Людмила ПРОЦАЙ, Алла АЛЕКСАНДРОВА
"Редко случалось, чтоб русский долго оставался неженатым, если только болезнь была этому причиною, или какое-нибудь горе не мыкало им в разные стороны, или он не расположен был вступить в монастырь", - писал русский историк Н. И. Костомаров. В летописях России сохранилось немало интересных свидетельств по брачному праву, воспоминаний очевидцев, да и семейных легенд о традициях, церемониях проведения свадебных торжеств.
За год до основания Санкт-Петербурга - 3 апреля 1702 года - появился первый законодательный акт Петра I по делам брачным. В те времена отцы семейств, решившие женить своих детей, советовались с родными и знакомыми - какую выбрать семью, где была бы подходящая невеста для их рода. В избранный дом посылали сватов для предварительного объяснения. Жениху не полагалось видеть невесту до свадьбы. И на смотрины невесты отправлялась мать жениха или его родственница, мнению которой доверяли. Русский человек искал себе невесту такую, чтобы она "свекру-батюшке, свекрови-матушке послушлива", "золовкам-сестрам досужлива", "доброму молодцу полюбовна".
И вот, согласно петровскому указу, отцы семейств должны были предоставить своим детям возможность познакомиться и присмотреться друг к другу - "аще бы жених обручил себе невесту, не узревши ее прежде обручения,.. мнящи яко красна есть и благообразна, нескорбна и здорова, и обручение же аще бы увидал, яко есть безобразна, скорбна и нездорова, может от нея быть свободен". Были сформулированы и законодательно подтверждены многие другие условия вступления в брак.
Несмотря на то что без родительского благословения или разрешения вышестоящего начальства вступать в брак не разрешалось, бывали случаи "умыкания" благородных девиц из родительского дома. Один из таких случаев описала газета "Санкт-Петербургские ведомости" за 1731 год (39):
"На сих днях случилось здесь зело редкое приключение. А именно: некоторый кавалергард полюбил недавно некоторую российскую, шляхетской породы, девицу. Но понеже он иным образом получить не мог, как силою, что он ее увезти намерился, то нашел он к тому на сих же днях сей случай как помянутая девица с ее бабкою выехала, взял он ее от ея бабки из кареты силою, и поехал в церковь, в которой он попу тоя церкви себя с оной девицею немедленно обвенчать велел, и потом домой поехал ради совершения сего начатого законного брака. Между тем, учинилось сие при Дворе известно, и тогда в дом новобрачных того ж числа некая особа отправлена... Он (муж) взят того ж числа с попом и со всеми, которые ему в том помогали, под караул, и ныне всяк зело желает ведать, каким образом сие курьезное и любительное приключение окончится".
Но не такими уж безвольными были невесты в XVIII веке! Трезвый расчет и продуманный план будущей жизни не мешали нежным мечтаниям о любви и семейном гнездышке. Когда поэт, сенатор Г. Р. Державин сделал предложение девице Дьяковой, она две недели изучала приходные и расходные книги своего потенциального жениха. Тридцатилетняя невеста объяснила 50-летнему жениху, что должна знать "может ли она содержать дом сообразно с чином и летами". Смогла, и доходы Державиных заметно возросли.
Случались в старину и необычные, даже эпатажные для своего времени свадебные истории. В книге "Русская женщина" рассказывается о свадьбе, нетипичной для XVIII века.
"Одна помещица девица лет под тридцать - познакомилась однажды с соседом-помещиком, молодым офицером. Раз она позвала его к себе в гости, угостила обедом, а после обеда пригласила погулять. На пути им встретилась церковь и барышня самым естественным образом просила гостя войти туда. В церкви их неожиданно встретил священник с крестом и евангелием, и гостеприимная хозяйка объявила молодому человеку, что они должны сейчас же обвенчаться. Пораженный таким сюрпризом, офицерик стал было отбиваться и руками и ногами от предложенного счастья, но мужественная барышня указала ему на стоявших сзади нее верных холопов с плетьми и предложила ультиматум: или идти с нею под венец или ложиться под плети, нечего делать - обвенчались".
Минуло чуть больше ста лет, и снова свадебная авантюра:
"Некто Давид, француз и аферист, приехал в Петербург в 1845 г. искать счастья. Он познакомился с богатым купеческим семейством Цаплиных. Семейство состояло из двух братьев и сестры. Девица Елизавета Цаплина получила отличное образование, была хороша собою, и что было самым притягательным для нашего спекулянта, имела 50.000 руб., кроме богатого приданого в вещах. Братья не соглашались на брак, тогда ловкий спекулянт увез девушку, в прочем с ее согласия. После свадьбы братья отдали сестре ее капитал, который, конечно, попал в руки Давида. Аферист в короткое время успел проиграть почти все состояние жены, мало того, начал с ней дурно обращаться. Возвратясь однажды домой в ярости от проигрыша, он стал требовать чтобы жена поехала просить денег у братьев. На отказ жены он отвечал побоями, которые имели ужасное последствие. Жена кормила ребенка, молоко бросилось ей в голову. Муж поместил ее в какую-то петербургскую больницу. Там пробыла несчастная женщина пять лет, не будучи сумасшедшей".
И все-таки здоровая и мудрая житейская мораль, крепко связанная с церковными канонами, вела чаще всего к прочным и долговечным бракам. Ведь, по нормам морали и христианским заветам, в брак вступали раз и навсегда. Мужчина и женщина перед алтарем клялись любить друг друга до конца жизни и всегда быть вместе. И муж, предлагая жене руку и сердце, просил разделить с ним кров, стол и ложе...
[показать]
http://www.spbvedomosti.ru