажется, ближайшее время. В заключение отмечу, что на днях я присутствовал на круглом столе о церкви ЕХБ. Там, в частности, прозвучала, фраза, которая мне запомнилась, об отличие российского баптиста от американского: "российский баптист выживет в любых обстоятельствах". Это подразумевало и бытовые условия жизни, и экономическое положение в обществе, и социальные условия. Что ж, если мы так живучи, то, вероятно, это хорошо. Но я бы, пожалуй, продолжил это сравнение: "в то время американский баптист приложит все силы, чтобы изменить эти обстоятельства к лучшему". Вот последнего нам, к сожалению, очень не достаёт.
Михаил Неволин
Источник: Другие новости